Ловушки для финансистов
Наказание за фальсификацию финансовых документов и отчетности банков будет ужесточено. Соответствующие поправки в Уголовный кодекс были одобрены Госдумой в первом чтении.
Сегодня УК РФ за этот вид преступлений предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
При этом не предусмотрена ответственность за фальсификацию финансовых документов учета и отчетности финансовой организации, совершенную группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
Правительство, руководствуясь Национальным планом по борьбе с коррупцией, внесло поправки в Уголовный кодекс, в которых предлагает штрафовать нарушителей «от трех до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, либо лишения свободы на срок до семи лет с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет за фальсификацию финансовых документов учета и отчетности финансовых организаций, совершенную группой лиц по предварительному сговору или организованной группой».
Следователь также будет обязан в рамках международных правоотношений направить запрос в государство, где у подозреваемого или обвиняемого есть активы.
Официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра юстиции Юрий Любимов заявил, что действие статьи 172.1 УК РФ предлагается распространить на случаи, когда фальсификация финансовых документов учета и отчетности совершается для сокрытия оснований для отзыва или аннулирования у организации лицензии или назначения у организации временной администрации вне зависимости от того, является ли отзыв или аннулирование лицензии обязательным или осуществляется по усмотрению Банка России.
По словам Любимова, предлагаемые меры будут являться действенным правовым механизмом противодействия преступлениям в финансовой сфере.
Помимо этого поправки в статью 160.1 УПК РФ предлагается распространить на случаи, когда за совершенное преступление предусмотрена конфискация имущества. По словам депутата Александра Грибова, предложенные меры позволят выявить имущество, которое может быть направлено для того, чтобы эффективно возмещать вред, причиненный преступниками.
Вопрос с конфискацией имущества вызвал большой интерес у депутатов.
Сергей Иванов (ЛДПР) напомнил, что сегодня конфискации подлежат только предметы совершения преступления, а также товары, которые с нарушениями пересекают таможенную границу. А в статье 161 арест заменяется конфискацией. По словам Иванова, арест как обеспечительная мера – это понятно, поэтому что человек может реализовать имущество, которое потом будет возвращено в доход государства. Но конфискация до решения суда - вообще непонятная мера, которая противоречит всем нашим установкам.
Между тем, Грибов попытался развеять эти сомнения, пояснив, что если кто-то вывел деньги, допустим, за рубеж, следователь, дознаватель должен в рамках международного сотрудничества выявить эти активы. Там на них будет наложен арест. Возмещать убытки, например, можно будет за счет конфискованных активов. «То есть конфискации не будет по факту. Имущество будет арестовано до момента принятия решения, что с ним делать, как за счет него будет возмещаться вред», - пояснил законодательную меру Грибов.
В свою очередь, Николай Коломейцев (КПРФ) отметил, что за время нахождения на своем посту главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной лицензии были отозваны у около 400 банков. Он поинтересовался, сколько из них в результате были переданы в прокуратуру и сколько было возбуждено уголовных дел?
Любимов на этот вопрос не ответил, сославшись на то, что такой статистикой не располагает.
Юрий Синельщиков (КПРФ) заявил о том, что фракция поддержит законопроект, но к качеству документа имеется много замечаний. По его словам, прежде всего, статьи 171 и 160 Уголовно-процессуального кодекса не имеют отношения одна к другой. Объединяет их только одно, что о них говорилось в поручении первого заместителя правительства РФ Игоря Шувалова. «Ну, Шувалов мог бы говорить о 40 нормативных актах, это не значит, что надо было все сводить в одну кучу», - заметил Синельщиков. Кроме того, он обратил внимание на то, что на следователя возлагается обязанность накладывать арест на имущество, на которое может быть обращено взыскание. В то же время, по словам Синельщикова, есть статья 115 Уголовного кодекса, где подробно все это прописано. Там по существу содержится инструкция для следователя. «Зачем мы еще раз говорим об этом в совершено другой статье?» - задался вопросом депутат, обратив внимание на то, что в законе прописывается порядок, каким образом должны решаться вопросы в том случае, когда имущество находится на территории иностранного государства. При этом, по словам Синельщикова, правовое управление Госдумы отметило, что эта норма лишняя, потому что это детально прописано в статье 53. «И кто изобрел это новшество, я слабо себе представляю, похоже, это писал какой-то студент», - заметил Синельщиков.
Впрочем, все эти замечания депутатов не смутили. Они договорились доработать законопроект при подготовке ко второму чтению.
При этом не предусмотрена ответственность за фальсификацию финансовых документов учета и отчетности финансовой организации, совершенную группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
Правительство, руководствуясь Национальным планом по борьбе с коррупцией, внесло поправки в Уголовный кодекс, в которых предлагает штрафовать нарушителей «от трех до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, либо лишения свободы на срок до семи лет с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет за фальсификацию финансовых документов учета и отчетности финансовых организаций, совершенную группой лиц по предварительному сговору или организованной группой».
Следователь также будет обязан в рамках международных правоотношений направить запрос в государство, где у подозреваемого или обвиняемого есть активы.
Официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра юстиции Юрий Любимов заявил, что действие статьи 172.1 УК РФ предлагается распространить на случаи, когда фальсификация финансовых документов учета и отчетности совершается для сокрытия оснований для отзыва или аннулирования у организации лицензии или назначения у организации временной администрации вне зависимости от того, является ли отзыв или аннулирование лицензии обязательным или осуществляется по усмотрению Банка России.
По словам Любимова, предлагаемые меры будут являться действенным правовым механизмом противодействия преступлениям в финансовой сфере.
Помимо этого поправки в статью 160.1 УПК РФ предлагается распространить на случаи, когда за совершенное преступление предусмотрена конфискация имущества. По словам депутата Александра Грибова, предложенные меры позволят выявить имущество, которое может быть направлено для того, чтобы эффективно возмещать вред, причиненный преступниками.
Вопрос с конфискацией имущества вызвал большой интерес у депутатов.
Сергей Иванов (ЛДПР) напомнил, что сегодня конфискации подлежат только предметы совершения преступления, а также товары, которые с нарушениями пересекают таможенную границу. А в статье 161 арест заменяется конфискацией. По словам Иванова, арест как обеспечительная мера – это понятно, поэтому что человек может реализовать имущество, которое потом будет возвращено в доход государства. Но конфискация до решения суда - вообще непонятная мера, которая противоречит всем нашим установкам.
Между тем, Грибов попытался развеять эти сомнения, пояснив, что если кто-то вывел деньги, допустим, за рубеж, следователь, дознаватель должен в рамках международного сотрудничества выявить эти активы. Там на них будет наложен арест. Возмещать убытки, например, можно будет за счет конфискованных активов. «То есть конфискации не будет по факту. Имущество будет арестовано до момента принятия решения, что с ним делать, как за счет него будет возмещаться вред», - пояснил законодательную меру Грибов.
В свою очередь, Николай Коломейцев (КПРФ) отметил, что за время нахождения на своем посту главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной лицензии были отозваны у около 400 банков. Он поинтересовался, сколько из них в результате были переданы в прокуратуру и сколько было возбуждено уголовных дел?
Любимов на этот вопрос не ответил, сославшись на то, что такой статистикой не располагает.
Юрий Синельщиков (КПРФ) заявил о том, что фракция поддержит законопроект, но к качеству документа имеется много замечаний. По его словам, прежде всего, статьи 171 и 160 Уголовно-процессуального кодекса не имеют отношения одна к другой. Объединяет их только одно, что о них говорилось в поручении первого заместителя правительства РФ Игоря Шувалова. «Ну, Шувалов мог бы говорить о 40 нормативных актах, это не значит, что надо было все сводить в одну кучу», - заметил Синельщиков. Кроме того, он обратил внимание на то, что на следователя возлагается обязанность накладывать арест на имущество, на которое может быть обращено взыскание. В то же время, по словам Синельщикова, есть статья 115 Уголовного кодекса, где подробно все это прописано. Там по существу содержится инструкция для следователя. «Зачем мы еще раз говорим об этом в совершено другой статье?» - задался вопросом депутат, обратив внимание на то, что в законе прописывается порядок, каким образом должны решаться вопросы в том случае, когда имущество находится на территории иностранного государства. При этом, по словам Синельщикова, правовое управление Госдумы отметило, что эта норма лишняя, потому что это детально прописано в статье 53. «И кто изобрел это новшество, я слабо себе представляю, похоже, это писал какой-то студент», - заметил Синельщиков.
Впрочем, все эти замечания депутатов не смутили. Они договорились доработать законопроект при подготовке ко второму чтению.