Степан Широков — 06.06.2017 10:52

Катарский фронт. Война компроматов

Конфликт между Катаром и его арабскими соседями развивается по законам эскалации. Из дипломатического он перешел в стадию информационной войны. Каким будет следующий этап, прогнозировать никто не берется. Но скорого окончания войны никто не ждет. Зато ожидается рост цен на нефть.

По данным Financial Times, одной из наиболее весомых предпосылок к прекращению дипломатических отношений с Катаром по инициативе группы влиятельных арабских государств включительно с Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами была политика Дохи, которая пошла на выполнение условий террористов ради спасения жизней членов королевской семьи. Последние были похищены боевиками. Издание утверждает, что в общей сложности в руках экстремистов оказались 26 членов королевской династии эмирата. Эту цифру подтвердили собеседники в правительстве Катара, а также источники в террористических организациях.

Массовый захват членов королевской семьи был проведен на территории южного Ирака. Там они находились на охоте. Кроме того, Доха согласилась выплатить финансовое вознаграждение за 50 катарских военнослужащих, которые оказались в плену у экстремистов на территории Сирии. Собеседники уверяют, что не всю сумму выкупа получили террористы - аффилированной с «Аль-Каидой» структуре «Тахрир аль-Шам» досталось около $200–300 млн., а еще $700 млн. стали вознаграждением для шиитских правоохранительных органов и спецслужб Ирана. Передача денег была осуществлена в апреле нынешнего года. По мнению информаторов, напряженность между Катаром и соседними государствами ощущалась достаточно давно, однако информация о передаче денег террористам стала последней каплей для принятия кардинальных решений.

Между тем, Доха инспирировала появление в открытом доступе разоблачений руководства Абу-Даби. В материале телеканала Al Jazeera утверждается, что власти ОАЭ широко используют политику тайной дипломатии, которая в случае огласки вызвала бы оправданное возмущение других арабских стран.

Скандальный репортаж основывается на материалах, изъятых хакерами из электронного почтового ящика главы дипмисии ОАЭ в Вашингтоне Юсефа аль-Отайба. Из них следует, что посол регулярно общался с произральскими экспертами. Подобные шаги категорически не приветствуются арабскими государствами с правлением ваххабитов. В письмах также указывается, что Абу-Даби участвовала в попытке свержения турецкого руководства летом минувшего года. Кроме того, Объединенные Арабские Эмираты негласно были союзниками Саудовской Аравии по борьбе с палестинским ХАМАСОМ, а также боевиками группировки «Братья-мусульмане», которые действуют в Египте. Более того, с ориентированными на Израиль аналитиками аль-Отайб намеревался обговорить внутриполитический курс Эр-Рияда. По мнению телеканала, переписка указывает на намерение Абу-Даби сменить статус с «младшего брата» саудовского государства на роль ключевого союзника Вашингтона в регионе, который вправе судить действия других ближневосточных государств.

По мнению политолога из Кувейта Мохаммеда аль-Досари, война компроматов способна спровоцировать крах Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, который функционирует последние 36 лет и в который входят Катар, Бахрейн, ОАЭ, Саудовская Аравия и другие страны. Эксперт считает, что преданная гласности информация внесет смуту в ряды сторонников изоляции Катара.

Между тем, официальная Доха утверждает, что не осведомлена об истинных причинах радикальных шагов восьми арабских государств, которые в одностороннем порядке отказались от дипломатических отношений с Катаром. Руководитель внешнеполитического ведомства эмирата Мухаммед бен Абдель Рахман Аль Тани говорит, что если бы имелась реальная вина Дохи, она стала бы предметом обсуждения Совета сотрудничества арабских государств.

По мнению руководителя нью-йоркского фонда Navigator Principal Investors LLC Кайла Шостака, прекращение дипломатических отношений восьми государств с Катаром ставит под угрозу дальнейшее выполнение договоренностей об ограничении объемов добычи нефти, достигнутых государствами ОПЕК и их союзниками. Несмотря на то, что доля Катара сравнительно небольшая – 600 тыс. тонн ежегодно, весомыми окажутся психологические последствия конфликта. В целом ситуацию на рынке нефти в обозримой перспективе Шостак оценивает как нервозную. Еще сложнее положение дел на газовом рынке, где Доха является одним из ключевых игроков, а основным потребителем катарского «голубого топлива» – Египет, который категорически отказывается от любого сотрудничества с Дохой.

Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов уверен: нефтяные котировки будут расти, что противоречит всем предыдущим прогнозам. Конфликт между традиционными союзниками Дохой и Эр-Риядом еще вчера казался невозможным, напоминает специалист. Вполне вероятно, что конфликт вскоре будет нивелирован и ограничится запугиванием катарского руководства, но возможна и длительная эскалация напряженности в Персидском заливе. Причины обострения у Симонова сомнений не вызывают – это попытки Катара наладить партнерские отношения с Ираном.
Таким образом, дальнейший сценарий эскалации выглядит как вмешательство в кризис Ирана, пространство для стратегического маневра которого стремительно сужается. Именно такой реакции от Тегерана ждут противники мирного соглашения, заключенного Ираном в 2015 году. Это, прежде всего, Израиль, руководство которого прямо и четко давало понять, что никогда не сможет смириться со снятием части санкций с Ирана. То, что для мирового сообщества является победой дипломатии, в Израиле считают экзистенциальной угрозой для страны. Если конфликт выйдет на военную стадию, эта угроза станет коллективной.
Полная версия публикации
Версии 31.05.2017 22:42
Виновным в крушении ТУ-154 сделали пилота
Общество 01.06.2017 18:17
Сноуден предупредил японцев об угрозе массовой слежки
Экономика 01.06.2017 23:02
ЦБ предлагает более тщательно проверять заемщиков