Мусорный кодекс Архангельской области
Для жителей Архангельской области проблема, связанная с обращением и размещением твердых коммунальных отходов (ТКО), является одной из самых острых. Все помнят, что проект по строительству мусорного полигона на Шиесе закрылся после долгих протестных акций местных жителей. Борьба за чистоту длилась почти два года.
Реформа утилизации ТКО - нет мусорным свалкам!
Недавно в столице Поморья состоялся форум «Консолидация», инициатором которого выступила Общественная палата Архангельской области. «Реформа ТКО: от мусора к осознанному потреблению» – так была обозначена тема, собравшая около 20 участников форума, среди которых были чиновники, депутаты регионального и муниципальных парламентов, представители бизнеса, а также лидеры экологических общественных движений.
Как отметил модератор встречи – председатель комиссии Общественной палаты Архангельской области по вопросам ЖКХ, строительства, экологии, природопользованию и охраны окружающей среды Алексей Тропин, необходимость такой площадки продиктована высоким интересом общества к теме экологии. Так, по результатам опросов, проведенных Общественной палатой, только 43,1% населения региона понимают суть реформы.
Ситуация с региональным оператором и конфликты, возникавшие с участниками рынка, ухудшили отношение жителей региона к реформе. Кроме того, люди прямо говорят, что никаких существенных перемен кроме повышения размера платы за вывоз мусора они не заметили. Разве что стихийные свалки.
На территории Архангельской области ежегодно образуется 500 тыс. тонн твёрдых коммунальных отходов. Это не привозные отходы. Многие из них ехали на легальные полигоны, но в большей степени – на нелегальные свалки. Таких зафиксировано более 600, чтобы их убрать, нужен не один миллиард рублей.
Система не была организована, мусор свозился бесконтрольно: в лесном фонде более 300 свалок, на территории муниципальных образований тоже немало нелегальных свалок – и с этим надо что-то делать.
Для Архангельска, Новодвинска и Северодвинска действуют три основных полигона, которые образуют основную массу отходов. Из них один закрыт, а два уже на пределе. Если в ближайшее время ничего не делать, то через два-три года отходы везти будет некуда.
Новые правила
В сентябре правительство Архангельской области сообщило об утверждении обновлённой территориальной схемы обращения с отходами на территории региона.
До принятия откорректированной схемы обычным гражданам, предприятиям, представителям общественных организаций и муниципалитетов предложили принять участие в общественных обсуждениях документа.
Было внесено более 120 корректировок в главный документ по обращению с отходами производства и потребления. Спектр предложений достаточно широк, начиная от предложений по переносу мест размещения контейнерных площадок и так называемых «перегрузочных станций» и заканчивая внедрением системы раздельного сбора отходов.
Министр природных ресурсов и ЛПК Архангельской области Игорь Мураев предложил «провести генеральную уборку и больше никогда так не делать» - не множить количество свалок и непереработанного мусора.
Как напомнил министр, сейчас практически 100% отходов, образующихся в Архангельской области, захоранивается, часть идет на несанкционированные свалки. В ходе реформы количество легальных свалок предполагается сократить с 21 до 7, оптимизировать хотят и транспортные потоки. Планируется, что процент дальнейшего использования, переработки мусора после сортировки достигнет как минимум 50-70%.
«Хочу отдельно подчеркнуть: новой территориальной схемой не предусмотрен завоз мусора из других субъектов РФ. Наоборот, отсортированные полезные фракции пойдут на заводы по производству стекла, пластика, целлюлозы в другие регионы. Они могут оставаться и в Архангельской области, если такие производства появятся у нас, и предприниматели изъявят желание эти фракции принимать», - отметил Мураев.
Что изменится?
В соответствии с новой территориальной схемой число контейнерных площадок увеличивается с 6500 до 9800. Из документа исчезли инсинераторы — оборудование для мусоросжигания. Власти уверяют, что термическое обезвреживание ТКО не предусмотрено, производство RDF-топлива не предполагается.
Площадки временного накопления решено переоборудовать под перегрузку и сортировку ТКО, предусмотрено создание мусороперегрузочных станций для транспортирования на опорные объекты по обращению с ТКО.
Согласно принятому документу, до 2024 года предполагается вывести из эксплуатации и подготовить к рекультивации 14 объектов размещения отходов и создать три новых опорных объекта по сортировке, компостированию и захоронению ТКО. Власти уверяют, что в процессе сортировки будет осуществляться разделение отходов по видам с извлечением из них перерабатываемых фракций.
В регионе внедряются «двухконтейнерные системы», согласно которым в синий контейнер жители должны складывать все, что может быть переработано, в зеленый – загрязненные органикой и неперерабатываемые фракции.
В пояснении министерства природных ресурсов и ЛПК отмечается, что муниципалитеты при желании могут вводить многоконтейнерную систему, т.е. подлежащие переработке отходы также можно будет сортировать по разным контейнерам (пластик, металл, стекло и бумага), как это делается в европейских и некоторых азиатских странах.
Интересен опыт по внедрению раздельного сбора отходов, наработанный движением «Спасите ежика» из г. Котлас и Кенозерским национальным парком. Первые активно развивают и вовлекают в природоохранную деятельность жителей крупного промышленного центра, а вторые сумели организовать РСО и, главное, наладить вывоз вторсырья с удаленных территорий. И все это – частные инициативы, т.е. люди работают не ради извлечения прибыли (которой там и нет), а ради сохранения своей земли в чистоте. Такая деятельность поистине заслуживает высоких наград.
Какие мусоросортировочные комплексы планируется создать в регионе
Наиболее острым, особенно после истории с Шиесом, является вопрос с выбором места для так называемых «опорных пунктов» сбора и переработки ТКО.
Проектом предусмотрено создание к 2024 году мусоросортировочных комплексов и полигонов на земельных участках в 30 км от Архангельска и в Няндоме, а также мусоросортировочного комплекса в Коряжме.
Планируемая мощность первого объекта - 160 тыс. тонн отходов в год, второго — 35 тыс. тонн в год, третьего комплекса — 70 тыс. тонн в год. При этом в ТС обозначено, что местонахождение всех трёх объектов является предварительным и может быть изменено по решению органов исполнительной власти Архангельской области.
«В любом случае, проект строительства каждого опорного объекта будет выноситься на общественные слушания. И даже если место соответствует всем требованиям, но общественность выскажется против, продолжим искать другой вариант. Реализации проекта будут предшествовать также государственная экологическая экспертиза, причем с участием центрального аппарата Росприроднадзора, государственная экспертиза сметной стоимости и т.д.», - заверил Мураев.
На труднодоступных территориях будут строить мусороперегрузочные и мусоросортировочные станции для дальнейшей транспортировки ТКО на три вышеназванных опорных объекта и на предприятия по утилизации вторсырья.
«Мы поддерживаем объявленный экологами опрос о возможных местах размещения опорных объектов, и каждое такое предложение будем изучать и мотивированно комментировать. Когда-нибудь все мы в Архангельской области перейдем к 100-процентной переработке ТКО. А пока давайте хотя бы сортировать», - предложил министр.
К 2025 году власти региона планируют ввести в эксплуатацию объекты обработки, позволяющие осуществлять сортировку более 96% ТКО, образующихся на территории Архангельской области. Будем надеяться на то, что это не пустые обещания, а действительно серьезный подход к такой важной проблеме, как уборка своего края от мусора и защита от экологических катастроф.
Недавно в столице Поморья состоялся форум «Консолидация», инициатором которого выступила Общественная палата Архангельской области. «Реформа ТКО: от мусора к осознанному потреблению» – так была обозначена тема, собравшая около 20 участников форума, среди которых были чиновники, депутаты регионального и муниципальных парламентов, представители бизнеса, а также лидеры экологических общественных движений.
Как отметил модератор встречи – председатель комиссии Общественной палаты Архангельской области по вопросам ЖКХ, строительства, экологии, природопользованию и охраны окружающей среды Алексей Тропин, необходимость такой площадки продиктована высоким интересом общества к теме экологии. Так, по результатам опросов, проведенных Общественной палатой, только 43,1% населения региона понимают суть реформы.
Ситуация с региональным оператором и конфликты, возникавшие с участниками рынка, ухудшили отношение жителей региона к реформе. Кроме того, люди прямо говорят, что никаких существенных перемен кроме повышения размера платы за вывоз мусора они не заметили. Разве что стихийные свалки.
На территории Архангельской области ежегодно образуется 500 тыс. тонн твёрдых коммунальных отходов. Это не привозные отходы. Многие из них ехали на легальные полигоны, но в большей степени – на нелегальные свалки. Таких зафиксировано более 600, чтобы их убрать, нужен не один миллиард рублей.
Система не была организована, мусор свозился бесконтрольно: в лесном фонде более 300 свалок, на территории муниципальных образований тоже немало нелегальных свалок – и с этим надо что-то делать.
Для Архангельска, Новодвинска и Северодвинска действуют три основных полигона, которые образуют основную массу отходов. Из них один закрыт, а два уже на пределе. Если в ближайшее время ничего не делать, то через два-три года отходы везти будет некуда.
Новые правила
В сентябре правительство Архангельской области сообщило об утверждении обновлённой территориальной схемы обращения с отходами на территории региона.
До принятия откорректированной схемы обычным гражданам, предприятиям, представителям общественных организаций и муниципалитетов предложили принять участие в общественных обсуждениях документа.
Было внесено более 120 корректировок в главный документ по обращению с отходами производства и потребления. Спектр предложений достаточно широк, начиная от предложений по переносу мест размещения контейнерных площадок и так называемых «перегрузочных станций» и заканчивая внедрением системы раздельного сбора отходов.
Министр природных ресурсов и ЛПК Архангельской области Игорь Мураев предложил «провести генеральную уборку и больше никогда так не делать» - не множить количество свалок и непереработанного мусора.
Как напомнил министр, сейчас практически 100% отходов, образующихся в Архангельской области, захоранивается, часть идет на несанкционированные свалки. В ходе реформы количество легальных свалок предполагается сократить с 21 до 7, оптимизировать хотят и транспортные потоки. Планируется, что процент дальнейшего использования, переработки мусора после сортировки достигнет как минимум 50-70%.
«Хочу отдельно подчеркнуть: новой территориальной схемой не предусмотрен завоз мусора из других субъектов РФ. Наоборот, отсортированные полезные фракции пойдут на заводы по производству стекла, пластика, целлюлозы в другие регионы. Они могут оставаться и в Архангельской области, если такие производства появятся у нас, и предприниматели изъявят желание эти фракции принимать», - отметил Мураев.
Что изменится?
В соответствии с новой территориальной схемой число контейнерных площадок увеличивается с 6500 до 9800. Из документа исчезли инсинераторы — оборудование для мусоросжигания. Власти уверяют, что термическое обезвреживание ТКО не предусмотрено, производство RDF-топлива не предполагается.
Площадки временного накопления решено переоборудовать под перегрузку и сортировку ТКО, предусмотрено создание мусороперегрузочных станций для транспортирования на опорные объекты по обращению с ТКО.
Согласно принятому документу, до 2024 года предполагается вывести из эксплуатации и подготовить к рекультивации 14 объектов размещения отходов и создать три новых опорных объекта по сортировке, компостированию и захоронению ТКО. Власти уверяют, что в процессе сортировки будет осуществляться разделение отходов по видам с извлечением из них перерабатываемых фракций.
В регионе внедряются «двухконтейнерные системы», согласно которым в синий контейнер жители должны складывать все, что может быть переработано, в зеленый – загрязненные органикой и неперерабатываемые фракции.
В пояснении министерства природных ресурсов и ЛПК отмечается, что муниципалитеты при желании могут вводить многоконтейнерную систему, т.е. подлежащие переработке отходы также можно будет сортировать по разным контейнерам (пластик, металл, стекло и бумага), как это делается в европейских и некоторых азиатских странах.
Интересен опыт по внедрению раздельного сбора отходов, наработанный движением «Спасите ежика» из г. Котлас и Кенозерским национальным парком. Первые активно развивают и вовлекают в природоохранную деятельность жителей крупного промышленного центра, а вторые сумели организовать РСО и, главное, наладить вывоз вторсырья с удаленных территорий. И все это – частные инициативы, т.е. люди работают не ради извлечения прибыли (которой там и нет), а ради сохранения своей земли в чистоте. Такая деятельность поистине заслуживает высоких наград.
Какие мусоросортировочные комплексы планируется создать в регионе
Наиболее острым, особенно после истории с Шиесом, является вопрос с выбором места для так называемых «опорных пунктов» сбора и переработки ТКО.
Проектом предусмотрено создание к 2024 году мусоросортировочных комплексов и полигонов на земельных участках в 30 км от Архангельска и в Няндоме, а также мусоросортировочного комплекса в Коряжме.
Планируемая мощность первого объекта - 160 тыс. тонн отходов в год, второго — 35 тыс. тонн в год, третьего комплекса — 70 тыс. тонн в год. При этом в ТС обозначено, что местонахождение всех трёх объектов является предварительным и может быть изменено по решению органов исполнительной власти Архангельской области.
«В любом случае, проект строительства каждого опорного объекта будет выноситься на общественные слушания. И даже если место соответствует всем требованиям, но общественность выскажется против, продолжим искать другой вариант. Реализации проекта будут предшествовать также государственная экологическая экспертиза, причем с участием центрального аппарата Росприроднадзора, государственная экспертиза сметной стоимости и т.д.», - заверил Мураев.
На труднодоступных территориях будут строить мусороперегрузочные и мусоросортировочные станции для дальнейшей транспортировки ТКО на три вышеназванных опорных объекта и на предприятия по утилизации вторсырья.
«Мы поддерживаем объявленный экологами опрос о возможных местах размещения опорных объектов, и каждое такое предложение будем изучать и мотивированно комментировать. Когда-нибудь все мы в Архангельской области перейдем к 100-процентной переработке ТКО. А пока давайте хотя бы сортировать», - предложил министр.
К 2025 году власти региона планируют ввести в эксплуатацию объекты обработки, позволяющие осуществлять сортировку более 96% ТКО, образующихся на территории Архангельской области. Будем надеяться на то, что это не пустые обещания, а действительно серьезный подход к такой важной проблеме, как уборка своего края от мусора и защита от экологических катастроф.