МЭР: проблемные авиакомпании должны уйти с рынка
Минэкономразвития констатировало, что в гражданской авиации не удалось преодолеть кризис, начавшийся в 2008 году, а многие компании нацелены не на повышение эффективности, а на наращивание пассажиропотока.
Результаты анализа МЭР по перспективам гражданской авиации в 2015-2016гг показали следующее: за минувший год пять крупнейших авиакомпаний РФ (Аэрофлот, Трансаэро, Сибирь, ЮТэйр и Россия) получили совокупный убыток в 25 млрд рублей, в первом квартале этого года он составлял уже 18 млрд, при этом, например, у Трансаэро и Тэйр долг перед банками превысил 150 млрд рублей, передает «Коммерсант». Как заявил изданию замминистра экономики Евгений Елин, министерство намерено выявить наиболее проблемные отрасли и принять антикризисные меры не в общем, а конкретно под эти отрасли. Ведомство предложило рассмотреть результаты своего анализа в правительстве.
В частности МЭР предлагает пересмотреть методы господдержки для авиаперевозчиков. Это связано с тем, что после кризиса 2008 года некоторым из неэффективных игроков рынка не дали уйти, а они набрали кредитов на покупку новых самолетов, что привело к снижению в отрасли в целом – в итоге прошлый кризис так и не был преодолен, рынок сжимается, а провозные мощности расширяются. При этом закредитованные авиакомпании не имеют возможности гасить долги, а их убыточность не дает авиапрому новые заказы.
На данный момент господдержка авиаотрасли заключается в снижении НДС на внутренних рейсах (с июля снижен до 10% с 18%); Трансаэро выделено 9 млрд руб. госгарантий по кредиту ВТБ. Принимается решение о выделении такой же суммы ЮТэйр. МЭР предлагает обнулить НДС на внутренние перелеты на 2-3 года. Но для этого нужно, чтобы с рынка ушли крупные игроки: например, когда в 2008 году обанкротилась Air Union с долей на рынке в 15%, отрасль начала восстанавливаться. В то же время в министерстве не исключают, что их уход неизбежен – если их собственники не произведут масштабное инвестирование, авиакомпании не смогут погасить долги по кредитам.
Одними из наиболее проблемных российских авиакомпаний являются Трансаэро и ЮТэйр. Ранее Аэрофлот и S7 уже выражали готовность перевозить пассажиров ЮТэйр, если она обанкротится, однако правительство пока не позволяет уйти с рынка столь крупному игроку.
В частности МЭР предлагает пересмотреть методы господдержки для авиаперевозчиков. Это связано с тем, что после кризиса 2008 года некоторым из неэффективных игроков рынка не дали уйти, а они набрали кредитов на покупку новых самолетов, что привело к снижению в отрасли в целом – в итоге прошлый кризис так и не был преодолен, рынок сжимается, а провозные мощности расширяются. При этом закредитованные авиакомпании не имеют возможности гасить долги, а их убыточность не дает авиапрому новые заказы.
На данный момент господдержка авиаотрасли заключается в снижении НДС на внутренних рейсах (с июля снижен до 10% с 18%); Трансаэро выделено 9 млрд руб. госгарантий по кредиту ВТБ. Принимается решение о выделении такой же суммы ЮТэйр. МЭР предлагает обнулить НДС на внутренние перелеты на 2-3 года. Но для этого нужно, чтобы с рынка ушли крупные игроки: например, когда в 2008 году обанкротилась Air Union с долей на рынке в 15%, отрасль начала восстанавливаться. В то же время в министерстве не исключают, что их уход неизбежен – если их собственники не произведут масштабное инвестирование, авиакомпании не смогут погасить долги по кредитам.
Одними из наиболее проблемных российских авиакомпаний являются Трансаэро и ЮТэйр. Ранее Аэрофлот и S7 уже выражали готовность перевозить пассажиров ЮТэйр, если она обанкротится, однако правительство пока не позволяет уйти с рынка столь крупному игроку.