Максим Логвинов — 28.05.2014 15:56

На связи с лоббистами

«Он самый молодой российский министр, благодаря чему стал отличным примером проводимого курса на обновление правительства и смену элит», — отмечает заместитель генерального директора консалтинговой компании Heads Никита Куликов.

В отрасли его назначение восприняли по-разному, не всегда положительно, и новый топ-менеджмент министерства в шутку даже именовали «тимуровцами». «Все это напоминало большую PR-кампанию, которая, с одной стороны, продемонстрировала, что из министерства вычищаются лоббисты, засевшие там со времен правления Игоря Щеголева, с другой — позволила Татарстану выступить в качестве своего рода кузницы молодых кадров», — рассуждает на условиях анонимности топ-управленец одной крупной российской телекоммуникационной компании. «Самым ярким показателем эффективности работы нынешнего министра связи я считаю капитализацию «Ростелекома», госкомпании, за которую в первую очередь отвечает Минкомсвязи. Ее стоимость с момента прихода Николая Никифорова обрушилась на 30% (индекс ММВБ с того момента остался примерно на том же уровне. — Прим. «Ко»). Я считаю, что комментарии здесь излишни», — констатирует экс-гендиректор «Связьинвеста» Евгений Юрченко.

Ни на Yot’у

В середине мая на расширенной годовой коллегии Минкомсвязи Николай Никифоров подвел итоги двух лет работы в правительстве. Он понимает, что побороть лоббистов в министерстве у него пока не хватает политического веса, поэтому молодой министр решил сосредоточиться на направлениях, до которых предыдущим хозяевам кабинета, где он сейчас сидит, не было особого дела. И весьма в этом преуспел. В частности, речь идет об отмене «мобильного рабства». О нем говорили, когда министром связи еще был Леонид Рейман, но по тем или иным причинам процесс так и не сумел сдвинутся с мертвой точки. Одни утверждали, что всему виной противодействие сотовых операторов, не желающих тратиться на внедрение услуги переносимости мобильного номера, MNP (mobile number portability). Другие отмечали, что некоторые операторы опасаются массового «бегства» абонентов. Но, как оказалось, процесс отмены «мобильного рабства» операторы пережили относительно безболезненно. «На сегодняшний день перенесено уже более 200 000 абонентских номеров. Предварительные итоги можно будет подвести в конце 2014 г. Но уже сейчас можно с уверенностью говорить о том, что MNP в России действительно работает и оказывает реальное влияние на конкуренцию на рынке услуг подвижной связи, а также заставляет операторов связи быть более внимательными к своим абонентам», — заявил Николай Никифоров в ходе коллегии. Откровенно говоря, титанических усилий для внедрения MNP министру предпринимать не пришлось. «Инициатива MNP опоздала в России лет на десять: услуг предлагается много, тарифы и так объективно низкие. К тому же операторы превентивно среагировали на введение MNP, разработали новые программы лояльности. Лидеры рынка понимают, что от тарифной войны проиграют все», — рассуждает аналитик ИГ «Энергокапитал» Егор Гончарук.

То же самое касается поправок в закон «О связи», регламентирующих порядок рассылки рекламы на мобильные телефоны. С 1 мая это можно делать только с согласия абонента. Информация об абонентском счете, предложения о новых тарифных планах самого оператора — не в счет. А вот SMS рекламного характера с коротких номеров, которые операторы еще пару лет назад спокойно сдавали в аренду и открещивались от всего спама, сыплющегося с них, ныне запрещены законом. Согласитесь, постоянная спамовая SMS-рассылка раздражала, но не была критичной при выборе оператора, абонентского тарифа, и ее легко можно было отключить, обратившись к провайдеру связи. К тому же спам-рассылку нельзя рассматривать в качестве серьезной статьи доходов сотовых операторов.

Аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин считает, что несомненной заслугой министра можно назвать проект развития сетей связи четвертого поколения, долгое время тормозившийся именно на административном уровне из-за сложностей с конверсией. Действительно, связь 4G получила в последнее время широкое распространение, хотя имеется одно но: в авангарде внедрения связи четвертого поколения сейчас выступает компания «Мегафон». Напомним, что именно Алишеру Усманову достались все наработки экс-замминистра связи и сооснователя Yota Дениса Свердлова, за которые создатели Yota получили почти $2 млрд. Хотя еще некоторое время назад эксперты не исключали, что Yota может ждать судьба проекта так называемого 2,5G от SkyLink. Компания, стартовав весьма бодро, из-за палок, вставляемых ей в колеса регуляторами, которые отказывались выделять необходимые частоты, превратилась в нишевого игрока. В итоге Денис Свердлов весьма успешно смог монетизировать собственные наработки и сейчас ищет применения заработанным капиталам. Поэтому говорить о том, что Николай Никифоров переломил негативную тенденцию, нельзя. Скорее, он дал возможность отдельным игрокам упрочить свои позиции на этом рынке.

Тише едешь — дальше будешь

Реформы Николая Никифорова похожи скорее на косметический ремонт, нежели на глубокую переработку основ функционирования отрасли. И реальной смены элит, чего ждали с приходом нового министра, не произошло. Команду Marshall Capital Константина Малофеева сменили выходцы из других бизнес-структур, начавшие активно отстаивать интересы своих «материнских» компаний, из-за чего подавляющее большинство ключевых реформ продолжает буксовать. Лишним подтверждением тому является исследование Международного союза электросвязи, согласно которому индекс ИТК (индекс развития включает 11 показателей, демонстрирующих развитие информационно-коммуникационных технологий в различных странах. — Прим. «Ко») России по итогам 2012 г. снизился до 40-го места в глобальном рейтинге. Снижение произошло впервые за пять лет, до этого РФ постоянно повышала место в топ-листе.


Николай Никифоров. Фото lenta.ru

«Никифорову тяжело противостоять лоббистам отрасли. Доминирующую роль в политике министерства всегда играли бизнес-структуры, связанные с экс-замминистра Денисом Свердловым (ушел с поста год назад, не желая продавать недвижимость во Франции. — Прим. «Ко»)», — утверждает аналитик FIBO Group Василий Якимкин. С этой версией фактически соглашается и бывший заместитель министра связи Илья Массух: «Новый министр не имеет собственных системных взглядов на развитие IT в России». Многие отмечают, что Николай Никифоров не делает громких заявлений, а спокойно и тихо работает, пока крупнейшие игроки занимаются дележом рынка. Исключением можно назвать лишь проверку, которую Минкомсвязи инициировало по факту интервью заместителя руководителя Роскомнадзора Максима Ксензова, заявившего о возможной блокировке на территории РФ социальной сети Twitter. Да и то Никифорову пришлось сделать выговор Ксензову только после резкого выступления премьера Дмитрия Медведева.

Серый кардинал связи

Персона упомянутого Денисова Свердлова довольно интересна. Он пришел в министерство одним из первых, через месяц после назначения Николая Никифорова министром. До этого Свердов был руководителем и одним из основателей LTE-оператора «Скартел» (торговая марка Yota). В 2006 г. он, по мнению Global Telecoms Business, стал самым преуспевающим молодым предпринимателем в сфере телекоммуникаций. В начале октября 2013 г. «Мегафон» выкупил созданные Денисом Свердловым «Скартел» и Yota за $1,8 млрд. Учитывая, что основным владельцем «Мегафона» является Алишер Усманов, несложно провести логическую цепочку между лоббированием назначения самого Николая Никифорова, к которому якобы приложил руку Алишер Усманов, и последующим приходом в министерство Дениса Свердлова. Молодому министру требовался свой человек из бизнеса, который помог бы разобраться в хитросплетениях взаимоотношений в отрасли. Однако сам Денис Свердлов не является человеком Алишера Усманова, он принадлежит к совершенно иной лоббистской группе, связанной с правительством Татарстана и госкорпорацией «Ростех». Госслужбу Денису Свердлову пришлось покинуть из-за особняка жены, расположенного во Франции, который супруги не захотели продавать. Он стал самым «зажиточным» замминистра, заработав за 2012 г. 131 млн руб. Теперь Свердлов собирает команду для создания фонда прямых инвестиций в международные проекты. Учитывая его связи, можно не сомневаться, что проект будет успешным.


Николай Никифоров. Фото: ВКонтакте

С уходом Дениса Свердлова из министерства практика назначения на ключевые должности выходцев из бизнеса не прекратилась. В октябре 2013 г. Николай Никифоров направил в правительство представление о назначении двух своих замов. Один из кандидатов — Дмитрий Алхазов, ныне руководящий департаментом инфраструктурных проектов Минкомсвязи. На место другого заместителя была предложена кандидатура Алексея Козырева. Примечательно, что Дмитрий Алхазов до прихода в министерство свыше пяти лет работал в МТС (принадлежит АФК «Система»). «Не исключено, что теперь Алхазов лоббирует в Минкомсвязи интересы МТС, в частности и АФК «Система», — замечает Василий Якимкин. А вот глава департамента развития «электронного правительства» Алексей Козырев пришел в Минкомсвязи в ноябре 2012 г., а до этого восемь лет трудился в коллекторском агентстве Sequoia Credit Consolidation. Еще один заместитель Никифорова — Марк Шмулевич, являющийся основателем ООО «Руснавгеосеть». Это совместное предприятие с Trimble Navigation, Ltd. (США). Бывший глава совета директоров «Ростелекома» Иван Родионов считает не совсем правильным приглашать на высокие должности в министерстве выходцев из бизнеса: «Мы не США, где такое возможно и осуществляется строгий контроль за тем, чтобы назначенцы не лоббировали интересы «своих» бизнес-структур, выходцами из которых они являются. У нас такого контроля нет».

Расклад сил

С приходом Николая Никифорова в Минкомсвязи сменились руководители ключевых компаний отрасли, в которых присутствует государство. Сначала из «Ростелекома» выдавили ставленников Marshall Capital Константина Малофеева. На смену Александру Провоторову пришел Сергей Калугин, который до этого руководил ОАО «Национальные телекоммуникации», входившим на тот момент в Национальную медиагруппу, контролируемую совладельцем банка «Россия» Юрием Ковальчуком. Последний с приходом Николая Никифорова в министерство стал играть одну из ключевых ролей в отрасли. Абсолютно очевидно, что это происходит вовсе не благодаря стараниям молодого министра. Иначе как объяснить, что Алишер Усманов проиграл Юрию Ковальчуку борьбу за Tele2 и не смог добиться объединения сотовых активов «Ростелекома» и «Мегафона». Его обошел Юрий Ковальчук, ставший партнером «Ростелекома» в рамках СП с Tele2. Теперь совладельца банка «Россия» называют в числе наиболее вероятных претендентов на госпакет акций «Ростелекома» (46,99% обыкновенных акций), который может быть приватизирован в ближайшее время. И «свой» человек во главе компании окажется для Юрия Ковальчука как нельзя кстати.
Вторым громким кадровым решением стал переход из Tele2 в «Почту России» Дмитрия Страшнова. Борьба за кресло руководителя «Почты России» действительно шла нешуточная. Предшественника Страшнова Александра Киселева считали ставленником «непотопляемого» министра связи Леонида Реймана. Топ-менеджеру почтового ведомства удалось пережить даже «смутные» времена «правления» Игоря Щеголева, когда смещали всех, кто не имел отношения к «маршалам», но Александру Киселеву удавалось договариваться, несмотря на фатальные провалы любых реформ отрасли. Однако столь большое «хозяйство» требовалось передать в руки человека, не связанного обязательствами ни с одной из старых команд. Дмитрий Страшнов стал идеальной кандидатурой.

По неподтвержденным данным, за назначением Страшнова на пост главы «Почты России» стоял все тот же Денис Свердлов, преследовавший совершенно определенные цели: он планировал одновременно с должностью замглавы Минкомсвязи занять пост руководителя Федерального агентства связи (Россвязь). Это ведомство как раз и курирует работу «Почты России». Якобы была разработана масштабная программа реорганизации и модернизации почтового ведомства, которая могла обойтись бюджету в колоссальную сумму — 500 млрд руб. Но ее вовремя «завернули», а Дениса Свердлова «пожурили» за чрезмерные аппетиты. В итоге история с французской недвижимостью жены стала лишь поводом к «добровольной» отставке, чтобы сделать эту неприятную историю более правдоподобной и менее скандальной.

Нейтралитет Никифорова

Вопрос, насколько эффективным оказался Николай Никифоров, остается открытым. «Никаких серьезных изменений в отрасли за прошедшие два года так и не произошло», — констатирует Василий Якимкин. Связь 4G покрывает в лучшем случае ближнее Подмосковье, а о пятом поколении речи пока вовсе не идет. «Почта России» по-прежнему не способна оказывать универсальные услуги связи в мелких и отдаленных населенных пунктах. Не внедрена универсальная электронная карта и национальная платежная система. «Став членом российского правительства, Никифоров выполнил ряд возложенных на него задач, можно сказать, свой «минимум»… Несмотря на то, что результаты по некоторым направлениям работы были достигнуты лишь частично, достижение данного «минимума» обеспечило ему определенную фору и неприкосновенность», — рассуждает Никита Куликов.

Для того чтобы Николай Никифоров продемонстрировал свою востребованность, необходимо решить хотя бы одну масштабную задачу. Например, создать отечественную оперативную систему, разработать смартфон, работающий на отечественном программном обеспечении и недостижимый для иностранных спецслужб. Но все это требует значительного времени, сил и команды компетентных людей, которых у Никифорова попросту нет. Хотя в определенной степени возложенную на него задачу он выполняет, так как не вмешивается в подковерную борьбу лоббистских отраслевых группировок. Возможно, этот нейтралитет позволит ему стать очередным «долгожителем» в правительстве.
Полная версия публикации
Спорт 25.05.2014 16:31
«Реал» выиграл Лигу чемпионов в десятый раз
Спорт 28.05.2014 00:46
Почеттино стал главным тренером «Тоттенхэма»
Общество 28.05.2014 02:12
Ученые доказали, что конфликты с близкими приводят к ранней смерти