Николай Павленко: «Насилием животное не научишь»
Дрессировщик Росгосцирка Николай Карпович Павленко – лауреат Государственной премии РФ, народный артист России, обладатель «Золотого клоуна» Монте-Карло.
Прославленный артист рассказывает, по какой причине у него не было шансов в юности стать дрессировщиком, как он впервые вышел на арену в 29 лет и почему в обучении животных нельзя применять насилие.
Сегодня имя Николая Павленко известно во всем мире. Он выходил на арену к 18 тиграм с дирижерской палочкой в руках, и дикие хищники исполняли перед ним танец. Специалисты циркового искусства знают, что главный показатель благополучия хищника в неволе – появление у него потомства. А вот у Николая Карповича Павленко, легендарного российского дрессировщика, его суматранские тигры каждый год рожают аж десяток тигрят. «Тигры у него живут как их собратьям в саваннах и не снится: сыты-помыты-расчесаны, в манеже куражливы», - шутят коллеги.
Николай Павленко с детства мечтал стать дрессировщиком, но из-за того, что его родители никакого отношения к цирку не имели, классический путь в дрессировщики был для него закрыт. Николай не мог без животных: все свое время он проводил в конюшне, начинал работать простым служителем.
«В 17 я уже работал в зверинце, – рассказывает Николай Павленко. – И я был готов к тому, что нужно пройти полный путь, начиная с места рабочего. Вообще мне нравится название – служитель при животных. Это сейчас их называют рабочими по уходу. Но человек должен служить животным, в не зависимости от того, ел он сам или нет, замерз он или не замерз. И люди, с которыми я работал в зооцирке, приучили меня к такому отношению.
Сначала Николаю доверили ухаживать за копытными, затем подпустили к хищным кошкам, а потом Павленко получил повышение и стал помощником… слоноважатого. Всех животных, которые только были в зооцирке, он пытался научить каким-то элементам, и, естественно, это не осталось незамеченным. Спустя несколько лет ему подвернулся шанс, о котором прежде даже не мог мечтать: без преемника остался знаменитый дрессировщик Александр Николаевич Александров-Федотов. Так, в августе 1972 года Николай Павленко стал стажером под наставничеством у пожилого, авторитетного дрессировщика и с головой погрузился в работу
С Александром Николаевичем они проработали около полугода, но репетиций было не так много, около 40, потому что дрессировщик болел и часто лежал в больнице. Молодому преемнику оставалось заниматься с тиграми преимущественно в одиночку. И когда он оставался с тиграми один на один, то буквально вслепую оценивал повадки животного. По словам Павленко, уже дрессированные тигры научили его большему, чем сам наставник, и такой тип взаимоотношений с животными он пронес через всю свою цирковую жизнь.
«Я никогда не надоедал животному, никогда не насиловал, заставляя повторять элемент снова и снова. Если животное 10 раз выполнило одно и то же движение подряд, то я больше на репетицию его не брал. Зачем снова репетировать, если животное и так все знает»? – делится секретами мастерства Павленко.
Некоторые дрессировщики говорят, что нельзя давать животным право на самовольность. Павленко, наоборот, не видел в этом ничего страшного, особенно если дело касалось еще не подросших тигров. Если молодой тигр сходил с тумбы и подходил ко взрослому тигру, то его старшие товарищи сами давали понять, что так делать нельзя. Метод дрессуры, который отработал Николай Павленко, основан на придумывании способа, как животное научить выполнять тот или иной трюк, а не на том, чтобы запугать животное: «Практика показывает: никогда грубостью и жестокостью ты животное не научишь», - говорит легендарный дрессировщик Росгосцирка.
Тигры от природы сильные и мощные. Но у них, как и у всех животных, есть недостаток – они не понимают человеческой речи. Поэтому перед ними невозможно извиниться и сказать: «Прости, я больше так не буду». После неаккуратного, резкого движения дрессировщик будет вынужден неделями пытаться все исправить и доказать животному, что он не должен был позволять так себя вести. Поэтому, по словам Павленко, дрессировщики должны обладать крепкими нервами и беспредельным терпением.
Сегодня имя Николая Павленко известно во всем мире. Он выходил на арену к 18 тиграм с дирижерской палочкой в руках, и дикие хищники исполняли перед ним танец. Специалисты циркового искусства знают, что главный показатель благополучия хищника в неволе – появление у него потомства. А вот у Николая Карповича Павленко, легендарного российского дрессировщика, его суматранские тигры каждый год рожают аж десяток тигрят. «Тигры у него живут как их собратьям в саваннах и не снится: сыты-помыты-расчесаны, в манеже куражливы», - шутят коллеги.
Николай Павленко с детства мечтал стать дрессировщиком, но из-за того, что его родители никакого отношения к цирку не имели, классический путь в дрессировщики был для него закрыт. Николай не мог без животных: все свое время он проводил в конюшне, начинал работать простым служителем.
«В 17 я уже работал в зверинце, – рассказывает Николай Павленко. – И я был готов к тому, что нужно пройти полный путь, начиная с места рабочего. Вообще мне нравится название – служитель при животных. Это сейчас их называют рабочими по уходу. Но человек должен служить животным, в не зависимости от того, ел он сам или нет, замерз он или не замерз. И люди, с которыми я работал в зооцирке, приучили меня к такому отношению.
Сначала Николаю доверили ухаживать за копытными, затем подпустили к хищным кошкам, а потом Павленко получил повышение и стал помощником… слоноважатого. Всех животных, которые только были в зооцирке, он пытался научить каким-то элементам, и, естественно, это не осталось незамеченным. Спустя несколько лет ему подвернулся шанс, о котором прежде даже не мог мечтать: без преемника остался знаменитый дрессировщик Александр Николаевич Александров-Федотов. Так, в августе 1972 года Николай Павленко стал стажером под наставничеством у пожилого, авторитетного дрессировщика и с головой погрузился в работу
С Александром Николаевичем они проработали около полугода, но репетиций было не так много, около 40, потому что дрессировщик болел и часто лежал в больнице. Молодому преемнику оставалось заниматься с тиграми преимущественно в одиночку. И когда он оставался с тиграми один на один, то буквально вслепую оценивал повадки животного. По словам Павленко, уже дрессированные тигры научили его большему, чем сам наставник, и такой тип взаимоотношений с животными он пронес через всю свою цирковую жизнь.
«Я никогда не надоедал животному, никогда не насиловал, заставляя повторять элемент снова и снова. Если животное 10 раз выполнило одно и то же движение подряд, то я больше на репетицию его не брал. Зачем снова репетировать, если животное и так все знает»? – делится секретами мастерства Павленко.
Некоторые дрессировщики говорят, что нельзя давать животным право на самовольность. Павленко, наоборот, не видел в этом ничего страшного, особенно если дело касалось еще не подросших тигров. Если молодой тигр сходил с тумбы и подходил ко взрослому тигру, то его старшие товарищи сами давали понять, что так делать нельзя. Метод дрессуры, который отработал Николай Павленко, основан на придумывании способа, как животное научить выполнять тот или иной трюк, а не на том, чтобы запугать животное: «Практика показывает: никогда грубостью и жестокостью ты животное не научишь», - говорит легендарный дрессировщик Росгосцирка.
Тигры от природы сильные и мощные. Но у них, как и у всех животных, есть недостаток – они не понимают человеческой речи. Поэтому перед ними невозможно извиниться и сказать: «Прости, я больше так не буду». После неаккуратного, резкого движения дрессировщик будет вынужден неделями пытаться все исправить и доказать животному, что он не должен был позволять так себя вести. Поэтому, по словам Павленко, дрессировщики должны обладать крепкими нервами и беспредельным терпением.