Ответственность за крах «Татфондбанка» несет экс премьер Татарстана Халиков
Летнее затишье вокруг скандально известных банков-банкротов республики Татарстан оказалось лишь видимостью. В руках обманутых вкладчиков появляются всё новые факты преступной деятельности руководства ПАО «Татфондбанк», Совет директоров которого c 2014 года возглавлял сам премьер-министр РТ Халиков И.Ш.
В период с 15 апреля по 21 июля 2016г. в ПАО «Татфондбанк» (далее по тексту – ТФБ) Центральным Банком России проводилась плановая тематическая региональная инспекционная проверка качества кредитного портфеля, по результатам которой составлен акт проверки №А1КИ25-15-5/59ДСП от 21.07.2016г. и вынесено предписание от 30.09.2016 года, № Т492-10-2-10/29892ДСП.
Как установлено данной проверкой, ТФБ были грубо нарушены Положения Банка России. Данные нарушения выразились в неправильной оценке кредитных рисков, завышенной оценке финансового положения заемщиков. Так, в частности, в акте отмечено существенное сокращение или полное отсутствие выручки, невыполнение планов по реализации инвестиционных проектов, серьезные просрочки платежей по погашению кредитов, использование новых кредитов для погашения задолженности по ранее выданным кредитам, факты уплаты основного долга и процентов за счет кредитов, предоставленных третьим лицам, отсутствие признаков реальной хозяйственной деятельности заемщиков и др.
Кроме того, констатированы нарушения Положения Банка России от 28.12.2012г. №395-П «О методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций ("Базель III")". Собственные средства ТФБ формировались активами, признанными ненадлежащими (активы предоставленные заемщиками, ссудная задолженность которых подлежала реклассификации в более низкие категории качества).
По результатам проверки были сделаны следующие выводы:
ТФБ необходимо доформировать резервы в требуемом объеме, а именно в размере 23 500 584, 4 тыс. руб., что может привести к снижению величины собственных средств (капитала) более чем на 80% (собственные средства банка на 01.09.2016 г. – 29 424 015 тыс. руб.), что приведет к нарушению норматива достаточности капитала Н1.0 и возникновению мер по предупреждению несостоятельности (банкротства). Данная ситуация, по мнению Банка России, создает угрозу интересам кредиторов и вкладчиков банка.
Сразу же после вынесения предписания Премьер-министр Республики Татарстан по совместительству Председатель Совета директоров ТФБ И.Ш. Халиков письмом №16-51/11733 от 30.09.2016г. обратился к 1-му заместителю Председателя Банка России, председателю комитета банковского надзора А.Ю. Симановскому.
В данном письме И.Ш.Халиков просил, учитывая значимость ТФБ как для экономики, так и для социальной сферы Республики, рассмотреть возможность исполнения предписания Банка России в период с 1 октября 2016 г. по январь 2017 г.:
- до 15.10.2016г. – формирование резервов на возможные потери в размере не менее 4 млрд. руб.;
- не позднее 10.11.2016г. привлечение высококачественного обеспечения в залог по ссудам в объеме не менее 10 млрд. руб.;
- в декабре 2016г. – формирование резервов на потери в объеме не менее 4 млрд. руб. и погашение задолженности, требующей формирования резервов в соответствии с предписанием Банка России в сумме не менее 6 млрд. руб.;
- в январе 2017г. - формирование резервов на потери в объеме не менее 4 млрд. руб. и погашение задолженности, требующей формирования резервов в соответствии с предписанием Банка России в сумме не менее 6 млрд. руб.
По мнению Халикова И.Ш., данные меры позволили бы исполнить все требования предписания, соблюсти нормативные требования Банка России, а также не допустить повышения социальной напряженности в РТ и обеспечить выполнение социально значимых проектов в Республике.
Письмом от 10.10.2016г. №016-40-5/8098ДСП, подписанным заместителем Председателя Банка России Поздышевым В.А., было рассмотрено и удовлетворено ходатайство ТФБ о возможности досоздания резервов в соответствии с предписанием от 30.09.2016г. в период с 15.10.2016г. по 01.02.2017г.
Далее стоит обратить внимание на Устав ТФБ, в соответствии с которым Совет директоров банка обладает широкими контрольными полномочиями в отношении исполнительных органов, начиная от разработки и утверждения внутренних корпоративных документов банка и до согласования целого ряда сделок.
Так в частности, в силу пп. 6 п. 14.24 Устава ТФБ к компетенции Совета директоров Банка относятся вопросы осуществления контроля за деятельностью Председателя Правления Банка, его заместителей, других членов Правления Банка и Правления Банка, проведение оценки соблюдения Председателем Правления Банка и членами Правления Банка стратегий, политик и порядков, утвержденных Советом директоров Банка.
Тем не менее, указанные И.Ш. Халиковым в письме меры оказались не просто не выполненными. Руководство банка совершало прямо противоположные действия, направленные на его уничтожение и разворовывание средств его кредиторов, а именно (по пунктам рекомендаций из письма ЦБ РФ):
1. формирование резервов на возможные потери (необходимость их формирования была вызвана высоко рискованной кредитной политикой банка).
Пункт не выполнен в полном объеме.
ТФБ не только не выполнил обязательств по формированию резервов, но и продолжил рискованную политику, а именно:
- выдавались кредиты юр. лицам, которые ранее были определены Банком России как заемщики с плохим финансовым состоянием.
Например, согласно предписания Банка России ООО «Татинк-Финанс» было отнесено к 4 категории качества (предпоследняя, с резервом не менее 51%), но, тем не менее, ему 1 декабря 2016г. выдают кредит в размере 1 770 млн. руб.;
- выдавались кредиты юр. лицам, созданным только в 2016 году с минимальным уставным капиталом.
Например: ООО «Капекс» ИНН 1614013010 (создано 15.04.2016г., получило в сентябре-ноябре 2016г. 3 кредита на сумму 150 млн. руб.;
ООО «ТК «Сателлит» ИНН 6311120252 (в начале 2016 г. переведено в РТ, в январе – сентябре 2016г. получило 7 кредитов на сумму 450 млн. руб.);
ООО «Элтор» ИНН 1644087179 (создано 07.04.2016г., получило в июле-ноябре 2016г. 253 млн. руб.).
Сумма таких кредитов (выданных после 21 июля 2016г. – после составления акта проверки) составила 1 072 962 530 руб. (только по имеющимся у кредиторов данным).
Все данные заемщики после 15 декабря 2016г. приняли решения о ликвидации, большинство из них в настоящий момент уже признаны банкротами и в отношении них введено конкурсное производство. И это только юр. лица, которые известны в данный момент кредиторам банка.
2. не позднее 10.11.2016г. привлечение высококачественного обеспечения в залог по ссудам в объеме не менее 10 млрд. руб.
Пункт не выполнен.
ТФБ не только не выполнил данный пункт, но и совершил сделки по выводу высоколиквидных активов из обеспечения, а именно, были расторгнуты договоры об обеспечении с НО «ГЖФ при Президенте РТ», ООО «ПСО «Казань», Зеленодольский завод им. Горького, ООО «Ягодинская слобода» - это поручительства, залог средств на депозитных счетах, недвижимое имущество, акции ПАО «Ак Барс Банк» всего на сумму более 18 млрд. руб.
Кроме того, ТФБ совершил сделки по выкупу необеспеченных задолженностей ряда юр. лиц, которые и так являлись его крупными должниками с низкой категорией качества – ООО «СтандартРитейл», ООО «ВостокШуз», ООО «Автомакияж».
3. в декабре 2016г. погашение задолженности, требующей формирования резервов в соответствии с предписанием Банка России в сумме не менее 6 млрд. руб.
Не выполнялось вообще.
Исходя из имеющихся документов, задолженность «плохих» заемщиков в рассматриваемый период не уменьшилась.
Наоборот, ТФБ совершен целый ряд сделок по списанию средств в погашение кредитов – при этом реально данные денежные средства в декабре на счетах ТФБ уже отсутствовали.
Кроме того, ТФБ были совершены сделки по обмену прав требований к надежным заемщикам на собственные облигации.
Это привело к еще более серьезному ухудшению финансового состояния ТФБ.
По результатам второй проверки (с 30.09.2016 г. по 02.12.2016 г.) размер недосозданных резервов вырос более чем в 2 раза, с 23 млрд. до 49 млрд. руб., превысив размер собственных средств банка (акт от 02.12.2016 г. №А1КИ25-14-5/98ДСП внеплановой тематической региональной инспекционной проверки).
В результате таких преступных действий руководства активы ТФБ по расчетам временной администрации снизились более чем на 100 млрд. руб.
С 30 сентября по 2 декабря 2016г. вновь была проведена внеплановая тематическая региональная инспекционная проверка, по результатам которой составлен акт.
И еще один примечательный факт.
Во время проведения всего вышеописанного разнообразия действий по опустошению банка И.Ш. Халиков опять обращается в Банк России с письмом №16-56/12978 от 28.10.2016 г. об изменении сроков и мероприятий по выполнению требований предписания от 30.09.2016 г. На что получает ответ (письмо от 28.11.2016г.), что на совещании в Банке России 18.11.2016г. представителями ТФБ признана невозможность самостоятельного восстановления финансовой устойчивости банка. В силу чего Банк России рекомендовал Халикову И.Ш. провести работу с акционерами и кредиторами банка, а также провести мероприятия, в том числе связанные с переоформлением задолженности перед предприятиями в субординированные долговые инструменты.
Таким образом, руководство ТФБ при всей осведомленности (если ни при участии) Совета директоров вплоть до введения ЦБ Временной администрации усиленно совершало сделки по выводу активов, и при этом также активно привлекало в банк средства юридических и физических лиц, не пренебрегая ни пенсионерами, ни инвалидами.
Не гнушался и господин Халиков участвовать в этом привлечении собственным портретом на рекламных щитах. Так же топ-менеджемент банка совершал поездки по регионам России, для встречи с крупными кредиторами банка. На этих встречах рассказывалось про то, что банк имеет устойчивое финансовое положение и состояние его стабильно.
Кредиторы ПАО «Татфондбанк» намерены обратится в правоохранительные органы с требованием провести проверку всех вышеназванных фактов. Выяснить детали всех событий, повлекшие за собой банкротство ПАО «Татфондбанк». Привлечь к ответственности всех причастных к совершению данных противоправных действий.
Как установлено данной проверкой, ТФБ были грубо нарушены Положения Банка России. Данные нарушения выразились в неправильной оценке кредитных рисков, завышенной оценке финансового положения заемщиков. Так, в частности, в акте отмечено существенное сокращение или полное отсутствие выручки, невыполнение планов по реализации инвестиционных проектов, серьезные просрочки платежей по погашению кредитов, использование новых кредитов для погашения задолженности по ранее выданным кредитам, факты уплаты основного долга и процентов за счет кредитов, предоставленных третьим лицам, отсутствие признаков реальной хозяйственной деятельности заемщиков и др.
Кроме того, констатированы нарушения Положения Банка России от 28.12.2012г. №395-П «О методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций ("Базель III")". Собственные средства ТФБ формировались активами, признанными ненадлежащими (активы предоставленные заемщиками, ссудная задолженность которых подлежала реклассификации в более низкие категории качества).
По результатам проверки были сделаны следующие выводы:
ТФБ необходимо доформировать резервы в требуемом объеме, а именно в размере 23 500 584, 4 тыс. руб., что может привести к снижению величины собственных средств (капитала) более чем на 80% (собственные средства банка на 01.09.2016 г. – 29 424 015 тыс. руб.), что приведет к нарушению норматива достаточности капитала Н1.0 и возникновению мер по предупреждению несостоятельности (банкротства). Данная ситуация, по мнению Банка России, создает угрозу интересам кредиторов и вкладчиков банка.
Сразу же после вынесения предписания Премьер-министр Республики Татарстан по совместительству Председатель Совета директоров ТФБ И.Ш. Халиков письмом №16-51/11733 от 30.09.2016г. обратился к 1-му заместителю Председателя Банка России, председателю комитета банковского надзора А.Ю. Симановскому.
В данном письме И.Ш.Халиков просил, учитывая значимость ТФБ как для экономики, так и для социальной сферы Республики, рассмотреть возможность исполнения предписания Банка России в период с 1 октября 2016 г. по январь 2017 г.:
- до 15.10.2016г. – формирование резервов на возможные потери в размере не менее 4 млрд. руб.;
- не позднее 10.11.2016г. привлечение высококачественного обеспечения в залог по ссудам в объеме не менее 10 млрд. руб.;
- в декабре 2016г. – формирование резервов на потери в объеме не менее 4 млрд. руб. и погашение задолженности, требующей формирования резервов в соответствии с предписанием Банка России в сумме не менее 6 млрд. руб.;
- в январе 2017г. - формирование резервов на потери в объеме не менее 4 млрд. руб. и погашение задолженности, требующей формирования резервов в соответствии с предписанием Банка России в сумме не менее 6 млрд. руб.
По мнению Халикова И.Ш., данные меры позволили бы исполнить все требования предписания, соблюсти нормативные требования Банка России, а также не допустить повышения социальной напряженности в РТ и обеспечить выполнение социально значимых проектов в Республике.
Письмом от 10.10.2016г. №016-40-5/8098ДСП, подписанным заместителем Председателя Банка России Поздышевым В.А., было рассмотрено и удовлетворено ходатайство ТФБ о возможности досоздания резервов в соответствии с предписанием от 30.09.2016г. в период с 15.10.2016г. по 01.02.2017г.
Далее стоит обратить внимание на Устав ТФБ, в соответствии с которым Совет директоров банка обладает широкими контрольными полномочиями в отношении исполнительных органов, начиная от разработки и утверждения внутренних корпоративных документов банка и до согласования целого ряда сделок.
Так в частности, в силу пп. 6 п. 14.24 Устава ТФБ к компетенции Совета директоров Банка относятся вопросы осуществления контроля за деятельностью Председателя Правления Банка, его заместителей, других членов Правления Банка и Правления Банка, проведение оценки соблюдения Председателем Правления Банка и членами Правления Банка стратегий, политик и порядков, утвержденных Советом директоров Банка.
Тем не менее, указанные И.Ш. Халиковым в письме меры оказались не просто не выполненными. Руководство банка совершало прямо противоположные действия, направленные на его уничтожение и разворовывание средств его кредиторов, а именно (по пунктам рекомендаций из письма ЦБ РФ):
1. формирование резервов на возможные потери (необходимость их формирования была вызвана высоко рискованной кредитной политикой банка).
Пункт не выполнен в полном объеме.
ТФБ не только не выполнил обязательств по формированию резервов, но и продолжил рискованную политику, а именно:
- выдавались кредиты юр. лицам, которые ранее были определены Банком России как заемщики с плохим финансовым состоянием.
Например, согласно предписания Банка России ООО «Татинк-Финанс» было отнесено к 4 категории качества (предпоследняя, с резервом не менее 51%), но, тем не менее, ему 1 декабря 2016г. выдают кредит в размере 1 770 млн. руб.;
- выдавались кредиты юр. лицам, созданным только в 2016 году с минимальным уставным капиталом.
Например: ООО «Капекс» ИНН 1614013010 (создано 15.04.2016г., получило в сентябре-ноябре 2016г. 3 кредита на сумму 150 млн. руб.;
ООО «ТК «Сателлит» ИНН 6311120252 (в начале 2016 г. переведено в РТ, в январе – сентябре 2016г. получило 7 кредитов на сумму 450 млн. руб.);
ООО «Элтор» ИНН 1644087179 (создано 07.04.2016г., получило в июле-ноябре 2016г. 253 млн. руб.).
Сумма таких кредитов (выданных после 21 июля 2016г. – после составления акта проверки) составила 1 072 962 530 руб. (только по имеющимся у кредиторов данным).
Все данные заемщики после 15 декабря 2016г. приняли решения о ликвидации, большинство из них в настоящий момент уже признаны банкротами и в отношении них введено конкурсное производство. И это только юр. лица, которые известны в данный момент кредиторам банка.
2. не позднее 10.11.2016г. привлечение высококачественного обеспечения в залог по ссудам в объеме не менее 10 млрд. руб.
Пункт не выполнен.
ТФБ не только не выполнил данный пункт, но и совершил сделки по выводу высоколиквидных активов из обеспечения, а именно, были расторгнуты договоры об обеспечении с НО «ГЖФ при Президенте РТ», ООО «ПСО «Казань», Зеленодольский завод им. Горького, ООО «Ягодинская слобода» - это поручительства, залог средств на депозитных счетах, недвижимое имущество, акции ПАО «Ак Барс Банк» всего на сумму более 18 млрд. руб.
Кроме того, ТФБ совершил сделки по выкупу необеспеченных задолженностей ряда юр. лиц, которые и так являлись его крупными должниками с низкой категорией качества – ООО «СтандартРитейл», ООО «ВостокШуз», ООО «Автомакияж».
3. в декабре 2016г. погашение задолженности, требующей формирования резервов в соответствии с предписанием Банка России в сумме не менее 6 млрд. руб.
Не выполнялось вообще.
Исходя из имеющихся документов, задолженность «плохих» заемщиков в рассматриваемый период не уменьшилась.
Наоборот, ТФБ совершен целый ряд сделок по списанию средств в погашение кредитов – при этом реально данные денежные средства в декабре на счетах ТФБ уже отсутствовали.
Кроме того, ТФБ были совершены сделки по обмену прав требований к надежным заемщикам на собственные облигации.
Это привело к еще более серьезному ухудшению финансового состояния ТФБ.
По результатам второй проверки (с 30.09.2016 г. по 02.12.2016 г.) размер недосозданных резервов вырос более чем в 2 раза, с 23 млрд. до 49 млрд. руб., превысив размер собственных средств банка (акт от 02.12.2016 г. №А1КИ25-14-5/98ДСП внеплановой тематической региональной инспекционной проверки).
В результате таких преступных действий руководства активы ТФБ по расчетам временной администрации снизились более чем на 100 млрд. руб.
С 30 сентября по 2 декабря 2016г. вновь была проведена внеплановая тематическая региональная инспекционная проверка, по результатам которой составлен акт.
И еще один примечательный факт.
Во время проведения всего вышеописанного разнообразия действий по опустошению банка И.Ш. Халиков опять обращается в Банк России с письмом №16-56/12978 от 28.10.2016 г. об изменении сроков и мероприятий по выполнению требований предписания от 30.09.2016 г. На что получает ответ (письмо от 28.11.2016г.), что на совещании в Банке России 18.11.2016г. представителями ТФБ признана невозможность самостоятельного восстановления финансовой устойчивости банка. В силу чего Банк России рекомендовал Халикову И.Ш. провести работу с акционерами и кредиторами банка, а также провести мероприятия, в том числе связанные с переоформлением задолженности перед предприятиями в субординированные долговые инструменты.
Таким образом, руководство ТФБ при всей осведомленности (если ни при участии) Совета директоров вплоть до введения ЦБ Временной администрации усиленно совершало сделки по выводу активов, и при этом также активно привлекало в банк средства юридических и физических лиц, не пренебрегая ни пенсионерами, ни инвалидами.
Не гнушался и господин Халиков участвовать в этом привлечении собственным портретом на рекламных щитах. Так же топ-менеджемент банка совершал поездки по регионам России, для встречи с крупными кредиторами банка. На этих встречах рассказывалось про то, что банк имеет устойчивое финансовое положение и состояние его стабильно.
Кредиторы ПАО «Татфондбанк» намерены обратится в правоохранительные органы с требованием провести проверку всех вышеназванных фактов. Выяснить детали всех событий, повлекшие за собой банкротство ПАО «Татфондбанк». Привлечь к ответственности всех причастных к совершению данных противоправных действий.