Лужков-Путин: Битва за Москву
Было ли выступление президента, своего рода, угрозой-предупреждением московским властям? Ведь о коррумпированности столичного строительного комплекса ходят легенды. Или президент подумал о чем-то своем? Ряд экспертов считают, что своим заявлением Владимир Путин поставил крест на решениях столичной думы.
Впрочем, есть основания полагать, что речь идет о куда более значимых вещах, чем благополучие московских обывателей. Капитальный ремонт жилых зданий вдруг обеспокоил столичное начальство разных уровней. Сначала Мосгордума приняла в первом чтении проект закона «Об основах жилищной политики города Москвы», в соответствии с которым расходы москвичей на содержание жилья вырастут, по оценкам ряда экспертов, в разы. А буквально уже на следующий день, 17 мая, Владимир Путин, выступая перед Общественной палатой, предложил общественникам взяться за контроль над реформированием жилищного комплекса и за грядущим глобальным капитальным ремонтом ветхого жилья в России.
«Стыдно говорить, но это очень коррумпированная сфера. Очень», — посетовал президент, как будто у него не было семи лет, чтобы разобраться с этой проблемой. Было ли выступление президента, своего рода, угрозой-предупреждением московским властям? Ведь о коррумпированности столичного строительного комплекса ходят легенды. Или президент подумал о чем-то своем? Ряд экспертов считают, что своим заявлением Владимир Путин поставил крест на решениях столичной думы. Впрочем, есть основания полагать, что речь идет о куда более значимых вещах, чем благополучие московских обывателей.
Жилищные инициативы
Можно решить, что столичные власти выступили с двумя очень не популярными инициативами вдруг. Во-первых, речь идет о том самом законе «Об основах жилищной политики города Москвы», в соответствии с которым заботу о капитальном ремонте зданий предполагается переложить на плечи самих жильцов. Как, например, отмечает оппозиционный депутат Мосгордумы от фракции «Яблоко» Сергей Митрохин, вступление в силу положения о финансировании капремонта за счет собственников жилья станет «огромным ударом по кошельку граждан». По его словам, коммунальные платежи в этом случае «возрастут в полтора — два раза».
«В платежках появится графа «средства на капитальный ремонт», причем средства будут уходить неизвестно куда», - заметил депутат. Вторая инициатива апологетов столичных властей, так же будет способствовать значительному росту коммунальных затрат москвичей. Речь идет о попытке сделать обязательной страховку жилья, причем с увеличением ее размера. Федеральные электронные СМИ эти новости не заинтересовали. Может быть потому, что они не укладываются в выбранную федеральными каналами политику — «больше позитива». А может потому, что мэр Москвы Юрий Лужков умудрился ни разу не засветиться с этими непопулярными инициативами. Хотя очевидно, что без его ведома и одобрения правительство Москвы вряд ли стало бы выступать с подобными предложениями.
Ва-банк Лужкова Столичное правительство свои предложения переложить расходы о капитальном ремонте на плечи граждан обосновывает ссылками на федеральное законодательство: дескать, мы лишь приводим региональное законодательство в соответствие с федеральным. Так что претензии, кажется надо предъявлять не мэрии Москвы, а «Единой России», которая последние семь лет практически монопольно отвечает за отечественное законодательство. И, тем не менее, инициативы столичного правительства ни как не укладываются в сложившийся образ Лужкова.
Стоит вспомнить и о надбавках столичным учителям, врачам, пенсионерам, и о том, что Москва, наверное, последний город в стране, где рядовые горожане имеют шанс получить квартиру от государства. Да и в целом социальная защищенность москвичей куда лучше, чем у остальных россиян. А потому стремление взвалить на жителей столицы новые непомерные расходы ни как не вписывается в образ «заботливого градоначальника» Лужкова. Зато нельзя не обратить внимания, что инициативы мэрии о новых поборах с горожан появились вскоре после апрельского визита мэра Москвы к президенту.
Помнится, накануне визита в СМИ было поднято много шума по этому поводу. В частности, с подачи мэрии было заявлено, что столичный мэр в ходе встречи собирается поставить перед президентом вопрос о доверии. Правда, потом Лужков сам опроверг это свое намерение. Существует предположение, что в Кремле столичному мэру намекнули, что подобная просьба может оказаться преждевременна, или, что еще для него хуже, не будет удовлетворена. Не исключено, что последние столичные жилищные инициативы, что-то вроде намека Кремлю: «не убивай меня, я тебе еще пригожусь».
Цугцванг для Путина
Помнится накануне прошлых выборов, а случилось так, что выборы мэра Москвы и депутатов Госдумы совпадают по срокам, ходили слухи о том, что Кремль изо всех сил старается снять Лужкова. Мол, столичному мэру дадут возможность поспособствовать выборам «Единой России» и Владимира Путина на второй срок, после чего попросят уйти. Однако возможностей снять выбранного мэра у Кремля не оказалось. По идее оставалось подождать новых выборов, когда у Лужкова закончился бы уже четвертый срок, и кресло столичного градоначальника освободилось бы автоматически.
Кремль уже давно освоил технологию управления выборами, а потому избрать себе удобного мэра в столице для администрации президента, вероятно, не составило бы труда. Но тут случился Беслан и знаменитое решение Путина, нарушившего все свои обещания, и отменившего выборы глав регионов. Логику, связавшую выборы губернаторов с терроризмом понять не возможно. Гораздо проще понять стремление Кремля усилить вертикаль власти и избавиться от оппозиции региональных лидеров. Еще проще, согласиться с утверждениями некоторых экспертов, посчитавших, что, отменив выборы «питерские», стремились сделать региональные элиты, зависимыми от Кремля, таким образом, навечно закрепив свою власть в России. Но случился казус, предвидеть который было, в общем-то, не сложно. Оказалось, что избавиться от наиболее неприемлемых для себя лидеров Кремль по новым правилам как раз и не может. Первым примером стал Дагестан.
«Ситуация в Дагестане выходит из-под контроля, республику ждет неуправляемое развитие событий вплоть до распада». Такие прогнозы содержала «Справка об обстановке в Республике Дагестан и мерах ее стабилизации», подготовленная аппаратом полпреда президента в ЮФО Дмитрия Козака, частично опубликованная летом 2005 года «Московским комсомольцем». Неоднократно Козак заявлял и о катастрофическом расцвете коррупции в регионе, от которой по официальной версии и должна была избавить регионы отмена выборов. Но когда дело дошло до назначения нового президента республики, все на что оказался способен Кремль — это рокировка главы республики с руководителем местного парламента, что абсолютно ничего не изменило в расстановке сил в Дагестане.
Впрочем, еще до Дагестана, «питерским силовикам» не удалось отстоять второй срок своего ставленника — губернатора Ходырева. Сопротивление региональной элиты в Нижегородской области оказалось столь сильным, что Кремлю пришлось искать компромиссный вариант, послав туда вице-мэра Москвы Шанцева. Илюмжинов в Калмыкии, Рахимов в Башкирии, Кадыров в Чечне, Шаймиев в Татарии и многие другие региональные лидеры вместо того, чтобы уйти естественным путем, получили почти пожизненные вотчины, причем Кремль зависит от их прихотей куда больше, чем они от Кремля.
Лужков так же находится в этой бессменной компании, хотя и вынужден на всякий случай подстраховываться. Кремль же, разогнав потенциальных преемников Лужкова — Бооса, Шанцева и Меня, вдруг обнаружил, что ему не кого оставить на Москве, кто был бы и лоялен питерским и смог бы разобраться в созданной Лужковым столичной бюрократической системе, не обрушив ее накануне выборов.
Весеннее обострение
По одной из версий Путин еще в феврале гарантировал Лужкову продление полномочий, правда, при выполнении определенных условий. О главном не трудно догадаться, доступ «питерских» к московским богатствам, прежде всего к строительному комплексу. Кроме того, Лужков, под контролем полпреда президента в Центральном федеральном округе Полтавченко, руководителя администрации президента Собянина и, естественно, самого Путина, должен омолодить команду. В переводе с бюрократического это, наверное, должно означать воспитание наследника из того, на кого укажут в Кремле, как это было на Камчатке с губернатором Машковцевым. В лучшем случае — это окажется кто-то из московских генералов, примкнувших к питерским, в худшем—какая-нибудь матвиенка.
Наблюдатели считают, что Лужков условия проигнорировал, а потому ему и напомнили не давно «о доверии». Теперь, дескать, московский мэр должен стать более сговорчивым, и быстрее пойдет на выполнение условий Кремля. Но, похоже, столичный градоначальник решил сыграть в свою игру, обозначив свои условия доверия Кремлю. Очевидно, что ни о каких «наследниках» Лужков договариваться не собирается.
Что же касается допуска питерских к столичному строительству, то, как бы совершенно случайно, в Москве опять заговорили о том, что не плохо бы расширить территорию столицы за счет ближайшего Подмосковья, а то строить-то уже не где. Может быть, это встречные условия Лужкова? Ну, а чтобы не случилось какой-нибудь непредвиденной отставки по причине «утраты доверия президента» Лужков решил подстраховаться, напомнив Кремлю, кто в столице делает выборы. А здесь живут и трудятся без малого почти 10% российских избирателей.
Конечно, «Единая Россия» по-любому выборы выиграет. Но соберет она в Москве 70% или 15%, будет зависеть от того, что увидят москвичи в своих платежках накануне выборов. Если, как предсказывает депутат Митрохин, квартплата за скромные 60 метров в московской хрущевке вырастет в октябре-ноябре с трех до 4,5-6 тысяч рублей, то развлечения Зурабова с лекарствами покажутся детскими шалостями, хотя партии власти припомнят и их. Возможно, это покажется надуманным преувеличением, но создается впечатление, что столичный мэр дал понять Кремлю, что если ему не окажут доверия, у него останутся время и возможности «обломить» избирательные надежды и партии власти и потенциального преемника. В Кремле это, кажется, тоже поняли, и теперь пытаются образумить Лужкова, намекая, что и его может постигнуть судьба иных градоначальников, что теперь оправдываются перед следователями за свои злоупотребления. Вот только и Лужков, и Кремль понимают, что это вряд ли. Будь у питерских возможность, они давно поменяли бы градоначальника в столице. Но судя по всему возможности такой нет.
Впрочем, существует версия, согласно которой Лужков лишь старается выторговать у Кремля более выгодные условия для своей отставки, чтобы не оказаться вдруг послом где-нибудь в Улан-Баторе. Как бы то ни было, до выборов стороны путем взаимного шантажа и угроз будут искать компромисс. Ну, а разменной монетой как всегда будет электорат.
«Стыдно говорить, но это очень коррумпированная сфера. Очень», — посетовал президент, как будто у него не было семи лет, чтобы разобраться с этой проблемой. Было ли выступление президента, своего рода, угрозой-предупреждением московским властям? Ведь о коррумпированности столичного строительного комплекса ходят легенды. Или президент подумал о чем-то своем? Ряд экспертов считают, что своим заявлением Владимир Путин поставил крест на решениях столичной думы. Впрочем, есть основания полагать, что речь идет о куда более значимых вещах, чем благополучие московских обывателей.
Жилищные инициативы
Можно решить, что столичные власти выступили с двумя очень не популярными инициативами вдруг. Во-первых, речь идет о том самом законе «Об основах жилищной политики города Москвы», в соответствии с которым заботу о капитальном ремонте зданий предполагается переложить на плечи самих жильцов. Как, например, отмечает оппозиционный депутат Мосгордумы от фракции «Яблоко» Сергей Митрохин, вступление в силу положения о финансировании капремонта за счет собственников жилья станет «огромным ударом по кошельку граждан». По его словам, коммунальные платежи в этом случае «возрастут в полтора — два раза».
«В платежках появится графа «средства на капитальный ремонт», причем средства будут уходить неизвестно куда», - заметил депутат. Вторая инициатива апологетов столичных властей, так же будет способствовать значительному росту коммунальных затрат москвичей. Речь идет о попытке сделать обязательной страховку жилья, причем с увеличением ее размера. Федеральные электронные СМИ эти новости не заинтересовали. Может быть потому, что они не укладываются в выбранную федеральными каналами политику — «больше позитива». А может потому, что мэр Москвы Юрий Лужков умудрился ни разу не засветиться с этими непопулярными инициативами. Хотя очевидно, что без его ведома и одобрения правительство Москвы вряд ли стало бы выступать с подобными предложениями.
Ва-банк Лужкова Столичное правительство свои предложения переложить расходы о капитальном ремонте на плечи граждан обосновывает ссылками на федеральное законодательство: дескать, мы лишь приводим региональное законодательство в соответствие с федеральным. Так что претензии, кажется надо предъявлять не мэрии Москвы, а «Единой России», которая последние семь лет практически монопольно отвечает за отечественное законодательство. И, тем не менее, инициативы столичного правительства ни как не укладываются в сложившийся образ Лужкова.
Стоит вспомнить и о надбавках столичным учителям, врачам, пенсионерам, и о том, что Москва, наверное, последний город в стране, где рядовые горожане имеют шанс получить квартиру от государства. Да и в целом социальная защищенность москвичей куда лучше, чем у остальных россиян. А потому стремление взвалить на жителей столицы новые непомерные расходы ни как не вписывается в образ «заботливого градоначальника» Лужкова. Зато нельзя не обратить внимания, что инициативы мэрии о новых поборах с горожан появились вскоре после апрельского визита мэра Москвы к президенту.
Помнится, накануне визита в СМИ было поднято много шума по этому поводу. В частности, с подачи мэрии было заявлено, что столичный мэр в ходе встречи собирается поставить перед президентом вопрос о доверии. Правда, потом Лужков сам опроверг это свое намерение. Существует предположение, что в Кремле столичному мэру намекнули, что подобная просьба может оказаться преждевременна, или, что еще для него хуже, не будет удовлетворена. Не исключено, что последние столичные жилищные инициативы, что-то вроде намека Кремлю: «не убивай меня, я тебе еще пригожусь».
Цугцванг для Путина
Помнится накануне прошлых выборов, а случилось так, что выборы мэра Москвы и депутатов Госдумы совпадают по срокам, ходили слухи о том, что Кремль изо всех сил старается снять Лужкова. Мол, столичному мэру дадут возможность поспособствовать выборам «Единой России» и Владимира Путина на второй срок, после чего попросят уйти. Однако возможностей снять выбранного мэра у Кремля не оказалось. По идее оставалось подождать новых выборов, когда у Лужкова закончился бы уже четвертый срок, и кресло столичного градоначальника освободилось бы автоматически.
Кремль уже давно освоил технологию управления выборами, а потому избрать себе удобного мэра в столице для администрации президента, вероятно, не составило бы труда. Но тут случился Беслан и знаменитое решение Путина, нарушившего все свои обещания, и отменившего выборы глав регионов. Логику, связавшую выборы губернаторов с терроризмом понять не возможно. Гораздо проще понять стремление Кремля усилить вертикаль власти и избавиться от оппозиции региональных лидеров. Еще проще, согласиться с утверждениями некоторых экспертов, посчитавших, что, отменив выборы «питерские», стремились сделать региональные элиты, зависимыми от Кремля, таким образом, навечно закрепив свою власть в России. Но случился казус, предвидеть который было, в общем-то, не сложно. Оказалось, что избавиться от наиболее неприемлемых для себя лидеров Кремль по новым правилам как раз и не может. Первым примером стал Дагестан.
«Ситуация в Дагестане выходит из-под контроля, республику ждет неуправляемое развитие событий вплоть до распада». Такие прогнозы содержала «Справка об обстановке в Республике Дагестан и мерах ее стабилизации», подготовленная аппаратом полпреда президента в ЮФО Дмитрия Козака, частично опубликованная летом 2005 года «Московским комсомольцем». Неоднократно Козак заявлял и о катастрофическом расцвете коррупции в регионе, от которой по официальной версии и должна была избавить регионы отмена выборов. Но когда дело дошло до назначения нового президента республики, все на что оказался способен Кремль — это рокировка главы республики с руководителем местного парламента, что абсолютно ничего не изменило в расстановке сил в Дагестане.
Впрочем, еще до Дагестана, «питерским силовикам» не удалось отстоять второй срок своего ставленника — губернатора Ходырева. Сопротивление региональной элиты в Нижегородской области оказалось столь сильным, что Кремлю пришлось искать компромиссный вариант, послав туда вице-мэра Москвы Шанцева. Илюмжинов в Калмыкии, Рахимов в Башкирии, Кадыров в Чечне, Шаймиев в Татарии и многие другие региональные лидеры вместо того, чтобы уйти естественным путем, получили почти пожизненные вотчины, причем Кремль зависит от их прихотей куда больше, чем они от Кремля.
Лужков так же находится в этой бессменной компании, хотя и вынужден на всякий случай подстраховываться. Кремль же, разогнав потенциальных преемников Лужкова — Бооса, Шанцева и Меня, вдруг обнаружил, что ему не кого оставить на Москве, кто был бы и лоялен питерским и смог бы разобраться в созданной Лужковым столичной бюрократической системе, не обрушив ее накануне выборов.
Весеннее обострение
По одной из версий Путин еще в феврале гарантировал Лужкову продление полномочий, правда, при выполнении определенных условий. О главном не трудно догадаться, доступ «питерских» к московским богатствам, прежде всего к строительному комплексу. Кроме того, Лужков, под контролем полпреда президента в Центральном федеральном округе Полтавченко, руководителя администрации президента Собянина и, естественно, самого Путина, должен омолодить команду. В переводе с бюрократического это, наверное, должно означать воспитание наследника из того, на кого укажут в Кремле, как это было на Камчатке с губернатором Машковцевым. В лучшем случае — это окажется кто-то из московских генералов, примкнувших к питерским, в худшем—какая-нибудь матвиенка.
Наблюдатели считают, что Лужков условия проигнорировал, а потому ему и напомнили не давно «о доверии». Теперь, дескать, московский мэр должен стать более сговорчивым, и быстрее пойдет на выполнение условий Кремля. Но, похоже, столичный градоначальник решил сыграть в свою игру, обозначив свои условия доверия Кремлю. Очевидно, что ни о каких «наследниках» Лужков договариваться не собирается.
Что же касается допуска питерских к столичному строительству, то, как бы совершенно случайно, в Москве опять заговорили о том, что не плохо бы расширить территорию столицы за счет ближайшего Подмосковья, а то строить-то уже не где. Может быть, это встречные условия Лужкова? Ну, а чтобы не случилось какой-нибудь непредвиденной отставки по причине «утраты доверия президента» Лужков решил подстраховаться, напомнив Кремлю, кто в столице делает выборы. А здесь живут и трудятся без малого почти 10% российских избирателей.
Конечно, «Единая Россия» по-любому выборы выиграет. Но соберет она в Москве 70% или 15%, будет зависеть от того, что увидят москвичи в своих платежках накануне выборов. Если, как предсказывает депутат Митрохин, квартплата за скромные 60 метров в московской хрущевке вырастет в октябре-ноябре с трех до 4,5-6 тысяч рублей, то развлечения Зурабова с лекарствами покажутся детскими шалостями, хотя партии власти припомнят и их. Возможно, это покажется надуманным преувеличением, но создается впечатление, что столичный мэр дал понять Кремлю, что если ему не окажут доверия, у него останутся время и возможности «обломить» избирательные надежды и партии власти и потенциального преемника. В Кремле это, кажется, тоже поняли, и теперь пытаются образумить Лужкова, намекая, что и его может постигнуть судьба иных градоначальников, что теперь оправдываются перед следователями за свои злоупотребления. Вот только и Лужков, и Кремль понимают, что это вряд ли. Будь у питерских возможность, они давно поменяли бы градоначальника в столице. Но судя по всему возможности такой нет.
Впрочем, существует версия, согласно которой Лужков лишь старается выторговать у Кремля более выгодные условия для своей отставки, чтобы не оказаться вдруг послом где-нибудь в Улан-Баторе. Как бы то ни было, до выборов стороны путем взаимного шантажа и угроз будут искать компромисс. Ну, а разменной монетой как всегда будет электорат.