Облака аммиака накрыли воронежский поселок
Настоящее экологическое ЧП произошло на минувшей неделе в Воронежской области. В результате утечки аммиака пришлось экстренно эвакуировать целый поселок.
Облако химикатов оставило после себя почти 200 гектаров выжженной земли. Утечка произошла по вине предприятия, собственники которого уже больше 10 лет не появляются в России.
Дышите в тряпочку
В минувшее воскресенье около пяти вечера жители села Липяги Воронежской области почувствовали удушливый острый запах. – Это было то же самое, что вдохнуть нашатырного спирта, – рассказали жители деревни. – Долго дышать таким воздухом невозможно, минут через 20 начинает тошнить, кружится голова. Не помогали и мокрые тряпки, которые прикладывали к лицу. Судя по концентрации этого яда в воздухе, мы сразу заподозрили, что произошла производственная утечка. Менее чем в трех километ-рах от первого жилого дома села проходит трубопровод ОАО «Трансаммиак», где, как установили специалисты, действительно произошла утечка 5 тонн химиката. Причиной стала «разгерметизация фланцевого соединения» на 996-м километре аммиакопровода. При этом система оповещения о выбросе почему-то не сработала. Жителей оповещал лично глава поселка. – Он бегал по домам, стучал во все окна, пока кто-то не дал ему громкоговоритель, – рассказывает директор природоохранных программ движения «Зеленый патруль», эколог Роман Пукалов, побывавший на месте аварии. – Если бы не его усилия, последствия для жителей могли бы быть намного серьезнее. Сотрудники МЧС из отдаленного райцентра прибыли только около 20:00. Тогда началась организованная эвакуация. Парализованную бабушку спасатели выносили на руках уже ночью.
Рыба в местной речке появится лишь через 4 года
Фото: экологическая организация «Зеленый патруль»
Всего было эвакуировано почти 800 жителей, в том числе 154 ребенка. В свои дома им разрешили вернуться только спустя сутки, когда трубопровод залатали, а сотрудники МЧС водой из брандспойтов сбили облако аммиака на землю. При этом в зоне выброса оставался один местный житель – 23-летний Александр Докучаев, сторож на местной ферме КРС. Руководство коровника приказало ему оставаться на посту, невзирая ни на какие катаклизмы. – Он просидел там всю ночь, а к утру, когда пришли другие сотрудницы, потерял сознание, – рассказывает Пукалов. – Его экстренно доставили в областную больницу с ожогом верхних дыхательных путей. Два дня откачивали, от дальнейшего лечения он отказался и вернулся на службу. Претензии к предприятию, виновному в аварии, он также предъявлять не хочет, хотя за ущерб здоровью может рассчитывать на компенсацию до 200 тысяч рублей. Но парень просто не желает ввязываться в эти дела и очень боится потерять работу на ферме.
Бесплодные земли
А вот местные власти готовы предъявить претензии к ОАО «Трансаммиак», и немалые. Региональный департамент аграрной политики оценил ущерб только по сельхозугодьям в 10 млн рублей – аммиачное облако накрыло 100 гектаров кукурузных полей и 75 гектаров подсолнечника. – Примерно во столько же, на наш взгляд, оценивается и ущерб водоемам, – говорит Роман Пукалов. – В среду в районе выброса прошел дождь, и химикаты смыло в местную речку, где вся рыба мгновенно всплыла кверху брюхом – погибло около 4000 особей. Мы вызвали чиновника из Росрыболовства, тот ужаснулся, поскольку еще в понедельник, сразу после выброса, ничего этого не было. – Когда я был в Липягах 22 июня, то видел лишь около двадцати всплывших рыбок, – рассказал госинспектор рыбоохраны Александр Кондратьев. – После ливней ситуация значительно ухудшилась. От воды в реке исходил запах нашатырного спирта, или гидроксида аммония, как его называют специалисты. Количество мертвой рыбы уже очень сложно сосчитать. В Сухом Карачане водились караси, плотва, небольшие щуки. Теперь они погибли. На восстановление популяции уйдет не менее четырех лет. Кроме того, по данным экологов, от аммиака пострадало порядка 5 гектаров лесных насаждений, в том числе ближайшая к месту аварии тополиная роща. Общий масштаб ущерба сейчас оценивают специалисты. На месте работает комиссия из представителей различных надзорных ведомств. Представителей МЧС, например, интересует, почему эвакуация проходила по инициативе жителей, а «не технологическим путем». В ведомстве намерены добиться от собственников «Трансаммиака» установки автоматизированной системы датчиков аварийного выброса по всей длине магистрали. Правда, законодательство обязывает к этим мерам и до наступления экологической катастрофы. Но недостаток системы выявил лишь выброс 5 тонн химикатов. Теперь владельца аммиакопровода обязали решить эту проблему до 1 сентября.
Улица Мичуринская села Липяги – ближайшая к источнику утечки
Фото: экологическая организация «Зеленый патруль»
Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев уже поручил своим подчиненным подготовить обращения в Генпрокуратуру и Министерство природных ресурсов. Власти намерены привлечь собственников ОАО «Трансаммиак» к суду, если те не возместят ущерб добровольно. – Необходимо сделать максимум для того, чтобы это не повторилось, – заявил Гордеев. – Надо подготовить иск в суд на собственника компании, чтобы все понесенные затраты были возмещены. Собственник все это время избегает публичных заявлений. Сразу после катастрофы в компании лишь предположили, что ущерб от аварии, должно быть, «незначительный». А вот экологам так не кажется. – Подобной аварии в области не случалось с 1990 года, и страшно подумать, что было бы, если б утечка произошла ночью, когда люди спали с открытыми окнами и после такого выброса могли просто не проснуться, – говорит Роман Пукалов. – Ущерб от аварии очевиден, хотя странно, почему все рассуждают о компенсации, но никто не говорит о наказании виновных. Мы будем добиваться возбуждения уголовного дела на ответственных лиц – руководителя компании – владельца трубопровода, начальника участка трубы, представителей техслужб – тех, кто допустил аварию. Сделать это будет непросто. У нас по природоохранным статьям сажают в основном браконьеров. Но компания, которая гонит аммиак через пять регионов страны по трубам 70-х годов, тоже не может остаться безнаказанной.
Утечка средств и начальников
Аммиакопровод Тольятти – Одесса тянется более чем на 2000 км через две страны. На Украине участок проходит по Луганской, Харьковской, Запорожской, Днепропетровской, Николаевской, Херсонской и Одесской областям и принадлежит местной компании «Укрхимтрансаммиак». Российский отрезок тянется через Самарскую, Саратовскую, Тамбовскую, Воронежскую и Белгородскую области и официально контролируется ОАО «Трансаммиак». Правда, сама эта компания еще несколько лет назад принадлежала к группе «Тольяттиазот», крупнейшему мировому производителю аммиака. На данный момент «Трансаммиак» также связан с «ТоАЗом», но управляется уже через группу из шести кипрских офшоров. Причиной такого распыления собственности скорее всего стали претензии органов к руководству «Тольяттиазота», а их в последние годы было немало. В том числе и по безопасности производства и экологии. К примеру, Росприроднадзор ранее уже фиксировал превышение допустимых вредных выбросов в Волгу. Проверки Ростехнадзора выявили около 600 нарушений правил промышленной безопасности за 2011 год и 300 в 2013-м. У правоохранительных органов имеются еще более серьезные претензии к руководству «ТоАЗа», которое практически в полном составе числится в международном розыске. В России начальники опасного производства не появлялись уже очень давно. Председатель совета директоров «Тольятти-азота» Сергей Махлай с 1994-го проживает в США, где впоследствии оформил гражданство. Его отец и совладелец компании Владимир Махлай с 2005-го обосновался в Лондоне. Туда же выехал и экс-гендиректор «ТоАЗа» Евгений Королев в 2013-м. В итоге сейчас производством управляет бывший начальник IT-отдела. Вышеупомянутые руководители проводят совещания удаленно и возвращаться на родину не спешат, тем более что с этого года они заочно арестованы столичным судом.
Экологи уже отправили пробы воды и почвы из района аварии на независимую экспертизу
Фото: экологическая организация «Зеленый патруль»
В конце 2012-го Следственный комитет возбудил против руководства «ТоАЗа» уголовное дело по подозрению в выводе неучтенной прибыли. Следствие полагает, что с 2008 по 2011 год «Тольяттиазот» продавал продукцию по заниженной цене дочерней компании швейцарского трейдера Nitrochem Distribution Андреаса Циви, который одновременно являлся держателем 12% акций «ТоАЗа». Фирмы Циви в свою очередь реализовывали продукцию по всему миру уже по рыночной стоимости. Ущерб, нанесенный предприятию в результате этой схемы, составил более 550 млн долларов. Вдобавок в 2013-м гендиректора Евгения Королева заподозрили в выводе с предприятия других ликвидных активов, и за счет его действий ущерб компании пополнился еще миллиардом долларов. Возможно, именно этих денег и не хватило предприятию на поддержание трубопровода «Трансаммиака» в нормальном состоянии и предупреждение утечек. Эксперты считают, что в технологическом плане производство компании – одно из самых отсталых. Хотя не так давно заявлялось, что на программу модернизации и реконструкции мощностей «Тольяттиазот» за последние три года потратил 15 млрд рублей. Если эти средства также проходили через офшоры и руки недобросовестных руководителей, неудивительно, почему в итоге они не помогли предотвратить ЧП в Воронежской области. – Людям, оказавшимся в зоне выброса, совершенно неважно, платила ли компания налоги, какие махинации вело ее руководство, – говорит эколог Роман Пукалов. – Им важно, что из-за проявленной халатности нанесен ущерб их здоровью и окружающей среде, в которой им еще жить и жить. Те же сельхозугодья придется рекультивировать или вообще прекратить использовать на несколько лет. Мы обязательно поддержим претензии граждан, подадим иски к компании и от своей организации, чтобы избежать повторения подобной утечки, которая, по сути, может произойти на любом участке трубопровода. Причем в критической ситуации аммиачные тучи будут сгущаться над головами ничего не подозревающих жителей. До пребывающих за рубежом собственников предприятия вредные испарения явно не долетят.
Волохов Влад
Дышите в тряпочку
В минувшее воскресенье около пяти вечера жители села Липяги Воронежской области почувствовали удушливый острый запах. – Это было то же самое, что вдохнуть нашатырного спирта, – рассказали жители деревни. – Долго дышать таким воздухом невозможно, минут через 20 начинает тошнить, кружится голова. Не помогали и мокрые тряпки, которые прикладывали к лицу. Судя по концентрации этого яда в воздухе, мы сразу заподозрили, что произошла производственная утечка. Менее чем в трех километ-рах от первого жилого дома села проходит трубопровод ОАО «Трансаммиак», где, как установили специалисты, действительно произошла утечка 5 тонн химиката. Причиной стала «разгерметизация фланцевого соединения» на 996-м километре аммиакопровода. При этом система оповещения о выбросе почему-то не сработала. Жителей оповещал лично глава поселка. – Он бегал по домам, стучал во все окна, пока кто-то не дал ему громкоговоритель, – рассказывает директор природоохранных программ движения «Зеленый патруль», эколог Роман Пукалов, побывавший на месте аварии. – Если бы не его усилия, последствия для жителей могли бы быть намного серьезнее. Сотрудники МЧС из отдаленного райцентра прибыли только около 20:00. Тогда началась организованная эвакуация. Парализованную бабушку спасатели выносили на руках уже ночью.
Рыба в местной речке появится лишь через 4 года
Фото: экологическая организация «Зеленый патруль»
Всего было эвакуировано почти 800 жителей, в том числе 154 ребенка. В свои дома им разрешили вернуться только спустя сутки, когда трубопровод залатали, а сотрудники МЧС водой из брандспойтов сбили облако аммиака на землю. При этом в зоне выброса оставался один местный житель – 23-летний Александр Докучаев, сторож на местной ферме КРС. Руководство коровника приказало ему оставаться на посту, невзирая ни на какие катаклизмы. – Он просидел там всю ночь, а к утру, когда пришли другие сотрудницы, потерял сознание, – рассказывает Пукалов. – Его экстренно доставили в областную больницу с ожогом верхних дыхательных путей. Два дня откачивали, от дальнейшего лечения он отказался и вернулся на службу. Претензии к предприятию, виновному в аварии, он также предъявлять не хочет, хотя за ущерб здоровью может рассчитывать на компенсацию до 200 тысяч рублей. Но парень просто не желает ввязываться в эти дела и очень боится потерять работу на ферме.
Бесплодные земли
А вот местные власти готовы предъявить претензии к ОАО «Трансаммиак», и немалые. Региональный департамент аграрной политики оценил ущерб только по сельхозугодьям в 10 млн рублей – аммиачное облако накрыло 100 гектаров кукурузных полей и 75 гектаров подсолнечника. – Примерно во столько же, на наш взгляд, оценивается и ущерб водоемам, – говорит Роман Пукалов. – В среду в районе выброса прошел дождь, и химикаты смыло в местную речку, где вся рыба мгновенно всплыла кверху брюхом – погибло около 4000 особей. Мы вызвали чиновника из Росрыболовства, тот ужаснулся, поскольку еще в понедельник, сразу после выброса, ничего этого не было. – Когда я был в Липягах 22 июня, то видел лишь около двадцати всплывших рыбок, – рассказал госинспектор рыбоохраны Александр Кондратьев. – После ливней ситуация значительно ухудшилась. От воды в реке исходил запах нашатырного спирта, или гидроксида аммония, как его называют специалисты. Количество мертвой рыбы уже очень сложно сосчитать. В Сухом Карачане водились караси, плотва, небольшие щуки. Теперь они погибли. На восстановление популяции уйдет не менее четырех лет. Кроме того, по данным экологов, от аммиака пострадало порядка 5 гектаров лесных насаждений, в том числе ближайшая к месту аварии тополиная роща. Общий масштаб ущерба сейчас оценивают специалисты. На месте работает комиссия из представителей различных надзорных ведомств. Представителей МЧС, например, интересует, почему эвакуация проходила по инициативе жителей, а «не технологическим путем». В ведомстве намерены добиться от собственников «Трансаммиака» установки автоматизированной системы датчиков аварийного выброса по всей длине магистрали. Правда, законодательство обязывает к этим мерам и до наступления экологической катастрофы. Но недостаток системы выявил лишь выброс 5 тонн химикатов. Теперь владельца аммиакопровода обязали решить эту проблему до 1 сентября.
Улица Мичуринская села Липяги – ближайшая к источнику утечки
Фото: экологическая организация «Зеленый патруль»
Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев уже поручил своим подчиненным подготовить обращения в Генпрокуратуру и Министерство природных ресурсов. Власти намерены привлечь собственников ОАО «Трансаммиак» к суду, если те не возместят ущерб добровольно. – Необходимо сделать максимум для того, чтобы это не повторилось, – заявил Гордеев. – Надо подготовить иск в суд на собственника компании, чтобы все понесенные затраты были возмещены. Собственник все это время избегает публичных заявлений. Сразу после катастрофы в компании лишь предположили, что ущерб от аварии, должно быть, «незначительный». А вот экологам так не кажется. – Подобной аварии в области не случалось с 1990 года, и страшно подумать, что было бы, если б утечка произошла ночью, когда люди спали с открытыми окнами и после такого выброса могли просто не проснуться, – говорит Роман Пукалов. – Ущерб от аварии очевиден, хотя странно, почему все рассуждают о компенсации, но никто не говорит о наказании виновных. Мы будем добиваться возбуждения уголовного дела на ответственных лиц – руководителя компании – владельца трубопровода, начальника участка трубы, представителей техслужб – тех, кто допустил аварию. Сделать это будет непросто. У нас по природоохранным статьям сажают в основном браконьеров. Но компания, которая гонит аммиак через пять регионов страны по трубам 70-х годов, тоже не может остаться безнаказанной.
Утечка средств и начальников
Аммиакопровод Тольятти – Одесса тянется более чем на 2000 км через две страны. На Украине участок проходит по Луганской, Харьковской, Запорожской, Днепропетровской, Николаевской, Херсонской и Одесской областям и принадлежит местной компании «Укрхимтрансаммиак». Российский отрезок тянется через Самарскую, Саратовскую, Тамбовскую, Воронежскую и Белгородскую области и официально контролируется ОАО «Трансаммиак». Правда, сама эта компания еще несколько лет назад принадлежала к группе «Тольяттиазот», крупнейшему мировому производителю аммиака. На данный момент «Трансаммиак» также связан с «ТоАЗом», но управляется уже через группу из шести кипрских офшоров. Причиной такого распыления собственности скорее всего стали претензии органов к руководству «Тольяттиазота», а их в последние годы было немало. В том числе и по безопасности производства и экологии. К примеру, Росприроднадзор ранее уже фиксировал превышение допустимых вредных выбросов в Волгу. Проверки Ростехнадзора выявили около 600 нарушений правил промышленной безопасности за 2011 год и 300 в 2013-м. У правоохранительных органов имеются еще более серьезные претензии к руководству «ТоАЗа», которое практически в полном составе числится в международном розыске. В России начальники опасного производства не появлялись уже очень давно. Председатель совета директоров «Тольятти-азота» Сергей Махлай с 1994-го проживает в США, где впоследствии оформил гражданство. Его отец и совладелец компании Владимир Махлай с 2005-го обосновался в Лондоне. Туда же выехал и экс-гендиректор «ТоАЗа» Евгений Королев в 2013-м. В итоге сейчас производством управляет бывший начальник IT-отдела. Вышеупомянутые руководители проводят совещания удаленно и возвращаться на родину не спешат, тем более что с этого года они заочно арестованы столичным судом.
Экологи уже отправили пробы воды и почвы из района аварии на независимую экспертизу
Фото: экологическая организация «Зеленый патруль»
В конце 2012-го Следственный комитет возбудил против руководства «ТоАЗа» уголовное дело по подозрению в выводе неучтенной прибыли. Следствие полагает, что с 2008 по 2011 год «Тольяттиазот» продавал продукцию по заниженной цене дочерней компании швейцарского трейдера Nitrochem Distribution Андреаса Циви, который одновременно являлся держателем 12% акций «ТоАЗа». Фирмы Циви в свою очередь реализовывали продукцию по всему миру уже по рыночной стоимости. Ущерб, нанесенный предприятию в результате этой схемы, составил более 550 млн долларов. Вдобавок в 2013-м гендиректора Евгения Королева заподозрили в выводе с предприятия других ликвидных активов, и за счет его действий ущерб компании пополнился еще миллиардом долларов. Возможно, именно этих денег и не хватило предприятию на поддержание трубопровода «Трансаммиака» в нормальном состоянии и предупреждение утечек. Эксперты считают, что в технологическом плане производство компании – одно из самых отсталых. Хотя не так давно заявлялось, что на программу модернизации и реконструкции мощностей «Тольяттиазот» за последние три года потратил 15 млрд рублей. Если эти средства также проходили через офшоры и руки недобросовестных руководителей, неудивительно, почему в итоге они не помогли предотвратить ЧП в Воронежской области. – Людям, оказавшимся в зоне выброса, совершенно неважно, платила ли компания налоги, какие махинации вело ее руководство, – говорит эколог Роман Пукалов. – Им важно, что из-за проявленной халатности нанесен ущерб их здоровью и окружающей среде, в которой им еще жить и жить. Те же сельхозугодья придется рекультивировать или вообще прекратить использовать на несколько лет. Мы обязательно поддержим претензии граждан, подадим иски к компании и от своей организации, чтобы избежать повторения подобной утечки, которая, по сути, может произойти на любом участке трубопровода. Причем в критической ситуации аммиачные тучи будут сгущаться над головами ничего не подозревающих жителей. До пребывающих за рубежом собственников предприятия вредные испарения явно не долетят.
Волохов Влад