Оставить нельзя снести: Дума изменила правила сноса «самостроев»
В новом документе вводится уточненное определение «самовольной постройки». Данная инициатива предлагает определить, что постройки могут быть признаны самовольными только в том случае, если были возведены с нарушением требований.
Во время вчерашнего заседания Государственной думы было принято немало активно обсуждаемых законопроектом. Одним из них стал принятый во втором чтении документ, который регулирует правила снова так называемого «самостроя» и якобы направлен на защиту прав добросовестных владельцев строений, которые подпадают под эту категорию.
В новом документе вводится уточненное определение «самовольной постройки». Данная инициатива предлагает определить, что постройки могут быть признаны самовольными только в том случае, если были возведены с нарушением требований, установленных на момент начала строительства и действовавших до момента выявления факта самовольной застройки.
«Если владелец объекта не знал или не мог знать о действии тех или иных ограничений по использованию участка земли (нарушения инженерных норм, расстояния до инженерных сетей и так далее), действовал добросовестно и получал все соответствующие разрешения на строительство, при этом сведений о зоне в публичном доступе не было – такой объект не должен считаться «самостроем». Это позволит дать дополнительную защиту добросовестным приобретателям», - рассказал глава думского комитета по законодательству и государственному строительству Крашенинников.
Также документ предлагает ввести в отношении «самовольных построек» механизмы их приведения в полное соответствие с установленными нормами и требованиями. К примеру, если объект возведен без разрешения на строительство, на него отсутствуют правоустанавливающие документы или же он расположен в охранной зоне, решением проблемы могут заняться органы местного самоуправления. Во всех остальных случаях решать вопрос предлагают в судебном порядке.
На данный момент действуют несколько иные нормы. Такие постройки просто подлежат сносу в срок от 3 до 12 месяцев. «Принятие этого проекта закона позволит правообладателям получить время на приведение самостроев в соответствие с действующими требованиями – на это будет отведено от 6 до 36 месяцев, что позволит постепенно оформить право собственности на постройку», - утверждает парламентарий.
По словам Крашенинникова суды или органы местного самоуправления смогут принимать решения по «самовольным постройкам» в двух основных типах. К примеру, решение о сносе постройки может быть принято в случае отсутствия возможности приведения постройки в соответствие с требованиями, а если исправления возможны – будут приниматься решения о приведении постройки в соответствие с правилами и нормами. Во втором случае выбор останется за владельцем участка земли, который может либо снести объект, либо же заняться его приведением в норму.
Парламентарий уверен, что принятый Думой проект немного сузит полномочия органов МСУ и существенно повысить гарантии защиты прав граждан в судах. К примеру, в нем содержится определение о том, что снос самовольной постройки может быть осуществлен только в судебном порядке, а никак не по решению органов МСУ. Документ также запретит органам местного самоуправления применять административный снос построек такого типа, расположенных на частной земле. Исключением могут стать только случаи, при которых самострой несет угрозу здоровью и жизни граждан. Есть в документе и дополнительные гарантии от сноса построек для граждан, которые оформили право собственности на объекты в период проведения так называемой «дачной амнистии». Теперь при отсутствии разрешения на постройку или при ее расположении в охранной зоне ее уже нельзя будет признать самовольной. Снос в этом случае остается возможным, но уже не по принципу сноса самовольной постройки, а с полным возмещением собственнику причиненных убытков.
Впрочем, документ несет в себе и некоторые риски для собственников. Они, к примеру, могут быть лишены права собственности на земельный участок, если отказались исполнять требования о сносе самостроя в установленный решением суда или органов МСУ срок.
В новом документе вводится уточненное определение «самовольной постройки». Данная инициатива предлагает определить, что постройки могут быть признаны самовольными только в том случае, если были возведены с нарушением требований, установленных на момент начала строительства и действовавших до момента выявления факта самовольной застройки.
«Если владелец объекта не знал или не мог знать о действии тех или иных ограничений по использованию участка земли (нарушения инженерных норм, расстояния до инженерных сетей и так далее), действовал добросовестно и получал все соответствующие разрешения на строительство, при этом сведений о зоне в публичном доступе не было – такой объект не должен считаться «самостроем». Это позволит дать дополнительную защиту добросовестным приобретателям», - рассказал глава думского комитета по законодательству и государственному строительству Крашенинников.
Также документ предлагает ввести в отношении «самовольных построек» механизмы их приведения в полное соответствие с установленными нормами и требованиями. К примеру, если объект возведен без разрешения на строительство, на него отсутствуют правоустанавливающие документы или же он расположен в охранной зоне, решением проблемы могут заняться органы местного самоуправления. Во всех остальных случаях решать вопрос предлагают в судебном порядке.
На данный момент действуют несколько иные нормы. Такие постройки просто подлежат сносу в срок от 3 до 12 месяцев. «Принятие этого проекта закона позволит правообладателям получить время на приведение самостроев в соответствие с действующими требованиями – на это будет отведено от 6 до 36 месяцев, что позволит постепенно оформить право собственности на постройку», - утверждает парламентарий.
По словам Крашенинникова суды или органы местного самоуправления смогут принимать решения по «самовольным постройкам» в двух основных типах. К примеру, решение о сносе постройки может быть принято в случае отсутствия возможности приведения постройки в соответствие с требованиями, а если исправления возможны – будут приниматься решения о приведении постройки в соответствие с правилами и нормами. Во втором случае выбор останется за владельцем участка земли, который может либо снести объект, либо же заняться его приведением в норму.
Парламентарий уверен, что принятый Думой проект немного сузит полномочия органов МСУ и существенно повысить гарантии защиты прав граждан в судах. К примеру, в нем содержится определение о том, что снос самовольной постройки может быть осуществлен только в судебном порядке, а никак не по решению органов МСУ. Документ также запретит органам местного самоуправления применять административный снос построек такого типа, расположенных на частной земле. Исключением могут стать только случаи, при которых самострой несет угрозу здоровью и жизни граждан. Есть в документе и дополнительные гарантии от сноса построек для граждан, которые оформили право собственности на объекты в период проведения так называемой «дачной амнистии». Теперь при отсутствии разрешения на постройку или при ее расположении в охранной зоне ее уже нельзя будет признать самовольной. Снос в этом случае остается возможным, но уже не по принципу сноса самовольной постройки, а с полным возмещением собственнику причиненных убытков.
Впрочем, документ несет в себе и некоторые риски для собственников. Они, к примеру, могут быть лишены права собственности на земельный участок, если отказались исполнять требования о сносе самостроя в установленный решением суда или органов МСУ срок.