Наступил «Аэрофлоту» на крыло
Оригинальный прецедент рождается в стенах Мещанского суда Москвы. Во время первого слушания иска компании «Аэрофлот» к известному веб-дизайнеру Артемию Лебедеву истцам и ответчикам пришлось материться.
Авиакомпания требует защитить ее деловую репутацию, однако ей самой явно придется еще долго очищаться от этой истории. Ведь, судя по записям в популярном блоге Лебедева, качество работы «Аэрофлота» вызывает нецензурную брань у многих.
Напомним, ОАО «Аэрофлот» подало в суд на известного дизайнера и топ-блоггера Артемия Лебедева из-за публикаций в его «Живом журнале», порочащих, по мнению истца, деловую репутацию компании. Претензии вызвали резкие высказывания Лебедева в адрес авиакомпании и внесенные им изменения в корпоративный логотип. Истец хочет обязать ответчика опубликовать опровержение и удалить спорные записи.
Чтобы описать суть искового заявления, в минувшую пятницу в Мещанском суде Москвы адвокат «Аэрофлота» начал цитировать всю матерщину, высказанную в адрес компании Артемием Лебедевым. Судье Алексею Семченко даже пришлось напомнить представителю авиакомпании, что они все-таки находятся в суде и попросить использовать синонимы. После этого дело и вовсе застопорилось – в описательной лексикологии юрист «Аэрофлота» явно преуспела меньше.
Зато сам Артемий Лебедев перед первым заседанием заказал в Институте русского языка имени Виноградова лингвистическую экспертизу записи, которая и стала предметом судебного разбирательства. Специалисты дали экспертную оценку ставшей уже знаменитой для интернет-сообщества фразы: «Восемьдесят семь тысяч триста пятьдесят пять рублей сп**дил у меня Аэрофлот 19 августа. Продал билет (эконом, регулярный рейс) и тут же сообщил, что я не могу им воспользоваться, зато могу пойти на**й».
Результатами экспертизы Артемий Лебедев уже поделился с читателями, опубликовав их в своем блоге. По словам экспертов, «спектр переносных употреблений глагола сп***ить очень широк, причем в каждом случае описываются ситуации, в которых грубо нарушаются представления говорящего о справедливости, законности». Сделав такой вывод, эксперт-лингвист добавляет, что в данном случае матерный глагол был использован Лебедевым «в переносном значении – для указания на незаконность со стороны «Аэрофлота» присвоения денежных средств автора текста в результате продажи ему проездных документов при невозможности воспользоваться услугами авиаперевозчика или получить деньги назад».
Кроме того, эксперты пришли к выводам, что «такая семантика матерного глагола, а также его литературных синонимов, вполне типична для ситуаций конфликтного общения, в которых, по мнению говорящего или пишущего, с ним поступили незаконно или несправедливо».
Конфликт дизайнера и авиакомпании, напомним, длится уже почти год. В августе прошлого года в одной из касс «Аэрофлота» в международном аэропорту Шереметьево Лебедеву продали билеты на рейс, вылетающий в Испанию через 33 минуты. Регистрацию пассажиру пройти не удалось – оказалось, что посадка уже закончилась. Когда же он вновь сумел добраться до кассирши, та отказалась вернуть деньги, поскольку самолет уже улетел.
Но не на того, как говорится, напали. Артемий молчать не стал и в свойственной ему экспрессивной манере, используя непечатные возможности русского языка, изложил всю историю в своем ЖЖ. Поскольку, по словам Лебедева, в начале сентября от «Аэрофлота» все еще не было никакой реакции на его официальное заявление с требованием вернуть деньги, дизайнер провел в своем блоге традиционную дизайнерскую забаву – конкурс по созданию «фотожаб» с использованием логотипа авиакомпании. На это предложение откликнулись десятки творцов, а кое-кто даже поведал собственные печальные истории с «Аэрофлотом».
Спустя полтора месяца переписки Лебедева и его адвокатов с авиакомпанией, деньги дизайнеру все же вернули. «Аэрофлот» даже объявил выговор кассирше, лишил ее премии за то, что она продала билеты на самолет менее чем за час до вылета и обязал своих сотрудников не продавать билеты на отправляющиеся рейсы.
Восемь месяцев потребовалось «Аэрофлоту», чтобы переварить ситуацию. После того, как пищеварительный процесс завершился, в мае компания решила подать на Артемия Лебедева в суд. Истец требует от блоггера не только опубликовать в своем ЖЖ сочиненное его юристами опровержение, но и удалить пост с конкурсом фотожаб, так как они являются нарушением прав «Аэрофлота» на его товарные знаки. Кроме того, «Аэрофлот» потребовал взыскать с дизайнера 42 тысячи рублей за судебные издержки.
Артемий Лебедев считает претензии «Аэрофлота» необоснованными, ведь первоначально авиакомпания действительно просто-напросто присвоила его деньги, а их возвращение стоило ему немалых нервов. Кроме того, блоггер не обязан печатать опровержение, так как он не является СМИ. Наконец, считает Лебедев, «меня нельзя обязать прекратить использование товарного знака, потому что я его и не начинал использовать, ведь «фотожабы» с логотипом «Аэрофлота» были сделаны другими людьми».
«Аэрофлоту» бы не с Лебедевым тягаться, а проанализировать качество своей работы. Вряд ли столько остроумных блоггеров разом подхватили бы инициативу по созданию различных карикатур (местами очень злых) на логотип авиакомпании, если бы работа «Аэрофлота» не вызывала нареканий. А на каждый роток ведь не накинешь платок.
Кстати, к следующему судебному заседанию, которое состоится в конце июля, «Аэрофлот» обязали представить в суд документы, свидетельствующие о том, что компания наказала кассира, продавшую билеты, которыми нельзя было воспользоваться, а также подтвердить или опровергнуть переписку, в которой Артемий Лебедев требовал вернуть ему деньги.
Напомним, ОАО «Аэрофлот» подало в суд на известного дизайнера и топ-блоггера Артемия Лебедева из-за публикаций в его «Живом журнале», порочащих, по мнению истца, деловую репутацию компании. Претензии вызвали резкие высказывания Лебедева в адрес авиакомпании и внесенные им изменения в корпоративный логотип. Истец хочет обязать ответчика опубликовать опровержение и удалить спорные записи.
Чтобы описать суть искового заявления, в минувшую пятницу в Мещанском суде Москвы адвокат «Аэрофлота» начал цитировать всю матерщину, высказанную в адрес компании Артемием Лебедевым. Судье Алексею Семченко даже пришлось напомнить представителю авиакомпании, что они все-таки находятся в суде и попросить использовать синонимы. После этого дело и вовсе застопорилось – в описательной лексикологии юрист «Аэрофлота» явно преуспела меньше.
Зато сам Артемий Лебедев перед первым заседанием заказал в Институте русского языка имени Виноградова лингвистическую экспертизу записи, которая и стала предметом судебного разбирательства. Специалисты дали экспертную оценку ставшей уже знаменитой для интернет-сообщества фразы: «Восемьдесят семь тысяч триста пятьдесят пять рублей сп**дил у меня Аэрофлот 19 августа. Продал билет (эконом, регулярный рейс) и тут же сообщил, что я не могу им воспользоваться, зато могу пойти на**й».
Результатами экспертизы Артемий Лебедев уже поделился с читателями, опубликовав их в своем блоге. По словам экспертов, «спектр переносных употреблений глагола сп***ить очень широк, причем в каждом случае описываются ситуации, в которых грубо нарушаются представления говорящего о справедливости, законности». Сделав такой вывод, эксперт-лингвист добавляет, что в данном случае матерный глагол был использован Лебедевым «в переносном значении – для указания на незаконность со стороны «Аэрофлота» присвоения денежных средств автора текста в результате продажи ему проездных документов при невозможности воспользоваться услугами авиаперевозчика или получить деньги назад».
Кроме того, эксперты пришли к выводам, что «такая семантика матерного глагола, а также его литературных синонимов, вполне типична для ситуаций конфликтного общения, в которых, по мнению говорящего или пишущего, с ним поступили незаконно или несправедливо».
Конфликт дизайнера и авиакомпании, напомним, длится уже почти год. В августе прошлого года в одной из касс «Аэрофлота» в международном аэропорту Шереметьево Лебедеву продали билеты на рейс, вылетающий в Испанию через 33 минуты. Регистрацию пассажиру пройти не удалось – оказалось, что посадка уже закончилась. Когда же он вновь сумел добраться до кассирши, та отказалась вернуть деньги, поскольку самолет уже улетел.
Но не на того, как говорится, напали. Артемий молчать не стал и в свойственной ему экспрессивной манере, используя непечатные возможности русского языка, изложил всю историю в своем ЖЖ. Поскольку, по словам Лебедева, в начале сентября от «Аэрофлота» все еще не было никакой реакции на его официальное заявление с требованием вернуть деньги, дизайнер провел в своем блоге традиционную дизайнерскую забаву – конкурс по созданию «фотожаб» с использованием логотипа авиакомпании. На это предложение откликнулись десятки творцов, а кое-кто даже поведал собственные печальные истории с «Аэрофлотом».
Спустя полтора месяца переписки Лебедева и его адвокатов с авиакомпанией, деньги дизайнеру все же вернули. «Аэрофлот» даже объявил выговор кассирше, лишил ее премии за то, что она продала билеты на самолет менее чем за час до вылета и обязал своих сотрудников не продавать билеты на отправляющиеся рейсы.
Восемь месяцев потребовалось «Аэрофлоту», чтобы переварить ситуацию. После того, как пищеварительный процесс завершился, в мае компания решила подать на Артемия Лебедева в суд. Истец требует от блоггера не только опубликовать в своем ЖЖ сочиненное его юристами опровержение, но и удалить пост с конкурсом фотожаб, так как они являются нарушением прав «Аэрофлота» на его товарные знаки. Кроме того, «Аэрофлот» потребовал взыскать с дизайнера 42 тысячи рублей за судебные издержки.
Артемий Лебедев считает претензии «Аэрофлота» необоснованными, ведь первоначально авиакомпания действительно просто-напросто присвоила его деньги, а их возвращение стоило ему немалых нервов. Кроме того, блоггер не обязан печатать опровержение, так как он не является СМИ. Наконец, считает Лебедев, «меня нельзя обязать прекратить использование товарного знака, потому что я его и не начинал использовать, ведь «фотожабы» с логотипом «Аэрофлота» были сделаны другими людьми».
«Аэрофлоту» бы не с Лебедевым тягаться, а проанализировать качество своей работы. Вряд ли столько остроумных блоггеров разом подхватили бы инициативу по созданию различных карикатур (местами очень злых) на логотип авиакомпании, если бы работа «Аэрофлота» не вызывала нареканий. А на каждый роток ведь не накинешь платок.
Кстати, к следующему судебному заседанию, которое состоится в конце июля, «Аэрофлот» обязали представить в суд документы, свидетельствующие о том, что компания наказала кассира, продавшую билеты, которыми нельзя было воспользоваться, а также подтвердить или опровергнуть переписку, в которой Артемий Лебедев требовал вернуть ему деньги.