Мосты в России как миг между капитальным прошлым в шаткое будущее
Мосты в России ведут не в светлое будущее, а к многомиллиардным ремонтам. Для реконструкции огромного количества мостовых сооружений не хватает финансирования, не развиты государственно-частное партнерство (ГЧП) и концессия, зато процветают халатность и коррупция.
Сколько мостов в России
По данным Росстата, в России насчитывается около 42 тыс. мостов и путепроводов. Их общая протяжённость – 2,1 млн. погонных метров. Однако эта цифра только кажется внушительной.
О нехватке мостов в РФ говорят несколько фактов: наличие в стране 4 тыс. переправ, работающих там, где можно построить капитальное сооружение, а также значительный транспортный перепробег, вызванный необходимостью делать объезд из-за отсутствия мостов.
Можно привести и такое сравнение: в России 2,8 млн. рек и только 72,5 тыс. мостов через них, включая железнодорожные. При этом положение дел ухудшается с каждым днем, ведь половина мостов требует ремонта, но не получает его, 500 объектов находится в аварийном состоянии с угрозой обрушения, а каждый девятый мост в стране – деревянный.
К примеру, в одном только Забайкальском крае сегодня ремонта ожидают 11 путепроводов на сумму 6 млрд. 700 млн. рублей. Одна лишь цена разработки проектно-сметной документации составляет 74 млн. рублей. Кроме того, на территории края находится 352 деревянных моста, не попадающих в программу ремонта и расположенных на грунтовых дорогах.
В Республике Башкортостан 2248 мостовых сооружений общей протяженностью более 81 тыс. погонных метров, из которых в неудовлетворительном состоянии находится 1110 мостов, в предаварийном - 195 и в аварийном - 110. Изначально предлагалось включить в программу ремонта по национальному проекту «Безопасные качественные дороги» 165 аварийных и предаварийных мостов, на которые требуется 6,9 млрд. рублей. Однако ремонт необходим сейчас, поэтому республика за счет своих средств начала по ним работы. Но есть совершенно нетиповые мосты – в Башкортостане таковых 3, и только на них требуется около 10 млрд. рублей.
Понятно, что ни один регион таких сумм не потянет. Однако даже при выделении средств из федерального бюджета не все мосты будут приведены в соответствие до 2024 года.
Мостопад – явление повсеместное
19 апреля 2022 года в Приморском крае на трассе Владивосток - Порт Восточный образовался провал в проезжей части моста через реку Суходол. Известно, что последний раз мост ремонтировали в 2020 году после проезда по нему фуры весом более 70 тонн при максимально допустимой весовой нагрузке для транспорта в 20 тонн. До этого сооружение ремонтировали в 2005-м, заменив асфальтовое покрытие, ограждения, тротуарные плиты и отремонтировав ригели промежуточных опор. Несмотря на проведённые работы к 2020 году объект 1962 года постройки был признан аварийным.
Разрушение старых мостов в Приморье не редкость. Наиболее резонансным оказалось трагическое обрушение моста через реку Осиновку в 2018 году при заезде на него грузовика с превышением допустимой массы. За фурой ехал легковой автомобиль, в его салоне находились женщина-водитель с двухлетней дочерью. Обе погибли, когда фура раздавила легковушку при падении моста. Водителя приговорили к четырём годам колонии-поселения, но общественность считает приговор слишком суровым, полагая, что ответственность за эту трагедию должны нести в первую очередь чиновники, не организовавшие ремонт моста, признанного аварийным ещё в 90-е годы.
В мае 2023 года глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин поручил возобновить уголовное дело о разрушении моста в Нижегородской области. Переправа через реку Ургу находится на границе Спасского и Воротынского районов. Осенью 2022 года она частично обвалилась вместе с асфальтом и ограждениями. С тех пор проезд закрыт для транспорта.
Мост через Ургу в составе автодороги 22К-0046 Воротынец — Спасское — Сергач соединял села Покров-Майдан и Красный Ватрас. Его обрушение причинило значительные неудобства местным жителям, которые теперь не могут в обычном режиме отправлять детей в школу, ездить в больницу и на работу. Реку им приходится преодолевать на лодках.
Жители забайкальского поселка городского типа Амазар в начале весны этого года забили тревогу из-за обрушающегося на глазах моста. Они сообщили, что останутся «отрезанными от мира», если мост разрушится, потому что другого способа добраться до райцентра и автотрассы у них нет.
«В настоящее время сроков строительства постоянного моста взамен аварийному нет», - ответили в Министерстве дорожного строительства Забайкальского края. Возможно, что-нибудь придумают и построят в 2024 году, пока же ведомство пообещало рассмотреть вопрос об устройстве понтонного моста.
В поселке Зудыры Читинской области вместо старого деревянного моста появился новый – временный, но проблема осталась, добраться до большой земли несмотря на это проблематично. Приехать к жителям не может даже скорая медицинская помощь.
«В прошлом году, в октябре месяце разыграли аукцион, зашёл подрядчик СК «Зелёный город» - западная компания, мы даже им аванс оплатили. Однако вопреки условиям договора в январе месяце подрядчик не вышел на выполнение работ. Подали во все службы, написали претензионное письмо, в ФАС на то, что некомпетентный подрядчик. Деньги вернули, буквально позавчера они упали на счёт администрации. На данный момент опять будем выходить на электронный аукцион и разыгрывать», - заявил глава поселка.
Губернатор Тульской области Алексей Дюмин 15 марта 2023 года на оперативном совещании подробно обсудил ситуацию, связанную с разрушением двух мостов в Куркинском районе из-за ледохода. Ранее из-за резкого подъема воды в реке рухнул пешеходный мост, соединяющий поселок Грибоедово и село Никитское, а на следующий день — автомобильный мост в районе села Орловка.
«Мы имеем два разрушенных моста: пешеходный стоимостью 35-40 млн. рублей и автомобильный, разрушенный на следующий день. По предварительной оценке, его стоимость составляет более 120 млн. рублей. Общая сумма ущерба около 170 млн. рублей», — констатировал Дюмин.
В Ростове-на-Дону из-за обильных дождей в начале мая начал разрушаться мост через реку Темерник, находящийся в створе улицы Песчаной. Сотрудники местной администрации провели обследование сооружения и подтвердили, что там происходит разрушение. Сам мост у них зарегистрирован как объект незавершенного строительства. На данный момент участок, где происходит размытие, огородили. Там проведут реконструкцию, для чего уже заключили контракт.
В Забайкальском крае подвесной мост через Нерчу соединяет село Михайловка и поселок Приисковый. По нему дети ходят в школу, а местные жители — на работу. Мост построили летом 2022 года взамен старого, который с 2018 года находился в аварийном состоянии из-за паводков. Местные жители неоднократно жаловались, что боятся ходить по мосту. Однако новый мост тоже несколько раз был поврежден и его ремонтировали. В мае этого года мост снова был разрушен, причем спустя сутки после очередного ремонта.
24 мая в Тындинском муниципальном округе введен режим чрезвычайной ситуации – разрушилась опора моста через реку Рогачи. Происшествие произошло на федеральной автодороге «Лена». Сейчас здесь закрыто движение для транспорта с максимальной массой свыше 12 тонн. Движение легкового транспорта по мосту организовано реверсивным способом.
Эксперты о причинах и проблемах обрушения мостов
Основной проблемой мостового хозяйства страны является его состояние и обслуживание. На это указывает директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин, считающий, что у регионов «элементарно нет денег, чтобы произвести текущий ремонт дорожной инфраструктуры».
Похоже, что денег нет также и на грамотных специалистов. По крайней мере ведущий научный сотрудник Центрального научно-исследовательского и проектного института Минстроя Александр Стрельников уверен: зачастую виной ЧП являются некачественно выполненные работы.
Большинство мостовых сооружений страны, построенных в 60-80-е годы, не рассчитано на те нагрузки, которые сегодня существуют. Но, к сожалению, сегодня отсутствуют серьезные организации по строительству мостовых переходов. Выяснилось, что содержанием мостовых сооружений, особенно в крупных городах, занимаются организации, где практически нет специалистов-мостовиков. Поэтому крайне необходима также и подготовка инженерных кадров для содержания и строительства мостов и путепроводов в целом по стране.
В свою очередь, главный редактор ИА «Строительство» Александр Гусев связывает происходящее с «очень плохим исполнением своих обязанностей той организацией, которая обязана следить за мостом». А также с тем, что многочисленные надзорные инстанции явно не справляются со своими функциями.
Итоговым по данному вопросу можно считать мнение почётного транспортного строителя России Василия Мазура. Говоря о «ненасытной коррупционной составляющей», он констатирует: «На мой взгляд, в связи с прогрессирующим тотальным мостопадом требуется независимая государственная экспертиза технического состояния мостов с задействованием независимых профессионалов, чтобы привлечь виновных к ответственности».
При этом, по словам Мазура, проблема вовсе не в отсутствии денег на ремонт. Корень зла – в неимоверном грабеже госказны из-за вредного управления и некомпетентности.
Коррупция при строительстве и ремонте мостов - это не пустые обвинения
В Самаре продолжается рассмотрение дела о хищении 10 млн. рублей при строительстве моста у Климовки. Подозреваемой по этому делу проходит экс-директор компании «Инфракап» Олеся Гладкова, а одним из свидетелей стал министр транспорта региона Иван Пивкин. О возможных махинациях при строительстве моста через Волгу следователи заявили еще летом 2021 года. Тогда они возбудили уголовное дело по статье «Мошенничество».
При строительстве и ремонте мостов в Алтайском крае УФСБ России выявило коррупционные действия. С 2017 по 2022 год директор коммерческой компании давал взятки начальнику одного из отделов ФКУ Упрдор «Алтай». Денежные средства переводились за включение в смету строительства и ремонт мостовых сооружений. Общая сумма превысила 1 млн. 650 тыс. рублей.
В 2021 году в Орле задержали генерального директора белгородской компании «Ремспецмост», которая ремонтировала Красный мост в Орле за 1,4 млрд. рублей. После прокурорской проверки генерального директора заподозрили в растрате более 179 млн. рублей федеральных денежных средств, выделенных в рамках национального проекта.
Коррупционный скандал разгорелся несколько лет назад и вокруг ремонта Коммунального моста в Красноярске. Подрядчика и заказчика капремонта обвинили в согласованных действиях и решениях, которые могут значительно отразиться на качестве проводимых работ.
Так, с застройщиком ООО «УК «Сибиряк» (строительная компания депутата Горсовета Красноярска Владимира Егорова) был заключен контракт на ремонт моста, а затем подписано дополнительное соглашение, которое существенно изменяет изначальный проект.
Допсоглашением отменяется замена железобетонных плит над Абаканской протокой, снижаются объемы использования арматурной стали, снижаются объемы использования бетона тяжелого, крупность. Все это может, по словам экспертов, привести к разрушению конструкции.
В Иркутской области сотрудник ВСЖД задержан по подозрению в вымогательстве взятки при строительстве моста в Заларях. По версии следствия, в конце 2020 года подозреваемый требовал от руководства мостостроительной организации передать ему через посредника взятку в размере 2 млн. рублей, которая предназначалась за беспрепятственное согласование работ при строительстве моста, предусмотренных договором и проектной документацией.
Мосты рушатся, но власти обещают все исправить
Около 200 путепроводов и мостов достроят и реконструируют в России в 2023 году по национальному проекту «Безопасные качественные дороги», говорится на сайте правительства РФ.
«По нацпроекту «Безопасные качественные дороги» ведутся строительство и реконструкция новых мостов и путепроводов, транспортных развязок, магистральных улиц и обходов городов. В этом году планируется завершить около 200 таких объектов на местной и региональной сети дорог протяженностью свыше 400 км», - заявил вице-премьер Марат Хуснуллин.
Замруководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко добавил, что в 2023 году на реализацию федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» выделили более 415 млрд. рублей, из них 198 млрд. рублей - из федерального бюджета.
По данным Росстата, в России насчитывается около 42 тыс. мостов и путепроводов. Их общая протяжённость – 2,1 млн. погонных метров. Однако эта цифра только кажется внушительной.
О нехватке мостов в РФ говорят несколько фактов: наличие в стране 4 тыс. переправ, работающих там, где можно построить капитальное сооружение, а также значительный транспортный перепробег, вызванный необходимостью делать объезд из-за отсутствия мостов.
Можно привести и такое сравнение: в России 2,8 млн. рек и только 72,5 тыс. мостов через них, включая железнодорожные. При этом положение дел ухудшается с каждым днем, ведь половина мостов требует ремонта, но не получает его, 500 объектов находится в аварийном состоянии с угрозой обрушения, а каждый девятый мост в стране – деревянный.
К примеру, в одном только Забайкальском крае сегодня ремонта ожидают 11 путепроводов на сумму 6 млрд. 700 млн. рублей. Одна лишь цена разработки проектно-сметной документации составляет 74 млн. рублей. Кроме того, на территории края находится 352 деревянных моста, не попадающих в программу ремонта и расположенных на грунтовых дорогах.
В Республике Башкортостан 2248 мостовых сооружений общей протяженностью более 81 тыс. погонных метров, из которых в неудовлетворительном состоянии находится 1110 мостов, в предаварийном - 195 и в аварийном - 110. Изначально предлагалось включить в программу ремонта по национальному проекту «Безопасные качественные дороги» 165 аварийных и предаварийных мостов, на которые требуется 6,9 млрд. рублей. Однако ремонт необходим сейчас, поэтому республика за счет своих средств начала по ним работы. Но есть совершенно нетиповые мосты – в Башкортостане таковых 3, и только на них требуется около 10 млрд. рублей.
Понятно, что ни один регион таких сумм не потянет. Однако даже при выделении средств из федерального бюджета не все мосты будут приведены в соответствие до 2024 года.
Мостопад – явление повсеместное
19 апреля 2022 года в Приморском крае на трассе Владивосток - Порт Восточный образовался провал в проезжей части моста через реку Суходол. Известно, что последний раз мост ремонтировали в 2020 году после проезда по нему фуры весом более 70 тонн при максимально допустимой весовой нагрузке для транспорта в 20 тонн. До этого сооружение ремонтировали в 2005-м, заменив асфальтовое покрытие, ограждения, тротуарные плиты и отремонтировав ригели промежуточных опор. Несмотря на проведённые работы к 2020 году объект 1962 года постройки был признан аварийным.
Разрушение старых мостов в Приморье не редкость. Наиболее резонансным оказалось трагическое обрушение моста через реку Осиновку в 2018 году при заезде на него грузовика с превышением допустимой массы. За фурой ехал легковой автомобиль, в его салоне находились женщина-водитель с двухлетней дочерью. Обе погибли, когда фура раздавила легковушку при падении моста. Водителя приговорили к четырём годам колонии-поселения, но общественность считает приговор слишком суровым, полагая, что ответственность за эту трагедию должны нести в первую очередь чиновники, не организовавшие ремонт моста, признанного аварийным ещё в 90-е годы.
В мае 2023 года глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин поручил возобновить уголовное дело о разрушении моста в Нижегородской области. Переправа через реку Ургу находится на границе Спасского и Воротынского районов. Осенью 2022 года она частично обвалилась вместе с асфальтом и ограждениями. С тех пор проезд закрыт для транспорта.
Мост через Ургу в составе автодороги 22К-0046 Воротынец — Спасское — Сергач соединял села Покров-Майдан и Красный Ватрас. Его обрушение причинило значительные неудобства местным жителям, которые теперь не могут в обычном режиме отправлять детей в школу, ездить в больницу и на работу. Реку им приходится преодолевать на лодках.
Жители забайкальского поселка городского типа Амазар в начале весны этого года забили тревогу из-за обрушающегося на глазах моста. Они сообщили, что останутся «отрезанными от мира», если мост разрушится, потому что другого способа добраться до райцентра и автотрассы у них нет.
«В настоящее время сроков строительства постоянного моста взамен аварийному нет», - ответили в Министерстве дорожного строительства Забайкальского края. Возможно, что-нибудь придумают и построят в 2024 году, пока же ведомство пообещало рассмотреть вопрос об устройстве понтонного моста.
В поселке Зудыры Читинской области вместо старого деревянного моста появился новый – временный, но проблема осталась, добраться до большой земли несмотря на это проблематично. Приехать к жителям не может даже скорая медицинская помощь.
«В прошлом году, в октябре месяце разыграли аукцион, зашёл подрядчик СК «Зелёный город» - западная компания, мы даже им аванс оплатили. Однако вопреки условиям договора в январе месяце подрядчик не вышел на выполнение работ. Подали во все службы, написали претензионное письмо, в ФАС на то, что некомпетентный подрядчик. Деньги вернули, буквально позавчера они упали на счёт администрации. На данный момент опять будем выходить на электронный аукцион и разыгрывать», - заявил глава поселка.
Губернатор Тульской области Алексей Дюмин 15 марта 2023 года на оперативном совещании подробно обсудил ситуацию, связанную с разрушением двух мостов в Куркинском районе из-за ледохода. Ранее из-за резкого подъема воды в реке рухнул пешеходный мост, соединяющий поселок Грибоедово и село Никитское, а на следующий день — автомобильный мост в районе села Орловка.
«Мы имеем два разрушенных моста: пешеходный стоимостью 35-40 млн. рублей и автомобильный, разрушенный на следующий день. По предварительной оценке, его стоимость составляет более 120 млн. рублей. Общая сумма ущерба около 170 млн. рублей», — констатировал Дюмин.
В Ростове-на-Дону из-за обильных дождей в начале мая начал разрушаться мост через реку Темерник, находящийся в створе улицы Песчаной. Сотрудники местной администрации провели обследование сооружения и подтвердили, что там происходит разрушение. Сам мост у них зарегистрирован как объект незавершенного строительства. На данный момент участок, где происходит размытие, огородили. Там проведут реконструкцию, для чего уже заключили контракт.
В Забайкальском крае подвесной мост через Нерчу соединяет село Михайловка и поселок Приисковый. По нему дети ходят в школу, а местные жители — на работу. Мост построили летом 2022 года взамен старого, который с 2018 года находился в аварийном состоянии из-за паводков. Местные жители неоднократно жаловались, что боятся ходить по мосту. Однако новый мост тоже несколько раз был поврежден и его ремонтировали. В мае этого года мост снова был разрушен, причем спустя сутки после очередного ремонта.
24 мая в Тындинском муниципальном округе введен режим чрезвычайной ситуации – разрушилась опора моста через реку Рогачи. Происшествие произошло на федеральной автодороге «Лена». Сейчас здесь закрыто движение для транспорта с максимальной массой свыше 12 тонн. Движение легкового транспорта по мосту организовано реверсивным способом.
Эксперты о причинах и проблемах обрушения мостов
Основной проблемой мостового хозяйства страны является его состояние и обслуживание. На это указывает директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин, считающий, что у регионов «элементарно нет денег, чтобы произвести текущий ремонт дорожной инфраструктуры».
Похоже, что денег нет также и на грамотных специалистов. По крайней мере ведущий научный сотрудник Центрального научно-исследовательского и проектного института Минстроя Александр Стрельников уверен: зачастую виной ЧП являются некачественно выполненные работы.
Большинство мостовых сооружений страны, построенных в 60-80-е годы, не рассчитано на те нагрузки, которые сегодня существуют. Но, к сожалению, сегодня отсутствуют серьезные организации по строительству мостовых переходов. Выяснилось, что содержанием мостовых сооружений, особенно в крупных городах, занимаются организации, где практически нет специалистов-мостовиков. Поэтому крайне необходима также и подготовка инженерных кадров для содержания и строительства мостов и путепроводов в целом по стране.
В свою очередь, главный редактор ИА «Строительство» Александр Гусев связывает происходящее с «очень плохим исполнением своих обязанностей той организацией, которая обязана следить за мостом». А также с тем, что многочисленные надзорные инстанции явно не справляются со своими функциями.
Итоговым по данному вопросу можно считать мнение почётного транспортного строителя России Василия Мазура. Говоря о «ненасытной коррупционной составляющей», он констатирует: «На мой взгляд, в связи с прогрессирующим тотальным мостопадом требуется независимая государственная экспертиза технического состояния мостов с задействованием независимых профессионалов, чтобы привлечь виновных к ответственности».
При этом, по словам Мазура, проблема вовсе не в отсутствии денег на ремонт. Корень зла – в неимоверном грабеже госказны из-за вредного управления и некомпетентности.
Коррупция при строительстве и ремонте мостов - это не пустые обвинения
В Самаре продолжается рассмотрение дела о хищении 10 млн. рублей при строительстве моста у Климовки. Подозреваемой по этому делу проходит экс-директор компании «Инфракап» Олеся Гладкова, а одним из свидетелей стал министр транспорта региона Иван Пивкин. О возможных махинациях при строительстве моста через Волгу следователи заявили еще летом 2021 года. Тогда они возбудили уголовное дело по статье «Мошенничество».
При строительстве и ремонте мостов в Алтайском крае УФСБ России выявило коррупционные действия. С 2017 по 2022 год директор коммерческой компании давал взятки начальнику одного из отделов ФКУ Упрдор «Алтай». Денежные средства переводились за включение в смету строительства и ремонт мостовых сооружений. Общая сумма превысила 1 млн. 650 тыс. рублей.
В 2021 году в Орле задержали генерального директора белгородской компании «Ремспецмост», которая ремонтировала Красный мост в Орле за 1,4 млрд. рублей. После прокурорской проверки генерального директора заподозрили в растрате более 179 млн. рублей федеральных денежных средств, выделенных в рамках национального проекта.
Коррупционный скандал разгорелся несколько лет назад и вокруг ремонта Коммунального моста в Красноярске. Подрядчика и заказчика капремонта обвинили в согласованных действиях и решениях, которые могут значительно отразиться на качестве проводимых работ.
Так, с застройщиком ООО «УК «Сибиряк» (строительная компания депутата Горсовета Красноярска Владимира Егорова) был заключен контракт на ремонт моста, а затем подписано дополнительное соглашение, которое существенно изменяет изначальный проект.
Допсоглашением отменяется замена железобетонных плит над Абаканской протокой, снижаются объемы использования арматурной стали, снижаются объемы использования бетона тяжелого, крупность. Все это может, по словам экспертов, привести к разрушению конструкции.
В Иркутской области сотрудник ВСЖД задержан по подозрению в вымогательстве взятки при строительстве моста в Заларях. По версии следствия, в конце 2020 года подозреваемый требовал от руководства мостостроительной организации передать ему через посредника взятку в размере 2 млн. рублей, которая предназначалась за беспрепятственное согласование работ при строительстве моста, предусмотренных договором и проектной документацией.
Мосты рушатся, но власти обещают все исправить
Около 200 путепроводов и мостов достроят и реконструируют в России в 2023 году по национальному проекту «Безопасные качественные дороги», говорится на сайте правительства РФ.
«По нацпроекту «Безопасные качественные дороги» ведутся строительство и реконструкция новых мостов и путепроводов, транспортных развязок, магистральных улиц и обходов городов. В этом году планируется завершить около 200 таких объектов на местной и региональной сети дорог протяженностью свыше 400 км», - заявил вице-премьер Марат Хуснуллин.
Замруководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко добавил, что в 2023 году на реализацию федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» выделили более 415 млрд. рублей, из них 198 млрд. рублей - из федерального бюджета.