Парфюмер вышел в российский кинопрокат
Вся история героя фильма, в сущности, это история человека, отчаянно пытающегося защитить свое дитя от неведомой опасности, которая грозит отовсюду: из зарослей деревьев и кустов, из боковой улочки или темного угла, везде, где живут люди.
Сегодня в российский прокат вышел фильм Парфюмер: история одного убийцы, снятый по роману Патрика Зюскинда. Триллер-бестселлер, описывающий историю жизни блестящего парфюмера и кровавого убийцы Жан-Батиста Гренуя, впервые был издан в Швейцарии в издательстве Diogenes-Verlag в начале 1985 года и мгновенно превратил его автора, Патрика Зюскинда, в писателя мировой величины.
Общемировой тираж романа составил более 12 миллионов экземпляров, он переведен на 42 языка, в том числе и на латынь! Роман появился даже в списках "Наиболее читаемых произведений, опубликованных журналами Oprah и InStyle. В 2002 году жители английского города Лидс выбрали роман Парфюмер в качестве основного для празднования Международного дня книги. Это самое известное произведение, написанное на немецком языке, со времени выхода в свет романа Э. М. Ремарка На западном фронте без перемен.
ФИЛЬМ О ФИЛЬМЕ
22 года назад, Париж. Гренуй родился в самый жаркий день года на зловонном парижском рыбном рынке. Его мать (Биргит Минихмейр) попыталась избавиться от нежеланного ребенка, закопав его в кучу рыбьей требухи, набросанной у нее под прилавком. Однако новорожденный, словно назло, заорал так громко и отчаянно, что был спасен случайным прохожим. Мать же была арестована и повешена за покушение на убийство ребенка. Первые несколько лет жизни Гренуй проводит в сиротском приюте мадам Гайар. Другим детям кажется, что с ним что-то неладно, и в первый же его вечер в приюте они пытаются его задушить. Однако мадам Гайар, не желая терять денежное пособие, которое она получает на вновь прибывшего сироту, спасает его. К трем годам он не научился ни ходить, ни говорить, однако у мальчика развилось удивительное обоняние. Он ползает по приюту и познает окружающий мир, используя свой удивительный дар.
Мадам Гайар перестает получать деньги на воспитание мальчика по достижении им 13 лет. За 10 франков она уступает его кожевнику Грималю. Работа в дубильных ямах, наполненных вонючими нитратами и гниющими шкурами, тяжела и опасна, однако мальчик выживает в этих адских условиях и превращается в сильного молодого человека.
Во время своей первой прогулки по Парижу, окруженный смесью городских запахов, Гренуй вдруг ощущает донесенный до него порывом ветра удивительный, ранее незнакомый ему аромат. В исступлении спешит он по залитым лунным светом улицам и переулкам туда, куда его ведет запах, - к прелестной Плюм Селлер (Каролина Херфурт). Девушка не успевает вскрикнуть - Гренуй зажимает ей рот и тащит в темноту, чтобы их не увидела проходящая мимо парочка. Гренуй наблюдает за прохожими из темноты, в то время как девушка бьется в его руках, пытаясь вдохнуть глоток воздуха. Когда он отпускает ее, Плюм Селлер оказывается мертва. Он отчаянно пытается завладеть ее запахом, выпить его, набрать пригоршни этого аромата, как если бы это была жидкостью. Но запах тает, уходит, как уходит жизнь из тела девушки. Гренуя охватывает невыносимое чувство утраты. Так он и становится учеником парфюмера Бальдини, дело которого пришло в упадок. Он отчаянно желает создать собственные духи. Гренуй понимает, что обладает удивительным талантом составления превосходных запахов, что может помочь восстановить репутацию Бальдини.
Гренуй отправляется в Грасс, где в горной пещере посреди Центрального Массива он обнаруживает, что сам не обладает никаким собственным запахом, как будто бы его самого не существует. Это потрясает его до глубины души, и Гренуй решает создать для себя совершенно неповторимый аромат. Здесь он поступает на работу в небольшую парфюмерную мастерскую мадам Арнульфи. В течение пары недель находят убитыми нескольких красивых девушек. Торговец Риши подозревает, что злодей-убийца одержим манией - что-то вроде коллекционирования красоты. Поначалу погибают простые девушки: пастушка, продавщица лимонов, скотница. Но вскоре оказываются убитыми красавицы-близнецы, дочери его друга Талльена. Они найдены обнаженными и с обритыми головами... Гренуй открывает маленький шкафчик и внимательно разглядывает двенадцать крошечных стеклянных флакончиков, каждый из которых содержит всего несколько капель масла янтарного цвета. Теперь ему нужен только один аромат, одна заключительная нота - и его духи будут готовы.
1766 год. Грасс, юг Франции. Паника охватила город: жители запирают двери, заколачивают окна. Арестован человек, подозреваемый в совершенных убийствах, однако Риши убежден, что схвачен невиновный. Под покровом ночи он вместе с дочерью покидает город и привозит девушку в маленькую неприметную приморскую гостиницу. Однако Гренуй следует за Лаурой, за влекущим его запахом до самого Средиземного моря. На следующее утро Риши находит мертвое обнаженное тело своей дочери, ее локоны сострижены. Гренуй стоит на коленях перед маленьким костром в лесу, разложив поле него свои принадлежности. Последняя капля масла падает в маленький флакон из носика перегонного аппарата. Он перемешивает его содержимое с остальными двенадцатью, втягивает в себя аромат и прячет флакончик в карман. Вдруг его окружают солдаты: Гренуй арестован.
Огромная толпа собралась на центральной площади Грасса в день казни, но Греную удается тайком капнуть себе на запястье несколько капель своих духов. Ветер разносит аромат по площади, доносит его до собравшихся - и вдруг в толпе все как один бросаются друг другу на шею. Даже рыдающий Риши заключает в объятия убийцу своей дочери, моля о прощении. Гренуй, которого никто в жизни никогда не любил, падает без чувств. Как же он собирается использовать остатки своего парфюма?..
Кому достались права на экранизацию романа
Продюсер Бернд Айхингер прочитал роман сразу после его выхода в свет в 1985 году и немедленно обратился к его автору и своему другу Патрику Зюскинду с просьбой о приобретении прав на экранизацию романа. Однако тот не хотел продавать права никому. Многие именитые режиссеры в течение долгих лет обращались к автору с предложениями о продаже, но Зюскинд все их отвергал. И вот, спустя 15 лет после того, как он впервые обратился к Зюскинду с просьбой о продаже прав, Айхингер почувствовал, что его время настало. Режиссер немедленно засел за написание предварительной версии сценария будущего фильма. Для того чтобы перевести язык романа на язык кино, да еще и английский, Айхингер пригласил себе в помощники Эндрю Биркина, который был одним из авторов, участвовавших в создании его фильма Имя розы. Кроме того, Бернд был продюсером режиссерских проектов Биркина - фильмов Соль на нашей коже и Цементный сад. В 2003 году к этой компании присоединился режиссер Том Тыквер. В течение последующих двух лет это трио продолжало работать над сценарием, стараясь довести его до идеального состояния. Для Тыквера экранизация была "очень трудной задачей, так как это очень сложное и многоплановое произведение - удивительно глубокий эпический роман".
Сложной задачей для Айхингера было сделать понятной зрителю фигуру главного действующего лица. Поскольку Гренуй был немногословен, то авторы фильма не могли раскрыть его характер посредством диалога, как происходит обычно. Он перфекционист, одержимый идеей создания абсолютного, так сказать приворотного зелья: такого аромата, обладание которым принесет его владельцу всеобщую любовь и поклонение. То обстоятельство, что центральным героем фильма является такой персонаж, как Гренуй, ломает все правила написания сценария. Нужно было создать такой образ, который бы заворожил зрителя свой одержимостью.
Съемочный процесс Парфюмера
Съемки фильма начались в конце июня 2005 года трехдневной поездкой в Прованс: нужно было заснять цветущие лавандовые поля. Основная операторская работа пришлась на период между 12 июля и 16 октября 2005 года. Первые 15 дней съемочная группа провела в Мюнхене, в интерьерах Bavaria Studios создавая сцены с мастером-парфюмером Бальдини (Дастин Хоффман) и его подмастерьем Гренуем (Бен Уишоу), а также сцены в парфюмерной мастерской мадам Арнульфи (Коринна Харфуш). Оставшуюся часть фильма, включая парижский рыбный рынок и Грасс, город парфюмеров, снимали в Испании (в Барселоне, Фигересе и Жироне).
(Под началом режиссера Тома Тыквера находились 520 технических работников, 67 актеров, около 5200 человек массовки и более 100 декораций, "Век")
Временами было очень забавно, стоя по щиколотку в рыбной требухе, отдавать команды на четырех языках примерно тысяче человек массовки, - смеется Том Тыквер. - Просто нужно иметь в виду, что все зависит от хорошо обеспеченной материально-технической базы. Однако прежде чем дело дошло до дохлой рыбы, многоязыкой какофонии на съемочной площадке и подбора тысяч актеров, Айхингер и Тыквер приступили к тщательно подготовленной встрече с тремя ключевыми фигурами будущей команды. Первым номером стал оператор Франк Грибе, вторым - художник-постановщик Ули Ханиш и последним на борт взошел художник по костюмам Пьер-Ив Гейро.
Действие фильма разворачивается в Париже и на юге Франции. Создателям фильма было необходимо узнать как можно больше об этом периоде, когда на троне был Людовик XV: каковы были социальные механизмы того времени, люди, их идеалы. Сначала предполагалось снимать фильм в Хорватии, с ее суровыми пейзажами и старинными городами. Затем создатели фильма обсуждали в качестве возможного места проведения съемок Францию, однако нашли, что в ее современных городах - Париже и Грассе - очень сложно будет организовать натуральные съемки. Зато в Испании они обнаружили настоящее Эльдорадо, а именно в Барселоне, Жироне и Фигересе. Мэр Барселоны Жоан Клос проявил исключительное понимание и организовал официальную кампанию по поддержке съемочной группы.
Целая неделя ушла на съемки сцены, в которой Гренуй появляется перед толпой, пришедшей поглазеть на его казнь. Poble Espanol, популярный музей на открытом воздухе, явился превосходным местом для съемок серии эпизодов, для которой 40 гримеров загримировали, а 35 костюмеров облекли в костюмы 750 участников массовки. Кроме 29 дней в Барселоне, съемочная группа провела 8 дней в окрестностях Жироны и 15 в Фигересе, городе Дали. Оба они находятся на северо-западе Испании, недалеко от границы с Францией, проходящей в Пиренеях. Несколько сцен в горах и в лесу снимались в окрестностях Жироны. Здесь же снимали дом и студию мадам Арнульфи, у которой Гренуй учился сложному искусству анфлеража - экстрагированию из цветков драгоценного масла. Живописный замок Сан-Ферран в Фигересе послужил фоном для множества сцен, включая эпизоды в дубильне, где работал Гренуй, а также у парижских городских ворот. Интерьеры подвалов замка были использованы в своем прямом назначении: там снимали сцены с арестованным Гренуем.
Окончательный монтаж фильма был завершен в середине 2006 года.
Общемировой тираж романа составил более 12 миллионов экземпляров, он переведен на 42 языка, в том числе и на латынь! Роман появился даже в списках "Наиболее читаемых произведений, опубликованных журналами Oprah и InStyle. В 2002 году жители английского города Лидс выбрали роман Парфюмер в качестве основного для празднования Международного дня книги. Это самое известное произведение, написанное на немецком языке, со времени выхода в свет романа Э. М. Ремарка На западном фронте без перемен.
ФИЛЬМ О ФИЛЬМЕ
22 года назад, Париж. Гренуй родился в самый жаркий день года на зловонном парижском рыбном рынке. Его мать (Биргит Минихмейр) попыталась избавиться от нежеланного ребенка, закопав его в кучу рыбьей требухи, набросанной у нее под прилавком. Однако новорожденный, словно назло, заорал так громко и отчаянно, что был спасен случайным прохожим. Мать же была арестована и повешена за покушение на убийство ребенка. Первые несколько лет жизни Гренуй проводит в сиротском приюте мадам Гайар. Другим детям кажется, что с ним что-то неладно, и в первый же его вечер в приюте они пытаются его задушить. Однако мадам Гайар, не желая терять денежное пособие, которое она получает на вновь прибывшего сироту, спасает его. К трем годам он не научился ни ходить, ни говорить, однако у мальчика развилось удивительное обоняние. Он ползает по приюту и познает окружающий мир, используя свой удивительный дар.
Мадам Гайар перестает получать деньги на воспитание мальчика по достижении им 13 лет. За 10 франков она уступает его кожевнику Грималю. Работа в дубильных ямах, наполненных вонючими нитратами и гниющими шкурами, тяжела и опасна, однако мальчик выживает в этих адских условиях и превращается в сильного молодого человека.
Во время своей первой прогулки по Парижу, окруженный смесью городских запахов, Гренуй вдруг ощущает донесенный до него порывом ветра удивительный, ранее незнакомый ему аромат. В исступлении спешит он по залитым лунным светом улицам и переулкам туда, куда его ведет запах, - к прелестной Плюм Селлер (Каролина Херфурт). Девушка не успевает вскрикнуть - Гренуй зажимает ей рот и тащит в темноту, чтобы их не увидела проходящая мимо парочка. Гренуй наблюдает за прохожими из темноты, в то время как девушка бьется в его руках, пытаясь вдохнуть глоток воздуха. Когда он отпускает ее, Плюм Селлер оказывается мертва. Он отчаянно пытается завладеть ее запахом, выпить его, набрать пригоршни этого аромата, как если бы это была жидкостью. Но запах тает, уходит, как уходит жизнь из тела девушки. Гренуя охватывает невыносимое чувство утраты. Так он и становится учеником парфюмера Бальдини, дело которого пришло в упадок. Он отчаянно желает создать собственные духи. Гренуй понимает, что обладает удивительным талантом составления превосходных запахов, что может помочь восстановить репутацию Бальдини.
Гренуй отправляется в Грасс, где в горной пещере посреди Центрального Массива он обнаруживает, что сам не обладает никаким собственным запахом, как будто бы его самого не существует. Это потрясает его до глубины души, и Гренуй решает создать для себя совершенно неповторимый аромат. Здесь он поступает на работу в небольшую парфюмерную мастерскую мадам Арнульфи. В течение пары недель находят убитыми нескольких красивых девушек. Торговец Риши подозревает, что злодей-убийца одержим манией - что-то вроде коллекционирования красоты. Поначалу погибают простые девушки: пастушка, продавщица лимонов, скотница. Но вскоре оказываются убитыми красавицы-близнецы, дочери его друга Талльена. Они найдены обнаженными и с обритыми головами... Гренуй открывает маленький шкафчик и внимательно разглядывает двенадцать крошечных стеклянных флакончиков, каждый из которых содержит всего несколько капель масла янтарного цвета. Теперь ему нужен только один аромат, одна заключительная нота - и его духи будут готовы.
1766 год. Грасс, юг Франции. Паника охватила город: жители запирают двери, заколачивают окна. Арестован человек, подозреваемый в совершенных убийствах, однако Риши убежден, что схвачен невиновный. Под покровом ночи он вместе с дочерью покидает город и привозит девушку в маленькую неприметную приморскую гостиницу. Однако Гренуй следует за Лаурой, за влекущим его запахом до самого Средиземного моря. На следующее утро Риши находит мертвое обнаженное тело своей дочери, ее локоны сострижены. Гренуй стоит на коленях перед маленьким костром в лесу, разложив поле него свои принадлежности. Последняя капля масла падает в маленький флакон из носика перегонного аппарата. Он перемешивает его содержимое с остальными двенадцатью, втягивает в себя аромат и прячет флакончик в карман. Вдруг его окружают солдаты: Гренуй арестован.
Огромная толпа собралась на центральной площади Грасса в день казни, но Греную удается тайком капнуть себе на запястье несколько капель своих духов. Ветер разносит аромат по площади, доносит его до собравшихся - и вдруг в толпе все как один бросаются друг другу на шею. Даже рыдающий Риши заключает в объятия убийцу своей дочери, моля о прощении. Гренуй, которого никто в жизни никогда не любил, падает без чувств. Как же он собирается использовать остатки своего парфюма?..
Кому достались права на экранизацию романа
Продюсер Бернд Айхингер прочитал роман сразу после его выхода в свет в 1985 году и немедленно обратился к его автору и своему другу Патрику Зюскинду с просьбой о приобретении прав на экранизацию романа. Однако тот не хотел продавать права никому. Многие именитые режиссеры в течение долгих лет обращались к автору с предложениями о продаже, но Зюскинд все их отвергал. И вот, спустя 15 лет после того, как он впервые обратился к Зюскинду с просьбой о продаже прав, Айхингер почувствовал, что его время настало. Режиссер немедленно засел за написание предварительной версии сценария будущего фильма. Для того чтобы перевести язык романа на язык кино, да еще и английский, Айхингер пригласил себе в помощники Эндрю Биркина, который был одним из авторов, участвовавших в создании его фильма Имя розы. Кроме того, Бернд был продюсером режиссерских проектов Биркина - фильмов Соль на нашей коже и Цементный сад. В 2003 году к этой компании присоединился режиссер Том Тыквер. В течение последующих двух лет это трио продолжало работать над сценарием, стараясь довести его до идеального состояния. Для Тыквера экранизация была "очень трудной задачей, так как это очень сложное и многоплановое произведение - удивительно глубокий эпический роман".
Сложной задачей для Айхингера было сделать понятной зрителю фигуру главного действующего лица. Поскольку Гренуй был немногословен, то авторы фильма не могли раскрыть его характер посредством диалога, как происходит обычно. Он перфекционист, одержимый идеей создания абсолютного, так сказать приворотного зелья: такого аромата, обладание которым принесет его владельцу всеобщую любовь и поклонение. То обстоятельство, что центральным героем фильма является такой персонаж, как Гренуй, ломает все правила написания сценария. Нужно было создать такой образ, который бы заворожил зрителя свой одержимостью.
Съемочный процесс Парфюмера
Съемки фильма начались в конце июня 2005 года трехдневной поездкой в Прованс: нужно было заснять цветущие лавандовые поля. Основная операторская работа пришлась на период между 12 июля и 16 октября 2005 года. Первые 15 дней съемочная группа провела в Мюнхене, в интерьерах Bavaria Studios создавая сцены с мастером-парфюмером Бальдини (Дастин Хоффман) и его подмастерьем Гренуем (Бен Уишоу), а также сцены в парфюмерной мастерской мадам Арнульфи (Коринна Харфуш). Оставшуюся часть фильма, включая парижский рыбный рынок и Грасс, город парфюмеров, снимали в Испании (в Барселоне, Фигересе и Жироне).
(Под началом режиссера Тома Тыквера находились 520 технических работников, 67 актеров, около 5200 человек массовки и более 100 декораций, "Век")
Временами было очень забавно, стоя по щиколотку в рыбной требухе, отдавать команды на четырех языках примерно тысяче человек массовки, - смеется Том Тыквер. - Просто нужно иметь в виду, что все зависит от хорошо обеспеченной материально-технической базы. Однако прежде чем дело дошло до дохлой рыбы, многоязыкой какофонии на съемочной площадке и подбора тысяч актеров, Айхингер и Тыквер приступили к тщательно подготовленной встрече с тремя ключевыми фигурами будущей команды. Первым номером стал оператор Франк Грибе, вторым - художник-постановщик Ули Ханиш и последним на борт взошел художник по костюмам Пьер-Ив Гейро.
Действие фильма разворачивается в Париже и на юге Франции. Создателям фильма было необходимо узнать как можно больше об этом периоде, когда на троне был Людовик XV: каковы были социальные механизмы того времени, люди, их идеалы. Сначала предполагалось снимать фильм в Хорватии, с ее суровыми пейзажами и старинными городами. Затем создатели фильма обсуждали в качестве возможного места проведения съемок Францию, однако нашли, что в ее современных городах - Париже и Грассе - очень сложно будет организовать натуральные съемки. Зато в Испании они обнаружили настоящее Эльдорадо, а именно в Барселоне, Жироне и Фигересе. Мэр Барселоны Жоан Клос проявил исключительное понимание и организовал официальную кампанию по поддержке съемочной группы.
Целая неделя ушла на съемки сцены, в которой Гренуй появляется перед толпой, пришедшей поглазеть на его казнь. Poble Espanol, популярный музей на открытом воздухе, явился превосходным местом для съемок серии эпизодов, для которой 40 гримеров загримировали, а 35 костюмеров облекли в костюмы 750 участников массовки. Кроме 29 дней в Барселоне, съемочная группа провела 8 дней в окрестностях Жироны и 15 в Фигересе, городе Дали. Оба они находятся на северо-западе Испании, недалеко от границы с Францией, проходящей в Пиренеях. Несколько сцен в горах и в лесу снимались в окрестностях Жироны. Здесь же снимали дом и студию мадам Арнульфи, у которой Гренуй учился сложному искусству анфлеража - экстрагированию из цветков драгоценного масла. Живописный замок Сан-Ферран в Фигересе послужил фоном для множества сцен, включая эпизоды в дубильне, где работал Гренуй, а также у парижских городских ворот. Интерьеры подвалов замка были использованы в своем прямом назначении: там снимали сцены с арестованным Гренуем.
Окончательный монтаж фильма был завершен в середине 2006 года.