Маленький секрет больших побед КАМАЗА
Команда «КАМАЗ-мастер» завоевала сразу первое, второе и третье места в категории грузовиков в ралли «Дакар-2021». Уже вчера вечером, 17 января, гонщики вернулись в Набережные Челны.
43-й ралли-марафон «Дакар», стартовавший 3 января в Джидде и преодолевший огромную петлю длиной в 8000 км по Аравийскому полуострову, завершился на берегу Красного моря. История этой гонки непроста: до 2008 года она проходила от Парижа до Дакара через пески Сахары, затем до 2019 года - в Южной Америке. В прошлом году ралли перебралось в Азию, ограничившись пока только Саудовской Аравией. Хотя планы заехать в соседние страны его организаторы не скрывают, однако в нынешнем году о расширении географии не могло идти и речи из-за пандемии коронавируса.
Ралли проходило в условиях жестких ограничений - пилотам и членам команд строжайше запретили общаться с местным населением. Экипажи и персонал прошли 2-дневный карантин в комфортабельном отеле и не однажды сдавали местным медикам тест на коронавирус. Слава Богу, в спортивную борьбу медицинский фактор не вмешался, хотя риск отмены «Дакара» из-за пандемии был как никогда высок.
Однако несмотря на трудности наши экипажи с поставленной задачей показать высокие результаты справились. Хотя и не без приключений. Вот только один эпизод. Вертолет со съемочной группой, низко зависнув на последнем 12-м этапе зацепил грузовик нашей команды. В это время российская машина подпрыгнула на кочке, и в результате лыжа вертолета повредила воздухозаборник.
Фото: carfactum.ru
Итак, команда из Набережных Челнов добилась уникального результата. Сразу три экипажа поднялись на пьедестал ралли «Дакар-2021», не оставив шансов преследователям. «Золотые, серебряные и бронзовые бедуины» «Дакара» вновь оказались в руках россиян. Победителем в грузовой категории впервые в карьере стал Дмитрий Сотников. Второе место - Антона Шибалова, третьим стал Айрат Мардеев. Андрей Каргинов завершил ралли седьмым. Побеждают именно российские спортсмены, хотя участвующие в престижной гонке машины соперников в техническом отношении сопоставимы. Все представляют собой плоды международной кооперации и вбирают в себя лучшие достижения мирового автопрома. Впрочем, у технической службы нашей команды есть свои особенности, о которых корреспонденту «Века» рассказал основатель команды «КАМАЗ-мастер», лауреат Государственной премии, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер России Семен ЯКУБОВ.
- Семен Семенович, в последний раз команда из Набережных Челнов занимала первые три места на «Дакаре» в 2015 году. Сегодняшний чемпионский титул стал 18-м в истории. Нет ли у вас ощущения, что состязание теряет для соперников смысл, а для болельщиков - привлекательность?
- Скорее, наоборот. У соперников только растет спортивная злость, а их болельщики мечтают, когда же мы сойдем с пьедестала. Вспомните, как советские хоккеисты всех подряд выносили на чемпионатах и олимпиадах, а популярность хоккея только росла, как и мастерство игроков. В Набережных Челнах за 30 лет создана уникальная школа технических специалистов, тренеров и т.д. Она работает, развивается и, скажу без ложной скромности, опережает соперников. Поэтому на нас равняются, с нас берут пример. Причем, вполне успешно, победы с каждым годом нам даются все труднее. Скажем, с белорусской командой в этой гонке случился досадный сбой, связанный с техническими причинами. А до этого их экипажи шли с нами ноздря в ноздрю.
- Говорят, что от КАМАЗа на спортивных грузовиках осталась только кабина с надписью. Ну, и еще пилоты, хотя они с таким же успехом могли бы выступать и на MAN, Mercedes или Tatra. А ведь начинали путь к победам на собственных двигателях. Не опасаетесь, что под угрозой западных санкций можете лишиться и моторов Cummins или шин Goodyear?
- Международная кооперация – это требование времени, нет смысла каждому изобретать велосипед. К тому же упомянутый Cummins нам делают китайцы по американской лицензии. С другой стороны, санкционная война все же не будет вестись против спорта с той же жесткостью, с какой она идет, к примеру, против «Северного потока-2». Наконец, открою вам секрет: то, что в окончательном виде ставится на грузовик, очень часто существенно отличается от того, что нам приходит от поставщиков. На месте двигатель совершенствуется и доводится до необходимой кондиции по надежности и техническим характеристикам. Это, если хотите, наше интеллектуальное богатство. А потом я не единожды уже говорил о том, что победу куют в первую очередь люди – спортсмены и техники, которые у нас в одном лице. Я не сомневаюсь: если нашей команде в порядке эксперимента передать любую машину, то через некоторое время ее обязательно доведут до технической готовности к таким же высоким результатам, какие она показывает на КАМАЗах. Я хорошо знаю возможности наших ребят.
Ралли проходило в условиях жестких ограничений - пилотам и членам команд строжайше запретили общаться с местным населением. Экипажи и персонал прошли 2-дневный карантин в комфортабельном отеле и не однажды сдавали местным медикам тест на коронавирус. Слава Богу, в спортивную борьбу медицинский фактор не вмешался, хотя риск отмены «Дакара» из-за пандемии был как никогда высок.
Однако несмотря на трудности наши экипажи с поставленной задачей показать высокие результаты справились. Хотя и не без приключений. Вот только один эпизод. Вертолет со съемочной группой, низко зависнув на последнем 12-м этапе зацепил грузовик нашей команды. В это время российская машина подпрыгнула на кочке, и в результате лыжа вертолета повредила воздухозаборник.
Фото: carfactum.ru
Итак, команда из Набережных Челнов добилась уникального результата. Сразу три экипажа поднялись на пьедестал ралли «Дакар-2021», не оставив шансов преследователям. «Золотые, серебряные и бронзовые бедуины» «Дакара» вновь оказались в руках россиян. Победителем в грузовой категории впервые в карьере стал Дмитрий Сотников. Второе место - Антона Шибалова, третьим стал Айрат Мардеев. Андрей Каргинов завершил ралли седьмым. Побеждают именно российские спортсмены, хотя участвующие в престижной гонке машины соперников в техническом отношении сопоставимы. Все представляют собой плоды международной кооперации и вбирают в себя лучшие достижения мирового автопрома. Впрочем, у технической службы нашей команды есть свои особенности, о которых корреспонденту «Века» рассказал основатель команды «КАМАЗ-мастер», лауреат Государственной премии, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер России Семен ЯКУБОВ.
- Семен Семенович, в последний раз команда из Набережных Челнов занимала первые три места на «Дакаре» в 2015 году. Сегодняшний чемпионский титул стал 18-м в истории. Нет ли у вас ощущения, что состязание теряет для соперников смысл, а для болельщиков - привлекательность?
- Скорее, наоборот. У соперников только растет спортивная злость, а их болельщики мечтают, когда же мы сойдем с пьедестала. Вспомните, как советские хоккеисты всех подряд выносили на чемпионатах и олимпиадах, а популярность хоккея только росла, как и мастерство игроков. В Набережных Челнах за 30 лет создана уникальная школа технических специалистов, тренеров и т.д. Она работает, развивается и, скажу без ложной скромности, опережает соперников. Поэтому на нас равняются, с нас берут пример. Причем, вполне успешно, победы с каждым годом нам даются все труднее. Скажем, с белорусской командой в этой гонке случился досадный сбой, связанный с техническими причинами. А до этого их экипажи шли с нами ноздря в ноздрю.
- Говорят, что от КАМАЗа на спортивных грузовиках осталась только кабина с надписью. Ну, и еще пилоты, хотя они с таким же успехом могли бы выступать и на MAN, Mercedes или Tatra. А ведь начинали путь к победам на собственных двигателях. Не опасаетесь, что под угрозой западных санкций можете лишиться и моторов Cummins или шин Goodyear?
- Международная кооперация – это требование времени, нет смысла каждому изобретать велосипед. К тому же упомянутый Cummins нам делают китайцы по американской лицензии. С другой стороны, санкционная война все же не будет вестись против спорта с той же жесткостью, с какой она идет, к примеру, против «Северного потока-2». Наконец, открою вам секрет: то, что в окончательном виде ставится на грузовик, очень часто существенно отличается от того, что нам приходит от поставщиков. На месте двигатель совершенствуется и доводится до необходимой кондиции по надежности и техническим характеристикам. Это, если хотите, наше интеллектуальное богатство. А потом я не единожды уже говорил о том, что победу куют в первую очередь люди – спортсмены и техники, которые у нас в одном лице. Я не сомневаюсь: если нашей команде в порядке эксперимента передать любую машину, то через некоторое время ее обязательно доведут до технической готовности к таким же высоким результатам, какие она показывает на КАМАЗах. Я хорошо знаю возможности наших ребят.