«Миротворцы» в Донбассе: через тернии к «Минску»
Бывший генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен сделал «вброс» про договоренности США и РФ насчет миротворческого контингента в Донбассе аккурат в третью годовщину заключения Минских соглашений.
Без «кнута» и «пряника»
Как мы помним, 11-12 февраля 2015 года в Минске представители России, Украины и самопровозглашенных республик Донбасса подписали «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений». Сразу после этого президент РФ Владимир Путин, украинский президент Петр Порошенко, канцлер ФРГ Ангела Меркель и французский глава государства Франсуа Олланд сделали официальное заявление в поддержку Минских соглашений.
17 февраля Совет Безопасности ООН принял резолюцию №2202, инкорпорировав в документ текст «Комплекса мер». Совет Безопасности официально заявил, что «одобряет «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений» и «приветствует Декларацию» трех президентов и канцлера ФРГ, а также призвал «все стороны обеспечить полное выполнение «Комплекса мер», включая предусмотренное в нем всеобъемлющее прекращение огня».
Киев и самопровозглашенные республики ДНР и ЛНР согласились на вторые «Минские соглашения», как иногда называют «Комплекс мер», после разгрома группировки Вооруженных сил Украины под Дебальцево (Донецкая область) в начале февраля 2015 года. Бои под Дебальцево шли в одно и то же время, что и переговоры Путина, Порошенко, Меркель и Олланда по Донбассу на переговорной площадке в Минске, предоставленной президентом Белоруссии Александром Лукашенко.
За прошедшие три года стали понятны сильные и слабые стороны Минских соглашений. Главный «подводный камень» - это отсутствие санкций для Киева и самопровозглашенных республик за невыполнение своих обязательств. Например, за минувшие три года Донбасс пережил несколько обострений практически на грани полноценной войны:
- столкновения на Светлодарской дуге (на границе Луганской и Донецкой областей, 20 км до Дебальцево, Горловки и Углегорска) 18-19 декабря 2016 года;
- бои за промзону в Авдеевке (6 км от самого Донецка) с декабря 2016 года по февраль 2017 года. Командир батальона «Сомали» Михаил Толстых (позывной «Гиви») погиб вскоре после завершения боев за Авдеевку;
- майское обострение в 2017 году на все той же Светлодарской дуге.
И это только самые яркие случаи, к которым было приковано внимание СМИ, когда сами стороны конфликта в лице Киева и ОРДЛО («отдельные районы Донецкой и Луганской областей»), а также Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ и Трехсторонняя контактная группа в Минске признавали, что в Донбассе происходит обострение.
Тем не менее, никаких санкций против Киева и/или самопровозглашенных ДНР и ЛНР не последовало, зафиксировав, что гаранты Минских соглашений в лице так называемой «нормандской четверки» сформулировали перечень обязательств, но не предложили никакого «кнута» за срыв договоренностей. Например, в январе 2018 года Верховная Рада приняла закон «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета…», содержащий полный набор штампов («российская оккупационная администрация» и т. д.) и прямо противоречащий обязательствам Киева по Минским соглашениям.
Вижу-не вижу
Между тем, глава МИД РФ Сергей Лавров публично заявил, что принятый закон перечеркивает Минские соглашения, но его мнение осталось гласом вопиющего. А спецпредставитель Госдепартамента США Курт Волкер, официально представляющий США на переговорах с помощником президента РФ Владиславом Сурковым, постановил, «что Украина придерживается соглашения». «На мой взгляд, нужно, чтобы и российская сторона выполнила свою часть, в частности, с соблюдением перемирия…», - продолжил Волкер, прекрасно зная, что Россия не может выполнять Минские соглашения, поскольку не брала на себя никаких обязательств и вообще не упоминается в тексте.
За минувшие три года стало понятно, что позиция коллективного Запада заключается в том, чтобы не замечать, как официальный Киев саботирует выполнение политической части Минских соглашений (амнистия, особый статус для Донбасса, проведение выборов, новая Конституция, предполагающая децентрализацию полномочий от Киева к местным властям, и т. д.). И если Франция и ФРГ фактически устранились от резких оценок и просто игнорируют происходящее, то США продвигают версию, что конфликт в Донбассе – это война между Украиной и Россией, когда «демократический» Киев отражает «российскую агрессию». Все факты, которые противоречат данной версии, отметаются, а на острые вопросы отвечать никто не собирается. Например, почему среди пленных нет военнослужащих Российской Федерации, куда подевались миллионы жителей Донбасса, почему, раз уж речь идет о войне, Россия не наступает через другие пограничные области (Черниговская, Сумская, Харьковская)?
Франция и ФРГ, которых руководство РФ привлекло для того, чтобы узаконить «Минские соглашения», спустя три года фактически отказались даже от роли арбитра как в отношении внутреннего конфликта между Киевом и Донбассом, так и в плоскости Украина - РФ. Начиная с момента, когда от имени США в переговоры включился спецпредставитель Госдепартамента в переговорах по Украине Курт Волкер, политическое руководство Франции и ФРГ фактически самоустранилось от влияния на ситуацию. Но и до этого Франция и ФРГ дальше благих пожеланий не шли, ограничиваясь заявлениями, которые ни к чему не обязывают.
Хорошие американские парни продолжают обещать
Поэтому еще один «подводный камень» заключается в том, что сейчас судьба Минских соглашений и мирного урегулирования в целом зависит от интересов США. А США в отличие от Франции и ФРГ в обсуждении текста «Комплекса мер» не участвовали и никаких обязательств на себя не брали даже на уровне совместной декларации, которую провозгласили в феврале 2015 года Путин, Олланд, Меркель и Порошенко.
Впервые конкретика по поводу миротворческого контингента в Донбассе прозвучала по итогам встречи Курта Волкера с Владиславом Сурковым 26 января в Дубае (Объединенные Арабские Эмираты). Стороны наметили путь к общему знаменателю, который в первом приближении выглядит так:
- миротворческий контингент под эгидой ООН вводится на линию разграничения в Донбассе;
- Киев и самопровозглашенные республики выполняют свои обязательства по Минским соглашениям, а миротворческий контингент параллельно занимает все новые и новые территории Донбасса;
- в идеале, когда стороны выполнят Минские соглашения, миротворцы ООН возьмут под свой контроль участок границы между Украиной и Россией, который сегодня неподконтролен киевской власти.
И здесь главный индикатор того, что США собираются выполнять договоренности, – это разрешение на то, чтобы президент Украины Петр Порошенко распустил Верховную Раду и объявил досрочные выборы, потому что, как показала практика, нынешний украинский парламент Минские соглашения выполнять не будет, даже если ввести в Донбасс сразу три контингента миротворцев ООН. Если же американские политики и дипломаты не заводят речь о перевыборах, значит, речь идет о стандартной «разводке», а на самом деле выполнять Минские соглашения никто и не собирается.
Как мы помним, 11-12 февраля 2015 года в Минске представители России, Украины и самопровозглашенных республик Донбасса подписали «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений». Сразу после этого президент РФ Владимир Путин, украинский президент Петр Порошенко, канцлер ФРГ Ангела Меркель и французский глава государства Франсуа Олланд сделали официальное заявление в поддержку Минских соглашений.
17 февраля Совет Безопасности ООН принял резолюцию №2202, инкорпорировав в документ текст «Комплекса мер». Совет Безопасности официально заявил, что «одобряет «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений» и «приветствует Декларацию» трех президентов и канцлера ФРГ, а также призвал «все стороны обеспечить полное выполнение «Комплекса мер», включая предусмотренное в нем всеобъемлющее прекращение огня».
Киев и самопровозглашенные республики ДНР и ЛНР согласились на вторые «Минские соглашения», как иногда называют «Комплекс мер», после разгрома группировки Вооруженных сил Украины под Дебальцево (Донецкая область) в начале февраля 2015 года. Бои под Дебальцево шли в одно и то же время, что и переговоры Путина, Порошенко, Меркель и Олланда по Донбассу на переговорной площадке в Минске, предоставленной президентом Белоруссии Александром Лукашенко.
За прошедшие три года стали понятны сильные и слабые стороны Минских соглашений. Главный «подводный камень» - это отсутствие санкций для Киева и самопровозглашенных республик за невыполнение своих обязательств. Например, за минувшие три года Донбасс пережил несколько обострений практически на грани полноценной войны:
- столкновения на Светлодарской дуге (на границе Луганской и Донецкой областей, 20 км до Дебальцево, Горловки и Углегорска) 18-19 декабря 2016 года;
- бои за промзону в Авдеевке (6 км от самого Донецка) с декабря 2016 года по февраль 2017 года. Командир батальона «Сомали» Михаил Толстых (позывной «Гиви») погиб вскоре после завершения боев за Авдеевку;
- майское обострение в 2017 году на все той же Светлодарской дуге.
И это только самые яркие случаи, к которым было приковано внимание СМИ, когда сами стороны конфликта в лице Киева и ОРДЛО («отдельные районы Донецкой и Луганской областей»), а также Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ и Трехсторонняя контактная группа в Минске признавали, что в Донбассе происходит обострение.
Тем не менее, никаких санкций против Киева и/или самопровозглашенных ДНР и ЛНР не последовало, зафиксировав, что гаранты Минских соглашений в лице так называемой «нормандской четверки» сформулировали перечень обязательств, но не предложили никакого «кнута» за срыв договоренностей. Например, в январе 2018 года Верховная Рада приняла закон «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета…», содержащий полный набор штампов («российская оккупационная администрация» и т. д.) и прямо противоречащий обязательствам Киева по Минским соглашениям.
Вижу-не вижу
Между тем, глава МИД РФ Сергей Лавров публично заявил, что принятый закон перечеркивает Минские соглашения, но его мнение осталось гласом вопиющего. А спецпредставитель Госдепартамента США Курт Волкер, официально представляющий США на переговорах с помощником президента РФ Владиславом Сурковым, постановил, «что Украина придерживается соглашения». «На мой взгляд, нужно, чтобы и российская сторона выполнила свою часть, в частности, с соблюдением перемирия…», - продолжил Волкер, прекрасно зная, что Россия не может выполнять Минские соглашения, поскольку не брала на себя никаких обязательств и вообще не упоминается в тексте.
За минувшие три года стало понятно, что позиция коллективного Запада заключается в том, чтобы не замечать, как официальный Киев саботирует выполнение политической части Минских соглашений (амнистия, особый статус для Донбасса, проведение выборов, новая Конституция, предполагающая децентрализацию полномочий от Киева к местным властям, и т. д.). И если Франция и ФРГ фактически устранились от резких оценок и просто игнорируют происходящее, то США продвигают версию, что конфликт в Донбассе – это война между Украиной и Россией, когда «демократический» Киев отражает «российскую агрессию». Все факты, которые противоречат данной версии, отметаются, а на острые вопросы отвечать никто не собирается. Например, почему среди пленных нет военнослужащих Российской Федерации, куда подевались миллионы жителей Донбасса, почему, раз уж речь идет о войне, Россия не наступает через другие пограничные области (Черниговская, Сумская, Харьковская)?
Франция и ФРГ, которых руководство РФ привлекло для того, чтобы узаконить «Минские соглашения», спустя три года фактически отказались даже от роли арбитра как в отношении внутреннего конфликта между Киевом и Донбассом, так и в плоскости Украина - РФ. Начиная с момента, когда от имени США в переговоры включился спецпредставитель Госдепартамента в переговорах по Украине Курт Волкер, политическое руководство Франции и ФРГ фактически самоустранилось от влияния на ситуацию. Но и до этого Франция и ФРГ дальше благих пожеланий не шли, ограничиваясь заявлениями, которые ни к чему не обязывают.
Хорошие американские парни продолжают обещать
Поэтому еще один «подводный камень» заключается в том, что сейчас судьба Минских соглашений и мирного урегулирования в целом зависит от интересов США. А США в отличие от Франции и ФРГ в обсуждении текста «Комплекса мер» не участвовали и никаких обязательств на себя не брали даже на уровне совместной декларации, которую провозгласили в феврале 2015 года Путин, Олланд, Меркель и Порошенко.
Впервые конкретика по поводу миротворческого контингента в Донбассе прозвучала по итогам встречи Курта Волкера с Владиславом Сурковым 26 января в Дубае (Объединенные Арабские Эмираты). Стороны наметили путь к общему знаменателю, который в первом приближении выглядит так:
- миротворческий контингент под эгидой ООН вводится на линию разграничения в Донбассе;
- Киев и самопровозглашенные республики выполняют свои обязательства по Минским соглашениям, а миротворческий контингент параллельно занимает все новые и новые территории Донбасса;
- в идеале, когда стороны выполнят Минские соглашения, миротворцы ООН возьмут под свой контроль участок границы между Украиной и Россией, который сегодня неподконтролен киевской власти.
И здесь главный индикатор того, что США собираются выполнять договоренности, – это разрешение на то, чтобы президент Украины Петр Порошенко распустил Верховную Раду и объявил досрочные выборы, потому что, как показала практика, нынешний украинский парламент Минские соглашения выполнять не будет, даже если ввести в Донбасс сразу три контингента миротворцев ООН. Если же американские политики и дипломаты не заводят речь о перевыборах, значит, речь идет о стандартной «разводке», а на самом деле выполнять Минские соглашения никто и не собирается.