Окрыленный Минтрансом
Росавиацию могут наказать за нечестную игру в интересах «Аэрофлота». Конфликт авиаперевозчика с конкурентом по небу – компанией «Трансаэро» - привел к тому, что ФАС России возбудила дело в отношении Росавиации за ограничение конкуренции на маршрутах в Италию. Между тем, «Аэрофлоту» почему-то все еще прощается игра в монополию.
В сообщении ФАС указывается, что 2 ноября Росавиация предоставила допуски к выполнению чартерных перевозок (в частности, на линиях Москва - Рим, Москва - Милан и Москва - Венеция) ряду авиакомпаний, в том числе и «Трансаэро». Последняя приступила к заключению договоров о выполнении чартерных полетов, которые должны были начаться 28 декабря.
Однако уже 10 ноября Росавиация почему-то издала новый приказ, исключающий вышеуказанные допуски. По мнению ФАС, это ограничивает конкуренцию и «существенным образом ущемляет законные права пассажиров, лишая их права выбора перевозчиков, и приводит к необоснованному росту тарифов».
Недоумевают и в «Трансаэро». «Несмотря на неоднократные запросы, до настоящего времени авиакомпания «Трансаэро» не получила от Росавиации разъяснений о правовых основаниях для действий, которые могут нанести ущерб пассажирам», – отметили в компании.
2 декабря ФАС направила запрос в Росавиацию «о представлении информации в возможно короткий срок, поскольку под угрозой находится осуществление авиаперевозок из Москвы в направлении ряда городов Италии», но ответа не получила. Тогда ведомство и решило возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства.
Как объяснил РБК daily начальник управления контроля транспорта и связи ФАС Дмитрий Рутенберг, если Росавиацию признают нарушителем антимонопольного законодательства, ведомству грозят определенные санкции, вплоть до ответственности должностных лиц авиарегулятора.
Напомним, в споре Росавиации и «Трансаэро» фигурирует еще одна крупная российская авиакомпания. По мнению многих участников рынка, подобные маневры Росавиации происходили явно в угоду интересам «Аэрофлота», который выступает назначенным перевозчиком по большинству международных направлений – и это не раз становилось причиной громких скандалов на авиарынке страны.
Примечательно, что начались они после того, как Министерство транспорта попыталось навести порядок в отрасли, выпустив в 2008 году скандальный приказ №92, который специалисты называют «миной, подложенной под конкуренцию». Главной новостью для игроков стала необходимость согласования рейса с назначенным по этому направлению перевозчиком. Но договорится с «Аэрофлотом», по всей видимости, удавалось немногим.
В прошлом году государственная авиакомпания в буквальном смысле слова заставила Росавиацию отозвать у «Трансаэро» уже выданное разрешение на полеты в кипрскую Ларнаку. Правда, в дело вмешался Арбитражный суд Москвы, принявший сторону частного перевозчика, и своим решением фактически «обнулил» действие ведомственного приказа. Тогда Минтранс передал полномочия (утверждать или не утверждать чартеры) Росавиации.
И вот, спустя несколько месяцев, ведомство Левитина вновь собирается поменять правила, лишив Росавиацию, скомпрометировавшую себя лоббистскими решениями в пользу одного игрока, права предоставлять допуск на международные рейсы. Предполагается, что заведовать разрешениями теперь будет целая межведомственная комиссия, в которую войдут представители ФАС, Минэкономразвития, Минспорттуризма, Ространснадзора и Росавиации.
Что до «Аэрофлота» - госкомпания в конце июля озвучила собственный проект пересмотра порядка предоставления российским авиакомпаниям возможности работать на международных маршрутах. Естественно, проект, претендующий на объективность критериев выбора, предусматривал пересмотр распределения квот в пользу «Аэрофлота».
В письме премьеру Владимиру Путину гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев предложил предоставлять допуски на международные рейсы из расчета «величины налоговых поступлений от авиакомпаний, развитости маршрутной сети, количества перевезенных пассажиров, а также среднего возраста парка» и тем самым поддержать крупнейших игроков рынка.
Представители российских авиакомпаний отнеслись к предложению Савельева скептически. Так, глава аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев отметил, что в Европе действует принцип «открытого неба» и авиакомпании получают маршруты лишь «исходя из принципа экономической целесообразности» и предложения Виталия Савельева противоречат мировой практике.
Глава «Аэрофлота» постоянно рассчитывает на преференции от государства, забывая, что госкомпания и так имеет преимущества перед остальными перевозчиками, которые лишены роялти и льгот по беспошлинному ввозу самолетов. Но монополия на небо, похоже, самая заветная мечта Виталия Савельева, на пути к исполнению которой он, видимо, не остановится ни перед чем.
В начале декабря газета «Ведомости» обвинила «Аэрофлот» в том, что цены на билеты у него оказываются выше, чем у конкурентов, хотя госкомпания объявляет о самых низких тарифах на перевозки в России. В частности, клиентам крупнейшего российского авиаперевозчика приходится платить за строительство терминала D в «Шереметьево», который обошелся «Аэрофлоту» и его партнерам в миллиард долларов. Расценки на обслуживание в этом терминале – самые высокие в Москве, отмечает издание.
Стоит также отметить, что «Аэрофлот» получает топливо почти по самым низким ценам среди авиаперевозчиков, но топливный сбор у компании почему-то один из самых высоких. По законодательству ряда других стран, в частности, Евросоюза, прибегать к уловкам вроде указывания отдельно тарифов и сборов нельзя, перевозчики обязаны отображать на своих сайтах полную стоимость авиабилетов с учетом всех налогов и сборов еще до бронирования.
Впрочем, цены на билеты «Аэрофлота» будут казаться значительно ниже, если у пассажиров не будет выбора и, особенно, если у госкомпании не будет конкурентов с адекватными ценниками. К слову, руку «Аэрофлота» общественность видит и в истории с банкротством единственного в России авиадискаунтера «Авиановы».
Напомним, 5 октября компания подала в Росавиацию заявление о прекращении операционной деятельности с 10 октября 2011 года. Версий произошедшего выдвигалось много, но свет на ситуацию пролил рядовой сотрудник «Авиановы», командир воздушного судна, рассказавший пассажирам рейса в Ростов-на-Дону, что в борьбе перевозчиков-гигантов (таких как «Аэрофлот») с дешевыми авиакомпаниями победили первые. «Два года давления на компанию дали о себе знать. Все это время мы старались дать людям возможность летать за небольшие деньги… Надеюсь, что в нашей стране, когда-нибудь и что-нибудь изменится, и снова появится бюджетный авиаперевозчик. А пока - победили «Аэрофлот» и РЖД», - сообщил КВС, отметив также, что у «Авиановы» были и хорошие самолеты, и грамотные техники.
Как известно, low cost перевозчик обслуживал несколько маршрутов, предлагая пассажирам дешевые билеты. «Место «Авиановы» тут же поспешил занять «Аэрофлот», взвинтив цены в полтора-два раза, в частности, по перелетам в проблемные регионы, где народ, мягко говоря, не жирует», - отметил в ЖЖ russ_attitude. Пользователи Рунета быстро пришли к выводу, что «Аэрофлот» - антинациональный перевозчик. «В 10 раз переплачивают теперь все, история с конкуренцией захлопнулась, по высказываниям тех, кто в авиабизнесе - банкротили «Авианову» специально!», - отметил блогер pulsneba.
После этого «Аэрофлот» даже попытался прикинуться лоукостером. В ноябре, как писал «Маркер», госкомпания снизила тариф на рейсы Москва–Сочи и Москва–Краснодар до 250 рублей (в одну сторону), попытавшись компенсировать уход с рынка «Авиановы» и Sky Express. Правда, низкая цена опять же дополнялась высокими таксами и сборами, в результате цена билета на рейс Москва–Сочи (туда и обратно) вырастала до 3462 рублей, практически до уровня других авиаперевозчиков. Тогда зачем вообще было «рядиться» в дискаунтеры?
Представители «Аэрофлота», однако, уверяют, что величина сборов объясняется высоким уровнем сервиса компании, который требует больших затрат, чем у конкурентов. Между тем, не так давно авиакомпания прогремела на всю страну как раз из-за историй, получившихся из-за далеко не безупречного сервиса. В октябре сотрудники «Аэрофлота» во время выгрузки багажа умудрились упустить собаку породы чихуахуа стоимостью 150 тысяч рублей. Чуть ранее перевозчик точно также потерял кота, который загадочным образом исчез из запечатанной корзины в багажном отделении.
Но руководство «Аэрофлота», судя по всему, внимания на скандалы не обращает. Ведь, по слухам, не так давно любимой песней Виталия Савельева был хит «А мне все пофиг!» группы «Инь-Ян». Именно его слышали все пассажиры «Шереметьево». Музыкальный вкус главы «Аэрофлота» поистине объясняет всю политику авиакомпании под его началом. Впрочем, к этому фан-клубу может присоединиться и ведомство Игоря Левитина – с его мутноватой политикой в отношении авиаперевозчиков и авиаотрасли в целом.
Вот уже два года, как в России не строятся аэропорты, а те, что остались, уже в самое ближайшее время могут прийти в негодность, ведь ни о какой масштабной реконструкции речи не идет. Кроме того, пока российские авиакомпании переживают многочисленные скандалы из-за того, что профильное ведомство не может раз и навсегда навести порядок в отрасли - клиенты в массовом порядке переходят «под крыло» иностранных перевозчиков.
Кроме того, 2011 год оказался рекордным по числу авиакатастроф (происшествий, повлекших человеческие жертвы) за последние 15 лет, отмечает журнал «Эксперт-Урал». Авиакомпании потеряли шесть пассажирских и грузовых самолетов. Текущий год выделяется и по количеству погибших - 121 человек. Для сравнения: в 2010-м - 14 человек, в 2009-м жертв не было.
«Руководству Минтранса рано или поздно пришлось бы реагировать на проблемы, накопившиеся в отрасли (оппозиционные фракции в Госдуме даже выступали за отставку руководителя ведомства Игоря Левитина). Казалось бы, нужно проанализировать причины, разработать меры по усилению контроля за техническим состоянием судов и подготовкой экипажей, ускорить модернизацию аэропортов, отменить ввозные пошлины на иностранные самолеты и т.д. Но министерство выбрало иной путь - оно решило сократить количество перевозчиков: меньше компаний - меньше проблем», - подчеркивает издание.
С другой стороны, когда дело доходит до участия чиновников в решении вопросов – то, конечно, Минтранс решает их количество увеличить. Некоторые эксперты опасаются, что с межведомственной комиссией может получиться как всегда – создастся еще один бюрократический препон, который только усложнит процедуру допуска авиакомпаний к международным рейсам и сможет даже привести к удорожанию билетов. Ведь, по мнению наблюдателей, Минтрансу вообще не свойственно наведение элементарного порядка, при котором Россия перестала бы строить самые дорогие дороги в мире.
Однако уже 10 ноября Росавиация почему-то издала новый приказ, исключающий вышеуказанные допуски. По мнению ФАС, это ограничивает конкуренцию и «существенным образом ущемляет законные права пассажиров, лишая их права выбора перевозчиков, и приводит к необоснованному росту тарифов».
Недоумевают и в «Трансаэро». «Несмотря на неоднократные запросы, до настоящего времени авиакомпания «Трансаэро» не получила от Росавиации разъяснений о правовых основаниях для действий, которые могут нанести ущерб пассажирам», – отметили в компании.
2 декабря ФАС направила запрос в Росавиацию «о представлении информации в возможно короткий срок, поскольку под угрозой находится осуществление авиаперевозок из Москвы в направлении ряда городов Италии», но ответа не получила. Тогда ведомство и решило возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства.
Как объяснил РБК daily начальник управления контроля транспорта и связи ФАС Дмитрий Рутенберг, если Росавиацию признают нарушителем антимонопольного законодательства, ведомству грозят определенные санкции, вплоть до ответственности должностных лиц авиарегулятора.
Напомним, в споре Росавиации и «Трансаэро» фигурирует еще одна крупная российская авиакомпания. По мнению многих участников рынка, подобные маневры Росавиации происходили явно в угоду интересам «Аэрофлота», который выступает назначенным перевозчиком по большинству международных направлений – и это не раз становилось причиной громких скандалов на авиарынке страны.
Примечательно, что начались они после того, как Министерство транспорта попыталось навести порядок в отрасли, выпустив в 2008 году скандальный приказ №92, который специалисты называют «миной, подложенной под конкуренцию». Главной новостью для игроков стала необходимость согласования рейса с назначенным по этому направлению перевозчиком. Но договорится с «Аэрофлотом», по всей видимости, удавалось немногим.
В прошлом году государственная авиакомпания в буквальном смысле слова заставила Росавиацию отозвать у «Трансаэро» уже выданное разрешение на полеты в кипрскую Ларнаку. Правда, в дело вмешался Арбитражный суд Москвы, принявший сторону частного перевозчика, и своим решением фактически «обнулил» действие ведомственного приказа. Тогда Минтранс передал полномочия (утверждать или не утверждать чартеры) Росавиации.
И вот, спустя несколько месяцев, ведомство Левитина вновь собирается поменять правила, лишив Росавиацию, скомпрометировавшую себя лоббистскими решениями в пользу одного игрока, права предоставлять допуск на международные рейсы. Предполагается, что заведовать разрешениями теперь будет целая межведомственная комиссия, в которую войдут представители ФАС, Минэкономразвития, Минспорттуризма, Ространснадзора и Росавиации.
Что до «Аэрофлота» - госкомпания в конце июля озвучила собственный проект пересмотра порядка предоставления российским авиакомпаниям возможности работать на международных маршрутах. Естественно, проект, претендующий на объективность критериев выбора, предусматривал пересмотр распределения квот в пользу «Аэрофлота».
В письме премьеру Владимиру Путину гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев предложил предоставлять допуски на международные рейсы из расчета «величины налоговых поступлений от авиакомпаний, развитости маршрутной сети, количества перевезенных пассажиров, а также среднего возраста парка» и тем самым поддержать крупнейших игроков рынка.
Представители российских авиакомпаний отнеслись к предложению Савельева скептически. Так, глава аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев отметил, что в Европе действует принцип «открытого неба» и авиакомпании получают маршруты лишь «исходя из принципа экономической целесообразности» и предложения Виталия Савельева противоречат мировой практике.
Глава «Аэрофлота» постоянно рассчитывает на преференции от государства, забывая, что госкомпания и так имеет преимущества перед остальными перевозчиками, которые лишены роялти и льгот по беспошлинному ввозу самолетов. Но монополия на небо, похоже, самая заветная мечта Виталия Савельева, на пути к исполнению которой он, видимо, не остановится ни перед чем.
В начале декабря газета «Ведомости» обвинила «Аэрофлот» в том, что цены на билеты у него оказываются выше, чем у конкурентов, хотя госкомпания объявляет о самых низких тарифах на перевозки в России. В частности, клиентам крупнейшего российского авиаперевозчика приходится платить за строительство терминала D в «Шереметьево», который обошелся «Аэрофлоту» и его партнерам в миллиард долларов. Расценки на обслуживание в этом терминале – самые высокие в Москве, отмечает издание.
Стоит также отметить, что «Аэрофлот» получает топливо почти по самым низким ценам среди авиаперевозчиков, но топливный сбор у компании почему-то один из самых высоких. По законодательству ряда других стран, в частности, Евросоюза, прибегать к уловкам вроде указывания отдельно тарифов и сборов нельзя, перевозчики обязаны отображать на своих сайтах полную стоимость авиабилетов с учетом всех налогов и сборов еще до бронирования.
Впрочем, цены на билеты «Аэрофлота» будут казаться значительно ниже, если у пассажиров не будет выбора и, особенно, если у госкомпании не будет конкурентов с адекватными ценниками. К слову, руку «Аэрофлота» общественность видит и в истории с банкротством единственного в России авиадискаунтера «Авиановы».
Напомним, 5 октября компания подала в Росавиацию заявление о прекращении операционной деятельности с 10 октября 2011 года. Версий произошедшего выдвигалось много, но свет на ситуацию пролил рядовой сотрудник «Авиановы», командир воздушного судна, рассказавший пассажирам рейса в Ростов-на-Дону, что в борьбе перевозчиков-гигантов (таких как «Аэрофлот») с дешевыми авиакомпаниями победили первые. «Два года давления на компанию дали о себе знать. Все это время мы старались дать людям возможность летать за небольшие деньги… Надеюсь, что в нашей стране, когда-нибудь и что-нибудь изменится, и снова появится бюджетный авиаперевозчик. А пока - победили «Аэрофлот» и РЖД», - сообщил КВС, отметив также, что у «Авиановы» были и хорошие самолеты, и грамотные техники.
Как известно, low cost перевозчик обслуживал несколько маршрутов, предлагая пассажирам дешевые билеты. «Место «Авиановы» тут же поспешил занять «Аэрофлот», взвинтив цены в полтора-два раза, в частности, по перелетам в проблемные регионы, где народ, мягко говоря, не жирует», - отметил в ЖЖ russ_attitude. Пользователи Рунета быстро пришли к выводу, что «Аэрофлот» - антинациональный перевозчик. «В 10 раз переплачивают теперь все, история с конкуренцией захлопнулась, по высказываниям тех, кто в авиабизнесе - банкротили «Авианову» специально!», - отметил блогер pulsneba.
После этого «Аэрофлот» даже попытался прикинуться лоукостером. В ноябре, как писал «Маркер», госкомпания снизила тариф на рейсы Москва–Сочи и Москва–Краснодар до 250 рублей (в одну сторону), попытавшись компенсировать уход с рынка «Авиановы» и Sky Express. Правда, низкая цена опять же дополнялась высокими таксами и сборами, в результате цена билета на рейс Москва–Сочи (туда и обратно) вырастала до 3462 рублей, практически до уровня других авиаперевозчиков. Тогда зачем вообще было «рядиться» в дискаунтеры?
Представители «Аэрофлота», однако, уверяют, что величина сборов объясняется высоким уровнем сервиса компании, который требует больших затрат, чем у конкурентов. Между тем, не так давно авиакомпания прогремела на всю страну как раз из-за историй, получившихся из-за далеко не безупречного сервиса. В октябре сотрудники «Аэрофлота» во время выгрузки багажа умудрились упустить собаку породы чихуахуа стоимостью 150 тысяч рублей. Чуть ранее перевозчик точно также потерял кота, который загадочным образом исчез из запечатанной корзины в багажном отделении.
Но руководство «Аэрофлота», судя по всему, внимания на скандалы не обращает. Ведь, по слухам, не так давно любимой песней Виталия Савельева был хит «А мне все пофиг!» группы «Инь-Ян». Именно его слышали все пассажиры «Шереметьево». Музыкальный вкус главы «Аэрофлота» поистине объясняет всю политику авиакомпании под его началом. Впрочем, к этому фан-клубу может присоединиться и ведомство Игоря Левитина – с его мутноватой политикой в отношении авиаперевозчиков и авиаотрасли в целом.
Вот уже два года, как в России не строятся аэропорты, а те, что остались, уже в самое ближайшее время могут прийти в негодность, ведь ни о какой масштабной реконструкции речи не идет. Кроме того, пока российские авиакомпании переживают многочисленные скандалы из-за того, что профильное ведомство не может раз и навсегда навести порядок в отрасли - клиенты в массовом порядке переходят «под крыло» иностранных перевозчиков.
Кроме того, 2011 год оказался рекордным по числу авиакатастроф (происшествий, повлекших человеческие жертвы) за последние 15 лет, отмечает журнал «Эксперт-Урал». Авиакомпании потеряли шесть пассажирских и грузовых самолетов. Текущий год выделяется и по количеству погибших - 121 человек. Для сравнения: в 2010-м - 14 человек, в 2009-м жертв не было.
«Руководству Минтранса рано или поздно пришлось бы реагировать на проблемы, накопившиеся в отрасли (оппозиционные фракции в Госдуме даже выступали за отставку руководителя ведомства Игоря Левитина). Казалось бы, нужно проанализировать причины, разработать меры по усилению контроля за техническим состоянием судов и подготовкой экипажей, ускорить модернизацию аэропортов, отменить ввозные пошлины на иностранные самолеты и т.д. Но министерство выбрало иной путь - оно решило сократить количество перевозчиков: меньше компаний - меньше проблем», - подчеркивает издание.
С другой стороны, когда дело доходит до участия чиновников в решении вопросов – то, конечно, Минтранс решает их количество увеличить. Некоторые эксперты опасаются, что с межведомственной комиссией может получиться как всегда – создастся еще один бюрократический препон, который только усложнит процедуру допуска авиакомпаний к международным рейсам и сможет даже привести к удорожанию билетов. Ведь, по мнению наблюдателей, Минтрансу вообще не свойственно наведение элементарного порядка, при котором Россия перестала бы строить самые дорогие дороги в мире.