Евгений Фролов, отдел иностранной прессы — 16.03.2018 12:16

На что способны женщины в технике и математике?

Чтобы привлечь больше девушек к получению научно-технического и инженерно-математического образования, следует разобраться с некоторыми сложившимися стереотипами, пишет theguardian.com.

Общеизвестно, что женщины недостаточно представлены в науке, технологии, технике и математике (НТТМ). В Великобритании они составляют в этой сфере 14,4%, хотя в целом работающих женщин – около половины от общего числа. Существует прогноз, что стоимость рабочей силы в этой стране повысится как минимум на €2 млрд., если больше женщин будет задействовано в НТТМ.
Почему существует гендерный разрыв в техническом образовании? Для этого есть много причин. Начинается с того, что девочки реже, чем мальчики предпочитают эти предметы в школе. Международные меры предполагают, что количество девушек в НТТМ возрастет, тем не менее, разрыв на удивление устойчив.
Может быть, отставание девочек в изучении точных наук обусловлено биологически? Такое объяснение опирается на тот факт, что мальчикам лучше даются пространственные задачи, а девочкам – вербальные. Однако, различия эти очень невелики, их связь со способностями к НТТМ незначительна.
Мета-анализ устойчиво показывает, что в среднем между мальчиками и девочками по ряду навыков намного больше сходства, чем различия. Например, анализ гендерных различий в освоении математики, включающий 100 исследований и больше трех миллионов человек, обнаруживает, что девочки полностью превосходят мальчиков в начальной школе, затем возможности уравниваются и отмечается только очень слабое и противоречивое преимущество мальчиков в решении сложных задач.
Как правило, девочки одинаково успешны или даже превосходят мальчиков в точных науках во время занятий в классе, но слабее при тестировании. Программа международной оценки учащихся (Pisa) сообщает о данных по тестированию 15-летних подростков из 40 стран по математике и чтению. В 2015 году среднее различие в пользу мальчиков составило 19 пунктов, что равно почти полугодию обучения в школе. Однако различия исчезают, когда принимается в расчет приведенный уровень уверенности или тревожности перед математикой. Девочки в среднем сильнее боялись теста, чем мальчики, что, видимо, повлияло на результаты.
Луиджи Гуизо с коллегами проанализировали данные Pisa по освоению математики. В среднем девочки отставали по этому предмету на 2% (10,5 пункта), но различие варьировалось по странам. Например, в Турции гендерный разрыв больше, мальчики опережали на 22,6 пункта, а в Исландии девочки превосходили мальчиков на 14,5 пункта. Исследователи классифицировали страны по признаку гендерного равенства, т. е. насколько женщины в каждой из стран считаются равными мужчинам. В большинстве гендерно-нейтральных стран, таких, как Норвегия и Швеция, разрыва в отношении математики нет. Исследователи утверждают, что если бы в Турции был тот же уровень гендерного равенства, как в Швеции, его там также бы не стало.
Тем не менее, даже в гендерно-нейтральных странах женщин, делающих карьеру в сфере НТТМ, меньше, чем мужчин. Этот эффект должен был бы исчезнуть в таких странах. Однако даже в Швеции мы видим более высокий процент мужчин в профессиях, связанных с техникой и технологиями. Исследование, проведенное в 1 327 шведских школах, имело целью выяснить, почему мальчиков больше привлекает НТТМ, а девочек – здравоохранение, начальное образование и домашнее хозяйство.
Отчасти эти различия объясняются «социальной принадлежностью»: подростки ощущают, что они лучше вписываются в те темы, которые соответствуют их полу. Другой важный фактор – самореализация, уверенность в достижении успеха в данной области. Все мы тяготеем к тем сферам, в которых чувствуем себя компетентными, и избегаем того, в чем не уверены. В медицине и педагогике могут эффективно реализоваться все подростки, но мальчики предпочитают не идти по этому пути. Исследователи предполагают, что в этом может отражаться низкий общественный статус и оплата, связанная с карьерой в этих сферах деятельности.
Рейтинг самореализации девочек в НТТМ, напротив, в среднем намного ниже несмотря на превосходство по соответствующим предметам в школе. Даже в одной из самых гендерно-нейтральных стран вопреки их собственным оценкам женщины чувствуют, что подвержены стереотипным представлениям о своей недостаточной способности к такой работе.
Из чего же возникают гендерные стереотипы? Вопрос сложный, ответ таков: из многого. Даже маленькие дети могут их впитывать и поддаваться их влиянию, и это вредно как для мальчиков, так и для девочек, но по-разному. Недавнее исследование показало, что 5-летние девочки говорят, что девочка может быть «очень, очень умной», с той же частотой, что и о мальчиках, но начиная с 6 лет, они считают, что сообразительность свойственна мальчикам больше. С этого возраста их сильнее привлекают игры, которые им представляют как для «по-настоящему старательных» детей, а не те, которые для «по-настоящему умных». Что также не зависит от большей успешности девочек в школьном обучении. Эти данные подтверждают, что гендерные представления закладываются в сознание очень рано и воздействуют на последующие интересы.
Это означает, что для привлечения девушек для изучения техники и математики и последующей их деятельности в этих профессиях, нужно избавляться от стереотипов, и делать это нужно с раннего возраста. Один из способов – поощрять девочек к соответствующим ролевым моделям. Так, платформа Speakezee направляет в школы студенток, осваивающих технические специальности, чтобы, беседуя с девочками, вдохновлять их на следование по этому пути на высшем уровне.
Полная версия публикации
Экономика 14.03.2018 18:24
Черная метка для России
Общество 15.03.2018 07:37
Педагоги челябинского интерната, которых обвинили в изнасилованиях детей, вернулись на работу
Общество 16.03.2018 05:36
В Новосибирске сотрудник магазина «Мария-Ра» жестоко убил пуделя