«Особые отношения» Аэрофлот покроет овербукингом?
Сбербанк с 1 августа меняет условия по программе лояльности «Аэрофлота». Одна бонусная миля будет начисляться за каждые потраченные 50 рублей по карте Сбербанка (сейчас 30 рублей). При этом клиенты остальных банков-участников получают бонусы на менее выгодных условиях. За чей счет покрывается такая избирательная «лояльность»?
Российские авиакомпании завершают адаптацию программ лояльности с различными банками, выпускающими кобрендинговые карты, к более низкому курсу рубля. «Аэрофлот» сделал это последним: начисления бонусных миль (которые могут использоваться для приобретения премиальных авиабилетов компании, повышения класса билета и получения других услуг от партнеров - гостиничных сетей, фирм проката автомобилей и банков, выпускающих платежные карты) по рублевым банковским картам Сбербанка все-таки снизятся с 1 августа 2015 года. С этого дня «Аэрофлот Бонус» будет начислять одну милю за каждые 50 рублей, потраченные по карте Сбербанка «Visa Classic Аэрофлот», вместо прежних 30 рублей. По карте «Visa Gold Аэрофлот» за ту же сумму будет начисляться 1,5 мили.
По той же программе «Аэрофлот» ранее снизил начисления другим банкам еще сильнее – до 1 мили за 60 рублей по стандартным картам вместо докризисных 30 рублей. И даже закрыл за последний год сотрудничество с некоторыми банками, например с «Русским Стандартом».
Интересно, что Сбербанк продолжил участвовать в программе лояльности «Аэрофлота» несмотря на то, что хотел отказаться от нее еще в конце прошлого года, сообщали СМИ. Видимо, дело в том, что перевозчик согласился сохранить для клиентов госбанка докризисные условия бонусной программы, в то время как клиенты других банков-партнеров авиакомпании получают мили за вдвое большую цену.
Само собой, у экспертов подобный перекос со ставками сразу вызвал вопросы. Однако конкуренты Сбербанка - партнеры «Аэрофлота» (Альфа-банк, Сити банк и СМП банк) мнение «Века» о том, что это, вероятно, ставит их клиентов в заведомо невыгодные условия, оставили без комментариев. На вопрос «Века» о возможном монопольном сговоре между авиаперевозчиком и Сбербанком замруководителя ФАС России Андрей Кашеваров ответил: «ФАС не видит оснований вмешиваться в ситуацию на данном этапе. Если поступят соответствующие обращения, мы их детально проанализируем. Ни заявлений, ни обращений на настоящее время в ФАС не поступало».
О том, что Сбербанк намерен продолжить сотрудничество с «Аэрофлотом», «Коммерсанту» заявил первый зампред правления банка Максим Полетаев. Он, правда, не раскрыл условий договора, однако отметил, что они «особые» с учетом «клиентской базы Сбербанка». «Мы убедили друг друга, почему это выгодно, утвердили взаимоприемлемую стоимость мили, клиентская часть (стоимость мили для держателя карты) не изменилась. Мы не заключаем невыгодных для себя соглашений, поэтому долго вели переговоры», - заверил издание Полетаев.
В Сбербанке не уточняют, за какие красивые глаза им удалось сохранять цену мили для клиентов на докризисном уровне. Девальвации рубля для госбанка словно и не было. Даже грядущие августовские изменения все равно выгоднее для Сбербанка, чем для других партнеров. Наблюдатели полагают: вряд ли речь идет о полной компенсации курсовой разницы самим банком, который, повторимся, не заключает «невыгодных для себя соглашений». Тогда за чей счет оплачивается столь необъяснимая лояльность «Аэрофлота» по отношению к одному лишь Сбербанку.
По мнению газеты «Версия», уникальную программу сотрудничества двух монополий оплатит из своего кошелька сам же потребитель, то есть пассажир. Возможно, не случайно «Аэрофлот» так ратует за скорейшее принятие закона, разрешающего авиакомпаниям овербукинг, то есть продажу большего числа билетов, чем предусмотрено мест на рейсе. Смысл в том, что в самолет попадут только те, кто раньше прошел регистрацию и получил посадочный талон. «Все перевозчики по новому закону смогут хорошо зарабатывать на опоздавших, ведь на их местах улетает еще один полноценный пассажир с заранее купленным дорогим билетом. В нашем случае не означает ли это, что бонусные мили улетевшего пассажира оплатит тот, кто остался на земле?» - задается издание вопросом.
Инициативу государственного авиаперевозчика уже подхватил Минтранс РФ, который также предложил ввести в стране овербукинг. Авиакомпаниям этот закон нужен для того, чтобы увеличить прибыль. Ведь на многие рейсы по разным причинам несколько человек просто не попадают, а перевозчикам выгоднее, чтобы самолеты летали полными. На сегодняшний день далеко не все российские авиакомпании прибегают к овербукингу, некоторые даже говорят, что законы фактически приравнивают это понятие к мошенничеству. Например, в «Трансаэро» запрещена продажа лишних билетов. А вот в «Аэрофлоте», говорят, давно прибегают к овербукингу, поэтому, дескать, компания и предложила внести в законодательство соответствующие поправки. По словам юристов, дело о мошенничестве может быть возбуждено, если перевозчик не предупредил о перебронировании и не предложил пассажиру компенсацию.
«Эта инициатива вызвана желанием авиакомпаний получить больше денег, - приводит «Pravda.Ru» мнение председателя Союза пассажиров России Кирилла Янкова. - У нас сейчас ответственность авиакомпаний перед пассажирами за задержку рейса - 25 рублей в час. Вы знаете, при такой ответственности авиакомпании будут с удовольствием отправлять пассажиров, которые из-за овербукинга не попали на рейс, через два дня, через месяц, когда смогут, и будут платить им по 25 рублей в час. Вот если эту плату серьезно повысить - сделать не 25, а 2500 рублей, тогда можно говорить об овербукинге. Потому что смысл его только в том, что тот пассажир, который не по своей вине оказался последним в очереди на регистрацию и которого не посадили из-за того, что больше проданных мест, должен сразу получать адекватную компенсацию».
Поправки Минтранса в законодательство предлагают четко оговорить права и обязанности пассажиров и компаний в вопросах, связанных с овербукингом: например, размеры компенсации. Но ничего конкретного пока неизвестно, суммы и сроки выплат должны быть внесены в федеральные авиационные правила, но пока эти данные не опубликованы.
«Обращаем Ваше внимание на то, что закон об овербукинге еще не принят, а его проект находится лишь на стадии общественного обсуждения, - рассказали «Веку» в пресс-службе авиакомпании «Трансаэро». - Авиакомпания «Трансаэро» ранее не раз заявляла о том, что не поддерживает идею введения в гражданской авиации России овербукинга. Более того, в компании внутренними документами запрещена подобная практика. Мы считаем, что она несправедлива по отношению к пассажирам, которые, имея на руках законно приобретенный билет, полностью выполнили все правила и условия регистрации. Они имеют такое же право улететь в назначенное время, как и все остальные пассажиры рейса.
Овербукинг может серьезно нарушить планы людей. Это связано, в первую очередь, с обширной географией нашей страны и авиационной инфраструктурой, специфика которой заключается в наличии крайне малого количества маршрутов с высокой частотностью. При этом высокая частотность в России поддерживается, как правило, присутствием на направлении не одного, а нескольких перевозчиков. Нужно учитывать, что не между всеми авиакомпаниями в стране существуют договоры о передаче пассажиров для оперативного обеспечения их перевозкой на рейсе сторонней компании. В большинстве случаев, особенно это касается удаленных от Москвы регионов, следующий рейс авиакомпании может быть не через несколько часов, как в Европе, а только через несколько дней. Кроме этого, в случае сложных транзитных маршрутов теряются стыковки на другие рейсы. Овербукинг не учитывает такие случаи», - отмечают представители авиакомпании.
По их словам, даже международный опыт свидетельствует: пассажиры, столкнувшиеся с тем, что им предложили другой рейс, надолго сохраняют негативное отношение к перевозчику. «Согласно данным Росавиации, опубликованным 23 июня 2015 года, «Трансаэро» без использования овербукинга демонстрирует самый высокий уровень заполняемости кресел среди пятерки крупнейших российских перевозчиков. По итогам пяти месяцев 2015 года заполняемость кресел «Трансаэро» составила 81,2%. Другие игроки рынка в России продемонстрировали заметно более низкие показатели. Также стоит обратить внимание на то, что лоббирующие введение овербукинга перевозчики значительно преувеличивают количество не являющихся на рейс пассажиров, называя цифру от 10 до 15%. В действительности таких пассажиров бывает один-два – как на регулярных, так и на чартерных рейсах», - подчеркнули представители «Трансаэро».
Специалисты прикинули: введение овербукинга может принести «Аэрофлоту» до 7% дополнительной выручки. Эксперты рынка говорят, что крупнейшая российская авиакомпания ссылается на некий внутренний документ, согласно которому компенсации не попавшим на борт пассажирам выплачиваются лишь в том случае, если вылет задерживается больше, чем на 12 часов. При этом зачастую компенсаций приходится добиваться через суд: так, в июне 2015 года пострадавший от овербукинга гражданин Франции Владимир Вазак добился выплаты от «Аэрофлота».
Напомним, в 2012 году этот пассажир не смог улететь своим рейсом, даже имея на руках билет. Компенсацию в 400 евро (положенную европейским законодательством) «Аэрофлот» выплатить отказался. По словам Вазака, ему лишь предложили ваучер на бутерброд с чаем в ближайшем кафе. Суд в Париже встал на сторону пассажира.
Эксперты сетуют на то, что не многие пассажиры, пострадавшие от овербукинга, столь же настойчивы в судебных баталиях, так как думают, что дело заведомо проиграют. А случаи с продажей сверхнормативных билетов в России, между тем, участились. И хотя некоторые авиакомпании считают подобную практику нечестной по отношению к пассажирам, другие думают лишь о собственной прибыли и, видимо, о том, чтобы покрывать за счет клиентов такие вот реверансы в сторону Сбербанка.
Ссылаясь на международную практику, лоббисты овербукинга словно забывают о размерах компенсаций за рубежом. Пассажиры американских авиакомпаний, которых доставили к месту назначения всего лишь на час позже запланированного, могут рассчитывать на двукратную компенсацию полета в один конец (но не более $650). При более длительном опоздании выплаты выше. В странах Евросоюза авиакомпании в случае овербукинга должны заплатить пострадавшему как минимум 125 евро, даже если он прилетел другим рейсом практически вовремя. Российским пассажирам, скорее всего, о таких выплатах можно лишь мечтать. В лучшем случае им предложат бесплатный бутерброд.
По той же программе «Аэрофлот» ранее снизил начисления другим банкам еще сильнее – до 1 мили за 60 рублей по стандартным картам вместо докризисных 30 рублей. И даже закрыл за последний год сотрудничество с некоторыми банками, например с «Русским Стандартом».
Интересно, что Сбербанк продолжил участвовать в программе лояльности «Аэрофлота» несмотря на то, что хотел отказаться от нее еще в конце прошлого года, сообщали СМИ. Видимо, дело в том, что перевозчик согласился сохранить для клиентов госбанка докризисные условия бонусной программы, в то время как клиенты других банков-партнеров авиакомпании получают мили за вдвое большую цену.
Само собой, у экспертов подобный перекос со ставками сразу вызвал вопросы. Однако конкуренты Сбербанка - партнеры «Аэрофлота» (Альфа-банк, Сити банк и СМП банк) мнение «Века» о том, что это, вероятно, ставит их клиентов в заведомо невыгодные условия, оставили без комментариев. На вопрос «Века» о возможном монопольном сговоре между авиаперевозчиком и Сбербанком замруководителя ФАС России Андрей Кашеваров ответил: «ФАС не видит оснований вмешиваться в ситуацию на данном этапе. Если поступят соответствующие обращения, мы их детально проанализируем. Ни заявлений, ни обращений на настоящее время в ФАС не поступало».
О том, что Сбербанк намерен продолжить сотрудничество с «Аэрофлотом», «Коммерсанту» заявил первый зампред правления банка Максим Полетаев. Он, правда, не раскрыл условий договора, однако отметил, что они «особые» с учетом «клиентской базы Сбербанка». «Мы убедили друг друга, почему это выгодно, утвердили взаимоприемлемую стоимость мили, клиентская часть (стоимость мили для держателя карты) не изменилась. Мы не заключаем невыгодных для себя соглашений, поэтому долго вели переговоры», - заверил издание Полетаев.
В Сбербанке не уточняют, за какие красивые глаза им удалось сохранять цену мили для клиентов на докризисном уровне. Девальвации рубля для госбанка словно и не было. Даже грядущие августовские изменения все равно выгоднее для Сбербанка, чем для других партнеров. Наблюдатели полагают: вряд ли речь идет о полной компенсации курсовой разницы самим банком, который, повторимся, не заключает «невыгодных для себя соглашений». Тогда за чей счет оплачивается столь необъяснимая лояльность «Аэрофлота» по отношению к одному лишь Сбербанку.
По мнению газеты «Версия», уникальную программу сотрудничества двух монополий оплатит из своего кошелька сам же потребитель, то есть пассажир. Возможно, не случайно «Аэрофлот» так ратует за скорейшее принятие закона, разрешающего авиакомпаниям овербукинг, то есть продажу большего числа билетов, чем предусмотрено мест на рейсе. Смысл в том, что в самолет попадут только те, кто раньше прошел регистрацию и получил посадочный талон. «Все перевозчики по новому закону смогут хорошо зарабатывать на опоздавших, ведь на их местах улетает еще один полноценный пассажир с заранее купленным дорогим билетом. В нашем случае не означает ли это, что бонусные мили улетевшего пассажира оплатит тот, кто остался на земле?» - задается издание вопросом.
Инициативу государственного авиаперевозчика уже подхватил Минтранс РФ, который также предложил ввести в стране овербукинг. Авиакомпаниям этот закон нужен для того, чтобы увеличить прибыль. Ведь на многие рейсы по разным причинам несколько человек просто не попадают, а перевозчикам выгоднее, чтобы самолеты летали полными. На сегодняшний день далеко не все российские авиакомпании прибегают к овербукингу, некоторые даже говорят, что законы фактически приравнивают это понятие к мошенничеству. Например, в «Трансаэро» запрещена продажа лишних билетов. А вот в «Аэрофлоте», говорят, давно прибегают к овербукингу, поэтому, дескать, компания и предложила внести в законодательство соответствующие поправки. По словам юристов, дело о мошенничестве может быть возбуждено, если перевозчик не предупредил о перебронировании и не предложил пассажиру компенсацию.
«Эта инициатива вызвана желанием авиакомпаний получить больше денег, - приводит «Pravda.Ru» мнение председателя Союза пассажиров России Кирилла Янкова. - У нас сейчас ответственность авиакомпаний перед пассажирами за задержку рейса - 25 рублей в час. Вы знаете, при такой ответственности авиакомпании будут с удовольствием отправлять пассажиров, которые из-за овербукинга не попали на рейс, через два дня, через месяц, когда смогут, и будут платить им по 25 рублей в час. Вот если эту плату серьезно повысить - сделать не 25, а 2500 рублей, тогда можно говорить об овербукинге. Потому что смысл его только в том, что тот пассажир, который не по своей вине оказался последним в очереди на регистрацию и которого не посадили из-за того, что больше проданных мест, должен сразу получать адекватную компенсацию».
Поправки Минтранса в законодательство предлагают четко оговорить права и обязанности пассажиров и компаний в вопросах, связанных с овербукингом: например, размеры компенсации. Но ничего конкретного пока неизвестно, суммы и сроки выплат должны быть внесены в федеральные авиационные правила, но пока эти данные не опубликованы.
«Обращаем Ваше внимание на то, что закон об овербукинге еще не принят, а его проект находится лишь на стадии общественного обсуждения, - рассказали «Веку» в пресс-службе авиакомпании «Трансаэро». - Авиакомпания «Трансаэро» ранее не раз заявляла о том, что не поддерживает идею введения в гражданской авиации России овербукинга. Более того, в компании внутренними документами запрещена подобная практика. Мы считаем, что она несправедлива по отношению к пассажирам, которые, имея на руках законно приобретенный билет, полностью выполнили все правила и условия регистрации. Они имеют такое же право улететь в назначенное время, как и все остальные пассажиры рейса.
Овербукинг может серьезно нарушить планы людей. Это связано, в первую очередь, с обширной географией нашей страны и авиационной инфраструктурой, специфика которой заключается в наличии крайне малого количества маршрутов с высокой частотностью. При этом высокая частотность в России поддерживается, как правило, присутствием на направлении не одного, а нескольких перевозчиков. Нужно учитывать, что не между всеми авиакомпаниями в стране существуют договоры о передаче пассажиров для оперативного обеспечения их перевозкой на рейсе сторонней компании. В большинстве случаев, особенно это касается удаленных от Москвы регионов, следующий рейс авиакомпании может быть не через несколько часов, как в Европе, а только через несколько дней. Кроме этого, в случае сложных транзитных маршрутов теряются стыковки на другие рейсы. Овербукинг не учитывает такие случаи», - отмечают представители авиакомпании.
По их словам, даже международный опыт свидетельствует: пассажиры, столкнувшиеся с тем, что им предложили другой рейс, надолго сохраняют негативное отношение к перевозчику. «Согласно данным Росавиации, опубликованным 23 июня 2015 года, «Трансаэро» без использования овербукинга демонстрирует самый высокий уровень заполняемости кресел среди пятерки крупнейших российских перевозчиков. По итогам пяти месяцев 2015 года заполняемость кресел «Трансаэро» составила 81,2%. Другие игроки рынка в России продемонстрировали заметно более низкие показатели. Также стоит обратить внимание на то, что лоббирующие введение овербукинга перевозчики значительно преувеличивают количество не являющихся на рейс пассажиров, называя цифру от 10 до 15%. В действительности таких пассажиров бывает один-два – как на регулярных, так и на чартерных рейсах», - подчеркнули представители «Трансаэро».
Специалисты прикинули: введение овербукинга может принести «Аэрофлоту» до 7% дополнительной выручки. Эксперты рынка говорят, что крупнейшая российская авиакомпания ссылается на некий внутренний документ, согласно которому компенсации не попавшим на борт пассажирам выплачиваются лишь в том случае, если вылет задерживается больше, чем на 12 часов. При этом зачастую компенсаций приходится добиваться через суд: так, в июне 2015 года пострадавший от овербукинга гражданин Франции Владимир Вазак добился выплаты от «Аэрофлота».
Напомним, в 2012 году этот пассажир не смог улететь своим рейсом, даже имея на руках билет. Компенсацию в 400 евро (положенную европейским законодательством) «Аэрофлот» выплатить отказался. По словам Вазака, ему лишь предложили ваучер на бутерброд с чаем в ближайшем кафе. Суд в Париже встал на сторону пассажира.
Эксперты сетуют на то, что не многие пассажиры, пострадавшие от овербукинга, столь же настойчивы в судебных баталиях, так как думают, что дело заведомо проиграют. А случаи с продажей сверхнормативных билетов в России, между тем, участились. И хотя некоторые авиакомпании считают подобную практику нечестной по отношению к пассажирам, другие думают лишь о собственной прибыли и, видимо, о том, чтобы покрывать за счет клиентов такие вот реверансы в сторону Сбербанка.
Ссылаясь на международную практику, лоббисты овербукинга словно забывают о размерах компенсаций за рубежом. Пассажиры американских авиакомпаний, которых доставили к месту назначения всего лишь на час позже запланированного, могут рассчитывать на двукратную компенсацию полета в один конец (но не более $650). При более длительном опоздании выплаты выше. В странах Евросоюза авиакомпании в случае овербукинга должны заплатить пострадавшему как минимум 125 евро, даже если он прилетел другим рейсом практически вовремя. Российским пассажирам, скорее всего, о таких выплатах можно лишь мечтать. В лучшем случае им предложат бесплатный бутерброд.