Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики, эксперт Академии военных наук — 22.06.2018 12:20

«НАТО-Панцер» vs «Армата»

За два дня до 77-й годовщины начала Великой Отечественной войны министр обороны Германии Урсула фон дер Лайен и министр вооруженных сил Франции Флоренс Парли подписали меморандум о взаимопонимании в осуществлении совместных программ разработки перспективного основного танка и перспективного боевого самолета.

Немецкий журнал «Штерн» опубликовал интервью с британским военным экспертом Николасом Драммондом, в котором тот оценивает перспективы новой бронетанковой техники, разрабатываемой Германией в ответ на российскую «Армату».
На сайте журнала эта публикация стоит под рубрикой «Nato-Panzer», так как речь идет о проекте Mobile Ground Combat System («Мобильная наземная боевая система») франко-германского холдинга KNDS – KMW and Nexter Defense Systems, созданного объединившимися компаниями Kraus-Maffei Wegmann (Германия) и Nexter Defense Systems (Франция). В обиходе этот перспективный танк называют «Леопардом-3».
Драммонд признает, что Т-14 «Армата» на сегодняшний день превосходит «все существующие разработки НАТО». Однако беспокоиться по этому поводу, по его словам, странам НАТО стоит лишь в том случае, если «Армата» будет выпускаться большими сериями.
К числу неоспоримых достоинств российского танка Драммонд относит центральную бронекапсулу для экипажа, что позволило снизить вес танка и повысить его мобильность. Если 125-мм пушка будет заменена на 152-мм орудие, то «Т-14 будет в состоянии побороть все танки НАТО, включая немецкий «Леопард-2», не заходя в пределы их радиуса действия. Если это произойдет, наши танки будут безнадежно уступать», считает британский эксперт.
Драммонд полагает, что «главным условием будущих моделей танков является сокращение размеров и веса без ущерба работоспособности машин». Это приведет, по его словам, к уменьшению вместимости и сокращению численности экипажа танка до 2-3 человек.
«Послужной список России в разработке танков очень впечатляет, - заявил Драммонд. - Однако ни у одной страны нет столько опыта и компетенции, как у Германии. Я полагаю, если немцы возьмутся за разработку «Леопарда-3», успех Т-14 быстро останется в прошлом».
Нужно сказать, что разработка «Леопарда-3» началась еще в 70-е годы прошлого века. Причем это был проект безбашенного двухорудийного танка.



Испытания прототипа показали высокую точность стрельбы с места и невозможность стрельбы на ходу. Фактически немцы создали мощную самоходку - истребитель танков, не имевшую ничего общего с концептом основного боевого танка. Двухорудийный безбашенный танк мог также служить в качестве мобильной огневой точки, быстро и точно поражающей скрытую от прямой наводки цель в городской застройке и оперативно перемещающейся на другую позицию, чтобы избежать контрбатарейного удара противника. Такой танк пригодился бы ополченцам Игоря Стрелкова, которые вели позиционные бои в городской и пригородной застройке, причем в условиях отсутствия у противника авиации. Похоже, в 70-е годы генералы НАТО готовились вести тяжелые оборонительные бои в городской черте против врущихся к Ла-Маншу советских танков.
Позже военная доктрина НАТО изменилась. Долгое время считалось, что мощные, тяжелые и хорошо защищенные башенные танки «Абрамс» и «Леопард-2» вполне подходят для войны со слабым противником вроде армии Саддама Хусейна. Тем более, что танковые армады НАТО шли вперед только после уничтожения вражеских ПВО и ПРО.
Война в Сирии и Ираке еще раз изменила взгляды на то, каким должен быть основной боевой танк. Недаром Драммонд отмечает, что танки будущего будут меньше и мобильнее. На Ближнем Востоке одинаково хорошо горели от выстрелов всевозможных противотанковых систем как «Абрамсы» разных модификаций, так и «Леопарды-2». Даже если сделать скидку на то, что ими управляли арабские танкисты, не самые лучшие воины на свете, стало ясно, что тяжелые и неповоротливые танки весом под 70 тонн слишком уязвимы в войне в пустыне против подвижных соединений боевиков.
По данным западных СМИ, «Леопард-3» будет весить не более 60 тонн, что не может не снизить, причем радикально, его бронезащищенность. Следовательно, основное внимание разработчиков будет уделено совершенствованию систем динамической и активной защиты и управления огнем. Скорее всего, новый «НАТО-Панцер» будет оснащен 130-мм орудием повышенной мощности от «Рейнметалла» взамен уже имеющейся 120-мм пушки «Л/55». Кроме того, новый танк будет иметь автомат заряжания и усиленную боковую броню. Двигательная установка будет, скорее всего, дизельной, мощностью до 1500 л.с.



Инженеры Rheinmetall AG рассматривали возможность увеличения калибра пушки до 140 мм, но подобное орудие, по их расчетам, было бы слишком тяжелым и габаритным. Как известно, увеличение калибра всего на 10 мм обеспечивает 50-процентный прирост дульной энергии, так что калибр 130 мм, по мнению немецких военных, вполне достаточен для перспективного танка.
С высокой вероятностью, «Леопард-3» будет иметь необитаемую башню, дизайн которой будет скопирован с российской «Арматы». В истории военной техники копия бывает зачастую лучше оригинала. Так, например, немецкая «Пантера» по своим ТТХ оказалась лучше Т-34, но производить ее в количествах, достаточных для противостоянии советским танковым армиям, немцы не смогли, что в числе прочего и решило исход Второй мировой войны.
Драммонд даже процитировал по этому поводу известный закон диалектики, приписав афоризм Сталину: «Количество всегда переходит в качество».
Как бы то ни было, если немцы и французы воплотят свой проект перспективного танка «Леопард-3», как говорится, в железо, и даже если он по своим заявленным основным ТТХ будет точь-в-точь как наша «Армата», то он априори будет лучше «Арматы».
Прежде всего, у «НАТО-Панцера» будет более совершенный и мощный дизель. Сегодня новая танковая 125-мм пушка 2А82, которая стоит на «Армате», считается лучшей в мире. Однако новое 130-мм орудие Rheinmetall AG вряд ли уступит нашей пушке, а качество его ствола будет значительно лучше, так как оно будет изготовлено на самых современных немецких станках, которые нам вряд ли удастся «увести», как это было проделано с турбинами «Сименс» для крымских ТЭЦ. То же самое и с качеством брони, которую немцы намерены изготавливать из графена и других аллотропов углерода, которые намного легче и прочнее стали.
Соревнование танковых проектов между ведущими военными державами во многом зависит от состояния машиностроения и его основы – станкостроения. Ключевую роль играет также состояние материаловедения, а также ряда других прикладных наук.
То, что Россия проигрывает «Четвертому рейху», как все чаще называют стратегический союз Германии и Франции, в научно-технической и промышленной сферах, очевидно. Поэтому даже достигнутое усилиями российских инженеров и конструкторов временное превосходство наших лучших танков над западными не гарантирует долговременного преимущества и успеха на поле боя. Тут вполне уместно еще раз вспомнить сталинские слова, которые процитировал британский эксперт, о переходе количества в качество и сосредоточиться на возрождении российского промышленного и научного потенциала.
Полная версия публикации
Версии 19.06.2018 14:13
Комбинаторша с липовым дипломом
Общество 20.06.2018 09:42
Гидрометцентр увеличит точность прогнозов за счет суперкомпьютера
Общество 21.06.2018 14:42
Шах и мат, пенсионеры: не доживших до пенсии предлагают хоронить бесплатно