Евгений Бурдуковский — 25.04.2018 12:07

Место меди изменить нельзя

Губернатор Забайкальского края Наталья Жданова устроила локальный хайп по поводу перспектив развития региональной экономики, когда «сдвинула» сдачу ГОКа на год позже обещанного срока.

В середине апреля глава Забайкалья сообщила «Российской газете», что Удоканское месторождение полным ходом осваивается, а ввод металлургического комбината ожидается в 2023 году. Но буквально за пару месяцев до этого руководство Байкальской горной компании, которой принадлежит лицензия на Удокан, называла 2022 год. И это тут же дало повод для сомнений в том, что проект реализуется гладко. «По Удоканскому месторождению нет даже проектно-сметной документации. Отстрочив до 2023 года, Жданова просто прикрыла негодную работу Байкальской горной компании. Еще один крупный инвестпроект - Быстринский ГОК за полгода после запуска так и не вышел на проектную мощность. Без чего невозможна эффективная работа. Не ясна судьба многих других месторождений», - заявил, в частности, депутат Законодательного собрания Забайкальского края от КПРФ Николай Мерзликин.
Спустя какое-то время пресс-служба Ждановой поспешила заявить, что все было понято неправильно. ГОК выдаст первую продукцию, как и планировалось, в 2022 году. «Промышленная инфраструктура месторождения – это множество разных объектов. Часть тех, что не играют ключевую роль, действительно может достраиваться и сдаваться в 2023 году, но не ГОК. Возможно, отсюда и возникла неверная интерпретация», - заявили «Веку» в пресс-службе Байкальской горной компании.

В том, что ошибка губернатора практически моментально вызвала критику, ничего удивительного нет. Освоение Удокана - один из ключевых проектов Забайкалья. Это крупнейшее месторождение меди в России и третье - в мире. Его запасы превышают 24 млн. тонн. Ситуация с ним типична для такого рода проектов. Открытое еще советскими геологами оно долго ждало своего часа. Это север Забайкальского края, труднодоступная местность, вечная мерзлота и высокая вероятность землетрясений. Не одна компания ранее бралась за его освоение, но отступала. Сейчас им занимается БГК, которую через USM Holdings контролирует предприниматель Алишер Усманов.
Идет проектирование ГОКа. Попутно создается транспортная инфраструктура. Так, БГК ранее реконструировала аэропорт в селе Чара – это ближайший к месторождению населенный пункт, до которого 30 км. Также идет проектирование автомобильной дороги от поселка до Удокана. Документация должна быть подготовлена в первом полугодии 2018 года. В соответствии с техническим заданием проект дороги должен предусматривать транспортно-эксплуатационные характеристики, которые обеспечат движение большегрузного транспорта ГМК «Удокан» в круглосуточном и круглогодичном режимах с учетом сложных климатических условий. Дорога будет сдана в 2019 году.

На сентябрь этого года намечено окончание разработки системы Оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), которой занимается группа «Шанэко», работающая по многим промышленным проектам. В частности, в 2002-2007 годах эта компания разрабатывала радиационно-гигиенические паспорта Красноярска. А также паспорта Сухобузимского, Большемуртинского, Березовского и Емельяновского районов Красноярского края, которые охватывает 30-километровая зона наблюдения Железногорского горнохимического комбината. Группа «Шанэко» также проводила оценку социальных и экономических аспектов освоения Озернинского и Холоднинского месторождений в Бурятии. «Будут произведены анализ современного состояния окружающей среды в районе размещения предприятия, а также количественная оценка его возможного воздействия на экологию. Окончательный вариант ОВОС после общественных обсуждений будет использован при согласовании проектной документации органами государственной экспертизы», - уточняют в БГК.

Кстати, интересна ситуация с доступом Удокана к железной дороге. Чара находится на БАМе. От этой станции еще в 2005 году был построен железнодорожный тупик длиной в 42 км, который местные называют «дорога в никуда». Впрочем, в никуда этот путь ведет только с точки зрения обывателя. А РЖД его строила ради доступа к Чинейскому месторождению титано-магнетитовых и полиметаллических руд. Тоже крупнейшему в России и одному из крупнейших в мире. По последним данным, лицензией на его разработку владел «Базэл». О планах Олега Дерипаски насчет Чины ничего неизвестно. Но вот Удокану повезло - в одном месте промышленная железнодорожная ветка проходит всего в 13 км от месторождения.

Производственный план первой очереди Удоканского ГОКа – 130 тыс. тонн меди в год. Это выводит его в число крупнейших производителей России. Для сравнения: по итогам 2017 года ОАО ГМК «Норильский никель» произвел 401 тыс. тонн, Русская медная компания – 146 тыс. тонн, УГМК – 150 тыс. тонн. За 10 лет работы БГК планирует заплатить налогов в разные бюджетные уровни более 120 млрд. рублей.
Полная версия публикации
Общество 24.04.2018 14:42
«Дискотека Авария» позвала ивановцев на уборку города
Общество 25.04.2018 05:46
Бузова удивила волгоградцев рэпом
Общество 25.04.2018 05:47
Этим утром в Новосибирске образовались крупные пробки