«Натурой» за ДТП
Сегодня вступила в силу новая методика возмещения ущерба, полученного в результате ДТП, владельцам полисов ОСАГО. Отныне приоритетными будут не денежные выплаты, а восстановительные работы в уполномоченном автосервисе.
Начиная с сегодняшнего дня натуральная форма возмещения ущерба автоматически распространяется на все полисы ОСАГО.
И хотя регулятор страхового рынка Банк России еще не получил одобрительного заключения Министерства юстиции на требования к автомобильным сервисам, которые претендуют на выполнение ремонтов автомобилей в рамках натурального возмещения, здесь обещают, что новый механизм будет работать.
Новый порядок предусматривает, что владельцам автомобилей, пострадавшим в аварии, при наличии у них полиса ОСАГО, купленного после 28 апреля 2017 года, страховщики обязаны будут предоставить перечень автосервисов, которые могут выполнить ремонт. С каждой из станций техобслуживания компания обязана подписать соответствующий договор. Страховщики не будут иметь права предлагать владельцу ремонтировать транспортное средство на удаленной СТО. Максимальное расстояние от сервиса до места аварии либо адреса собственника машины не должно превышать 50 км, при этом сам владелец будет определять, откуда - от дома или места ДТП - будет вестись отсчет.
Ремонтировать машину СТО должна будет не дольше 30 дней. В противном случае владелец получит право на компенсацию в размере 0,5% от стоимости ремонта за каждый день дополнительного пребывания транспортного средства в автосервисе. На выполненные кузовные и покрасочные работы станция техобслуживания обязана будет выдать годичную гарантию, на другие виды ремонта – полугодовую. Если в ДТП пострадает машина, которой менее двух лет и которая находится на гарантии, направлять ее на восстановление можно будет только в сервис, авторизованный производителем, поскольку в ином случае владелец утратит гарантию.
Пока требования к СТО находятся на этапе межведомственного согласования – свой участок работы оперативно не выполнил Минюст. Однако, как пояснили в пресс-службе Банка России, не утвержденный пока документ носит подзаконный статус, поэтому его отсутствие не скажется на процессе вступления новых правил в силу. Страховым компаниям, заботящимся об удобстве клиентов, регулятор советует оперативно перестраиваться на новую методику.
Центробанк также разъяснил действия страховщиков в ситуации, когда участниками ДТП стали водители, на руках у одного из которых имеется полис, выкупленный до 28 апреля, а у второго – после этой даты. За основу будет приниматься договор, предъявленный потерпевшей стороной. Это означает, что если у автомобилиста, не виновного в аварии, имеется свежий полис, то оба автомобиля отремонтируют, если же он предъявит «старую» страховку - обе стороны получат денежную выплату. Аварии, в которых пострадало более двух автомобилей, будут в индивидуальном порядке разбираться специалистами страховой компании, в которой купил полис виновный в совершении ДТП. Также компании виновника будут урегулировать ДТП, в которых у потерпевшей стороны полиса ОСАГО не имеется вовсе. Тогда определяющей будет дата выдачи страховки виновнику, на основании которой и определят форму компенсации. Порядок урегулирования споров при множественных авариях Центробанк должен прописать позднее. Приоритет натурального возмещения может быть также введен для полисов, выкупленных до 28 апреля. Однако для этого потребуется обоюдное согласие компании-страховщика и владельца автомобиля.
Однако, говорят участники рынка, несмотря на внешнюю гладкость новой процедуры она таит немало подводных камней. Заместитель руководителя Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев считает, что без проблем автосервисы смогут отремонтировать примерно 30% автомобилей. Многие СТО, с которыми захотели сотрудничать страховщики, отказываются подписывать договора о ремонте транспортных средств, которым исполнилось более 5-7 лет, так как предоставление длительной гарантии на них является крайне рискованным делом.
Президент РСА Игорь Юргенс, в свою очередь, добавляет, что 30-дневный срок ремонтных работ является недостаточным ввиду требования об использовании новых комплектующих. Значительная часть отведенного времени уйдет на заказ и ожидание необходимой детали, а в глубинку дефицитная комплектующая может не прибыть и в течение месяца. Кроме того, непонятно, где брать новые детали для машин с правым рулем, которые массово используются в дальневосточном регионе.
И хотя регулятор страхового рынка Банк России еще не получил одобрительного заключения Министерства юстиции на требования к автомобильным сервисам, которые претендуют на выполнение ремонтов автомобилей в рамках натурального возмещения, здесь обещают, что новый механизм будет работать.
Новый порядок предусматривает, что владельцам автомобилей, пострадавшим в аварии, при наличии у них полиса ОСАГО, купленного после 28 апреля 2017 года, страховщики обязаны будут предоставить перечень автосервисов, которые могут выполнить ремонт. С каждой из станций техобслуживания компания обязана подписать соответствующий договор. Страховщики не будут иметь права предлагать владельцу ремонтировать транспортное средство на удаленной СТО. Максимальное расстояние от сервиса до места аварии либо адреса собственника машины не должно превышать 50 км, при этом сам владелец будет определять, откуда - от дома или места ДТП - будет вестись отсчет.
Ремонтировать машину СТО должна будет не дольше 30 дней. В противном случае владелец получит право на компенсацию в размере 0,5% от стоимости ремонта за каждый день дополнительного пребывания транспортного средства в автосервисе. На выполненные кузовные и покрасочные работы станция техобслуживания обязана будет выдать годичную гарантию, на другие виды ремонта – полугодовую. Если в ДТП пострадает машина, которой менее двух лет и которая находится на гарантии, направлять ее на восстановление можно будет только в сервис, авторизованный производителем, поскольку в ином случае владелец утратит гарантию.
Пока требования к СТО находятся на этапе межведомственного согласования – свой участок работы оперативно не выполнил Минюст. Однако, как пояснили в пресс-службе Банка России, не утвержденный пока документ носит подзаконный статус, поэтому его отсутствие не скажется на процессе вступления новых правил в силу. Страховым компаниям, заботящимся об удобстве клиентов, регулятор советует оперативно перестраиваться на новую методику.
Центробанк также разъяснил действия страховщиков в ситуации, когда участниками ДТП стали водители, на руках у одного из которых имеется полис, выкупленный до 28 апреля, а у второго – после этой даты. За основу будет приниматься договор, предъявленный потерпевшей стороной. Это означает, что если у автомобилиста, не виновного в аварии, имеется свежий полис, то оба автомобиля отремонтируют, если же он предъявит «старую» страховку - обе стороны получат денежную выплату. Аварии, в которых пострадало более двух автомобилей, будут в индивидуальном порядке разбираться специалистами страховой компании, в которой купил полис виновный в совершении ДТП. Также компании виновника будут урегулировать ДТП, в которых у потерпевшей стороны полиса ОСАГО не имеется вовсе. Тогда определяющей будет дата выдачи страховки виновнику, на основании которой и определят форму компенсации. Порядок урегулирования споров при множественных авариях Центробанк должен прописать позднее. Приоритет натурального возмещения может быть также введен для полисов, выкупленных до 28 апреля. Однако для этого потребуется обоюдное согласие компании-страховщика и владельца автомобиля.
Однако, говорят участники рынка, несмотря на внешнюю гладкость новой процедуры она таит немало подводных камней. Заместитель руководителя Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев считает, что без проблем автосервисы смогут отремонтировать примерно 30% автомобилей. Многие СТО, с которыми захотели сотрудничать страховщики, отказываются подписывать договора о ремонте транспортных средств, которым исполнилось более 5-7 лет, так как предоставление длительной гарантии на них является крайне рискованным делом.
Президент РСА Игорь Юргенс, в свою очередь, добавляет, что 30-дневный срок ремонтных работ является недостаточным ввиду требования об использовании новых комплектующих. Значительная часть отведенного времени уйдет на заказ и ожидание необходимой детали, а в глубинку дефицитная комплектующая может не прибыть и в течение месяца. Кроме того, непонятно, где брать новые детали для машин с правым рулем, которые массово используются в дальневосточном регионе.