Неэффективный министр и его дороги
Сегодня Госдума должна рассмотреть в первом чтении законопроект «О развитии автодорог в России». Данный документ должен урегулировать все вопросы, связанные с проектированием, строительством, реконструкцией, ремонтом, содержанием и использованием дорог.
Кроме того, закон впервые описывает возможность введения в стране платных магистралей. Между тем, у Минтранса, который курирует развитие автотранспортной системы, до сих пор нет внятной программы ее реформирования. За что министр транспорта Игорь Левитин недавно получил нагоняй от премьер-министра Михаила Фрадкова.
То, что дороги в России, мягко говоря, не в лучшем состоянии, мы поняли далеко не вчера, и даже не 10 лет назад. Однако до сих пор никаких предложений, что делать с этой бедой, никто не делал.
Еще в 2004 году Игорь Левитин заявлял, что к 2010 году более 60% автодорог в России не будут соответствовать нормативным требованиям, в результате чего количество ДТП в стране может возрасти на 40-45%. Наиболее острые проблемы отрасли — это высокая степень износа большинства автодорог, их низкая пропускная способность, высокий уровень издержек и стоимости перевозок, недофинансирование, низкая инвестиционная привлекательность.
Между тем, 8 тысяч километров российских автодорог работают в режиме перегрузки, а основные выходы из крупных городов полностью исчерпали свою пропускную способность. В то же время, парк автотранспортных средств в России ежегодно растет на 7-10 процентов.
В настоящее время общая протяженность федеральных, территориальных и муниципальных дорог превышает 1,1 миллиона километров, при этом к примерно 50 тысячам населенных пунктов нет дорог с твердым покрытием. В то же время себестоимость автомобильных перевозок в России в полтора раза выше, чем в развитых зарубежных странах.
В свое время подобные проблемы решал Федеральный дорожный фонд, который аккумулировал дорожные налоги и другие средства, распределяемые затем между регионами. Однако те жаловались, что денег выделяется крайне мало, и состояние трасс не менялось. Тогда фонд был ликвидирован и созданы местные дорожные фонды. Однако и это мало что изменило. Зачастую региональные чиновники попросту разворовывали деньги дорожных фондов.
В прошлом году Владимир Путин поручил подготовить концепцию реформирования автодорог и внести предложения по введению в стране платных магистралей.
Этот документ недавно был представлен Игорем Левитиным на заседании правительства. Однако, послушав министра, Михаил Фрадков был рассержен. Создалось впечатление, что премьеру кажется, что ему просто «втирают очки». Глава Минтранса рассказал о трех документах: Транспортной стратегии, федеральной программе «Развитие транспортного комплекса» и ее подпрограмме «Развитие автодорог» и Концепции реформирования дорожного хозяйства. Даже искушенные в бюрократических документах чиновники не смогли разобраться во всех «тонкостях» этих бумаг.
Стало понятно, что министерство показало свою полную неэффективность. Михаил Фрадков возмущенно заявил, что «Бюджет выделяет огромные деньги на строительство дорог, но нет уверенности, что деньги не уйдут в песок и мы не знаем, кто будет распоряжаться сотнями миллиардов рублей. Минтранс научился выбивать дополнительные бюджетные средства, но еще не знает, как ими распорядиться». Премьер так рассердился, что пообещал министру дать «пендаля». Работу над «ошибками» Левитин должен закончить к 1 августа.
Что представит к указанной дате Левитин, неизвестно. Зато известно, что у него готова программа по развитию платных трасс. Иными словами, в тех местах, где можно заработать деньги, у министра ошибок не бывает.
Минтранс планирует создать госкорпорацию «Российские автомагистрали», которая, по замыслу министерства, станет основным распорядителем бюджетных средств. Игорь Левитин не исключает, что некоторые из дорог, переданных в управляющую компанию «Российские автомагистрали», впоследствии могут стать платными.
Понятно, что деньги от платных дорог будут идти в новую структуру, однако кто сможет отследить их дальнейшее движение? Не получится ли так, что пока концепция «Транспортная стратегия» и ее две подконцепции, разработанные Минтрансом, будут внедрятся, средства, идущие на ремонт и обустройство дорог, будут исчезать в неизвестном направлении. По крайней мере, так до сих пор было.
То, что дороги в России, мягко говоря, не в лучшем состоянии, мы поняли далеко не вчера, и даже не 10 лет назад. Однако до сих пор никаких предложений, что делать с этой бедой, никто не делал.
Еще в 2004 году Игорь Левитин заявлял, что к 2010 году более 60% автодорог в России не будут соответствовать нормативным требованиям, в результате чего количество ДТП в стране может возрасти на 40-45%. Наиболее острые проблемы отрасли — это высокая степень износа большинства автодорог, их низкая пропускная способность, высокий уровень издержек и стоимости перевозок, недофинансирование, низкая инвестиционная привлекательность.
Между тем, 8 тысяч километров российских автодорог работают в режиме перегрузки, а основные выходы из крупных городов полностью исчерпали свою пропускную способность. В то же время, парк автотранспортных средств в России ежегодно растет на 7-10 процентов.
В настоящее время общая протяженность федеральных, территориальных и муниципальных дорог превышает 1,1 миллиона километров, при этом к примерно 50 тысячам населенных пунктов нет дорог с твердым покрытием. В то же время себестоимость автомобильных перевозок в России в полтора раза выше, чем в развитых зарубежных странах.
В свое время подобные проблемы решал Федеральный дорожный фонд, который аккумулировал дорожные налоги и другие средства, распределяемые затем между регионами. Однако те жаловались, что денег выделяется крайне мало, и состояние трасс не менялось. Тогда фонд был ликвидирован и созданы местные дорожные фонды. Однако и это мало что изменило. Зачастую региональные чиновники попросту разворовывали деньги дорожных фондов.
В прошлом году Владимир Путин поручил подготовить концепцию реформирования автодорог и внести предложения по введению в стране платных магистралей.
Этот документ недавно был представлен Игорем Левитиным на заседании правительства. Однако, послушав министра, Михаил Фрадков был рассержен. Создалось впечатление, что премьеру кажется, что ему просто «втирают очки». Глава Минтранса рассказал о трех документах: Транспортной стратегии, федеральной программе «Развитие транспортного комплекса» и ее подпрограмме «Развитие автодорог» и Концепции реформирования дорожного хозяйства. Даже искушенные в бюрократических документах чиновники не смогли разобраться во всех «тонкостях» этих бумаг.
Стало понятно, что министерство показало свою полную неэффективность. Михаил Фрадков возмущенно заявил, что «Бюджет выделяет огромные деньги на строительство дорог, но нет уверенности, что деньги не уйдут в песок и мы не знаем, кто будет распоряжаться сотнями миллиардов рублей. Минтранс научился выбивать дополнительные бюджетные средства, но еще не знает, как ими распорядиться». Премьер так рассердился, что пообещал министру дать «пендаля». Работу над «ошибками» Левитин должен закончить к 1 августа.
Что представит к указанной дате Левитин, неизвестно. Зато известно, что у него готова программа по развитию платных трасс. Иными словами, в тех местах, где можно заработать деньги, у министра ошибок не бывает.
Минтранс планирует создать госкорпорацию «Российские автомагистрали», которая, по замыслу министерства, станет основным распорядителем бюджетных средств. Игорь Левитин не исключает, что некоторые из дорог, переданных в управляющую компанию «Российские автомагистрали», впоследствии могут стать платными.
Понятно, что деньги от платных дорог будут идти в новую структуру, однако кто сможет отследить их дальнейшее движение? Не получится ли так, что пока концепция «Транспортная стратегия» и ее две подконцепции, разработанные Минтрансом, будут внедрятся, средства, идущие на ремонт и обустройство дорог, будут исчезать в неизвестном направлении. По крайней мере, так до сих пор было.