Неискоренимый «Обман Тулеев»
На восемнадцатый день после взрывов на шахте «Распадская», унесших жизни почти сотни человек, ситуация, которая поначалу была малопредсказуемой и весьма конфликтной, улеглась на «цивилизованную, демократическую» платформу.
Вот уже почти неделю не обновляется скандальный блог, который вели анонимные члены Союза жителей Кузбасса. Те самые, что призывали своих «братьев по борьбе» составлять «черные списки» предателей рабочего движения и мстить не только им, но и их семьям. Призыв блоггера alexs_846 создать «Инициативную группу жителей», которая «будет являться настоящим выразителем воли народа в городе по любым вопросам», за день получил всего один вялый комментарий.
В репортажах из Междуреченска больше нет того «нерва», который заставлял вспоминать о шахтерском бунте 20-летней давности. Даже широко обсуждаемый в Рунете фильм Аси Гойзман «Люди подземелья» смотрится как некое подведение итогов несостоявшейся фронды: взорвалось – вышли на рельсы – ОМОН – вранье властей - обещания – все «повязаны» ипотекой – деваться некуда, забой –это их судьба. Разве что коммунисты продолжают «греть» тему в СМИ.
Самые медийные – депутаты Государственной Думы от КПРФ Валерий Рашкин и Сергей Обухов – используют «площадной» стиль, громогласно призывая президента снять Амана Тулеева с поста губернатора, который в «ответе за все». «Мы, конечно, понимаем, что нет у нас реальных рычагов для отставки губернатора, - заявил Обухов «Веку». – Но требовать этого, кричать об этом на всех углах я все равно буду».
Коллеги депутата по фракции ведут более тихую, процедурную войну. Как рассказал «Веку» координатор фракции КПРФ Анатолий Локоть, они таки собираются продавить парламентское расследование причин аварии на «Распадской» несмотря на то, что думское большинство в лице «Единой России» этому всячески противодействует.
«Они два раза отказывались поставить вопрос о создании соответствующей комиссии на голосование. Что ж, мы решили пойти по пути, предусмотренном регламентом. Нужно собрать 90 подписей под обращением к Борису Грызлову. Тогда он будет обязан вместе с большинством проголосовать. Если «Единая Россия» проголосует против, тогда ее представители должны будут хотя бы публично объяснить, почему они не хотят, чтобы парламентская комиссия провела расследование. 57 подписей членов нашей фракции уже собрано. Надеюсь, помогут депутаты «Справедливой России». А вот члены ЛДПР, по моей информации, подписывать обращение отказались».
«Единороссы», в свою очередь, несмотря на отсутствие у коммунистов реальных рычагов для отставки губернатора, поспешили публично заявить свое принципиальное «нет» требованиям оппозиции. Мол, отставке Тулеева не бывать. «Тулеев - глава сложнейшего региона, который доказал свою эффективность конкретной работой, - подчеркнул депутат Госдумы Сергей Неверов. - «Он реально начал решать проблемы горняков. Попробовали бы депутаты-коммунисты нести хоть сотую долю его ответственности».
В связи с этим возникает вопрос: к чему такие горячие заявления в ответ на довольно формальные требования коммунистов, которые и сами признают – нет у них инструментов? По мнению политологов, этот публичный ответ из уст «карманных» «единороссов» – сигнал Кремля политической элите: Тулеева трогать не будем, потому что он образец нужного на сегодня губернатора. Аман Гумирович действительно достоин звания виртуоза электоральной эквилибристики. Когда Путину, шедшему «паровозом» «Единой России» на выборы депутатов Государственной Думы в 2007 году, нужен был очень высокий результат партии власти, Тулеев смог ему обеспечить целых 78%. Отлично, но это далеко не все, на что способен кемеровский губернатор.
Во время президентской кампании, когда баллотировался Дмитрий Медведев, перед «единороссами» в регионах поставили практически невыполнимую задачу: обеспечить Дмитрию Анатольевичу достаточно разгромный результат, но в процентом выражении – чуть похуже, чем год назад у партии Путина. Это при том, что популярность Медведева благодаря телевидению в 2008 году зашкаливала. И что делает Тулеев? Один из немногих он на блюдечке преподносит ВВП филигранный результат голосования в своем регионе: за Медведева – 70%. Такие гении сегодня есть только на Кавказе.
«Тулеев – идеальный пример того, что Кремль называет «контролем над ситуацией в регионе», - пояснил «Веку» политолог Михаил Тульский. - В Кемеровской области под диктатом губернатора находятся даже местные отделения «Справедливой России» и ЛДПР, чьи выборные списки формирует лично Тулеев. Во время последних выборов областной Думы лидер кемеровских либерал-демократов, выступив против Амана Гумировича, мгновенно был «выброшен» в Омскую область. В итоге списки СР и ЛДПР возглавили ставленники Тулеева, которые перед этим пытались, впрочем, безуспешно, «расколоть» местных коммунистов. Или, например, депутат Госдумы Сергей Неверов, курирующий дела «Единой России» в регионе. Даже будучи приятелем Тулеева, однажды публично мягко того пожурив, он вызвал такой гнев губернатора, что в 2007 году вынужден был избираться в Думу уже по Алтайскому краевому списку, хотя и прописан до сих пор в Кемеровской области.
Интересна, кстати, причина «ссоры» Тулеева с руководителями КПРФ Ниной Останиной, ЛДПР Владимиром Овсянниковым и координатором «Единой России» по Сибири Сергеем Неверовым. Дело в том, что Останина, Овсянников и Неверов позволили себе покритиковать Тулеева за его позицию по поводу проверок, которые начал проводить Ростехнадзор по следам взрыва на кузбасской шахте «Ульяновская» в 2007 году. Так вот, Тулеев публично назвал эти проверки «вредительством, диверсиями и заговором против Тулеева» и добился отставки главы Ростехнадзора Константина Пуликовского. Как видим, «заговор» он этот подавил, а в итоге мы имеем куда более крупную и трагичную аварию».
Добавим, что Тулеев остался верен своему стилю реакции на критику и сегодня. Как сообщил прессе депутат Государственной Думы Геннадий Гудков, «Вызывают… удивление заявления отдельных лиц в администрации Кемеровской области о несметном числе врагов, проникших в Кемеровскую область с целью дискредитировать действующие власти». За что же страдающему манией преследования Аману Гумировичу столь щедрые преференции, позволяющие тасовать федеральных чиновников? По мнению политолога Станислава Белковского, дело в его в бизнес-партнерах, хороших и разных.
«Не секрет, что за ним стоят такие влиятельные в России фигуры, как Роман Абрамович и Олег Дерипаска, - говорит Белковский. - Тулеев на протяжении ряда лет делал все возможное, чтобы удовлетворять запросы и представлять их интересы в экономическом комплексе Кемеровской области. Вот и сейчас – Аман Гумирович изящно перевел стрелки с акционеров шахты «Распадская» на менеджмент предприятия, он же готов был приставить по милиционеру к каждой шахтерской семье, чтобы избежать волнений, фактически приняв участие в фальсификации, связанной с «наездом» на вдов шахтеров со стороны преступной группировки «Вокзальские».
Наконец, Тулеев делает сейчас все возможное, чтобы шахта восстанавливалась на деньги федерального бюджета, а не на средства акционеров. Да, формально деньги у Путина на ремонт «Распадской» попросил генеральный директор ОАО «Распадская угольная компания» Геннадий Козовой, но неформальным лоббистом такого варианта выступает именно Тулеев. Вполне вероятно, что, не владей Абрамович крупным пакетом акций шахты «Распадская», прошения, которое написал премьер-министру Козовой, и не было бы.
Почувствуйте разницу между тем, как радеют за государственные интересы у нас и на Западе: власти США возложили именно на акционеров компании BP бремя устранения аварии на нефтяной скважине в Мексиканском заливе. У нас ушлые губернаторы, напротив, отстаивают коммерческие интересы олигархов и лоббируют траты денег российских налогоплательщиков». Что же перепадает от щедрот столь влиятельного губернатора жителям Кемеровской области? Для ответа на этот вопрос обратимся к данным Федеральной службы государственной статистки.
Итак, в 1990 году средняя зарплата в России равнялась 303 рублям, а в Кемеровской области - 351 рублям, то есть кузбасская зарплата составляла 116% от средней по стране. За 2 года до прихода Тулеева, в 1995 году, этот показатель уже равнялся 142%. То есть, до «воцарения» Амана Гумировича регион жил очень даже неплохо по сравнению с соседями – в СибФО только лишь в Красноярском крае и Иркутской области зарплаты были чуть повыше. Смотрим дальше.
Начало «тулеевщины» (2000 год) - 109%, ее расцвет (2005 год) – 101%, и, наконец, апогей (2008) – 89%. Что же говорит статистика о текущем годе? А вот что: по состоянию на февраль средняя заработная плата по России составляла 19017,1 руб., тогда как в Кемеровской области - 15837,4 руб.. А это, товарищи, означает, что в богатейшем энергетическом регионе люди получают в среднем 83% от того, что получают в стране.
«В то время как в докризисном 2008 году почти все статистические показатели по России приближались к уровню 1990 года, в Кузбассе всё обстояло совсем по-другому: производство целого ряда товаров здесь составляло от 0% до 15% от уровня 1990-го, - такими данными поделился с «Веком» Михаил Тульский. - Даже такой продукции первой необходимости и повышенного спроса, как мясо, в Кемеровской области в 2008 году произведено в 4 раза меньше, чем в 1990-м: 24 тыс. тонн против 90 тыс. тонн.
«Забота» Тулеева о социальной сфере проявляется, в частности, в том, что в предкризисном 2008 году в области не было введено в строй ни одной новой больничной койки, в то время, как только за один 1990 год было построено 736 койко-мест! Ввод в строй детских садов в 1990-2008 годах сократился в 5,2 раза, школ – в 9 раз (а в тучном 2006 году, например, вообще не было построено ни одной школы). Неудивительно, что в Кузбассе растет смертность (с 11,3 смертей на 1000 жителей в 1990 году до 16,3 - в 2008 году) и падает продолжительность жизни. Особенно заметно выросла смертность среди шахтеров, о которых когда-то обещал заботиться Тулеев. В кризисные 2009-2010 годы всё стало, естественно, еще намного хуже». В переводе с сухого языка цифр на народный положение таково: «народный губернатор зарвался и заврался». Недаром в регионе его прозвали Обманом Гумировичем. Народ-то зря не скажет.
В репортажах из Междуреченска больше нет того «нерва», который заставлял вспоминать о шахтерском бунте 20-летней давности. Даже широко обсуждаемый в Рунете фильм Аси Гойзман «Люди подземелья» смотрится как некое подведение итогов несостоявшейся фронды: взорвалось – вышли на рельсы – ОМОН – вранье властей - обещания – все «повязаны» ипотекой – деваться некуда, забой –это их судьба. Разве что коммунисты продолжают «греть» тему в СМИ.
Самые медийные – депутаты Государственной Думы от КПРФ Валерий Рашкин и Сергей Обухов – используют «площадной» стиль, громогласно призывая президента снять Амана Тулеева с поста губернатора, который в «ответе за все». «Мы, конечно, понимаем, что нет у нас реальных рычагов для отставки губернатора, - заявил Обухов «Веку». – Но требовать этого, кричать об этом на всех углах я все равно буду».
Коллеги депутата по фракции ведут более тихую, процедурную войну. Как рассказал «Веку» координатор фракции КПРФ Анатолий Локоть, они таки собираются продавить парламентское расследование причин аварии на «Распадской» несмотря на то, что думское большинство в лице «Единой России» этому всячески противодействует.
«Они два раза отказывались поставить вопрос о создании соответствующей комиссии на голосование. Что ж, мы решили пойти по пути, предусмотренном регламентом. Нужно собрать 90 подписей под обращением к Борису Грызлову. Тогда он будет обязан вместе с большинством проголосовать. Если «Единая Россия» проголосует против, тогда ее представители должны будут хотя бы публично объяснить, почему они не хотят, чтобы парламентская комиссия провела расследование. 57 подписей членов нашей фракции уже собрано. Надеюсь, помогут депутаты «Справедливой России». А вот члены ЛДПР, по моей информации, подписывать обращение отказались».
«Единороссы», в свою очередь, несмотря на отсутствие у коммунистов реальных рычагов для отставки губернатора, поспешили публично заявить свое принципиальное «нет» требованиям оппозиции. Мол, отставке Тулеева не бывать. «Тулеев - глава сложнейшего региона, который доказал свою эффективность конкретной работой, - подчеркнул депутат Госдумы Сергей Неверов. - «Он реально начал решать проблемы горняков. Попробовали бы депутаты-коммунисты нести хоть сотую долю его ответственности».
В связи с этим возникает вопрос: к чему такие горячие заявления в ответ на довольно формальные требования коммунистов, которые и сами признают – нет у них инструментов? По мнению политологов, этот публичный ответ из уст «карманных» «единороссов» – сигнал Кремля политической элите: Тулеева трогать не будем, потому что он образец нужного на сегодня губернатора. Аман Гумирович действительно достоин звания виртуоза электоральной эквилибристики. Когда Путину, шедшему «паровозом» «Единой России» на выборы депутатов Государственной Думы в 2007 году, нужен был очень высокий результат партии власти, Тулеев смог ему обеспечить целых 78%. Отлично, но это далеко не все, на что способен кемеровский губернатор.
Во время президентской кампании, когда баллотировался Дмитрий Медведев, перед «единороссами» в регионах поставили практически невыполнимую задачу: обеспечить Дмитрию Анатольевичу достаточно разгромный результат, но в процентом выражении – чуть похуже, чем год назад у партии Путина. Это при том, что популярность Медведева благодаря телевидению в 2008 году зашкаливала. И что делает Тулеев? Один из немногих он на блюдечке преподносит ВВП филигранный результат голосования в своем регионе: за Медведева – 70%. Такие гении сегодня есть только на Кавказе.
«Тулеев – идеальный пример того, что Кремль называет «контролем над ситуацией в регионе», - пояснил «Веку» политолог Михаил Тульский. - В Кемеровской области под диктатом губернатора находятся даже местные отделения «Справедливой России» и ЛДПР, чьи выборные списки формирует лично Тулеев. Во время последних выборов областной Думы лидер кемеровских либерал-демократов, выступив против Амана Гумировича, мгновенно был «выброшен» в Омскую область. В итоге списки СР и ЛДПР возглавили ставленники Тулеева, которые перед этим пытались, впрочем, безуспешно, «расколоть» местных коммунистов. Или, например, депутат Госдумы Сергей Неверов, курирующий дела «Единой России» в регионе. Даже будучи приятелем Тулеева, однажды публично мягко того пожурив, он вызвал такой гнев губернатора, что в 2007 году вынужден был избираться в Думу уже по Алтайскому краевому списку, хотя и прописан до сих пор в Кемеровской области.
Интересна, кстати, причина «ссоры» Тулеева с руководителями КПРФ Ниной Останиной, ЛДПР Владимиром Овсянниковым и координатором «Единой России» по Сибири Сергеем Неверовым. Дело в том, что Останина, Овсянников и Неверов позволили себе покритиковать Тулеева за его позицию по поводу проверок, которые начал проводить Ростехнадзор по следам взрыва на кузбасской шахте «Ульяновская» в 2007 году. Так вот, Тулеев публично назвал эти проверки «вредительством, диверсиями и заговором против Тулеева» и добился отставки главы Ростехнадзора Константина Пуликовского. Как видим, «заговор» он этот подавил, а в итоге мы имеем куда более крупную и трагичную аварию».
Добавим, что Тулеев остался верен своему стилю реакции на критику и сегодня. Как сообщил прессе депутат Государственной Думы Геннадий Гудков, «Вызывают… удивление заявления отдельных лиц в администрации Кемеровской области о несметном числе врагов, проникших в Кемеровскую область с целью дискредитировать действующие власти». За что же страдающему манией преследования Аману Гумировичу столь щедрые преференции, позволяющие тасовать федеральных чиновников? По мнению политолога Станислава Белковского, дело в его в бизнес-партнерах, хороших и разных.
«Не секрет, что за ним стоят такие влиятельные в России фигуры, как Роман Абрамович и Олег Дерипаска, - говорит Белковский. - Тулеев на протяжении ряда лет делал все возможное, чтобы удовлетворять запросы и представлять их интересы в экономическом комплексе Кемеровской области. Вот и сейчас – Аман Гумирович изящно перевел стрелки с акционеров шахты «Распадская» на менеджмент предприятия, он же готов был приставить по милиционеру к каждой шахтерской семье, чтобы избежать волнений, фактически приняв участие в фальсификации, связанной с «наездом» на вдов шахтеров со стороны преступной группировки «Вокзальские».
Наконец, Тулеев делает сейчас все возможное, чтобы шахта восстанавливалась на деньги федерального бюджета, а не на средства акционеров. Да, формально деньги у Путина на ремонт «Распадской» попросил генеральный директор ОАО «Распадская угольная компания» Геннадий Козовой, но неформальным лоббистом такого варианта выступает именно Тулеев. Вполне вероятно, что, не владей Абрамович крупным пакетом акций шахты «Распадская», прошения, которое написал премьер-министру Козовой, и не было бы.
Почувствуйте разницу между тем, как радеют за государственные интересы у нас и на Западе: власти США возложили именно на акционеров компании BP бремя устранения аварии на нефтяной скважине в Мексиканском заливе. У нас ушлые губернаторы, напротив, отстаивают коммерческие интересы олигархов и лоббируют траты денег российских налогоплательщиков». Что же перепадает от щедрот столь влиятельного губернатора жителям Кемеровской области? Для ответа на этот вопрос обратимся к данным Федеральной службы государственной статистки.
Итак, в 1990 году средняя зарплата в России равнялась 303 рублям, а в Кемеровской области - 351 рублям, то есть кузбасская зарплата составляла 116% от средней по стране. За 2 года до прихода Тулеева, в 1995 году, этот показатель уже равнялся 142%. То есть, до «воцарения» Амана Гумировича регион жил очень даже неплохо по сравнению с соседями – в СибФО только лишь в Красноярском крае и Иркутской области зарплаты были чуть повыше. Смотрим дальше.
Начало «тулеевщины» (2000 год) - 109%, ее расцвет (2005 год) – 101%, и, наконец, апогей (2008) – 89%. Что же говорит статистика о текущем годе? А вот что: по состоянию на февраль средняя заработная плата по России составляла 19017,1 руб., тогда как в Кемеровской области - 15837,4 руб.. А это, товарищи, означает, что в богатейшем энергетическом регионе люди получают в среднем 83% от того, что получают в стране.
«В то время как в докризисном 2008 году почти все статистические показатели по России приближались к уровню 1990 года, в Кузбассе всё обстояло совсем по-другому: производство целого ряда товаров здесь составляло от 0% до 15% от уровня 1990-го, - такими данными поделился с «Веком» Михаил Тульский. - Даже такой продукции первой необходимости и повышенного спроса, как мясо, в Кемеровской области в 2008 году произведено в 4 раза меньше, чем в 1990-м: 24 тыс. тонн против 90 тыс. тонн.
«Забота» Тулеева о социальной сфере проявляется, в частности, в том, что в предкризисном 2008 году в области не было введено в строй ни одной новой больничной койки, в то время, как только за один 1990 год было построено 736 койко-мест! Ввод в строй детских садов в 1990-2008 годах сократился в 5,2 раза, школ – в 9 раз (а в тучном 2006 году, например, вообще не было построено ни одной школы). Неудивительно, что в Кузбассе растет смертность (с 11,3 смертей на 1000 жителей в 1990 году до 16,3 - в 2008 году) и падает продолжительность жизни. Особенно заметно выросла смертность среди шахтеров, о которых когда-то обещал заботиться Тулеев. В кризисные 2009-2010 годы всё стало, естественно, еще намного хуже». В переводе с сухого языка цифр на народный положение таково: «народный губернатор зарвался и заврался». Недаром в регионе его прозвали Обманом Гумировичем. Народ-то зря не скажет.