Откуда в России появились первые шлагбаумы?
Разумеется, пограничные заставы и охранные пункты существовали на Руси и раньше, однако механизм шлагбаума был разработан лишь в XVIII веке. Шлагбаумы появились в России в числе других европейских заимствований, привнесенных в наш быт императором Петром I.
Свое название это знакомое каждому дорожное устройство получило из немецкого языка. Schlagbaum дословно переводится как «упавшее дерево». Понятно, свои аналоги были и Древней Руси, и в допетровскую эпоху. Только те приспособления носили название «препоны» или «рогатки». По своему дизайну древнерусские «рогатки» напоминали противотанковые ежи, собранные из толстых веток.
В 18-19 веке одного шлагбаума было мало, обязательно должны были быть караульные, осуществляющие пропускной режим. Караульные обязались иметь оружие. Кроме этого, они не могли спать на посту и должны были исправно перекрывать подконтрольный им участок на ночь. Особого отбора караульным не устраивали – их нанимали из самых простых слоев населения. Петербург тогда еще был совсем небольшим городом, в котором не было много въездов и выездов, дорожную ситуацию легко было контролировать. Устройство европейской преграды, которую перенял Петр, настолько отличалось от старых русских «рогаток», что все приезжающие в столицу неизменно отмечали интересное нововведение.
Из произведений писателей того времени можно узнать, что на въезде в город дежурный офицер обязательно проверял и подписывал подорожные бумаги и давал солдату команду, по которой тот поднимал шлагбаум. Позже эта традиция распространилась по всей Российской империи. Уже Пушкин и его современники упоминали шлагбаум в своем творчестве, как яркую деталь быта.
Стоит отметить, что к началу XX века шлагбаумы так прочно вошли в русский быт, что стали упоминаться в литературе, как аллегория препятствия и ни у кого, не закрадывалось сомнение, что когда-то люди на Руси обходились без столь удобного дорожного атрибута.
С появлением железных дорог шлагбаумы стали устанавливать у переездов. Сегодня полосатое бревно шлагбаума можно встретить повсеместно – от парковки перед торговым центром до государственной границы. Наследие Петра по-прежнему живо, вот только с развитием дистанционных систем надобность в солдатских дежурствах и будках с караульными у застав исчезла.
В 18-19 веке одного шлагбаума было мало, обязательно должны были быть караульные, осуществляющие пропускной режим. Караульные обязались иметь оружие. Кроме этого, они не могли спать на посту и должны были исправно перекрывать подконтрольный им участок на ночь. Особого отбора караульным не устраивали – их нанимали из самых простых слоев населения. Петербург тогда еще был совсем небольшим городом, в котором не было много въездов и выездов, дорожную ситуацию легко было контролировать. Устройство европейской преграды, которую перенял Петр, настолько отличалось от старых русских «рогаток», что все приезжающие в столицу неизменно отмечали интересное нововведение.
Из произведений писателей того времени можно узнать, что на въезде в город дежурный офицер обязательно проверял и подписывал подорожные бумаги и давал солдату команду, по которой тот поднимал шлагбаум. Позже эта традиция распространилась по всей Российской империи. Уже Пушкин и его современники упоминали шлагбаум в своем творчестве, как яркую деталь быта.
Стоит отметить, что к началу XX века шлагбаумы так прочно вошли в русский быт, что стали упоминаться в литературе, как аллегория препятствия и ни у кого, не закрадывалось сомнение, что когда-то люди на Руси обходились без столь удобного дорожного атрибута.
С появлением железных дорог шлагбаумы стали устанавливать у переездов. Сегодня полосатое бревно шлагбаума можно встретить повсеместно – от парковки перед торговым центром до государственной границы. Наследие Петра по-прежнему живо, вот только с развитием дистанционных систем надобность в солдатских дежурствах и будках с караульными у застав исчезла.