http://russia-rating.ru/ — 28.03.2018 10:14

«Национальный рейтинг» признал мэра Кемерово худшим градоначальником - часть 1

Развитие ситуации вокруг мэрского корпуса в рассматриваемые месяцы в целом шло в парадигме общефедеральных трендов — всё определял контекст президентской кампании. Можно сказать, что выборы на время заметно сгладили противоречия между властями регионов и главами столиц субъектов Федерации.

Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с финансовым университетом при Правительстве РФ подготовили новое исследование, посвященное оценке деятельности мэров столиц регионов и крупных финансово-промышленных центров Российской Федерации за январь-март 2018 года.



Настоящее исследование проведено ЦИК «Рейтинг» в партнерстве с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации.

Его объектами являются мэры 88 городов России. В их число входят руководители столиц всех субъектов РФ с добавлением представителей пяти крупных финансово-экономических центров: Магнитогорска, Набережных Челнов, Новокузнецка, Сочи, Тольятти. В рейтинг не включены представители Московской и Ленинградской областей в связи с отсутствием у этих регионов собственных административных центров.

Понятие «мэр» не имеет единого значения в различных субъектах России (как и в стране в целом). Под «мэрами» в исследовании понимаются избранные населением главы городов либо, при их отсутствии, те из руководителей, в официальной должности которых содержится определение «мэр». Муниципалитеты, для которых не подходят оба эти варианта, в рейтинге представляют руководители городских администраций (основываясь на изначальном значении слова «мэр»).

Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, а также заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества. Заочные экспертные опросы проводились с использованием некоторых положений методики Уильяма Гордона («Синектики»). Ключевой являлась установка «Синектики» о повышении релевантности результатов, в случае привлечения в качестве респондентов не только экспертов узкой специализации, но и людей абсолютно разных с профессиональной точки зрения. Таким образом, в «Национальном рейтинге мэров» сознательно задействован максимально широкий круг экспертов различной профессиональной и социальной принадлежности. Такой их состав, кроме того, позволяет сделать результаты исследования наиболее демократичными, наиболее приближенными к мнению «простых людей» с понятной поправкой на большую информированность и способность к анализу представителей экспертного сообщества.

Анкеты, рассылаемые экспертам, не только давали им возможность формально оценить работу того или иного мэра, но и предлагали обосновывать свои выводы. Подобные обоснования позволяют выявить причины успеха или неудачи муниципальных руководителей в глазах экспертов. Именно анкеты являются основным источником, на основании которого выстраиваются таблицы исследования, формулируются тексты его аналитической части.

Конфиденциальный статус заочного анкетирования является важным способом повышения искренности респондентов. Те эксперты, которые хотели публично высказать свое мнение о работе того или иного мэра, по согласованию с редакцией ЦИК «Рейтинг», получали такую возможность. Следует иметь в виду, что издатели периодически предоставляют слово и тем экспертам, позиция которых противоречит общим выводам исследования. Порой на страницах рейтинга одновременно высказываются эксперты, представляющие прямо противоположные мнения. Подобная практика является осознанной и позволяет публично представить максимально широкий спектр мнений экспертного сообщества. При этом эксперты, высказывают своё мнение в «Национальном рейтинге» не зная итоговых результатов исследования.

В таблицах рейтинга обозначены те мэры, которые находятся на своём посту на момент обнародования исследования. Если ротация мэров произошла незадолго до публикации, эксперты имеют возможность дать положительную или отрицательную оценку происшедшему событию, определить своё отношение к новому мэру, в сравнении с предыдущим и т.п.

В случае с городами федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) в «Национальном рейтинге мэров» делается акцент на отношении к их руководителям как к градоначальникам, а не как к главам субъектов. Хотя, безусловно, не всегда экспертам удается отделить местную и региональную повестку от федеральной.

Для формата и целей исследования признано лишним акцентировать внимание на нюансах статуса мэра («и.о.», «временно исполняющий» и т.п.).

Павел САЛИН

Политолог, директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ


Все работали на общий результат, в первую очередь, на повышение явки. Редкие исключения, например, в Екатеринбурге, где Евгений Ройзман публично заявил о нежелании голосовать, погоды не делали, к тому же эта попытка результатов не принесла. Как муниципальные власти, так и региональные, работали на повышение явки с помощью мобилизации бюджетников административными методами, а прочих категорий населения — с помощью разнообразных конкурсов.

Полученные Владимиром Путиным очень высокие результаты сделали бессмысленной возможную кампанию по поиску виноватых в провале явки или низком результате основного кандидата, которую губернаторы могли использовать для ослабления позиций или даже отставки неугодных им мэров региональных столиц. В такой ситуации разбор полётов для выяснения того, кто выполнил план на 110%, а кто – «всего лишь» на 100% выглядит бессмысленным. Не всегда выглядевшие безупречными усилия местных властей по повышению явки (вроде «голосовача» в Краснодаре) не нанесли заметного ущерба легитимности итогов голосования, так что здесь простор для «разбора полетов» тоже отсутствует.

Во второй половине марта, сразу после подведения итогов голосования, замороженные ранее тенденции сразу же получили продолжение. При этом итоги выборов практически никак не повлияли на их направленность и динамику. Например, выстраивающему в Калининграде властную «вертикаль» губернатору Антону Алиханову удалось добиться отставки мэра областного центра Анатолия Ярошука, который руководил городом более десяти лет, пережил на своем посту нескольких губернаторов и представлял интересы местных бизнес-элит, прежде всего, строительных. При этом явка в городе хоть и незначительно, но превысила показатели 2012 года, а область вообще и ее столица, в частности, представляют собой территории, где модерировать поведение электората очень трудно.

Противоположная ситуация складывается в Екатеринбурге. Мэр Евгений Ройзман де-факто присоединился к кампании по бойкоту выборов Алексея Навального, выступив с публичным видеообращением, что, впрочем, результата не принесло. Областная администрация внесла законопроект об отказе от прямых выборов мэра, который может столкнуться с сопротивлением местных элит. И даже если он будет принят, что весьма вероятно, то его одобрение будет обусловлено не желанием «наказать» Ройзмана за неконструктивную позицию во время выборов, а разморозкой существовавших до выборов тенденций. «Слабый» мэр при реальном главе города в лице сити-менеджера во многих областных центрах стал переходной ступенью от полноценного института мэрства к назначаемому с помощью административных процедур градоначальнику.

Таким образом, президентские выборы не оказали практически никакого влияния на происходящие вокруг мэрского корпуса процессы, лишь на время их заморозив, а сразу после выборов эти тренды, основной из которых — продолжение выстраивания административной «вертикали» — получили продолжение.

Владимир БЕЛОЗЁРОВ

Профессор кафедры Экономика транспорта Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения. Член Общественной Палаты РФ (2005-2013 гг.). Заместитель Министра путей сообщения РФ (2003-2004 гг.)


Одна из приоритетных задач в развитии городов, которую должен решить каждый мэр — преобразование системы общественного городского транспорта, доступного и недорогого.

В последнее время нередко приходилось слышать утверждения градоначальников, что, например, трамвай мешает нам в центре — не проехать, не пройти. Однако, тогда не понятно, а зачем в том же центре города столько личного транспорта, который и формирует коллапс? Инфраструктура российских городов, их исторические центры не приспособлены для такой лавины автомобилей, которую мы наблюдаем сейчас. При этом невозможно для них всех организовать парковку, что, в свою очередь, затрудняет продвижение транспорта общественного, вредит экологии.

Уже сделан правильный шаг – создание выделенных полос для общественного транспорта. В плане развития городской транспортной системы сделан неплохой шаг вперёд и в части развития такси. Наконец-то мы видим, что это пространство заполняется вполне доступным видом услуг, вытесняющим личный автотранспорт с улиц городов. И это правильно. Появляются платные парковки.

Стратегическая задача мэров — найти ту самую оптимальную пропорцию транспорта личного и общественного в городе, упорядочить городскую транспортную среду. Пока это весьма серьёзная повсеместная проблема общества. Городские жители должны тоже пересмотреть свою позицию – помните: «наши люди в булочную на машине не ездят».

А если серьёзно, здесь вскрывается ещё одна комплексная проблема городских хозяйств, решение которой, не в меньшей степени, также зависит от мэров – наличие магазинов шаговой доступности. В Санкт-Петербурге, например, Валентина Ивановна Матвиенко пыталась создать такую сеть магазинов, но, к сожалению, попытка властного решения этого вопроса не увенчалась успехом.

Вырисовывается целый комплекс первостепенных задач для мэров: обеспечить бесперебойную работу удобного общественного транспорта, и возможность купить всё желаемое вблизи места проживания, дабы люди без действительной необходимости не эксплуатировали бы личный транспорт.

Думаю, что личный транспорт останется больше в сегменте деловой жизни. А систему передвижения в мегаполисах сформируют массовые перевозки. Частный транспорт тоже никуда не денется, но будет вынужден подстраиваться под общественные интересы. И это не какое-то российское ноу-хау. Все цивилизованные города мира прошли этот путь. В центре того же Мюнхена, час парковки стоит 3 доллара.

Отрадно отметить, что большинство российских градоначальников сегодня эти проблемы замечают и предпринимают шаги к их решению. Закрытые трамвайные парки восстанавливаются, вводятся новые автобусные маршруты. Хотя, пока и не везде. Думаю, после недавнего послания президента Владимира Путина Федеральному собранию, мэры активизируют процесс создания удобной транспортной среды. Напомню, что сказал президент: «Нам нужно создать современную среду для жизни, преобразить наши города и посёлки. При этом важно, чтобы они сохранили своё лицо и историческое наследие». К транспортной инфраструктуре это имеет прямое отношение, о ней, в том числе, упоминал глава государства. Кроме того, как правильно заметил президент, важно «использовать экологичные виды общественного транспорта». А, значит, трамвай и троллейбус должны вновь появиться на маршрутах наших городов, но уже в обновленном виде с удобными и комфортными салонами для пассажиров.

Светлана РАЗВОРОТНЕВА

Общественный деятель, исполнительный директор НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль». Член Центрального Совета «Всероссийского Совета местного самоуправления»


Логика жизни органов власти в феврале-марте во многом определялась избирательной кампанией по выборам президента страны. Это способствовало консолидации органов власти, представляющих правящую партию. Что неудивительно, ведь вместе им предстояло решать множество задач, в том числе по организации участков для голосования для проведения рейтингового голосования по выборам проектов благоустройства общественных территорий, которые одновременно с выборами проходили в большинстве субъектов РФ.

В тех же случаях, когда руководители муниципалитетов и субъекта имели разную политическую ориентацию, избирательная кампания становилась катализатором борьбы между элитами, которая в отдельных случаях принимала формы прямого саботажа.

И если избирательная кампания определяет настоящее, то Послание президента, безусловно, определяет будущее российских городов.

Тема пространственного развития стала ключевой в Послании В.В. Путина: «Предлагаю развернуть масштабную программу пространственного развития России, включая развитие городов и других населённых пунктов и, как минимум, удвоить расходы на эти цели в предстоящие шесть лет».

Пространственное развитие в понимании Путина – это синхронизация развития отраслевой инфраструктуры (с акцентом на создании новых высокотехнологичных производств), социальной, транспортной, телекоммуникационной инфраструктуры, при одновременном решении экологических проблем.

Ключевое слово здесь, пожалуй, комплексность.

Важнейшей темой послания стало повышение качества городской среды. Речь идёт о продолжении программ благоустройства, и развитии жилищного строительства, а также – менее явно – о необходимости модернизации коммунальной инфраструктуры.

При этом главный вопрос заключается в том, какими способами будут решаться поставленные задачи.

Из послания очевидно следует только один вывод — основные средства, необходимые на реализацию заявленных программ, будут выделяться муниципалитетам из государственного и регионального бюджетов. О пересмотре межбюджетных отношений речи не идёт.

При этом городам отводится роль квалифицированного исполнителя государственного задания. Обращаясь к муниципальным руководителям, Путин даёт им конкретное техническое задание: «Обновление городской среды должно базироваться на широком внедрении передовых технологий и материалов в строительстве, современных архитектурных решениях, на использовании цифровых технологий в работе социальных объектов, общественного транспорта, коммунального хозяйства, что в том числе позволит обеспечить прозрачность и эффективность системы ЖКХ, чтобы граждане получали качественные услуги и не переплачивали за них».

Вторая важнейшая миссия муниципалитетов, по мысли Путина, заключается в том, что местные власти должны реально стать тем уровнем власти, который находится на постоянной связи с гражданами.

«Очень многое будет зависеть, конечно, от городских, местных властей, от их открытости передовым идеям, от готовности откликаться на запросы жителей разных поколений, семей с детьми, пенсионеров, инвалидов», — отмечает Путин в своём Послании.

Активное общественное участие в инфраструктурных проектах – это не ноу-хау нынешнего Послания. Так, уже с 2017 года в Российской Федерации реализуется приоритетный проект «Комфортная городская среда», важнейшей особенностью которого является принятие решений о благоустройстве дворов собственниками, а также предварительное общественное обсуждение проектов благоустройства площадей, скверов и парков. В 2017 году были также внесены изменения в Градостроительный кодекс, упрощающие участие общественности в обсуждении и принятии градостроительных решений. Судя по Посланию президента, в будущем тенденция вовлечения граждан в обсуждение и принятие решений, касающихся развития городов, будет только усиливаться.

Алексей ШИРИНКИН

Политтехнолог, политолог, социолог. Генеральный директор Информационно-аналитического агентства «Монитор».Внешний консультант в системе ГК «Росатом» (1996-2012 гг.)


Сегодняшний корпус мэров сформировался в итоге реформ, главным инициатором которых был Вячеслав Володин. Практически повсеместно в российских городах произошёл уход от системы выборных к системе фактически назначаемых мэров. В большинстве регионов мэры утверждаются некими совместными конкурсными комиссиями, которые формируются из представителей депутатского корпуса и представителей региональной власти.

Это означает, что мэр перестал быть политиком и превратился в функционера, чиновника, хозяйственника. Сегодня среди мэров крайне редко можно встретить лидеров, прошедших горнила выборов и понимающих, что такое, в целом говоря, общение с народом. Это очевидный минус, который наблюдается в подавляющей части мэрского корпуса.

Отчасти плюсом или, вернее сказать, должно было стать ожидаемым плюсом – повышение компетентности мэров как хозяйственников, градоначальников, экономистов. К сожалению, не заметно, чтобы это произошло. Далеко не всегда губернатор руководствуется соображениями компетентности кандидата в градоначальники, далеко не всегда выбор комиссии падает на профессионалов.

Какого-то замечательного роста, эффективного управления городами мы тоже не наблюдаем. Управляемость повысилась, число политических конфликтов снизилось — это правда, так как чаще всего мэры являются креатурами областных властей. На примере практически всех крупных регионов мы видим эту тенденцию. Но обратная сторона этот системы стала проблемой – проблемой легитимности власти для населения.

Как показывают серьёзные социологические исследования, большинством населения фигура мэра перестала восприниматься как избранная, а значит имеющая к нему какое-либо отношение. Отсюда скачки рейтингов и проблемы с явкой на выборы. Люди впадают в апатию и не очень доверяют властям. Демократическая система выборов, которая должна была стать (особенно применительно к муниципалитетам, которые близки к народу) неким инструментом легитимизации власти, «спуска пара» и недовольства, фактически разрушена. И при этом нельзя сказать, что система управления стала качественнее. Более того, она не способствовала снижению коррупционной нагрузки. Ведь одна из проблем избираемых мэров была в том, что люди, приходившие к власти на волне народного подъёма, не всегда могли похвастаться «чистой» биографией, но зато обладали криминальными связями.

Новая система, по идее, должна была поставить фильтр против таких людей, но и этого не случилось. Число коррупционных скандалов в муниципальной среде не падает, а может даже ещё и растёт. Сегодня мэр, скорее, чиновник, чем политик, но большой вопрос – стало ли лучше?

Ещё в XVII веке философы задавались вопросом: «Кто сторожит сторожей?». Вопрос по-прежнему актуален. Если у нас нет источника контроля за деятельностью власти, а губернаторы не справляются с этой функцией, опять-таки убегая от обязательства политиков, то, конечно же, назначения зачастую получаются случайными и не всегда соответствуют продуманной кадровой стратегии.

Есть два варианта. Либо улучшать качество технократии, создавать кадровую федеральную вертикальную систему, где будет учёт, контроль и вмешательство федеральных властей в назначение каждого мэра условного города N. Тогда действовать будет система балльная или рейтинговая, открытая, прозрачная хотя бы для вертикали власти — технократических служб. Либо надо возвращаться к системе, которая работает во всём мире, а именно — прямым выборам мэра, где главным критерием его адекватности будет поддержка градоначальника населением. У крупных партий типа «Единой России» сегодня в регионах есть все рычаги для политического отсева жуликов или неумех на уровне партийных организаций. Партиям надо вспомнить, своё предназначение и заниматься выборами, показывая кандидатов и давая возможность людям их избирать, а в случае недовольства созывать импичмент, если мэр проявляет себя не очень хорошо.

Ситуация в городах заботит и Кремль. О муниципальной власти в недавнем послании говорил президент России Владимир Путин. Одна из идей президента, насколько я понимаю, была в том, чтобы повысить вовлечённость в процессы преображения городов самих жителей, в том числе, через институт самообложения. С одной стороны это хорошо, а с другой – самообложение в «умелых руках» чиновников может превратиться в рост налоговой нагрузки для населения. Такие реформы должны быть максимально деликатными, поскольку муниципальный уровень наиболее близкий к людям, здесь важно не навредить.

Первая группа рейтинга



Александр Моор (Тюмень) сохранил первое место в «Национальном рейтинге», хотя по сравнению с предыдущим исследованием увеличилось количество критических высказываний в его адрес. Зимой и в начале весны город неоднократно засыпало снегом. Часть экспертов оказались недовольными качеством уборки Тюмени, часть посчитали её вполне приемлемой. Тем более, что ситуацию, когда за неделю выпадало две месячных нормы осадков, вполне справедливо отнести к разряду аномальных. Так или иначе, не обошлось без десятибальных пробок и прочего сезонного негатива.

Не самой выигрышной была история с видеообращением к Владимиру Путину жителей одного из тюменских районов, проживающих в аварийных условиях и уставших ждать расселения. В ответ городские власти принялись энергично искать пути сокращения сроков ожидания (ориентировочно с 10 до 5 лет). Также мэр признал, что счета за коммунальные услуги, выставляемые данной категории горожан, являются несправедливыми, и данную ситуацию управляющей компании придётся менять. У экспертов возник закономерный вопрос, почему для реакции городских властей потребовалось обращение жителей к президенту?

Вместе с тем, несмотря на частные неприятности, тюменская мэрия продолжала держать марку одной из лучших в России. Её высокий авторитет подтвердил визит в регион делегации Омской области во главе с губернатором Александром Бурковым. В программе визита значилась встреча с Александром Моором, целью которой было ознакомление с передовым опытом организации городского хозяйства.

В рассматриваемый период были закончены масштабные работы по благоустройству нескольких километров набережной на правом берегу реки Туры. В феврале на областном уровне подняли стратегически важный для города вопрос о строительстве ещё одного моста через эту водную артерию. В ближайшие два года планируется завершить создание объездной дороги вокруг Тюмени, что позволит открыть сразу несколько новых маршрутов общественного транспорта. Близится к завершению ещё один масштабный проект: в городе будет открыт крупнейший в Западной Сибири аквапарк. Таким образом, имиджево выигрышных для мэра событий было вполне достаточно. Однако наибольший резонанс среди экспертов вызвал отказ Александра Моора от возведения 25-этажной высотки многофункционального делового центра. Благоприятный отклик на такое решение у многих экспертов сочетался с изрядной долей удивления, особенно учитывая внушительное лобби, работающее в пользу данного проекта, включающее и некоторых городских депутатов.

Значимым фактором, обеспечившим позитивный тренд в исследовании Ильсура Метшина (Казань), явились слова Владимира Путина, упомянувшего столицу Татарстана в качестве примера успешного обновления городской среды и инфраструктуры. Большинство экспертов «Национального рейтинга» просто не могли проигнорировать это заявление президента, подкрепившего имидж и республиканских властей, и, без сомнения, самого Ильсура Метшина. Оно, в итоге, оказалось весомей даже коммунальных неприятностей, случившихся в Казани в рассматриваемый период. Кроме того, «на ура» было воспринято экспертами продолжение уникальной для российских муниципалитетов практики массовой проверки городских чиновников на детекторе лжи.

В остальном, между положительными и отрицательными откликами о ситуации в городе существовал своеобразный паритет: и тех и других было достаточно много. Несколько раз в этом году Казань оказывалась в снежном плену. Генерировали недовольство случавшиеся перебои с электро и теплоснабжением; от зловония страдали жители нескольких домов, рядом с которыми построили канализационную станцию. Продолжала волновать умы перспектива размещения в Казани мусоросжигательного завода. Вместе с тем, подведение итогов прошлого года по большинству направлений оказалось для мэрии однозначно выигрышным.

Планы на 2018 также внушают оптимизм: на дорожный ремонт предполагается выделить 5,5 млрд рублей, а на приведение в порядок дворов – ещё миллиард; город ждёт открытие нового зоопарка; визитной карточкой является масштабное строительство школ (по утверждению Ильсура Метшина, в этом муниципалитет опережает все города-миллионники РФ). Признанием заслуг мэра в благоустройстве Казани явилось назначение его региональным координатором федерального проекта «Городская среда». Вновь анонсировано строительство новой ветки метрополитена, — чрезвычайно важного проекта для развития Казани.

В итоге столкновение различных оценок склонило в «Национальном рейтинге» чашу весов в пользу Ильсура Метшина, вышедшего в исследовании на второе место.

Продолжает занимать высокие позиции в «Национальном рейтинге» Ирек Ялалов (Уфа). В рассматриваемый период состоялось подведение итогов за 2017 год. При этом «обновлённому» составу мэрии под руководством Ирека Ишмухаметовича удалось продемонстрировать хорошие достижения сразу по нескольким ключевым параметрам социально-экономического развития. Среди них — сокращение безработицы, прирост городского населения, общее улучшение деловой среды в мегаполисе. Уфа заняла второе место по объёмам отгруженной продукции среди российских городов с населением около миллиона человек. Кредитная задолженность столицы Башкортостана уменьшилась на 2 млрд рублей, а собственные доходы возросли на 630 млн. Вообще, итоговый отчёт мэра прошёл для него на редкость удачно, — несмотря на попытку недоброжелателей накалить обстановку, информационные вбросы соответствующей направленности, он был поддержан подавляющим большинством депутатов Горсовета (31 из 34). Практически все эксперты «Национального рейтинга» расценили такой результат как безусловную победу мэра.

Также имидж Ирека Ялалова поддержало благодарственное письмо Минстроя России, полученное за успешное формирование комфортной городской среды в рамках Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика».

Уфимский мэр прочно встроен во властно-управленческую вертикаль и уже давно входит в региональную элиту. Это позволяет ему, в частности, добиваться дополнительных дотаций для Уфы от республиканского правительства. В сравнении с минувшим годом, первые месяцы 2018 г. можно охарактеризовать как более чем благоприятные для столичной мэрии. Сити-менеджеру Уфы удалось в зимний период значительно улучшить работу столичной администрации, всех муниципальных служб и управляющих компаний.

По имеющейся информации, в сравнении с прошлым годом горожане в десять раз меньше обращались с жалобами на плохую уборку снега. По мнению экспертов, способствовала лучшей управляемости муниципальной администрации заблаговременно проведённая серия отставок, особенно увольнение бывшего первого заместителя градоначальника, отвечающего за строительный сектор, и уход главного инженера города, потакавшего развитию системы точечной застройки.

Усилия муниципалитета по повышению явки на выборах президента, позволили мобилизовать городской электорат, обеспечить отличную организацию и получить хороший для партии власти результат, что также засчитано в пользу мэра. Высокая явка объясняется экспертами, в том числе реализацией «фонового проекта» по рейтинговому голосованию за благоустройство парка «Кашкадан», который находится в самом большом и крупнонаселённом районе Уфы. Внимание к этому городскому району обозначалось мэром башкирской столицы задолго до начала дня выборов. Ранее Ялалов говорил о необходимости развития северной части Уфы, так как в облагораживание юга города власти серьёзно вложились ещё в период проведения международных форумов ШОС и БРИКС в 2015 г.

Также эксперты оценивают диалог властей Уфы и горожан, как всё более и более эффективный. С интересом они восприняли идею мэра сделать сайт городской администрации трёхязычным. Некоторые из них, однако, посчитали, что с учётом состава населения республики, к башкирскому, русскому и английскому языкам было бы разумно добавить ещё и татарский.

По мнению большинства экспертов «Национального рейтинга», неблагоприятным для Константина Полежаева (Белгород) событием, явилось назначение племянника губернатора на должность первого вице-мэра. Достаточно широко распространилось мнение о том, что данный пост для Михаила Савченко является промежуточным. В дальнейшем региональные власти якобы рассматривают его кандидатуру в качестве замены нынешнего мэра. Так это или нет, но появилась некая нестабильность в доселе стабильно высоких оценках городской администрации. В любом случае, наличие такого подчинённого, который имеет прямой «родственный» выход на областного главу объективно не является для Константина Полежаева подарком. Заметным положительным событием стало благодарственное письмо Госдумы РФ мэру Белгорода, посвящённое успехам в реализации программы «Формирование комфортной городской среды». Одобрены экспертами «Национального рейтинга» планы предоставления 350-ти земельных участков многодетным семьям, а также внимание, уделяемое отцами города благоустройству частного сектора.

В то же время обильные снегопады оказались не по зубам коммунальным службам. Общий итог оказался не в пользу Константина Полежаева, несколько ухудшившего положение в лидирующей группе исследования.

Важным событием региональной жизни явилось принятие городской Думой отчёта Айсена Николаева (Якутск). Отчёт содержал как подведение итогов за прошлый год, так и наметил основные направления развития Якутска в году наступившем. Эксперты «Национального рейтинга» подчеркнули, что, несмотря на достаточно напряжённую внутриполитическую и социальную обстановку в республике, выступление мэра получило единогласное одобрение депутатов. Особо отмечались наблюдателями лидирующие позиции Якутска в жилищном строительстве в масштабах всего Дальнего Востока; успешная работа в рамках программы по переселению граждан из аварийного жилья; рост собственных доходов городского бюджета; планы возведения в ближайшее время восьми многоуровневых паркингов; большие объёмы введённых в строй и запланированных к вводу школьных зданий. Всего до 2022 года в городе планируют ввести 12 тысяч школьных мест, что качественно улучшит ситуацию. Сегодня в Якутске возводится сразу несколько важных социальных объектов, в том числе – четыре школы, пять детских садов, а также Детская школа искусств, Детский библиотечный центр, Дворец современного искусства. На развитие улично-дорожной сети в Якутске в ближайшие годы направят около 4,6 млрд рублей.

Перевод в электронный формат повысит качество услуг, оказываемых муниципальными службами. Борьба против запылённости Якутска, строительство мусоросортировочного комплекса, нового полигона размещения твёрдых коммунальных отходов, должны сделать город чище и улучшить экологическую обстановку. С учётом природно-климатических условий, особую поддержку городских властей получает развитие сети тёплых остановок общественного транспорта.

Удачная презентация Якутска, проведённая его мэром на Всемирном форуме городов, состоявшемся в столице Малайзии Куала-Лумпуре, укрепила внешние связи столицы Якутии и сделала её более привлекательной для инвестиций.

На имидже Айсена Николаева благоприятно сказалось и его критическое отношение к размещению на ТОР «Кангалассы» химического производства, лоббируемое региональными чиновниками. Эксперты сообщают и о другой потенциально конфликтной ситуации, связанной с проектом строительства в Якутске гостиничного комплекса «Hilton», продвигаемом министром инвестиционного развития и предпринимательства Якутии «через голову» мэра и с привлечением иностранных строительных компаний. В то же время отмечается взвешенное и корректное отношение Айсена Николаева к нынешнему руководителю региона. В частности, именно такую позицию занял мэр после скандала с Егором Борисовым, случившемся во время вылета из Москвы рейсом «Аэрофлота». По имеющейся информации, прочными и стабильными остаются отношения Айсена Николаева с рядом ключевых фигур администрации президента, что является серьёзным политическим и аппаратным ресурсом мэра Якутска.

Чрезвычайно приятным для Наиля Магдеева (Набережные Челны) оказался рейтинг эффективности глав муниципалитетов Республики Татарстан, составленный на основании опросов населения. Мэр «восточной столицы Татарстана» занял в нём первое место. Тем самым косвенно подтвердилось неслучайное его нахождение в лидирующей группе «Национального рейтинга». Ключевым для хорошего социального самочувствия Набережных Челнов является состояние местного автомобильного производства, где КАМАЗ и демонстрирует уверенный рост.

Главным негативным событием рассматриваемого периода явилась жёсткая критика мэра со стороны главы Татарстана. В этом смысле отчёт главы города об итогах 2017 года превратился в бенефис Рустама Минниханова, устроившего Наилю Магдееву образцово показательную выволочку. Некоторые эксперты посчитали её плохим признаком для мэра. Но в основном было представлено мнение, что подобный «разгромный» подход вообще характерен для регионального главы, повышающего таким традиционным способом тонус исполнителей, дабы они «не зазнавались». Кроме того, по утверждению наблюдателей «Национального рейтинга», далеко не все упрёки Рустама Нургалиевича были справедливыми. Так, действительно сложно было не заметить и не оценить то, что за год сбор налогов в Набережных Челнах увеличился более чем в полтора раза. Однако Наиль Магдеев вполне разумно не стал вступать в очную дискуссию с Рустамом Миннихановым. Безусловно, это решение с аппаратной точки зрения было единственно верным. А то, что он по-прежнему является прямым ставленником главы Татарстана, сомнений не вызывает.

Серьёзные претензии к работе Александра Соколова (Хабаровск) связаны с плохой уборкой города после снегопадов. В рассматриваемый период был зафиксирован достаточно редкий случай, когда получившая травму по причине гололёда гражданка, сумела взыскать с управляющей компании 400 тыс. рублей. По всей видимости, только широкое распространение подобной практики позволит качественно улучшить ситуацию в российских городах. Другим крайне неприятным событием явилось увольнение почти 800 сотрудников разорившегося автотранспортного предприятия. Большая часть из них, по всей видимости, перейдёт в новое муниципальное предприятие. Тем не менее, оценки происшедшего экспертами достаточно резки. Упомянули эксперты и о закрытии местной гимназии, после массового отравления воспитанников. В то же время, объездная дорога «обход Хабаровска», которую начали строить в конце прошлого года, получила высокую оценку на Инвестиционном форуме в Сочи. Она была признана лучшим транспортным проектом государственно-частного партнёрства и удостоена Национальной премии. Безусловно, 26,8 километров современной магистрали являются для Хабаровска важнейшим проектом, повышающим качество жизни в городе. Только отдельные наблюдатели «Национального рейтинга» выказали недовольство тем, что объект станет платным. Среди позитивных событий упоминается открытие акушерского корпуса перинатального центра и детского сада.

В итоге положительные и негативные отклики о работе Александра Соколова практически уравновесили друг друга в «Национальном рейтинге».

Несмотря на непростые взаимоотношения Дмитрия Бердникова (Иркутск) как с региональными, так и с городскими элитами, в текущем «Национальном рейтинге» он получил поддержку немалой части экспертов. Главной причиной этого явились неожиданно высокие результаты Владимира Путина в Иркутске. С учётом того, что главой области является представитель КПРФ, а регион известен своим традиционно протестным голосованием, данный результат объективно укрепил позиции Дмитрия Бердникова. Кроме того, его существенной моральной и информационной победой стала инициатива по возвращению социальных студенческих стипендий. Важным нюансом здесь явилось то, что член КПРФ губернатор Сергей Левченко пытался заблокировать данное социально значимое решение. В свою очередь, депутаты областного Заксобрания, многие из которых имеют свои счёты с губернатором, не упустили случай сделать хорошее дело и, одновременно, «щёлкнуть регионального главу по носу», поддержав в этом вопросе Дмитрия Бердникова.

Вместе с тем, параллельно развивается конфликт уже внутри городских элит. «Яблоками раздора» явились достройка ЖК «Высота» и проблемы связанные с Домом быта. В первом случае мэрия обвинила застройщика в том, что он не собирается расселять девять ветхих домов, как предусмотрено договором. Во втором городские власти задели интересы арендаторов, сославшись на различные нарушения, закрыв Дом быта для проведения капитального ремонта. Против мэрии в результате начали открыто и очень жёстко «воевать» некоторые городские депутаты, которых мэр прямо обвинил в корыстных побуждениях.

Хотя подобные трения объективно не отвечают интересам Дмитрия Бердникова, но большинство экспертов «Национального рейтинга» посчитали его позицию правильной и поддержали мэра в этом конфликте.

Среди положительной информации экспертами упоминались: открытие спорткомплекса «Авиатор»; планы начать в этом году строительство школы на 600 мест и нового детского сада; направление 564 млн рублей на формирование комфортной городской среды; поддержка на федеральном уровне строительства в Иркутске детского медицинского центра, выделение на ремонт учреждений дошкольного и среднего образования 660 млн рублей.

В Казани, одном из наиболее развитых городов РФ, проявили интерес к опыту Иркутска по развитию исторического центра. Этот факт, безусловно, являлся имиджево выигрышным для Дмитрия Бердникова. А вот по уборке города от снега и льда, большинство окликов носило критичный характер. В результате, несмотря на общие противоречивые оценки, характерные для рассматриваемого периода, Дмитрий Бердников прибавил в «Национальном рейтинге».

В рассматриваемый период небольшой Магнитогорск «прославился» тем, что попал в число 25 городов мира с наиболее серьёзными автомобильными пробками. Для мэра Сергея Бердникова данная информация никак не может считаться положительной. Кроме того, многим не понравилось то, что Сергей Николаевич в отношении бизнеса двинулся по «московскому сценарию», начав расторгать законные (по утверждению некоторых экспертов и потерпевших) договоры аренды. Всё это привело к росту социальной напряжённости в городе. Особенно удивило наблюдателей, что к подобным действиям городская администрация принялась широко прибегать перед президентскими выборами. Другой болевой точкой, весьма чувствительной для горожан, является значительное повышение стоимости вывоза бытовых отходов.

Вместе с тем Магнитогорск в рассматриваемый период попал в число редких населённых пунктов, откуда поступала информация о достаточно неплохой уборке города коммунальными службами. Эксперты зачастую определяют Сергея Бердникова, как популиста, чьи резкие решения, особенно в кадровой сфере, населению скорее нравятся, чем нет. Но излишняя резкость и «своенравность» порой чреваты непредвиденными последствиями. К сильным сторонам городской администрации относят ремонт дорог и улучшение уличного освещения, неплохо налаженную работу МФЦ. Конфликтов с городскими депутатами у мэра не наблюдается. Абсолютное большинство членов Горсобрания прямо или косвенно связаны с Магнитогорским металлургическим комбинатом (ММК). Поэтому самому Сергею Бердникову даже не приходится прилагать усилий для персональной работы с ними. Аналогична ситуация с местными СМИ, находящимися под контролем ММК. Тем не менее, действия городской администрации в рассматриваемый период трактуются как не вполне удачные, затрагивающие интересы значительной части граждан и бизнесменов. Поэтому он несколько ослабил свои позиции в «Национальном рейтинге».

Александр БЕЗДЕЛОВ

Политолог. Директор Института региональной стратегии (г.Тюмень)


Город Тюмень никогда не выделялся скандальными из ряда вон выходящими событиями. И в нынешнем зимнем сезоне всё шло своим чередом: и уборка в городе снега, и отопление в морозы. Город жил нормальной рутиной.

Мэр Тюмени Александр Моор неплохой мэр. На мой взгляд, он со своими обязанностями справляется. Городские органы управления работают как часы. Поэтому особых претензий у населения к нему нет.

Люди, можно сказать, не особо замечают его – наверное, так и должно быть. Жители региона больше ориентируются на губернатора, чем на мэра. Мэр Тюмени – это профессиональный хозяйственник, который в большинстве случаев остается за кадром. К этому располагает и его непубличная в целом должность. А поскольку мэр – это часть команды губернатора (раньше был его заместителем), то вертикаль у них работает слаженно.

При этом надо отметить, именно Моор имеет определённый политический вес, чего не скажешь о многих других градоначальниках. Хотя традиционно в Тюмени мэр не является активным политическим деятелем, Александр Моор входит в топ самых влиятельных людей в регионе. Он контролирует депутатов городской Думы и его в дальнейшем вполне можно рассматривать в качестве одного из серьёзных претендентов на пост губернатора Тюменской области.

Успешные проекты последнего времени подтверждают деятельность и способность мэра доводить до конца начатые проекты и реализовывать обещанное. Это завершение строительства правого берега набережной Тюмени: работа была, конечно, командная, но чёткое руководство процессом со стороны мэра сыграло большую роль. Я бы в целом отметил и правильное поведение Мора в градостроительной политике, когда у мэрии хватило воли отказать ряду предпринимателей, желавших возвести высотные здания в историческом центре города. Уборка города в снегопады тоже требует поощрительных оценок.

Явные плюсы администрации Тюмени – это работа без проколов. Активная работа с жителями, с их мнением. Отсутствие публичных скандалов с участием мэра и городской администрации создает положительный, спокойный фон жизни в Тюмени.

Дмитрий ФЕТИСОВ

Политический консультант. Директор консалтингового агентства «NPR Group»


Для мэра Казани Ильсура Метшина, руководящего столицей Татарстана с 2005-го года, прошедшие месяцы можно назвать удачными. Примечательно, что после недавнего ухода со своего поста мэра Калининграда Александра Ярошука, Метшин теперь является главным долгожителем на мэрском посту, работающим в качестве руководителя областного центра дольше всех своих коллег.

В рассматриваемый в рейтинге период деятельность Метшина во многом была связана с подготовкой к Чемпионату Мира по футболу. Глава Казани показал общественности и экспертам, что он глубоко погружён в ситуацию и у него есть чёткий план дальнейших действий. При этом надо учитывать, что Казань уже максимально готова к проведению спортивного мероприятия, и эта работа не вызывает никаких нареканий у федерального центра.

В громких скандалах, возглавляемая Метшиным мэрия, также замечена не была. Потенциально опасная ситуация, связанная со строительством мусороперерабатывающего завода, находилась под контролем Метшина и не переросла в откровенный конфликт. Что тоже немаловажно с учётом присутствия экологической темы в федеральной повестке и ситуации в Волоколамске.

Но главным достижением для Метшина стала оценка его работы, прозвучавшая из уст президента в ходе Послания Федеральному собранию. Путин, который в последнее время регулярно ставит задачи по развитию инфраструктуры, не только похвалил Казань, но и привёл её в пример по этому критерию. Эта оценка работы со стороны Президента значительно укрепляет позиции Метшина, и он может ею гордиться. В самой же работе сыграли свою роль хорошие отношения казанского мэра с главой Татарстана, который также уделяет значительное внимание региональной программе развития общественных пространств. Это характеризует Метшина не только как эффективного управленца, но и как грамотного дипломата, умеющего выстраивать отношения с главой региона и добиваться эффективного взаимодействия с региональной администрацией.

Ильшат АМИНОВ

Депутат Государственного Совета Республики Татарстан, генеральный директор телерадиокомпании «Новый Век» (г. Казань)


Текущий период деятельности мэра Казани Ильсура Раисовича Метшина я оцениваю сугубо положительно. Прошедшей зимой Казань накрыли очень серьёзные снегопады. Но при этом в отличие от многих других городов столица Татарстана не остановилась. Она ехала и работала исправно. Считаю, что администрация города под руководством Метшина сотворила невозможное. Я не считаю себя хвалителем мэрии, но я должен признать – отличная работа мэра в зимние месяцы — это факт.

Ещё один очевидный плюс городскому руководству принесла деятельность по подготовке мундиаля. По мере приближения этого события Казань приобретает вид европейского города, чему я очень рад. Происходит много интересных фестивалей, проектов, которые собирают людей и идеи. Планируются очень занимательные площадки и во время

проведения Чемпионата мира по футболу, феерическая встреча гостей — и всё это невозможно не заметить.

Поэтому основной тренд политики городских властей в минувшие месяцы — очень позитивно заряженный и вызывающий массу положительных эмоций жителей Казани.

Константин САФРОНОВ

Политолог, Исполнительный директор евразийского центра «Самрау»


Минувший период для Ирека Ялалова был достаточно результативным. Прирост жителей Уфы на более чем 5 тыс. человек за прошлый год (официально население Уфы составляет 1131 тыс. человек) и положительная динамика работы уфимских предприятий, превысивших по объёму отгруженных товаров показатели 2016г. на 19,6%, способствовали укреплению аппаратных позиций сити-менеджера республиканской столицы. Вследствие чего на ежегодном отчёте мэра об итогах социально-экономического развития Уфы за 2017г. каких-либо существенных замечаний со стороны муниципальных депутатов не прозвучало, а участие на мероприятии премьер-министра Башкирии Рустэма Марданова подчеркнуло в целом положительное отношение Белого дома к деятельности столичной администрации.

Учитывая, что проблема обманутых дольщиков на сегодняшний день находится на особом контроле федерального центра, те или иные действия муниципальных властей для урегулирования ситуации прямо влияют на повышение политических очков городского руководства. Соответственно, встреча мэра Уфы с обманутыми дольщиками также благоприятно сказалась для укреплении образа Ялалова как «крепкого хозяйственника», стремящегося разрешить непростую ситуацию.

Беспокойство градоначальника о состояние старого Бельского моста на въезде в Уфу, его временное закрытие для ремонтных работ, а впоследствии и публичные заявления Ялалова о намерениях по возведению нового мостового сооружения и соответственно поиска необходимых средств вызвали большой отклик в медиа пространстве региона. Впоследствии глава Башкирии Р. Хамитов официально объявил о планах помочь городу, после чего политологи назвали сити-менеджера Уфы умелым лоббистом интересов своего муниципалитета.

По итогам выборов президента 2018 г. в Уфе зафиксирована самая высокая явка среди всех российских мегаполисов (73,41%).Муниципальные власти сумели качественно организовать информационную кампанию по участию горожан в рейтинговом голосовании за объекты городской среды и соответственно привлечь к участию в муниципальном «референдуме» более 400 тысяч уфимцев.

Из негативных факторов стал отрицательный отзыв об Уфе блогера Варламова, посетившего город фактически за неделю до дня президентских выборов. Впрочем, ряд экспертов склонны предполагать, что визит медийной личности изначально носил провокационный характер. А заказчиками таких «ревизионных» поездок могли выступить некоторые «бизнес интересанты», недовольные развернувшейся борьбой Ялалова с точечными застройками и нелегальными перевозчиками.

Александр СПЕРКАЧ

Историк, директор по исследованиям Центра информационных коммуникаций «Рейтинг»


Прошедшие выборы объективно усилили аппаратные позиции Сергея Собянина, однако данный сюжет относится по большей части к федеральной повестке. Да и большой вопрос, имели ли результаты Владимира Путина в столице отношение к авторитету столичного мэра среди москвичей. Оценивая повестку городскую, я бы остановился на частном сюжете, за которым, однако, просматриваются некие характерные, если угодно, «родовые» черты столичного градоуправительства. Центральным событием коммунальной жизни Москвы явилась с треском проигранная схватка со стихией. Данное обстоятельство ничем не выделяет столицу из множества населённых пунктов, в которых местные власти также оказались, говоря очень и очень мягко, не на высоте положения. В их ряду своеобразие Первопрестольной заключено только в несравнимо более высокой финансовой обеспеченности. В итоге сложилась трагикомическая ситуация, когда достаточно часто в «Национальном рейтинге» пришлось сравнивать не столько успехи мэров, сколько глубину провалов коммунальщиков.

Благодаря искреннему удивлению посла Австралии тому, что даже на семнадцатый день после разгула стихии завалы рядом с его резиденцией никто и не думает убирать, московский снегоуборочный коллапс приобрёл некий международный флёр. В остальном, по неготовности к зимним эксцессам, Москва оказалась не лучше, а в некоторых случаях, пожалуй, даже хуже других крупных городов.

Показательным явился безоговорочный провал московской мэрией информационной повестки, неповоротливость, полное отсутствие очевидных, напрашивающихся действий. В конце концов, можно было если не улучшить уборку города, то хотя бы смягчить понесённые репутационные издержки. Заваленные снегом муниципальные парковки сплошь и рядом оказались абсолютно непригодными для использования, множество машин были буквально заперты на них. Но простейшая идея отменить на время плату за стоянки так и не посетила головы эвакуаторы на вызволение машин, застрявших на тех же парковках и во дворах? Запрещать эвакуировать машины на штрафстоянки, просто переставляя те, которые мешают движению? Не секрет, что эвакуаторы вызывают раздражение у существенной части автовладельцев. Их новый, пусть временный, образ спасителей и помощников водителей пришёлся бы как нельзя кстати. Про то, чтобы упомянутые эвакуаторы заблаговременно подготовить в качестве резерва на случай природных ЧС, разумеется, даже речи не шло. Между тем, подобная трансформация легко достигается с помощью простейшего навесного или буксируемого оборудования. В итоге, после январского удара стихии, на каждую единицу снегоуборочной техники можно было наблюдать по несколько эвакуаторов, занятых привычным фискальным делом или массово кучкующихся на облюбованных пятачках.

Ближе к середине февраля последовало обращение к Сергею Собянину депутатов Госдумы, предложивших освободить столичных водителей от штрафов и эвакуации, в частности, прекратить издеваться над теми из них, чьи машины объективно не могут покинуть парковочные места. Но почему обращение депутатов, а не решение самого мэра? Почему не сразу после начала «рекордных снегопадов» конца января? Впрочем и депутатская инициатива не нашла отклика в мэрии.

Публичная реакция городских властей свелась к ссылкам на экстраординарность ситуации (она действительно была чрезвычайной), реляциям о невероятных объёмах вывезенного снега и несколько раздражённых предложениях жителям самим решать проблемы уборки мегаполиса. Для последнего, безусловно, не требовалось руководящих и направляющих указаний городских чиновников: лопаты раскупались и без подсказки мэрии.

Справедливости ради нужно отметить, что из двух районов столицы приходили известия о достаточно хорошей работе коммунальных служб. Но это только подчёркивало безотрадное положение по городу в целом.

Андрей ФЕДОТОВ

Соучредитель Регионального общественного фонда «Якутский дом», государственный советник налоговой службы РФ


Айсен Сергеевич Николаев на данный момент является, возможно, самым популярным представителем региональной политической элиты. Об этом можно судить как по результатам последних выборов мэра г. Якутск (где он набрал 68% голосов избирателей), так и по результатам социологических опросов. Стоит отметить, что А. Николаев, в отличие от других якутских политиков и чиновников, имеет рекордно низкий антирейтинг.

Подобная популярность, на мой взгляд, имеет целый комплекс причин, которые, условно, можно разделить на две группы. Первая: отсутствие явных провалов на посту мэра г. Якутска. И вторая: создание позитивного образа в глазах подавляющего большинства жителей республики.

За то время, что А.С. Николаев занимает пост мэра Якутска, ему удалось создать себе реноме успешного управленца. Руководству крупнейшего в мире города на вечной мерзлоте, в общем и целом, удается решать вопросы ежедневного обеспечения его жизнедеятельности.

Обеспечена бесперебойная работа коммунальных служб города (особенно это заметно в осенне-зимний период), производится своевременный ремонт дорог и других объектов коммунального хозяйства, также своевременно проводятся регламентные работы всех видов и т.д. Отдельно, стоит отметить, что А. Николаев особое внимание уделяет поддержанию и модернизации объектов социальной инфраструктуры в г. Якутске (детские сады, школы, больницы и т. д.). В настоящее время, несмотря на большой дефицит республиканского бюджета, успешно реализуется программа государственно-частного партнерства по строительству 12 крупных социальных объектов, большинство из которых — сады и школы. Реализация этой программы фактически снимет проблему дефицита мест в детских учреждениях города.

Помимо проявления своих деловых качеств, А.С. Николаеву удалось создать себе позитивный образ в глазах электората. Даже чрезвычайные происшествия, случающиеся в городе (такие как авария на городской ГРЭС, осенью 2017 года), А. Николаеву удаётся обернуть позитивным явлением для своего имиджа. Нынешнему мэру Якутска (ему 45 лет, выпускник физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова), удалось создать себе, как в Республике, так и за её пределами, имидж молодого успешного руководителя, способного решать любые задачи, открытого для новых идей и свободного от любых предубеждений. Доказательством того может служить тот факт, что на Дальневосточном форуме «Наставник-2018» А. Николаев был одним из самых востребованных наставников в сфере государственного и муниципального управления.

Эффективность его PR-стратегии подтверждается тем, что для многих жителей республики (причём как якутской, так и русской национальности) он сумел стать символом стабильности и надежд на будущее.

Владимир БЕЛОЗЁРОВ

Профессор кафедры Экономика транспорта Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения. Член Общественной Палаты РФ (2005-2013 гг.). Заместитель Министра путей сообщения РФ (2003-2004 гг.)


Деятельность Георгия Сергеевича Полтавченко как руководителя Санкт-Петербурга можно оценить достаточно хорошо, хотя, конечно, есть некоторые нарекания по различным направлением, которые, впрочем, не являются неисправимыми или критичными.

Глобальные стратегические вопросы решаются очень неплохо. Город развивается устойчиво, хорошими темпами идёт метростроение, возводится жильё. То есть – создаются условия для развития промышленности, транспорта. В целом развивается транспортная система города, меньше стало пробок – это очевидно, и в этом отношении Г.С. Полтавченко можно только пожелать успехов.

Может быть, где-то необходимо оптимизировать работу в сфере обслуживания населения, есть нарекания по уборке города – вывозу бытовых отходов. Есть над чем работать и мы знаем, что город предпринимает необходимые усилия в этих направлениях.

Сетование же горожан на то, что Г. С. Полтавченко не слишком открытый, необщительный – думаю, не тот фактор, который является критичным. Мы знаем очень много примеров, когда руководители находятся постоянно в медиапространстве и многое говорят, много обещают и также многое остается невыполненным. Дела превыше слов. Хотя, возможно, что Полтавченко это направление следовало бы где-то усилить, где-то более открыто вести работу с журналистами и обществом, это губернатору вполне по силам. И его советники, думаю, в состоянии сформировать некий другой алгоритм его поведения. Но самое главное – это результаты, дела.

Если говорить о конкретике, я, как человек, близкий к транспортной сфере, акцентировал бы внимание на том факте, что именно в развитии транспортной инфраструктуры многое Полтавченко удалось решить. Запущен скоростной диаметр, который очень сильно разгрузил нашу городскую транспортную среду. Наведён порядок с пригородным железнодорожным сообщением. В результате компания работает устойчиво и даже прибыльно. Развивается метрополитен.

Дамир ГУРИН

Политический консультант, редактор InternationalPress24 (Республика Мордовия)


Глава Саранска Петр Тултаев, ранее работавший в сфере культуры, широко использует весь спектр PR-инструментов в своей деятельности. Многие проблемные моменты города заблаговременно закладываются в бюджет, чтобы затем осветить в СМИ и показать оперативное решение (которое уже было заложено в бюджет). Таким образом, у населения создаётся впечатление крепкого хозяйственника.

П.Н. Тултаев активный член команды руководства Республики Мордовия. Поэтому, внутриэлитные конфликты между региональным и городским правительством отсутствуют.

Благодаря специфичному роду деятельности, у меня периодически имеется возможность вживую увидеть работу мэров в других городах. Несмотря на то, что иногда работа мэра Саранска может вызывать очень серьёзные вопросы в сфере ЖКХ и транспортной политики, можно отметить открытость городской администрации и попытки создания позитивных условий для работы малого бизнеса. В целом в когорте мэров он занимает золотую середину.

В этом году в городе пройдет Чемпионат Мира по футболу. От успешности решённых задач на посту руководителя города при проведении чемпионата, зависит его дальнейшая карьера (повышение или отставка). Изменения на политическом поле Республики Мордовия мы увидим по итогам мероприятия, к сентябрю 2018 года.

Константин БАКШЕЕВ

Политический консультант, политтехнолог, координатор информационно-идеологического направления Агентства «Максимов-Консалтинг»


Переход Константина Горобцова (с поста главы Калуги) на должность вице-губернатора Калужской области можно называть повышением при условии, что он всерьёз начинает рассматриваться как преемник главы региона Анатолия Артамонова. Надо понимать, что социальная политика — это всегда особые контакты, это инструмент работы с людьми, которым в 2020-м году предстоит выбирать главу Калужской области. При этом Горобцов может идти ва-банк. Если как глава столицы субъекта РФ он напрямую попадал в федеральный пул управленцев, то у позиции вице-губернатора в этом смысле чуть больше лабиринтов.

Скорее всего, ставка на то, что «протекции Артамонова» высоко ценятся федеральным руководством. Но у Горобцова пока есть время, как на укрепление, так и на разрыв достигнутых договорённостей. Не стоит забывать, что для Артамонова тоже может быть выгодно держать амбициозного игрока возле себя.

Из последних событий в пользу Горобцова, конечно, выделяются выборы президента. Команда Калуги смогла дать 6-ой результат по ЦФО, улучшив показатели 2012 года почти на 20%. Позитивно сказалась своевременная взбучка Горобцова собственному управлению капитального строительства, ежегодный отчёт мэра стал вполне цитируемым продуктом со знаком плюс, как у населения, так и во властных кругах Калуги.

Из ресурсных потерь для Горобцова — отсутствие прямого контроля за подготовкой к 650-летию областной столицы. В длинном проекте и бюджеты серьёзные, и политические дивиденды заложены неплохие. Опять же многое зависит от неформального места Горобцова в системе координат. Если он всё-таки скорый преемник, говорить о потерях нет смысла. Это же влияет на устойчивость позиций и рабочую атмосферу нового градоначальника Калуги Дмитрия Разумовского. Не исключено, что между ними и Горобцовым может зреть конфликт.

Зульфия СУЛТАНОВА

Главный редактор газеты «Челнинские известия», руководитель телерадиокомпании «Чаллы ТВ»


В этом году зима пощадила челнинцев – большие снегопады у нас случились лишь в марте. Транспортные службы с расчисткой снега справились. Люди оценивают работу властных структур, в том числе, и по тому, как убираются улицы. И, так как проблем не было, горожане работой администрации города весьма удовлетворены. Телекомпания «Чаллы ТВ» несколько раз в течение сезона освещала тему уборки дорог, журналисты проводили опрос – большинство горожан были довольны ситуацией.

В то же время, власти не забывали о других аспектах своей работы – в зимние месяцы состоялась традиционная серия встреч с населением. На многих встречах побывал лично мэр Наиль Магдеев — был активен, отвечал на вопросы. Мэр по-прежнему охотно идёт в народ, общается с людьми. Думаю, жители города уже к этому привыкли и воспринимают открытость местной власти как само собой разумеющееся.

В целом челнинцы доброжелательно оценивают работу Наиля Магдеева. Критические настроения, конечно, проскальзывают у отдельных групп, но каких-то серьёзных глобальных претензий к градоначальнику у жителей города нет.

Татьяна ДЕНИСОВА

Политолог, политтехнолог. Член Оренбургского регионального центра политических исследований


Прежде всего, стоит отметить, что в 2010-м году Евгений Сергеевич Арапов сменил на посту градоначальника Оренбурга одну из влиятельнейших оренбургских персон — Ю.Н. Мищерякова (депутат ГД РФ нынешнего созыва). Ни серьёзного политического опыта, ни поддержки горожан на тот момент у него не было. На «чистом листе» было два пути.

Первый – быть исполнительным учеником. Второй – каким-то образом все-таки вести самостоятельную политику.

На мой взгляд, избран был второй путь. Объективно в этом ему помог и тот факт, что в 2010-м году в Оренбургской области произошла и смена губернатора. Причем у губернатора на тот момент были сходные проблемы.

Как факт: результат выборов в ГД РФ в 2011-м году. Недооценка ситуации в областном центре, а на неё влиял и плохо скрываемый конфликт между Араповым и Мищеряковым, недовольство регионального отделения «Единой России» партийным списком кандидатов в ГД РФ привела к тому, что на подавляющем количестве избирательных участков Оренбурга лидировала КПРФ.

Работа над ошибками была сделана. В 2015 году Оренбургский горсовет утверждал Арапова Е.С. на должность главы администрации областного центра, учитывая, что он опытный сити-менеджер и договороспособный политик. О чём свидетельствуют результаты выборов президента РФ. Муниципалитет Оренбурга показал высокие результаты по мобилизации избирателей: явка 69,9%, результат Путина В.В. 74,4%.

Сегодня Арапова смело можно назвать членом команды губернатора Берга. И, безусловно, Е.С. Арапов -влиятельный оренбургский политик. Однако ахиллесовой пятой Е.С. Арапова являются градостроительные проблемы, общественный транспорт, городская реклама. Что касается городской рекламы, то любой передел рынка в условиях кризиса, порождает конфликты. Конфликт в Оренбурге есть, решения нет. Точечная застройка, скандал вокруг строительства жилья для детей-сирот, проблемы с качеством жилья при переселении оренбуржцев из ветхого и аварийного фонда, снос исторически значимых объектов — это факторы особенного напряжения, которые значительно снижают авторитет градоначальника в глазах жителей областного центра. Нынешнее противостояние между частными перевозчиками и городской администрацией ситуацию также усугубляет. Общественное мнение акцентирует: все три проблемы связаны тем, что порождены ближайшим окружением Е.С. Арапова. Следовательно, сбой даёт подбор и профессиональная оценка муниципальных кадров. Вряд ли позиция — «своих не сдают»- будет продуктивна. Общественное мнение всегда за точку опоры принимает негатив, когда это касается власти. Администрацию Оренбурга нередко преследует одна роковая ошибка: просчеты реакции населения на те или иные решения.

При этом следует отметить, что за последние годы заметно улучшилась ситуация с дорогами в областном центре, нет кризиса в определении детей в детские сады, идёт ремонт основных водоводов и теплотрасс, что значительно снижает количество коммунальных аварий. Убедительна деятельность администрации Оренбурга в реализации программы «Комфортная городская среда».

Сергей ИЛЬИН

Политолог, социолог, историк. Генеральный директор Научного общества «БАЙКАНАЛ ЦЕНТР» (г.Иркутск)


Персональная оценка мэра Иркутска Дмитрия Бердникова не может быть однозначно плохой или хорошей. Да и к «середнячкам» его сложно отнести на фоне его предшественников. Это тот случай, когда сложная текущая ситуация вокруг иркутского мэра складывается в основном из предшествующих объективных факторов, которые продолжают влиять, и в меньшей степени из его текущей деятельности, осуществляемой под влиянием этих факторов.

Первый фактор связан с отменой выборов мэра Иркутска после провала кандидата от «Единой России» на выборах 2010 года. Это решение было проведено в ущерб интересам горожан и с единственной целью — закрепить избрание мэра из депутатов, каждый из которых легитимен только по одному из 35 городских округов. А так как большинство в городской Думе составляют члены этой партии, то это гарантирует избрание мэром одного из них. При этом иркутяне, по данным качественной социологии, расценивают отмену выборов мэра как «слабость иркутской власти», «обман элитой», «заговор партократов», «междусобойчик». С экспертной точки зрения, отмена выборов лишь облегчила местным единороссам оправдание стереотипа «партии власти», но снизила конкурентность на проигранных ими выборах губернатора в 2015 году и на выборах в Госдуму 2016 года, когда они получили почти на 16% ниже, чем в среднем по России.

Второй фактор определяется результатами избрания самого Бердникова депутатом. Он победил у трёх своих соперников по 18 округу Иркутска с 998 голосами «за» (57,9%) при явке 12,6% (порог явки снят). Эти результаты депутата Бердникова не могут влиять на уровень его истинной легитимности как мэра. Они контрастируют не только с самим фактом его избрания мэром, но и с обстоятельствами такого избрания. Он избирался открытым голосованием без альтернативного кандидата. До этого у Бердникова не было опыта руководства городом, он имеет неубедительный хозяйственный опыт и стал депутатом впервые. При этом среди избранных депутатов были более опытные, с убедительными результатами и при более высокой явке. Что же предопределило его избрание? Отмечают, что он – сын Альбины Ковалёвой, действующего советника Генпрокурора России. В интернете и прессе много противоречивой, пристрастной информации о роли непотизма в избрании мэра. Но выдвигало его на пост градоначальника городское отделение партии «Единая Россия» на конференции. Внесли кандидатуру 28 депутатов-единороссов. Избирали его единогласно 33 присутствующих (из 35 по списку) городских депутата, т.е. кворум был. Эти обстоятельства до сих пор влияют на его руководство городом.

Третий фактор связан с кадровой политикой в городской администрации. Она сначала вытекала из необходимости использовать опытные кадры предыдущего состава, что и доказывает малоопытность мэра. Затем начались периодические кампании по «массовой чистке рядов». Прежде увольнялись работавшие с предыдущим мэром, избранным иркутянами от КПРФ. Затем те, кто ещё недавно поддерживал его и шёл с ним рядом. Это продолжается четвёртый год как самоцель, мешающая хозяйствовать или оправдывающая плохое хозяйствование. В пылу страстей был исключён из структуры мэрии комитет по экономике. Даже у депутатов Гордумы возникают вопросы по работе руководителя аппарата мэра, по градостроительной политике, управлению муниципальным имуществом и др. В ряде случаев это прямо связывается с некомпетентностью кадров. Налицо провал кадровой политики в городе.

Четвёртый фактор определяется конфликтностью мэра во внешних отношениях и, прежде всего, с губернатором Иркутской области Сергеем Левченко и областным правительством. Конфликт «подогревают» обиженные бюджетным финансированием СМИ, которые работали на врио губернатора Ерощенко и в надежде на реванш. Мэра используют как центр «партийно-чиновничьей оппозиции» бывших, проигравших, карьеристов, некомпетентных, уволенных из аппарата Ерощенко. Вокруг мэра группируются и те, кто льстит, клевещет, подсиживает действующих городских чиновников и открыто выпрашивает себе «тёплые должности». Кроме этого, наблюдаются конфликты с инициаторами возврата выборов мэра Иркутска, с частью городской элиты. Даже внутри ИРО ВПП «Единая Россия» нет однозначного отношения к нему.

Пятый фактор – хозяйственный коллапс в городе в период избирательной кампании президента России. С декабря 2017 года по настоящий момент город завален снегом. Объёмы и темпы его уборки говорят либо о желании сэкономить на весне (сам растает), либо об отсутствии средств в казне города на эти цели. Возникла другая опасность: снег начал таять и город уже напоминает Венецию, где по воде «ходят» не гондолы, а автомобили и пешеходы. Проезд по городским улицам сопряжён с авариями из-за сужения проезжей части, льда ночью и луж днём. Пешеходы страдают из-за нерасчищенных тротуаров. Дворы и проезды в жилых массивах не расчищаются. Выборы президента и жалобы иркутян несколько ускорили этот процесс. Трудно сказать, стало ли это умышленным бездействием или это личный стиль мэра, с игнорированием общественного мнения и внешних обстоятельств.

Мэр допустил классическую ошибку: он политизировал муниципальную власть, что не отвечает интересам ни горожан, ни власти, ни закона. Строя свой паблисити на противодействии избранному народом губернатору, примитивном пиаре в СМИ, мнимой оппозиционности, ложной партийности и личных амбициях, мэр не имеет высокого рейтинга ни в глазах экспертного сообщества, ни в глазах горожан. Выполняя свои формальные обязанности (заседания, выступления, встречи, речи, интервью СМИ и т.п.) в общественном восприятии поставил себя как «элитарный мэр», выразитель личных и узкоклановых интересов. Всё это дестабилизирует, напрягает обстановку и в городе, и в области, что не отвечает интересам федеральной власти в регионах. Хотя выход из положения понятен, но нет политической воли и стремления к инновационному и эффективному управлению городом. В итоге, рушатся надежды на его будущее переизбрание мэром и, тем более, избрание губернатором области через выборы, о чём свидетельствуют приведённые факты и обстоятельства.

Алексей КОНДРАТЬЕВ

Член Совета Федерации РФ, глава города Тамбова (2010 – 2015 гг.)


Заняв должность мэра города Тамбов, Сергей Александрович Чеботарёв окунулся в не совсем профильную для себя деятельность. В течение долгого периода Сергей Александрович занимался в основном вопросами образования, культуры, внутренней политики в ранге вице-губернатора области.

Нынешнее амплуа градоначальника предполагает деятельность больше связанную с хозяйственными вопросами, повседневными чаяниями и трудностями горожан. Прежде всего, это проблемы ЖКХ, дороги, иные нужды города и его жителей.

Поэтому, окунувшись в круговорот административно-хозяйственных проблем, поначалу Чеботарёв блекло выглядел на фоне предшественников, которые, в администрировании хозяйственных вопросов были более подкованы.

При этом в Тамбове заметно усилилось внимание к образовательному направлению, культурной жизни города. Стали открываться памятные доски. В знакомой сфере Чеботарёв проявляет себя очень активно и деятельно.

Тем не менее, надеюсь, Сергей Александрович сможет преуспеть и в вопросах хозяйственных. Сегодня уже заметно, что он начинает потихонечку набирать необходимые обороты. Об этом говорит его достаточно высокий рейтинг, это обещает его деятельный стиль.

Чеботарёв хорошо знает авторитетных людей в регионе и городе, представляет, какие есть центры влияния, основные политические и финансовые игроки, знаком со многими лично. В этом его ощутимое преимущество.

Продолжение дальше ...
Полная версия публикации
Общество 27.03.2018 05:32
В Башкирии 6-летняя девочка умерла от свиного гриппа
Экономика 27.03.2018 18:25
Тест на патриотизм: британские оффшоры бросают тень на депутата Пайкина
Общество 28.03.2018 06:35
Житель Красноярска объявлен в розыск после нападения на автоинспектора