Отказ от китайских продуктов как способ заработать
Вслед за «Магнитом» несколько российских сетей ищут варианты для замещения товаров из Китая, где бушует коронавирус. Официального распоряжения об отказе от продуктов из Поднебесной нет, власти делают успокоительные заявления о том, что роста цен не будет. Но реальность традиционно жестока к россиянам.
Беспокоиться не о чем. Ну, почти
Один из крупнейших российских ритейлеров «Магнит» официально приостановил поставки фруктов и овощей из Китая из-за угрозы распространения коронавируса. Решение в компании объяснили опасениями из-за распространения болезни, а также усложнением логистики товаров: российский премьер Михаил Мишустин уже подписал распоряжение о закрытии границы на Дальнем Востоке в качестве одной из мер для борьбы с распространением заболевания.
В ответ на запрос «Века» сеть прислала официальный комментарий, впрочем, ранее уже публиковавшийся в СМИ: «китайские помидоры, перец, мандарины, виноград и помело составили около 3% от оборота фруктов и овощей «Магнита» по итогам 2019 года. С начала года компания начала импортировать эти товары из других стран: Марокко, Израиля, Турции, а также увеличила закупки российских овощей, полностью заместив китайский импорт».
«В настоящее время поставки продукции выполняются стабильно и в необходимом объеме. Изменения в закупках и логистике не окажут заметного влияния на стоимость фруктов и овощей на полке», – подчеркнули в пресс-службе розничной сети «Магнит». Тут хорошо понимать масштаб замещения: «Магнит» находится на втором месте в России по размеру выручки и первом по количеству магазинов. На конец сентября 2019 года сеть насчитывала 20 497 магазинов.
Нет дыма без огня
Желая, видимо, остановить потенциальную панику, которая может быть связана не столько с коронавирусом, сколько с потенциальным взлетом цен на продукты питания, власти поспешили откреститься от запретов в этом отношении. «Не рассматриваем», — приводит РИА «Новости» слова замглавы Минсельхоза Максима Увайдова в отношении потенциального барьера на пути в Россию китайских продуктов.
Такое заявление чиновник сделал в ответ на появление в СМИ информации о подорожании продуктов питания на Дальнем Востоке из-за временного ограничения движения через границу с Китаем. Федеральная антимонопольная служба проверит розничные цены на социально значимые продукты питания в Дальневосточном федеральном округе, заявили в ФАС. Кстати, первые опасения коснулись такого вида продукции, как чеснок, о потенциальной нехватке которого заявили в Россельхозбанке. По оценке аналитиков этой кредитной организации, доля Китая на российском рынке чеснока составляет 80%, объем импорта составляет около 50 тыс. тонн.
Но пока власти усиленно отмахиваются от СМИ и опровергают прогнозы экспертов, ряд сетей – в первую очередь, региональных, последовали практике «Магнита» или, по крайней мере, задумываются об этом. Так, пишет портал dni24, аналогичное решение приняла торговая сеть «Командор», отказавшись от китайских перца и моркови. В магазинах компаний «Карусель», «Пятерочка» и «Перекресток» на данный момент продолжают торговать китайскими чесноком и имбирем, но уже ищут варианты для замещения этих товаров.
Не секрет, что уже наблюдается и рост цен на продукты, особенно на Дальнем Востоке. Например, пишет «КП», в Приморье цены на огурцы и помидоры уже выросли в два с лишним раза из-за исчезновения китайских овощей. Цены подскочили из-за закрытия пограничных переходов, через которые поставлялась плодоовощная продукция.
Далеко не самые свежие помидоры и огурцы стоят в регионе около 200 рублей за кг, а на рынке уже продают гораздо дороже: огурцы от 410 и выше, помидоры 450-480 рублей. Помидоры из Азербайджана на рынке стоят 500-700 рублей за кило. Покупатели крупнейшей в Хабаровском крае торговой сети «Самбери» рассказали изданию, что килограмм китайских помидоров подорожал с 200-300 рублей до 350-450 рублей, а перец — с 300-350 рублей до 450 рублей за кг.
Логистика все усложняет
По итогам завершившегося 2019 года китайские помидоры, перец, мандарины, виноград и помело давали около 0,9% от полного оборота «Магнита». И в замещении их на российские по большому счету не было никакой прямой необходимости, полагает шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв. Как заявил эксперт «Веку», проведенные исследования говорят о том, что вирус просто не способен выживать и распространяться без прямого и близкого человеческого контакта. Так что любые поставки продуктов питания в этом смысле полностью безопасны.
Но здесь имеются наверняка два вида соображений, считает эксперт. Во-первых, объясняет он, чисто имиджевые, конкурентно-выигрышные моменты для сети «Магнит». Напуганных новостями о вирусе покупателей, испытывающих психологическое и эмоциональное отторжение в отношении китайских продуктов и желающих на всякий случай лишний раз перестраховаться от опасности заражения даже в теории, конечно, привлечет официальное заявление «Магнита».
И, во-вторых, действительно есть временные логистические неудобства, связанные с транспортировкой: со стороны КНР введены пока что ограничения, что в одной фуре можно провозить только какое-то одно наименование товара. Фирмы-импортеры вынужденно замедлили грузопотоки, чтобы по-новому переоформить документы, и в Россию часть машин попадает с задержкой после недельного и более простоя на границе. А это убытки для поставщиков торговых сетей: нужно заплатить больше водителям, за бензин, товар частично начинает портиться, вот это и приходится компенсировать повышением цены на остальную партию.
Но как только и бизнес приноровится, и в привычном ритме через пару недель или через месяц пойдет загрузка из южных регионов Китая, то снова пойдут на спад и дальневосточные цены. И, конечно, все эти скачки цен не касаются и не коснутся европейской части страны или Урала, а могут наблюдаться только на Дальнем Востоке, где по тем же томатам элементарно нет альтернативы. Ведь все другие возможные поставщики, такие, как Иран, Азербайджан, Узбекистан, Турция, Армения или Марокко, очень удалены географически, доставка оттуда тоже стала бы «золотой». И если теоретически допустить, что ситуация с эпидемией вдруг затянется, тогда закупки для Дальнего Востока надо субсидировать на уровне краевых бюджетов.
Европе ничего не грозит?
А в европейской части проблем с ценами на овощи и фрукты никаких ждать не стоит, ни в «Магните», ни в других торговых сетях или на рынках, уверен Пушкарёв. Если отдельные продавцы и попытаются где-то навариться под предлогом далекого вируса, то много такие горе-продавцы не заработают, разумные покупатели тут же потянутся к конкурентам. В целом по России, а не по Дальнему Востоку, доля Китая в импорте помидоров 12% из 552 тыс. тонн, а доля импортных огурцов выше – 28% из 86 тыс. тонн.
Между тем, за 2019 год Россия сократила импорт огурцов в пользу отечественных производителей почти на 30%, и в европейской части может спокойно продолжать замещать китайские огурцы поставками из других стран. Поэтому в Москве, Петербурге и в целом западнее Урала скачков цен на самую востребованную овощную продукцию ждать по идее не надо. Если только по такой экзотике, как помело, - здесь цены могут временно подпрыгнуть, или на недешевые и без того, редко встречающиеся в торговых сетях китайские личи, мангустины.
Паника как повод заработать
И все же цены на продукты питания (и не только) могут вырасти, причем не из-за отказа ритейлеров привозить китайскую продукцию, а по более банальной причине – из-за желания сетей заработать на панике людей, считает исполнительный директор Goldman Group Дмитрий Гелемурзин.
Сетям можно было отказаться от закупок китайских товаров молча, говорит эксперт, но зачем: после таких заявлений стоит ожидать ажиотажный спрос в магазинах, за счет чего торговая сеть улучшит свое финансовое состояние. На Дальнем Востоке уже действительно в разы подорожали овощи и фрукты. Логика торговцев проста: пока есть объективный повод, можно его использовать – создать ажиотаж, увеличить спрос, поднять цены (а потом их можно и не опускать, что и произойдет). Аптеки, продуктовые магазины, торговцы бытовой техникой и мобильными телефонам используют тему коронавируса в чисто спекулятивных целях.
К сожалению, констатирует Гелемурзин, такие спекуляции становятся заразными – идею поднять цены могут подхватить и другие продавцы, что скажется на кошельках потребителей. А прожиточный минимум будет пересматриваться по итогам первого квартала – и, вероятнее всего, в сторону увеличения (это происходит сезонно). Но рост цен из-за спекуляций на коронавирусе здесь наверняка учитываться не будет. При определении прожиточного минимума берутся самые низкие средние цены на продукты питания по данным Росстата, и они совсем не соответствуют уровню цен в рознице.
Один из крупнейших российских ритейлеров «Магнит» официально приостановил поставки фруктов и овощей из Китая из-за угрозы распространения коронавируса. Решение в компании объяснили опасениями из-за распространения болезни, а также усложнением логистики товаров: российский премьер Михаил Мишустин уже подписал распоряжение о закрытии границы на Дальнем Востоке в качестве одной из мер для борьбы с распространением заболевания.
В ответ на запрос «Века» сеть прислала официальный комментарий, впрочем, ранее уже публиковавшийся в СМИ: «китайские помидоры, перец, мандарины, виноград и помело составили около 3% от оборота фруктов и овощей «Магнита» по итогам 2019 года. С начала года компания начала импортировать эти товары из других стран: Марокко, Израиля, Турции, а также увеличила закупки российских овощей, полностью заместив китайский импорт».
«В настоящее время поставки продукции выполняются стабильно и в необходимом объеме. Изменения в закупках и логистике не окажут заметного влияния на стоимость фруктов и овощей на полке», – подчеркнули в пресс-службе розничной сети «Магнит». Тут хорошо понимать масштаб замещения: «Магнит» находится на втором месте в России по размеру выручки и первом по количеству магазинов. На конец сентября 2019 года сеть насчитывала 20 497 магазинов.
Нет дыма без огня
Желая, видимо, остановить потенциальную панику, которая может быть связана не столько с коронавирусом, сколько с потенциальным взлетом цен на продукты питания, власти поспешили откреститься от запретов в этом отношении. «Не рассматриваем», — приводит РИА «Новости» слова замглавы Минсельхоза Максима Увайдова в отношении потенциального барьера на пути в Россию китайских продуктов.
Такое заявление чиновник сделал в ответ на появление в СМИ информации о подорожании продуктов питания на Дальнем Востоке из-за временного ограничения движения через границу с Китаем. Федеральная антимонопольная служба проверит розничные цены на социально значимые продукты питания в Дальневосточном федеральном округе, заявили в ФАС. Кстати, первые опасения коснулись такого вида продукции, как чеснок, о потенциальной нехватке которого заявили в Россельхозбанке. По оценке аналитиков этой кредитной организации, доля Китая на российском рынке чеснока составляет 80%, объем импорта составляет около 50 тыс. тонн.
Но пока власти усиленно отмахиваются от СМИ и опровергают прогнозы экспертов, ряд сетей – в первую очередь, региональных, последовали практике «Магнита» или, по крайней мере, задумываются об этом. Так, пишет портал dni24, аналогичное решение приняла торговая сеть «Командор», отказавшись от китайских перца и моркови. В магазинах компаний «Карусель», «Пятерочка» и «Перекресток» на данный момент продолжают торговать китайскими чесноком и имбирем, но уже ищут варианты для замещения этих товаров.
Не секрет, что уже наблюдается и рост цен на продукты, особенно на Дальнем Востоке. Например, пишет «КП», в Приморье цены на огурцы и помидоры уже выросли в два с лишним раза из-за исчезновения китайских овощей. Цены подскочили из-за закрытия пограничных переходов, через которые поставлялась плодоовощная продукция.
Далеко не самые свежие помидоры и огурцы стоят в регионе около 200 рублей за кг, а на рынке уже продают гораздо дороже: огурцы от 410 и выше, помидоры 450-480 рублей. Помидоры из Азербайджана на рынке стоят 500-700 рублей за кило. Покупатели крупнейшей в Хабаровском крае торговой сети «Самбери» рассказали изданию, что килограмм китайских помидоров подорожал с 200-300 рублей до 350-450 рублей, а перец — с 300-350 рублей до 450 рублей за кг.
Логистика все усложняет
По итогам завершившегося 2019 года китайские помидоры, перец, мандарины, виноград и помело давали около 0,9% от полного оборота «Магнита». И в замещении их на российские по большому счету не было никакой прямой необходимости, полагает шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв. Как заявил эксперт «Веку», проведенные исследования говорят о том, что вирус просто не способен выживать и распространяться без прямого и близкого человеческого контакта. Так что любые поставки продуктов питания в этом смысле полностью безопасны.
Но здесь имеются наверняка два вида соображений, считает эксперт. Во-первых, объясняет он, чисто имиджевые, конкурентно-выигрышные моменты для сети «Магнит». Напуганных новостями о вирусе покупателей, испытывающих психологическое и эмоциональное отторжение в отношении китайских продуктов и желающих на всякий случай лишний раз перестраховаться от опасности заражения даже в теории, конечно, привлечет официальное заявление «Магнита».
И, во-вторых, действительно есть временные логистические неудобства, связанные с транспортировкой: со стороны КНР введены пока что ограничения, что в одной фуре можно провозить только какое-то одно наименование товара. Фирмы-импортеры вынужденно замедлили грузопотоки, чтобы по-новому переоформить документы, и в Россию часть машин попадает с задержкой после недельного и более простоя на границе. А это убытки для поставщиков торговых сетей: нужно заплатить больше водителям, за бензин, товар частично начинает портиться, вот это и приходится компенсировать повышением цены на остальную партию.
Но как только и бизнес приноровится, и в привычном ритме через пару недель или через месяц пойдет загрузка из южных регионов Китая, то снова пойдут на спад и дальневосточные цены. И, конечно, все эти скачки цен не касаются и не коснутся европейской части страны или Урала, а могут наблюдаться только на Дальнем Востоке, где по тем же томатам элементарно нет альтернативы. Ведь все другие возможные поставщики, такие, как Иран, Азербайджан, Узбекистан, Турция, Армения или Марокко, очень удалены географически, доставка оттуда тоже стала бы «золотой». И если теоретически допустить, что ситуация с эпидемией вдруг затянется, тогда закупки для Дальнего Востока надо субсидировать на уровне краевых бюджетов.
Европе ничего не грозит?
А в европейской части проблем с ценами на овощи и фрукты никаких ждать не стоит, ни в «Магните», ни в других торговых сетях или на рынках, уверен Пушкарёв. Если отдельные продавцы и попытаются где-то навариться под предлогом далекого вируса, то много такие горе-продавцы не заработают, разумные покупатели тут же потянутся к конкурентам. В целом по России, а не по Дальнему Востоку, доля Китая в импорте помидоров 12% из 552 тыс. тонн, а доля импортных огурцов выше – 28% из 86 тыс. тонн.
Между тем, за 2019 год Россия сократила импорт огурцов в пользу отечественных производителей почти на 30%, и в европейской части может спокойно продолжать замещать китайские огурцы поставками из других стран. Поэтому в Москве, Петербурге и в целом западнее Урала скачков цен на самую востребованную овощную продукцию ждать по идее не надо. Если только по такой экзотике, как помело, - здесь цены могут временно подпрыгнуть, или на недешевые и без того, редко встречающиеся в торговых сетях китайские личи, мангустины.
Паника как повод заработать
И все же цены на продукты питания (и не только) могут вырасти, причем не из-за отказа ритейлеров привозить китайскую продукцию, а по более банальной причине – из-за желания сетей заработать на панике людей, считает исполнительный директор Goldman Group Дмитрий Гелемурзин.
Сетям можно было отказаться от закупок китайских товаров молча, говорит эксперт, но зачем: после таких заявлений стоит ожидать ажиотажный спрос в магазинах, за счет чего торговая сеть улучшит свое финансовое состояние. На Дальнем Востоке уже действительно в разы подорожали овощи и фрукты. Логика торговцев проста: пока есть объективный повод, можно его использовать – создать ажиотаж, увеличить спрос, поднять цены (а потом их можно и не опускать, что и произойдет). Аптеки, продуктовые магазины, торговцы бытовой техникой и мобильными телефонам используют тему коронавируса в чисто спекулятивных целях.
К сожалению, констатирует Гелемурзин, такие спекуляции становятся заразными – идею поднять цены могут подхватить и другие продавцы, что скажется на кошельках потребителей. А прожиточный минимум будет пересматриваться по итогам первого квартала – и, вероятнее всего, в сторону увеличения (это происходит сезонно). Но рост цен из-за спекуляций на коронавирусе здесь наверняка учитываться не будет. При определении прожиточного минимума берутся самые низкие средние цены на продукты питания по данным Росстата, и они совсем не соответствуют уровню цен в рознице.