Неналоговые поборы объединят в Кодекс
Ведомство Антона Силуанова разработало законопроект, получивший неофициальное название «Кодекс неналоговых платежей». Предусматривается, что отдельные неналоговые начисления будут аннулированы, а пересмотр оставшихся в силе станет логичным и прогнозируемым.
О грядущем пересмотре системы взимания с субъектов экономической деятельности фискальных отчислений, не являющихся налоговыми платежами, сообщила во вторник «Российская газета». В законопроекте, разработанном Министерством финансов, оговаривается, что часть таких взысканий аннулируют. Увеличивать сохранившиеся платежи и вводить новые будут с предварительным уведомлением, при этом рост будет происходить согласно экономическим показателям. В частности, прекратится сегодня де-факто бесконтрольное повышение утилизационного сбора с производителей автомобилей.
Сейчас документ находится на рассмотрении правительства. Помимо специалистов Минфина, его соавторами стали эксперты Минэкономразвития. В числе ставок, начисления по которым будет регулировать новый законопроект, помимо утилизационного сбора, - сбор за проезд большегрузными автомобилями по федеральным трассам. Законопроект призван стать рамочным, на его базе в дальнейшем упорядочат изменение ставок и порядок взимания всех неналоговых фискальных начислений.
Документ будет регулировать все фискальные сборы, не являющиеся налогами, но при этом обязательны к уплате. Также законопроект создаст регуляторную базу для пересмотра платы за оформление документов, сопутствующих приобретению определенных прав субъектами предпринимательской деятельности. Как пояснил глава департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития Вадим Живулин, профильная группа под руководством главы ведомства Максима Орешкина уже обсудила свыше 30 неналоговых платежей. Однако в дальнейшем перечень платежей, регулируемых новым законом, будет увеличен, поскольку в него добавятся региональные сборы. Последние индивидуально устанавливаются в каждом субъекте федерации.
Живулин поясняет, если Госдума одобрит законопроект, а глава государства его подпишет, состоится тотальная инвентаризация действующих неналоговых начислений. Их проверят на предмет обоснованности. В силе останутся лишь те, экономическая рациональность которых не вызовет сомнений. В результате неналоговое давление на бизнес уменьшится, а система начисления таких платежей станет более доступной и логичной. Упорядочивание платежей планируется завершить до 1 июля 2019 года. Все прошедшие проверку начисления внесут в специализированный реестр, размещенный в свободном доступе. После этого предприятия будут вправе не оплачивать начисления по пунктам, которых не окажется в реестре. А в пресс-службе финансового ведомства добавляют, что на этапе подготовки законопроекта ко второму чтению будет подготовлен список обязательных неналоговых начислений.
Введение новых платежей будет проходить с отсрочкой. Нормативно-правовой акт о введении нового начисления либо увеличению действующего должны будут принимать и публиковать не позже, чем за 6 месяцев до введения в действие. Кроме того, рекомендуется вводить новые платежи с 1 января года, следующего за тем, в котором закон был принят. Аналогичные требования введут для пересмотра порядка отчетности по неналоговым начислениям. Также государство упростит проведение сверки размеров неналоговых начислений с предприятиями. Обратившись в соответствующий орган, компании смогут оперативно получить документы о внесенных средствах и перерасчет таких платежей.
Живулин отмечает, что разработчики документа приняли во внимание пожелания предпринимателей. Последние ранее заявляли о необходимости четкого разделения начислений на обязательные и необязательные, установление обязанностей администраторов этих начислений, и создания реестра, в который будут вноситься данные об уплате таких платежей. Упорядочить такие начисления и механизм их введения в обращении к Кабмину ранее требовали Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата, «Опора России» и «Деловая Россия».
Впрочем, отмечает глава «Опоры России» Александр Калинин, подготовленный документ не совершенен, поскольку распространяется только на платежи, которые по существу напоминают налоги. При этом законопроект не прописывает, как бизнес должен делать отчисления на реализацию требований различных законов, в частности, о хранении данных по «закону Яровой». Калинин полагает, что при введении новых платежей либо финансовых обязательств авторы соответствующих законопроектов обязаны предоставить расчет стоимости исполнения для предпринимателей. Сейчас подобная калькуляция составляется только для федеральной казны.
Сейчас документ находится на рассмотрении правительства. Помимо специалистов Минфина, его соавторами стали эксперты Минэкономразвития. В числе ставок, начисления по которым будет регулировать новый законопроект, помимо утилизационного сбора, - сбор за проезд большегрузными автомобилями по федеральным трассам. Законопроект призван стать рамочным, на его базе в дальнейшем упорядочат изменение ставок и порядок взимания всех неналоговых фискальных начислений.
Документ будет регулировать все фискальные сборы, не являющиеся налогами, но при этом обязательны к уплате. Также законопроект создаст регуляторную базу для пересмотра платы за оформление документов, сопутствующих приобретению определенных прав субъектами предпринимательской деятельности. Как пояснил глава департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития Вадим Живулин, профильная группа под руководством главы ведомства Максима Орешкина уже обсудила свыше 30 неналоговых платежей. Однако в дальнейшем перечень платежей, регулируемых новым законом, будет увеличен, поскольку в него добавятся региональные сборы. Последние индивидуально устанавливаются в каждом субъекте федерации.
Живулин поясняет, если Госдума одобрит законопроект, а глава государства его подпишет, состоится тотальная инвентаризация действующих неналоговых начислений. Их проверят на предмет обоснованности. В силе останутся лишь те, экономическая рациональность которых не вызовет сомнений. В результате неналоговое давление на бизнес уменьшится, а система начисления таких платежей станет более доступной и логичной. Упорядочивание платежей планируется завершить до 1 июля 2019 года. Все прошедшие проверку начисления внесут в специализированный реестр, размещенный в свободном доступе. После этого предприятия будут вправе не оплачивать начисления по пунктам, которых не окажется в реестре. А в пресс-службе финансового ведомства добавляют, что на этапе подготовки законопроекта ко второму чтению будет подготовлен список обязательных неналоговых начислений.
Введение новых платежей будет проходить с отсрочкой. Нормативно-правовой акт о введении нового начисления либо увеличению действующего должны будут принимать и публиковать не позже, чем за 6 месяцев до введения в действие. Кроме того, рекомендуется вводить новые платежи с 1 января года, следующего за тем, в котором закон был принят. Аналогичные требования введут для пересмотра порядка отчетности по неналоговым начислениям. Также государство упростит проведение сверки размеров неналоговых начислений с предприятиями. Обратившись в соответствующий орган, компании смогут оперативно получить документы о внесенных средствах и перерасчет таких платежей.
Живулин отмечает, что разработчики документа приняли во внимание пожелания предпринимателей. Последние ранее заявляли о необходимости четкого разделения начислений на обязательные и необязательные, установление обязанностей администраторов этих начислений, и создания реестра, в который будут вноситься данные об уплате таких платежей. Упорядочить такие начисления и механизм их введения в обращении к Кабмину ранее требовали Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата, «Опора России» и «Деловая Россия».
Впрочем, отмечает глава «Опоры России» Александр Калинин, подготовленный документ не совершенен, поскольку распространяется только на платежи, которые по существу напоминают налоги. При этом законопроект не прописывает, как бизнес должен делать отчисления на реализацию требований различных законов, в частности, о хранении данных по «закону Яровой». Калинин полагает, что при введении новых платежей либо финансовых обязательств авторы соответствующих законопроектов обязаны предоставить расчет стоимости исполнения для предпринимателей. Сейчас подобная калькуляция составляется только для федеральной казны.