Медреформа вредит нашему здоровью
В Москве и Санкт-Петербурге накануне прошли митинги против реформы здравоохранения. Всероссийская акция «За доступную медицину» собрала митингующих и в других городах страны. Главное требование протестующих: прекратить увольнения медиков, закрытие больниц и поликлиник по всей стране.
Несколько тысяч человек (по разным данным, от полутора до пяти тысяч) собрались в минувшее воскресенье на Самотечной улице в Москве. Врачи требуют прекратить коммерциализацию медицины, запретить увольнения медиков и закрытие медучреждений, повысить зарплаты, снизить трудовые нагрузки, а также обеспечить конституционные права на бесплатную охрану здоровья. Только в столице уведомления о сокращении получили медики 129 больниц и поликлиник. Урезается число коек, закрываются целые отделения, массово ликвидируются роддома - на улице оказались или скоро окажутся уже несколько тысяч человек.
«Московская власть не выкинула единым скопом врачей на улицу - каждого главврача вынудили проявлять инициативу, - рассказал «Веку» координатор движения «Вместе - за достойную медицину!» Александр Аверюшкин. – И последние, в меру своего разумения, закрывают в своих поликлиниках целые отделения».
По словам зампредседателя РОО «Профессиональный союз работников здравоохранения Москвы» Сергея Ремизова, акцию медиков сильно политизировали. «Хотел бы обратить внимание, что в акции принимают участие, в основном, представители политических партий, собственно медицинских работников, по всей видимости, здесь очень немного, - заявил он. – Шествие и митинг превратились в чисто политическую акцию, не имеющую никакого отношения к проблемам здравоохранения».
Тем не менее, демонстрантам удалось озвучить свои требования и раскритиковать действия столичных властей. Напомним, недавно мэрия Москвы приняла решение выплатить сокращенным врачам, среднему и младшему персоналу от 200 до 500 тысяч рублей (в зависимости от должности) в качестве единовременного пособия. А работники медучреждений, которые согласятся пройти переобучение, будут получать стипендию в размере 30 тысяч рублей.
Но, как говорят в профсоюзе медработников «Действие», постановление Правительства Москвы о компенсациях уволенным врачам вызывает больше вопросов, чем дает ответов. «Большая часть медиков увольняется не по сокращению штатов, а из-за реорганизации и ликвидации медучреждений. Для работников субъективно нет никакой разницы, но юридически – это совершенно иные ситуации и иные статьи Трудового кодекса, которые в постановлении игнорируются, - сообщил «Веку» оргсекретарь профсоюза «Действие» Андрей Коновал. – В таком случае, все те медики, которые получили уведомления с предложением перейти на низкоквалифицированную должность и унизительную зарплату и отказались от этого, с точки зрения закона считаются добровольно отказавшимся от продолжения работы и компенсации им не положены. Не говоря уже о написавших «по собственному желанию».
Кроме того, в профсоюзе отмечают непрозрачный характер порядка денежных выплат. «Для получения компенсации медику нужно сначала попасть в список, составленный главврачем, а после, чтобы еще два департамента Правительства города его между собой согласовали. То есть, просто так принести трудовую книжку прямо в департамент соцзащиты не получится, - отмечают в профсоюзе. – Медики лишь постфактум смогут узнать, попали ли они в соответствующий список, и если окажется, что нет - будут иметь лишь призрачную надежду добиться компенсации через суд».
Участники акции считают: нужно наложить мораторий на реформу здравоохранения до всеобщего обсуждения всеми заинтересованными сторонами – медиками, властями, пациентскими сообществами, а уже выданные уведомления об увольнениях в столичных медучреждениях отозвать.
Как ранее предупреждал Минздрав - в 2014 году должна быть завершена реорганизация столичных больниц. А заммэра Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников еще в прошлом году пояснял «Известиям» - 65 городских стационаров, которые работают в системе ОМС, превратятся в 34–35 юрлиц. Московские власти всерьез говорят о том, что эта мера позволит сократить административный аппарат, оставить в стационарах лучших специалистов, а часть врачей и медсестер перевести из больниц, где их «необоснованно много», в поликлиники.
Главврачи, говорят чиновники, смогут выбрать «лучшие силы», остальному медперсоналу придется перейти на другую работу. Печатников так и выразился: мол, врачи, которые считаются плохими в стационаре, вполне справятся с обязанностями доктора в поликлинике – смогут поставить диагноз или провести прочие «несложные манипуляции».
Эксперты, однако, опасаются: у главрача, в руках которого будет находиться судьба кадров, может оказаться совершенно субъективный подход. По словам медработников, в первую очередь сокращают пожилых опытных врачей, уход которых ознаменует рост смертности.
Напомним, с июля по сентябрь в Российской детской клинической больнице (РДКБ) продолжался скандал, связанный с решением властей объединить отделения гематологии №1 и трансплантации костного мозга. Несмотря на голодовку родителей больных раком крови детей, которые проходили лечение в отделении гематологии, план властей по слиянию отделений был выполнен, а завотделением Зарема Дышлевая уволена.
Некоторые врачи успокаивают: мол, клиники переориентируют под надобности пациентов. Как это происходит, мы, например, видим в том же РДКБ. По словам оргсекретаря Межрегионального профсоюза работников здравоохранения Андрея Коновалова, причина сокращений в том, что необходимо выполнять майские указы президента по повышению зарплат в сфере здравоохранения – а откуда взять средства, если не за счет сокращения «раздутых» стационаров?
Источники РБК в столичном правительстве говорят, что на следующий год финансирование здравоохранения из бюджета сократится с нынешних 169 млрд рублей до 155 млрд. «Москва так энергично сокращает расходы на здравоохранение, что в 2014 году в неизменных ценах они были ниже расходов 2011 года на 4%», - пишут в обзоре эксперты НИУ ВШЭ. Это объясняется переносом расходов на фонды ОМС.
Но главное другое. То у нас годами говорится о нехватке врачей и медсестер, о койках в больничных коридорах, то вдруг всего этого - переизбыток. Такое чувство, что в ходе объявленной «реформы» одинаково несладко придется и койкам, и профильным специалистам. Это все-таки не сокращение административно-чиновничьего персонала (в одной только мэрии Москвы – явный перебор с кадрами) – тут уж власть явно постарается «покромсать» всласть.
«Москва сокращает количество коек, укрупняет управленческий аппарат (1 главврач на две-три больницы), проводит другие оптимизационные действия. Даже столица с ее возможностями не может потянуть и содержать всю инфраструктуру, - пояснил «Веку» директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов. - До 70% затрат приходится на фонд оплаты труда. Понятно теперь почему штатное расписание является первым, за что берутся управленцы в плане оптимизации».
Эксперт надеется, что в столице не допустят того, чтобы случился коллапс. Хотя негативное влияние эти оптимизационные действия имеют. «Я вижу больше проблем, если регионы начнут брать пример с Москвы. У них и так бюджеты вдвое больше не обеспечены деньгами. Если еще и их оптимизировать, больных некому и нечем будет лечить», - опасается Мелик-Гусейнов.
Заработная плата или ставки - первая статья, которая идет «под нож». Вторая статья - лекарства. «Закупают самое дешевое, но даже его полноценно не хватает для обеспечения 100% потребности, - говорит эксперт. - В результате возникает очень неприятная ситуация, когда одному пациенту лекарства достаются. А другому нет. То есть наши пациенты конкурируют друг с другом за ресурсы в здравоохранении. Кто пошустрее, тот и получил все причитающееся.
Спасение для Москвы я вижу не в активном сокращении коек и стационарных ставок (хотя, это вопрос дискутабельный - у нас больше всего ставок на душу населения, если сравнивать с другими странами). Сокращение - это вторичное явление. И надо к нему подходить тысячу раз обдумав. А первичное - развитие амбулаторно- поликлинического обслуживания. То есть первичного звена, которое отвечает за раннюю диагностику и профилактику», - подчеркивает эксперт.
По стране уже прокатилась волна протестов. В начале сентября, например, сотрудники единственной в Уфе станции скорой медицинской помощи (ССМП) проводили голодовку с требованием повысить заработную плату, прекратить текучку кадров и переработки.
А накануне столичных коллег поддержали медики более чем в 40 городах страны – митинги и шествия прошли в Санкт-Петербурге, Ижевске, Нижнем Новгороде, Сургуте, Чите, Благовещенске, Якутске… Многие выступающие призывали медработников объединяться в профсоюзы, чтобы оказать действительно мощное сопротивление бездумной «реформе». Что касается столичных врачей – в резолюции по итогам вчерашнего митинга, помимо требования моратория на реорганизацию медучреждений появилось и другое требование: отставка всего руководства столичного департамента здравоохранения. Ведь даже в попытке снизить социальное напряжение от нововведений у мэрии Москвы получилось «как всегда».
«Московская власть не выкинула единым скопом врачей на улицу - каждого главврача вынудили проявлять инициативу, - рассказал «Веку» координатор движения «Вместе - за достойную медицину!» Александр Аверюшкин. – И последние, в меру своего разумения, закрывают в своих поликлиниках целые отделения».
По словам зампредседателя РОО «Профессиональный союз работников здравоохранения Москвы» Сергея Ремизова, акцию медиков сильно политизировали. «Хотел бы обратить внимание, что в акции принимают участие, в основном, представители политических партий, собственно медицинских работников, по всей видимости, здесь очень немного, - заявил он. – Шествие и митинг превратились в чисто политическую акцию, не имеющую никакого отношения к проблемам здравоохранения».
Тем не менее, демонстрантам удалось озвучить свои требования и раскритиковать действия столичных властей. Напомним, недавно мэрия Москвы приняла решение выплатить сокращенным врачам, среднему и младшему персоналу от 200 до 500 тысяч рублей (в зависимости от должности) в качестве единовременного пособия. А работники медучреждений, которые согласятся пройти переобучение, будут получать стипендию в размере 30 тысяч рублей.
Но, как говорят в профсоюзе медработников «Действие», постановление Правительства Москвы о компенсациях уволенным врачам вызывает больше вопросов, чем дает ответов. «Большая часть медиков увольняется не по сокращению штатов, а из-за реорганизации и ликвидации медучреждений. Для работников субъективно нет никакой разницы, но юридически – это совершенно иные ситуации и иные статьи Трудового кодекса, которые в постановлении игнорируются, - сообщил «Веку» оргсекретарь профсоюза «Действие» Андрей Коновал. – В таком случае, все те медики, которые получили уведомления с предложением перейти на низкоквалифицированную должность и унизительную зарплату и отказались от этого, с точки зрения закона считаются добровольно отказавшимся от продолжения работы и компенсации им не положены. Не говоря уже о написавших «по собственному желанию».
Кроме того, в профсоюзе отмечают непрозрачный характер порядка денежных выплат. «Для получения компенсации медику нужно сначала попасть в список, составленный главврачем, а после, чтобы еще два департамента Правительства города его между собой согласовали. То есть, просто так принести трудовую книжку прямо в департамент соцзащиты не получится, - отмечают в профсоюзе. – Медики лишь постфактум смогут узнать, попали ли они в соответствующий список, и если окажется, что нет - будут иметь лишь призрачную надежду добиться компенсации через суд».
Участники акции считают: нужно наложить мораторий на реформу здравоохранения до всеобщего обсуждения всеми заинтересованными сторонами – медиками, властями, пациентскими сообществами, а уже выданные уведомления об увольнениях в столичных медучреждениях отозвать.
Как ранее предупреждал Минздрав - в 2014 году должна быть завершена реорганизация столичных больниц. А заммэра Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников еще в прошлом году пояснял «Известиям» - 65 городских стационаров, которые работают в системе ОМС, превратятся в 34–35 юрлиц. Московские власти всерьез говорят о том, что эта мера позволит сократить административный аппарат, оставить в стационарах лучших специалистов, а часть врачей и медсестер перевести из больниц, где их «необоснованно много», в поликлиники.
Главврачи, говорят чиновники, смогут выбрать «лучшие силы», остальному медперсоналу придется перейти на другую работу. Печатников так и выразился: мол, врачи, которые считаются плохими в стационаре, вполне справятся с обязанностями доктора в поликлинике – смогут поставить диагноз или провести прочие «несложные манипуляции».
Эксперты, однако, опасаются: у главрача, в руках которого будет находиться судьба кадров, может оказаться совершенно субъективный подход. По словам медработников, в первую очередь сокращают пожилых опытных врачей, уход которых ознаменует рост смертности.
Напомним, с июля по сентябрь в Российской детской клинической больнице (РДКБ) продолжался скандал, связанный с решением властей объединить отделения гематологии №1 и трансплантации костного мозга. Несмотря на голодовку родителей больных раком крови детей, которые проходили лечение в отделении гематологии, план властей по слиянию отделений был выполнен, а завотделением Зарема Дышлевая уволена.
Некоторые врачи успокаивают: мол, клиники переориентируют под надобности пациентов. Как это происходит, мы, например, видим в том же РДКБ. По словам оргсекретаря Межрегионального профсоюза работников здравоохранения Андрея Коновалова, причина сокращений в том, что необходимо выполнять майские указы президента по повышению зарплат в сфере здравоохранения – а откуда взять средства, если не за счет сокращения «раздутых» стационаров?
Источники РБК в столичном правительстве говорят, что на следующий год финансирование здравоохранения из бюджета сократится с нынешних 169 млрд рублей до 155 млрд. «Москва так энергично сокращает расходы на здравоохранение, что в 2014 году в неизменных ценах они были ниже расходов 2011 года на 4%», - пишут в обзоре эксперты НИУ ВШЭ. Это объясняется переносом расходов на фонды ОМС.
Но главное другое. То у нас годами говорится о нехватке врачей и медсестер, о койках в больничных коридорах, то вдруг всего этого - переизбыток. Такое чувство, что в ходе объявленной «реформы» одинаково несладко придется и койкам, и профильным специалистам. Это все-таки не сокращение административно-чиновничьего персонала (в одной только мэрии Москвы – явный перебор с кадрами) – тут уж власть явно постарается «покромсать» всласть.
«Москва сокращает количество коек, укрупняет управленческий аппарат (1 главврач на две-три больницы), проводит другие оптимизационные действия. Даже столица с ее возможностями не может потянуть и содержать всю инфраструктуру, - пояснил «Веку» директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов. - До 70% затрат приходится на фонд оплаты труда. Понятно теперь почему штатное расписание является первым, за что берутся управленцы в плане оптимизации».
Эксперт надеется, что в столице не допустят того, чтобы случился коллапс. Хотя негативное влияние эти оптимизационные действия имеют. «Я вижу больше проблем, если регионы начнут брать пример с Москвы. У них и так бюджеты вдвое больше не обеспечены деньгами. Если еще и их оптимизировать, больных некому и нечем будет лечить», - опасается Мелик-Гусейнов.
Заработная плата или ставки - первая статья, которая идет «под нож». Вторая статья - лекарства. «Закупают самое дешевое, но даже его полноценно не хватает для обеспечения 100% потребности, - говорит эксперт. - В результате возникает очень неприятная ситуация, когда одному пациенту лекарства достаются. А другому нет. То есть наши пациенты конкурируют друг с другом за ресурсы в здравоохранении. Кто пошустрее, тот и получил все причитающееся.
Спасение для Москвы я вижу не в активном сокращении коек и стационарных ставок (хотя, это вопрос дискутабельный - у нас больше всего ставок на душу населения, если сравнивать с другими странами). Сокращение - это вторичное явление. И надо к нему подходить тысячу раз обдумав. А первичное - развитие амбулаторно- поликлинического обслуживания. То есть первичного звена, которое отвечает за раннюю диагностику и профилактику», - подчеркивает эксперт.
По стране уже прокатилась волна протестов. В начале сентября, например, сотрудники единственной в Уфе станции скорой медицинской помощи (ССМП) проводили голодовку с требованием повысить заработную плату, прекратить текучку кадров и переработки.
А накануне столичных коллег поддержали медики более чем в 40 городах страны – митинги и шествия прошли в Санкт-Петербурге, Ижевске, Нижнем Новгороде, Сургуте, Чите, Благовещенске, Якутске… Многие выступающие призывали медработников объединяться в профсоюзы, чтобы оказать действительно мощное сопротивление бездумной «реформе». Что касается столичных врачей – в резолюции по итогам вчерашнего митинга, помимо требования моратория на реорганизацию медучреждений появилось и другое требование: отставка всего руководства столичного департамента здравоохранения. Ведь даже в попытке снизить социальное напряжение от нововведений у мэрии Москвы получилось «как всегда».