Миллионы камчатских странностей
"Сомнительные достижения региональных чиновников и не менее сомнительная стоимость этих достижений – постоянный объект внимания гражданских активистов и журналистов.
Как пишет газета "Экспресс-Камчатка on-line", на правительственном сайте региона легко можно найти целую россыпь сообщений о странных достижениях камчатских начальников. Вот лишь некоторые из них, зафиксированные на Камчатке.
"Василий" – второй
Две цитаты с сайта краевого правительства:
- грузопассажирское судно «Василий Завойко» свой первый рейс на север Камчатки совершит уже этой осенью;
- новое грузопассажирское судно «Василий Завойко» совершит первый рейс ко Дню рождения Камчатского края.
Эти сообщения на первый взгляд очень похожи друг на друга. Хотя разница между ними на самом деле существенная. Одна цитата датируется апрелем 2012 года, другая – июнем 2014-го. Да и речь в новостях идет о двух разных кораблях. Просто названия у них одинаковые.
Первый, как утверждали в правительстве, создавался по уникальному проекту на верфи китайского города Далянь. Его, к сожалению, так и не достроили. Сотрудничество камчатских чиновников и китайских судостроителей завершилось грандиозным коррупционным скандалом, в результате которого за решетку на пять лет загремел краевой министр транспорта Владимир Силюков. Бюджет региона, как установил суд, в результате аферы не досчитался 100 миллионов рублей.
В камчатском руководстве, однако, не отчаялись. Имя адмирала «Василия Завойко» присвоили другому судну, которое, как сообщалось, сможет перевозить 34 пассажира и 200 тонн груза. Именно его торжественно отправили в технический рейс 1 июля 2014 года – в день рождения края. Кораблик обошелся казне в 260 миллионов. Много это или мало? Специалисты говорят – запредельно.
«Судно не соответствует санитарным правилам. В нём не хватает площадей для экипажа и пассажиров, отсутствует необходимое количество туалетов, нет лазарета, каюты для врача и много чего ещё. Эксплуатировать его по назначению не представляется возможным. Я думаю, что в рейс с 34 пассажирами оно никогда не выйдет», – считает капитан с многолетним стажем Виктор Карпов.
Виктор Иванович оказался в курсе истории создания «Василия Завойко-2». По словам капитана, несколько лет назад один из местных предпринимателей начал строить судно под названием «Ительмен». Чтобы сэкономить, он попытался использовать в производстве уже готовый корпус теплохода-площадки (так именуют корабли без трюмов). Однако фокус не удался. Тогда коммерсант решил продать свой недоделанный «лайнер». А краевое правительство согласилось его купить.
За «Ительмена», перекрашенного в «Василия Завойко», выложили сумму, на которую можно построить два таких парохода. Вернее, тихохода. Крейсерская скорость «Василия-второго» – 11 узлов. Это примерно 20 километров в час. Корабли с подобными техническими параметрами считались устаревшими ещё полвека назад. Но чиновников это не смутило – бюджет края «полегчал» на четверть миллиарда рублей. Чего не сделаешь ради того, чтобы (цитата с сайта правительства) «после 20-летнего перерыва возобновить морские перевозки по восточному побережью Камчатки».
Уникальные баржи
Цитата с сайта краевого правительства:
- За счет строительства 4-ех самоходных барж «Сосновка» практически полностью решена проблема доставки грузов в отдаленные поселки.
Выход на морскую линию первых двух барж типа «Сосновка» власти анонсировали в июне 2012 года. Суда эти, как утверждали в правительстве, создавались по уникальному проекту, специально для Камчатки и способны разгружаться даже на необорудованном берегу.
«Учитывая, что транспортная логистика составляет до 30-ти % стоимости продуктов питания, цены в магазинах тех населенных пунктов, куда совершают рейсы баржи, должны быть снижены как минимум на 15 %», – заявил краевой министр территориального развития Сергей Лебедев. И добавил, что уже порекомендовал главам муниципалитетов обсудить с предпринимателями вопросы снижения цен.
Со времени этого заявления прошло два года. Цены в сельских магазинах не только не снизились, а скорее, подросли. Об уникальных баржах начальники Камчатки вспоминают теперь нечасто. Понять их можно. «Сосновки» оказались хороши в проектах, а на деле проявили себя иначе.
Есть такая поговорка: легко купить, сложно окупить. Так вот «Сосновки», по нашим данным, оказались абсолютно не окупаемы. Только за доставку четырех судов из порта Кавказ заплатили чуть ли не 80 миллионов рублей. А всего их стоимость перевалила за миллиард. На эти деньги можно было приобрести четыре настоящих морских теплохода неограниченного района плавания в десять раз большей грузоподъемности. Но правительство почему-то остановило свой выбор на баржах, содержание которых требует постоянных дотаций. Впрочем, и это еще полбеды.
«У барж нет грузовых трюмов. По размещённым на них грузам во время рейсов гуляют волны. Возить продукты на «Сосновках» нельзя. Выкатывать технику на необорудованный берег эти суда, как выяснилось, тоже не в состоянии. При первом касании о грунт в условиях волнения на прибрежной зыби они повредят винто-рулевые колонки и выйдут из строя», – утверждает Виктор Карпов.
Таким образом, «Сосновки» не только не решили проблему доставки продовольствия в северные посёлки, а, скорее, стали обузой для краевого бюджета. Госкомпания, которая занимается эксплуатацией барж, по некоторой информации, находится сейчас на грани разорения.
Воздушные подушки
Цитата с сайта краевого правительства:
- С помощью «Арктики» мы наладим связь между краевой столицей и поселком Рыбачий. Этот пассажирский маршрут будет удобен для горожан, ведь время в пути будет всего 15-20 минут. А это как минимум, вдвое быстрее, чем на автобусе или автомобиле.
Два судна на воздушной подушке «Арктика-2 ДК» завезли в Петропавловск в январе прошлого года. Дикторы теленовостей тогда захлебывались от восторга, описывая технические возможности амфибий, которые могут передвигаться и по земле, и по морю. Однако вскоре «Арктики» исчезли с голубых экранов. В Вилючинске же судов на воздушной подушке до сих пор не дождались. Они, как выяснилось, неважно переносят даже небольшие волны, поэтому возить на них пассажиров через бухту может быть небезопасно. Амфибии отправили на север Камчатки, но и там они не особенно пригодились. Оказалось, что «Арктики» боятся не только качки, но и соленой воды.
«По техническим условиям подводную часть этих судов надо промывать пресной водой под напором, во избежание коррозии механизмов. Кроме этого, они не могут работать на ледяных неровностях, таёжных кочках, и, разумеется, на сопках», – говорит Карпов.
Уже на Камчатке менеджеры из краевого правительства узнали еще одну техническую особенность «Арктик». Они издают такой рёв, будто это не амфибии, а реактивные истребители. Мало того, что страшные звуки отпугивают пассажиров, они не позволяют судам получить санитарные свидетельства. По словам Карпова, не имеют «Арктики» и удостоверения Регистра «о годности к плаванию». Поэтому жителям города подводников не стоит жалеть, что амфибии до них не доплыли. На машине и автобусе добираться до краевого центра хоть и дольше, зато комфортней и безопаснее.
Приливы и отливы
Список странных камчатских проектов можно продолжить. В Петропавловске, например, некоторые дома, признанные непригодными для проживания, почему-то включают в программы капитального ремонта, сотни миллионов рублей ежегодно закатывают в асфальт, который по весне «тает» вместе со снегом. Но все это мелочи по сравнению с инвестициями, ушедшими на преобразования в энергетике. Затевались они для того, чтобы снизить энерготариф. За 15 лет ветер энергетических перемен развеял несколько миллиардов долларов. Соответственно, и тариф вырос в несколько раз.
Показательна в этом отношении история с камчатским газопроводом. В региональном правительстве до сих пор не могут ответить на вопрос: в какую сумму обошлась стройка века? В два, три или в пять миллиардов долларов? Если бы вложенные в магистраль деньги тратили, как и прежде, на поставки мазута, их, возможно, хватило бы на десятилетия. Газ, по мнению специалистов, может закончиться гораздо быстрее.
Однако чиновников это, похоже, не расстраивает. Они генерируют новые идеи. Электроэнергию теперь собираются добывать с помощью приливов и отливов Пенжинской губы. Учитывая, что рядом с губой никто не живет, электричество предлагают «закачивать» в аккумуляторы.
Представительная делегация краевого правительства во главе с губернатором в поисках инвестиций на строительство приливной станции уже смоталась в Южную Корею. Дураков, простите, инвесторов, там, естественно, не нашлось. Но командировку чиновники все равно признали успешной...
К слову, зарубежные поездки и презентации – это еще одна расходная статья бюджета. Поговаривают, что первые лица края как-то провели совещание – в Милане. Они могут себе это позволить. Работа по осваиванию государственных средств у нас неплохо оплачивается. Средняя зарплата в правительстве приближается к 100 тысячам рублей в месяц – это примерно в два раза выше, чем в среднем по Камчатке. Ничего не поделаешь, региональная власть – тоже весьма дорогой и довольно странный проект – отмечает автор.
PS. На сайте правительства Камчатского края была опубликована следующая информация:
6 мая 2014 года.
"Мы завершаем оформление документов, связанных с приобретением судна «Василий Завойко». Уверен, что уже в июне он встанет на линию Петропавловск-Камчатский - Командоры и Петропавловск-Камчатский - Тиличики. Но первый рейс судно совершит в Апуку», - сказал глава региона".
1 июля 2014 года.
"В 2015 году правительством региона будет решаться вопрос о покупке еще одного грузопассажирского судна".
В этой связи, у меня, например, возникло несколько вопросов. Судя по этим пресс-релизам, а также по тому, что "Василий Завойко" торжественно вышел в рейс, мы можем предположить, что он уже принадлежит Камчатскому краю. А значит, недешевая покупка прошла конкурсные процедуры, размещение заказа, выделение бюджетных денег и т.д. И вот хотелось бы узнать когда, кто и где проводил конкурс на приобретение этого судна, сколько было участников? А если конкурса не было, то, как тогда на это судно потратили бюджетные деньги? А если не потратили, то соответственно, этот пароход Камчатскому краю не принадлежит!? И тогда к чему эти торжественные проводы судна в технический рейс и прочие победные реляции, в этой связи?» - интересуются издание."
"Василий" – второй
Две цитаты с сайта краевого правительства:
- грузопассажирское судно «Василий Завойко» свой первый рейс на север Камчатки совершит уже этой осенью;
- новое грузопассажирское судно «Василий Завойко» совершит первый рейс ко Дню рождения Камчатского края.
Эти сообщения на первый взгляд очень похожи друг на друга. Хотя разница между ними на самом деле существенная. Одна цитата датируется апрелем 2012 года, другая – июнем 2014-го. Да и речь в новостях идет о двух разных кораблях. Просто названия у них одинаковые.
Первый, как утверждали в правительстве, создавался по уникальному проекту на верфи китайского города Далянь. Его, к сожалению, так и не достроили. Сотрудничество камчатских чиновников и китайских судостроителей завершилось грандиозным коррупционным скандалом, в результате которого за решетку на пять лет загремел краевой министр транспорта Владимир Силюков. Бюджет региона, как установил суд, в результате аферы не досчитался 100 миллионов рублей.
В камчатском руководстве, однако, не отчаялись. Имя адмирала «Василия Завойко» присвоили другому судну, которое, как сообщалось, сможет перевозить 34 пассажира и 200 тонн груза. Именно его торжественно отправили в технический рейс 1 июля 2014 года – в день рождения края. Кораблик обошелся казне в 260 миллионов. Много это или мало? Специалисты говорят – запредельно.
«Судно не соответствует санитарным правилам. В нём не хватает площадей для экипажа и пассажиров, отсутствует необходимое количество туалетов, нет лазарета, каюты для врача и много чего ещё. Эксплуатировать его по назначению не представляется возможным. Я думаю, что в рейс с 34 пассажирами оно никогда не выйдет», – считает капитан с многолетним стажем Виктор Карпов.
Виктор Иванович оказался в курсе истории создания «Василия Завойко-2». По словам капитана, несколько лет назад один из местных предпринимателей начал строить судно под названием «Ительмен». Чтобы сэкономить, он попытался использовать в производстве уже готовый корпус теплохода-площадки (так именуют корабли без трюмов). Однако фокус не удался. Тогда коммерсант решил продать свой недоделанный «лайнер». А краевое правительство согласилось его купить.
За «Ительмена», перекрашенного в «Василия Завойко», выложили сумму, на которую можно построить два таких парохода. Вернее, тихохода. Крейсерская скорость «Василия-второго» – 11 узлов. Это примерно 20 километров в час. Корабли с подобными техническими параметрами считались устаревшими ещё полвека назад. Но чиновников это не смутило – бюджет края «полегчал» на четверть миллиарда рублей. Чего не сделаешь ради того, чтобы (цитата с сайта правительства) «после 20-летнего перерыва возобновить морские перевозки по восточному побережью Камчатки».
Уникальные баржи
Цитата с сайта краевого правительства:
- За счет строительства 4-ех самоходных барж «Сосновка» практически полностью решена проблема доставки грузов в отдаленные поселки.
Выход на морскую линию первых двух барж типа «Сосновка» власти анонсировали в июне 2012 года. Суда эти, как утверждали в правительстве, создавались по уникальному проекту, специально для Камчатки и способны разгружаться даже на необорудованном берегу.
«Учитывая, что транспортная логистика составляет до 30-ти % стоимости продуктов питания, цены в магазинах тех населенных пунктов, куда совершают рейсы баржи, должны быть снижены как минимум на 15 %», – заявил краевой министр территориального развития Сергей Лебедев. И добавил, что уже порекомендовал главам муниципалитетов обсудить с предпринимателями вопросы снижения цен.
Со времени этого заявления прошло два года. Цены в сельских магазинах не только не снизились, а скорее, подросли. Об уникальных баржах начальники Камчатки вспоминают теперь нечасто. Понять их можно. «Сосновки» оказались хороши в проектах, а на деле проявили себя иначе.
Есть такая поговорка: легко купить, сложно окупить. Так вот «Сосновки», по нашим данным, оказались абсолютно не окупаемы. Только за доставку четырех судов из порта Кавказ заплатили чуть ли не 80 миллионов рублей. А всего их стоимость перевалила за миллиард. На эти деньги можно было приобрести четыре настоящих морских теплохода неограниченного района плавания в десять раз большей грузоподъемности. Но правительство почему-то остановило свой выбор на баржах, содержание которых требует постоянных дотаций. Впрочем, и это еще полбеды.
«У барж нет грузовых трюмов. По размещённым на них грузам во время рейсов гуляют волны. Возить продукты на «Сосновках» нельзя. Выкатывать технику на необорудованный берег эти суда, как выяснилось, тоже не в состоянии. При первом касании о грунт в условиях волнения на прибрежной зыби они повредят винто-рулевые колонки и выйдут из строя», – утверждает Виктор Карпов.
Таким образом, «Сосновки» не только не решили проблему доставки продовольствия в северные посёлки, а, скорее, стали обузой для краевого бюджета. Госкомпания, которая занимается эксплуатацией барж, по некоторой информации, находится сейчас на грани разорения.
Воздушные подушки
Цитата с сайта краевого правительства:
- С помощью «Арктики» мы наладим связь между краевой столицей и поселком Рыбачий. Этот пассажирский маршрут будет удобен для горожан, ведь время в пути будет всего 15-20 минут. А это как минимум, вдвое быстрее, чем на автобусе или автомобиле.
Два судна на воздушной подушке «Арктика-2 ДК» завезли в Петропавловск в январе прошлого года. Дикторы теленовостей тогда захлебывались от восторга, описывая технические возможности амфибий, которые могут передвигаться и по земле, и по морю. Однако вскоре «Арктики» исчезли с голубых экранов. В Вилючинске же судов на воздушной подушке до сих пор не дождались. Они, как выяснилось, неважно переносят даже небольшие волны, поэтому возить на них пассажиров через бухту может быть небезопасно. Амфибии отправили на север Камчатки, но и там они не особенно пригодились. Оказалось, что «Арктики» боятся не только качки, но и соленой воды.
«По техническим условиям подводную часть этих судов надо промывать пресной водой под напором, во избежание коррозии механизмов. Кроме этого, они не могут работать на ледяных неровностях, таёжных кочках, и, разумеется, на сопках», – говорит Карпов.
Уже на Камчатке менеджеры из краевого правительства узнали еще одну техническую особенность «Арктик». Они издают такой рёв, будто это не амфибии, а реактивные истребители. Мало того, что страшные звуки отпугивают пассажиров, они не позволяют судам получить санитарные свидетельства. По словам Карпова, не имеют «Арктики» и удостоверения Регистра «о годности к плаванию». Поэтому жителям города подводников не стоит жалеть, что амфибии до них не доплыли. На машине и автобусе добираться до краевого центра хоть и дольше, зато комфортней и безопаснее.
Приливы и отливы
Список странных камчатских проектов можно продолжить. В Петропавловске, например, некоторые дома, признанные непригодными для проживания, почему-то включают в программы капитального ремонта, сотни миллионов рублей ежегодно закатывают в асфальт, который по весне «тает» вместе со снегом. Но все это мелочи по сравнению с инвестициями, ушедшими на преобразования в энергетике. Затевались они для того, чтобы снизить энерготариф. За 15 лет ветер энергетических перемен развеял несколько миллиардов долларов. Соответственно, и тариф вырос в несколько раз.
Показательна в этом отношении история с камчатским газопроводом. В региональном правительстве до сих пор не могут ответить на вопрос: в какую сумму обошлась стройка века? В два, три или в пять миллиардов долларов? Если бы вложенные в магистраль деньги тратили, как и прежде, на поставки мазута, их, возможно, хватило бы на десятилетия. Газ, по мнению специалистов, может закончиться гораздо быстрее.
Однако чиновников это, похоже, не расстраивает. Они генерируют новые идеи. Электроэнергию теперь собираются добывать с помощью приливов и отливов Пенжинской губы. Учитывая, что рядом с губой никто не живет, электричество предлагают «закачивать» в аккумуляторы.
Представительная делегация краевого правительства во главе с губернатором в поисках инвестиций на строительство приливной станции уже смоталась в Южную Корею. Дураков, простите, инвесторов, там, естественно, не нашлось. Но командировку чиновники все равно признали успешной...
К слову, зарубежные поездки и презентации – это еще одна расходная статья бюджета. Поговаривают, что первые лица края как-то провели совещание – в Милане. Они могут себе это позволить. Работа по осваиванию государственных средств у нас неплохо оплачивается. Средняя зарплата в правительстве приближается к 100 тысячам рублей в месяц – это примерно в два раза выше, чем в среднем по Камчатке. Ничего не поделаешь, региональная власть – тоже весьма дорогой и довольно странный проект – отмечает автор.
PS. На сайте правительства Камчатского края была опубликована следующая информация:
6 мая 2014 года.
"Мы завершаем оформление документов, связанных с приобретением судна «Василий Завойко». Уверен, что уже в июне он встанет на линию Петропавловск-Камчатский - Командоры и Петропавловск-Камчатский - Тиличики. Но первый рейс судно совершит в Апуку», - сказал глава региона".
1 июля 2014 года.
"В 2015 году правительством региона будет решаться вопрос о покупке еще одного грузопассажирского судна".
В этой связи, у меня, например, возникло несколько вопросов. Судя по этим пресс-релизам, а также по тому, что "Василий Завойко" торжественно вышел в рейс, мы можем предположить, что он уже принадлежит Камчатскому краю. А значит, недешевая покупка прошла конкурсные процедуры, размещение заказа, выделение бюджетных денег и т.д. И вот хотелось бы узнать когда, кто и где проводил конкурс на приобретение этого судна, сколько было участников? А если конкурса не было, то, как тогда на это судно потратили бюджетные деньги? А если не потратили, то соответственно, этот пароход Камчатскому краю не принадлежит!? И тогда к чему эти торжественные проводы судна в технический рейс и прочие победные реляции, в этой связи?» - интересуются издание."