Небо между Россией и Украиной закрывается
С 25 октября воздушное сообщение между Россией и Украиной полностью прекратится. Накануне Киев лишил пассажиров последней надежды в виде российской «ЮТэйр», Москва остановила полеты украинских авиакомпаний еще раньше.
Решение о полном прекращении полетов между Украиной и Россией с 25 октября приняла Госавиаслужба Украины. В качестве официальной причины Киев назвал то обстоятельство, что Росавиация не объяснила, почему ограничила полеты украинских авиакомпаний в РФ. Как отметили в Госавиаслужбе Украины, ограничение будет действовать до отмены введенных Россией запретов. Если это произойдет, российские перевозчики, не являющиеся фигурантами санкционного списка Киева, получат право возобновить полеты.
В список, который президент Украины Петр Порошенко утвердил 16 сентября, были включены 25 компаний - все, кто летал в страну, кроме «ЮТэйр. В приложении к указу президента российские авиакомпании обвинялись в создании реальных или потенциальных угроз национальным интересам, национальной безопасности, суверенитету и территориальной целостности Украины, а также в том, что их действия приводят к «оккупации территории, экспроприации или ограничению права собственности».
Как пояснял на заседании правительства премьер-министр Украины Арсений Яценюк, санкции против российских перевозчиков были введены из-за их полетов в Крым после его вхождения в состав России. По словам главы кабмина, этими действиями они нарушили воздушное пространство Украины, поскольку в Киеве до сих пор считают полуостров украинской территорией.
Москва, в свою очередь, запретила всем украинским авиакомпаниям с 25 октября летать в РФ. По оценке главы Минтранспорта РФ Максима Соколова, общие убытки авиаторов обеих стран составят около 7-8 млрд. рублей.
По данным украинской стороны, за первые шесть месяцев текущего года авиационный пассажиропоток между двумя странами составил немногим более 650 тыс. человек, большую часть (431 тыс.) обслужили российские перевозчики.
О готовности заполнить открывающуюся рыночную нишу уже заявили альтернативные перевозчики. Так, Белоруссия объявила о готовности к росту транзита через Минск, «Белавиа» даже вводит рейс в Одессу. Ставку на пересадочные маршруты делают и украинские перевозчики. В частности, планируется увеличить частоту рейсов Киев - Минск и Киев - Кишинев.
Увеличить число рейсов и кресел в зимний период в случае роста спроса решили и в AirBaltic. Отреагировать на изменения намерена и немецкая Lufthansa.
По оценкам экспертов, если «Белавиа» грамотно выстроит стыковочные волны, то сможет принять 30-40% пассажиропотока от закрывающихся прямых рейсов.
Впрочем, отмечает эксперт, основной вопрос: будет ли этот вариант экономически интересен - привлекательная для пассажиров цена билета может не покрыть себестоимость авиарейсов между нестоличными городами России и Украины.
Если по стоимости билетов альтернативные перевозчики могут конкурировать с операторами прямых рейсов, то по продолжительности нет. При равной или сопоставимой цене на билеты транзитные рейсы проигрывают по продолжительности не только прямым, но зачастую и железной дороге. Максимально быстро добраться из Москвы в Киев транзитным рейсом предлагает «Белавиа» - 3 часа 10 минут против полутора часов прямого рейса. Однако в среднем транзитный перелет займет почти 9 часов, что сопоставимо с путешествием по железной дороге (12,5-13,5 часа), причем пятая часть предлагаемых авиаперелетов превышают это время.
Что касается цен, то прямой перелет из Москвы в Киев на самолетах компании «ЮТэйр» стоит от 15 тыс. рублей. Стоимость транзитного перелета по аналогичному маршруту на начало октября составляла 13-15,5 тыс. рублей. Доставить пассажиров из одной столицы в другую за эту сумму готовы компании «Белавиа» и Airbaltic. Лететь придется через Минск и Ригу соответственно. Кроме того, в данный ценовой диапазон попадает перелет через Мюнхен, Франкфурт или Вену на самолетах Lufthansа.
В связи с тем, что продолжительность перелета существенно возрастает, пассажиры могут отдать предпочтение железнодорожному транспорту. Впрочем, в случае увеличения числа пассажиров сложностей на железной дороге не ожидается. В ОАО «РЖД» пояснили, что на сегодняшний день между странами с учетом транзитных ежедневно курсируют 10-11 составов и «заполняемость их низка».
Низкую загрузку в компании объясняют сокращением пассажиропотока между Россией и Украиной, который с января по сентябрь составил 1,5 млн. человек, что на 48% меньше, чем годом ранее.
В связи с этим, отмечают в РЖД, уже сейчас есть возможность перевозить большее количество пассажиров. Если спрос возрастет значительно, то удовлетворить его в компании обещают путем увеличения составности поездов.
Впрочем, железнодорожникам довольно сложно конкурировать с авиакомпаниями по цене - путешествие из Москвы в Киев в купейном вагоне обойдется почти в ту же сумму, что и самый дешевый перелет - 11-12 тыс. рублей, а в люксе - почти вдвое дороже.
В список, который президент Украины Петр Порошенко утвердил 16 сентября, были включены 25 компаний - все, кто летал в страну, кроме «ЮТэйр. В приложении к указу президента российские авиакомпании обвинялись в создании реальных или потенциальных угроз национальным интересам, национальной безопасности, суверенитету и территориальной целостности Украины, а также в том, что их действия приводят к «оккупации территории, экспроприации или ограничению права собственности».
Как пояснял на заседании правительства премьер-министр Украины Арсений Яценюк, санкции против российских перевозчиков были введены из-за их полетов в Крым после его вхождения в состав России. По словам главы кабмина, этими действиями они нарушили воздушное пространство Украины, поскольку в Киеве до сих пор считают полуостров украинской территорией.
Москва, в свою очередь, запретила всем украинским авиакомпаниям с 25 октября летать в РФ. По оценке главы Минтранспорта РФ Максима Соколова, общие убытки авиаторов обеих стран составят около 7-8 млрд. рублей.
По данным украинской стороны, за первые шесть месяцев текущего года авиационный пассажиропоток между двумя странами составил немногим более 650 тыс. человек, большую часть (431 тыс.) обслужили российские перевозчики.
О готовности заполнить открывающуюся рыночную нишу уже заявили альтернативные перевозчики. Так, Белоруссия объявила о готовности к росту транзита через Минск, «Белавиа» даже вводит рейс в Одессу. Ставку на пересадочные маршруты делают и украинские перевозчики. В частности, планируется увеличить частоту рейсов Киев - Минск и Киев - Кишинев.
Увеличить число рейсов и кресел в зимний период в случае роста спроса решили и в AirBaltic. Отреагировать на изменения намерена и немецкая Lufthansa.
По оценкам экспертов, если «Белавиа» грамотно выстроит стыковочные волны, то сможет принять 30-40% пассажиропотока от закрывающихся прямых рейсов.
Впрочем, отмечает эксперт, основной вопрос: будет ли этот вариант экономически интересен - привлекательная для пассажиров цена билета может не покрыть себестоимость авиарейсов между нестоличными городами России и Украины.
Если по стоимости билетов альтернативные перевозчики могут конкурировать с операторами прямых рейсов, то по продолжительности нет. При равной или сопоставимой цене на билеты транзитные рейсы проигрывают по продолжительности не только прямым, но зачастую и железной дороге. Максимально быстро добраться из Москвы в Киев транзитным рейсом предлагает «Белавиа» - 3 часа 10 минут против полутора часов прямого рейса. Однако в среднем транзитный перелет займет почти 9 часов, что сопоставимо с путешествием по железной дороге (12,5-13,5 часа), причем пятая часть предлагаемых авиаперелетов превышают это время.
Что касается цен, то прямой перелет из Москвы в Киев на самолетах компании «ЮТэйр» стоит от 15 тыс. рублей. Стоимость транзитного перелета по аналогичному маршруту на начало октября составляла 13-15,5 тыс. рублей. Доставить пассажиров из одной столицы в другую за эту сумму готовы компании «Белавиа» и Airbaltic. Лететь придется через Минск и Ригу соответственно. Кроме того, в данный ценовой диапазон попадает перелет через Мюнхен, Франкфурт или Вену на самолетах Lufthansа.
В связи с тем, что продолжительность перелета существенно возрастает, пассажиры могут отдать предпочтение железнодорожному транспорту. Впрочем, в случае увеличения числа пассажиров сложностей на железной дороге не ожидается. В ОАО «РЖД» пояснили, что на сегодняшний день между странами с учетом транзитных ежедневно курсируют 10-11 составов и «заполняемость их низка».
Низкую загрузку в компании объясняют сокращением пассажиропотока между Россией и Украиной, который с января по сентябрь составил 1,5 млн. человек, что на 48% меньше, чем годом ранее.
В связи с этим, отмечают в РЖД, уже сейчас есть возможность перевозить большее количество пассажиров. Если спрос возрастет значительно, то удовлетворить его в компании обещают путем увеличения составности поездов.
Впрочем, железнодорожникам довольно сложно конкурировать с авиакомпаниями по цене - путешествие из Москвы в Киев в купейном вагоне обойдется почти в ту же сумму, что и самый дешевый перелет - 11-12 тыс. рублей, а в люксе - почти вдвое дороже.