Источник: ИА «Стрингер» — 23.04.2010 16:45

Оффшоры тянут руки к Сбербанку

Затеяв разборки с компанией «Уралхим», кипрский оффшор ShadesofCyprusLtd., втянул в конфликт и ведущий банк страны – Сбербанк. В июне 2008 года компания «Уралхим» приобрела 72-процентный пакет акций подмосковного предприятия «Воскресенские минеральные удобрения», которым ранее владел холдинг «Фосагро».

16 июля 2008 года «Уралхим» направил миноритариям этого предприятия оферту – обязательное предложение о выкупе их пакетов акций. Гарантом по оферте выступил Сбербанк. Через несколько дней ФСФР выявила несоответствия в тексте оферты законодательству, и «Уралхим» ее отозвал.

Новая оферта была опубликована 5 августа 2008 года, однако уже не сопровождалась гарантией Сбербанка. Срок действия оферты истек 22 октября 2008 года. А 4 марта 2009 года подконтрольный холдингу «Фосагро» кипрский оффшор Shades of Cyprus Ltd., являющийся миноритарным акционером ВМУ, обратился в суд с требованием взыскать со Сбербанка сумму банковской гарантии - 3,089 миллиарда рублей. Однако Арбитражный суд г. Москвы, а затем и Девятый арбитражный апелляционный суд г. Москвы признали банковскую гарантию Сбербанка по второй оферте «Уралхима» ничтожной и оба раза отказали оффшору в удовлетворении иска. Не найдя удовлетворения в суде, компания ShadesofCyprusLtd., выполняющая волю «Фосагро», принялся мстить Сбербанку за неполученные деньги другим способом.

И вот, некоторое время назад, с подачи PR-службы «Фосагро» на малоизвестных интернет-сайтах стали появляться тексты, в которых утверждается, что Сбербанк ведет странную и опасную кредитную политику. Фактом, привлекшим внимание таких сайтов, стало то, что Сбербанк застраховал в «Ингосстрахе» ответственность своего главы Германа Грефа и еще шести членов правления на общую сумму 2,8 млрд. рублей. Так, в одном из таких текстов смело заявлено, что руководство Сбербанка на самом деле выдает кредиты направо и налево, не заботясь о судьбах выданных ими ссуд и о том, что эта деятельность может принести банку и его клиентам ущерб. А все потому, что топ-менеджеры этого ведущего банка страны застраховались и, якобы, теперь могут и вовсе не беспокоиться об убытках.

Кредитный комитет банк, видимо, распустил, ведет свой бизнес как бог на душу положит, и выдает займы, основываясь лишь на «бесконечном доверии» банка к заемщикам. А те, почувствовав легкую добычу, просят все новые и новые миллиардные кредиты, и вместо того, чтобы отдавать их, продлевают их все дальше и дальше. «Осведомленные» источники авторов этих текстов в интернете утверждают, что именно так Сбербанк выдает кредиты, которые вообще неизвестно как и когда будут возвращены, практически обвиняя менеджмент Сбербанка в преднамеренной растрате государственной казны. Впрочем, авторы публикации, оплаченной PR-службой «Фосагро», предупреждают, что «ни одна страховка «Ингосстраха» Герману Грефу не явится подушкой безопасности для потерь кредитов».

Эмоциональный посыл понятен: не верьте главному банку страны, его не спасет даже ведущая страховая компания. А то, что страхование профессиональной ответственности – распространенная во всем мире практика, автор не упоминает, зачем, иначе развалится вся «доказательная база» рассуждений. Кстати, так в интернете и появляются дутые сенсации. Эта очевидная чушь не выдерживает никакой критики, даже элементарной проверки здравым смыслом. Любой потенциальный заемщик знает (а кто не знает – легко может убедиться на собственном опыте): кредитная политика Сбербанка для юридических лиц – одна из самых жестких на рынке. Этот банк, выполняющий важную социальную функцию, просто не может игнорировать очевидные финансовые риски и пренебрегать нормативными требованиями Центробанка.

Простым обывателям, а заодно и инвесторам, и властям страны почему-то кажется, что крупнейший финансовый институт России, лидер по размеру собственного капитала и величине филиальной сети, и при этом принадлежащий государству Сбербанк – один из наиболее надежных и находящихся под бдительным присмотром. Потеряв всякую надежду вытрясти из Сбербанка ни за что ни про что более 3 млрд. рублей, «Фосагро» решил хотя бы облить грязью и упрямый банк, и лично его руководство. А заодно и тех заемщиков, которым Сбербанк деньги выдает. Поскольку прямые обвинения легко могут быть оспорены в суде, «Фосагро» действует обиняками. Имена руководителей банка помещаются в крайне негативный контекст. Вокруг них искусственно нагнетается туман недомолвок, приводятся какие-то слухи, сплетни, измышления псевдоаналитиков, а то и просто бред. Эти жуткие завывания привидений от журналистики и пиара преследуют ровно ту же цель, что и классические явления призраков: попугать, напустив туману.

Расчет прост: хоть в привидений никто не верит, но о них ходят разговоры. Хотя уже существует и иная версия происходящего. По мнению некоторых аналитиков, ситуация могла принять более серьезный оборот. Не исключено, что кипрский оффшор ShadesofCyprusLtd уже не принадлежит холдингу «Фосагро», а был продан им за бесценок вместе с надуманным требованием к Сбербанку. Покупателем фирмы могло выступить правительство какой-нибудь не совсем дружественной России страны или спецслужба иностранного государства, действовавшая под прикрытием коммерческой структуры.

Цель такого приобретения – продолжать финансовое давление на системообразующий банк России, разменяв его потом на политические или внешнеэкономические дивиденды. Или же просто попытаться изъять из банка и вывести за рубеж немалую сумму, по сути, государственных средств, одновременно ослабив финансовую систему страны и заработав денег на свои цели. Ряд экспертов пришли к выводу, что в качестве такого покупателя мог бы выступить президент Грузии Михаил СаакАшвили, неоднократно заявлявший, что у него имеются огромные финансовые претензии к Российской Федерации.

Не исключено, что именно за счет средств Сбербанка соседняя страна захочет поправить свое финансовое положение, подорванное в ходе прошлогоднего конфликта и неудачной экономической политики. Компетентным органам России, наверное, уже пора заинтересоваться, кто на самом деле стоит за скандальным оффшором, пытающимся подорвать финансовую стабильность крупнейшего кредитного института страны.
Полная версия публикации