Пенсии россиян отдадут мигрантам
Новая система, дескать, позволит покрыть дефицит бюджета. Вот только, покрывая дефицит деньгами собственных граждан одной рукой, федеральный центр другой рукой создает новые предпосылки для образования дефицита, соглашаясь раздавать пенсионные деньги тем, кто проработал в стране всего год.
Новость о том, что в России начнут выплачивать пенсии трудовым мигрантам, в очередной раз внесла в общество некоторую сумятицу. Да и скептически настроенные эксперты утверждают, что дыра в Пенсионном фонде, которую безуспешно пытались залатать деньгами россиян через повышение пенсионного возраста и заморозку накопительной части, может только увеличиться. Так что же именно стоит за принятием такого решения и насколько оправданы опасения граждан?
Деньги есть, но не про вашу честь
Российская сторона планирует ратифицировать соглашение с другими странами-членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), которым предусматривается возможность осуществления пенсионных выплат трудовым мигрантам. К примеру, если житель Казахстана, Армении, Белоруссии или Киргизии будет иметь от 1 года трудового стажа на территории Российской Федерации, то он будет иметь право на получение пенсионного обеспечения из средств Пенсионного фонда России (ПФР).
По некоторым данным, соответствующий закон должен заработать уже со следующего года, а вот федеральному бюджету его реализация обойдется в 166 миллионов рублей. Однако это лишь предварительные данные. Россияне тем временем всерьез обеспокоились тем фактом, что федеральный центр быстро нашел деньги для оплаты пенсий мигрантам, в то время как российские пенсионеры и участники государственной накопительной пенсионной системы, так и не дождались обещанной прежде индексации. И обеспокоенность россиян вполне можно понять – как еще реагировать, когда власти на глазах претворяют в жизнь крылатую фразу: «есть, но не про вашу честь».
Игры в несправедливость
Впрочем, Россия уже не впервые соглашается на обеспечение выплат пенсий жителям некогда союзных республик. Так, еще два года тому назад депутаты Государственной думы одобрили выплату пенсионных доплат жителям Южной Осетии, которые получили гражданство России. Доведение размера пенсий жителей Южной Осетии до среднего по России официально обошлось федеральному бюджету в 40 миллионов рублей в последующие два года. Но слухи ходили и о других суммах. Кроме того, ПФР до сих пор не назвал сумму средств, которая потребуется на обеспечение пенсионными выплатами жителей самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик, которые как раз сейчас имеют возможность получить российские паспорта. Из реально озвученных данных есть лишь «дежурное» заявление Минтруда, где сумму эту назвали «не критичной». Россияне же опасаются, что подобные шаги могут негативно отразиться на бюджете страны.
С одной стороны, в случае ратификации соглашения со странами-членами ЕАЭС Москва устраняет имеющуюся несправедливость, при которой мигранты (разумеется те, которые работают в России легально) продолжают платить отчисления в ПФР, но пенсию могут получить только у себя на Родине. С другой же стороны, этот шаг ведет к созданию новой несправедливости – для того, чтобы рассчитывать на российскую пенсию, вполне достаточно будет проработать в стране всего год, при этом, учитывать будут весь трудовой стаж человека. Иными словами, размер выплат в этом случае точно окажется выше, чем размер взносов. Кроме того, в рамках ЕАЭС Россия выступает исключительно в качестве импортера трудовых ресурсов, а значит, участие в этом соглашении непременно обернется для страны ростом социальных расходов федерального бюджета.
«В России сегодня не только самый большой спрос на рабочую силу, но и наиболее высокий уровень зарплат, поэтому поток трудовых мигрантов в страну значительно выше, чем где-либо еще. Этим и определяется уровень бюджетных расходов на обеспечение социальных выплат. Кроме того, средний размер пенсий в стране также заметно выше, чем в остальных странах-членах ЕАЭС, а это значит, что спрос на получение пенсий в Союзе сместится именно в сторону России. Федеральному бюджету это грозит одними лишь потерями, ведь граждане РФ вряд ли станут претендентами на получение киргизской пенсии, которая сегодня составляет в среднем около 4 000 рублей. Наконец, это решение заметно увеличит поток мигрантов, что станет для них основным мотивом», - считает доцент ФЭСН при РАНХиГС Алисен Алисенов.
К слову, тенденция, о которой говорит эксперт, обозначилась ранее. Так, по данным МВД России, за последние пять лет общая численность трудовых мигрантов из той же Киргизии в России выросла в разы и достигла отметки в 376 000 человек. В два раза увеличилась численность мигрантов из Армении – теперь в РФ работает порядка 232 тысяч армян. Разумеется, этот процесс создает и более благоприятные налоговые условия. Так, ставка налога на доход физических лиц для работников из стран ЕАЭС в России установлена на отметке в 13%, но с увеличением потока трудовых мигрантов, которых принято считать дешевой рабочей силой, никаких выгод экономика страны не получит.
Страдают, как всегда, россияне
Стоит ли говорить, насколько высоко неприятие подобных шагов в российском обществе, которое за последние годы пережило сразу несколько серьезных «пенсионных потрясений», начиная от заморозки накопительной части пенсии в ПФР, заканчивая недавним повышением пенсионного возраста. И все эти нововведения объяснялись федеральными чиновниками как раз тем, что в бюджете Пенсионного фонда образовалась огромная дыра, которая попросту не позволяет действующей солидарной пенсионной системе справляться с ростом численности пенсионеров. Латать эту дыру взялись как раз деньгами простых граждан, но попытка, судя по всему, оказалась неудачной.
К примеру, в апреле этого года участники конференции ВШЭ отметили, что правительство России вполне может инициировать новое повышение возраста выхода на пенсию в ближайшие 10 лет, поскольку эффект от нынешней пенсионной реформы к тому моменту будет полностью исчерпан. То есть, лучше жить пенсионерам не станет, они лишь не станут жить впроголодь в самом прямом смысле этого слова, но ненадолго – всего-то на 10 лет. И ради этого всей стране придется просто потерпеть до пенсии лишних 5 лет или 60 месяцев работы.
Нужно ли говорить, что при появлении дополнительной нагрузки в виде обеспечения пенсиями армии трудовых мигрантов, сроки прогнозируемого экспертами нового повышения пенсионного возраста могут лишь приблизиться – ведь запланированные изменения не позволят бюджету ПФР получить дополнительные средства.
Наконец, в обозримом будущем россиян ожидает введение новой версии накопительной пенсионной системы под видом системы Индивидуального пенсионного капитала, перспективы которой экспертам также видятся туманными. Более того, существует версия, что введение ИПК негативно отразится на уровне жизни наименее обеспеченных граждан страны. Наконец, не стоит забывать, что новую систему ИПК россиянам «придумали» по все той же прозаичной причине – недостаток средств в бюджете ПФР. Новая система, дескать, позволит покрыть дефицит бюджета. Вот только, покрывая дефицит деньгами собственных граждан одной рукой, федеральный центр другой рукой создает новые предпосылки для образования дефицита, соглашаясь раздавать пенсионные деньги тем, кто проработал в стране всего год.
Деньги есть, но не про вашу честь
Российская сторона планирует ратифицировать соглашение с другими странами-членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), которым предусматривается возможность осуществления пенсионных выплат трудовым мигрантам. К примеру, если житель Казахстана, Армении, Белоруссии или Киргизии будет иметь от 1 года трудового стажа на территории Российской Федерации, то он будет иметь право на получение пенсионного обеспечения из средств Пенсионного фонда России (ПФР).
По некоторым данным, соответствующий закон должен заработать уже со следующего года, а вот федеральному бюджету его реализация обойдется в 166 миллионов рублей. Однако это лишь предварительные данные. Россияне тем временем всерьез обеспокоились тем фактом, что федеральный центр быстро нашел деньги для оплаты пенсий мигрантам, в то время как российские пенсионеры и участники государственной накопительной пенсионной системы, так и не дождались обещанной прежде индексации. И обеспокоенность россиян вполне можно понять – как еще реагировать, когда власти на глазах претворяют в жизнь крылатую фразу: «есть, но не про вашу честь».
Игры в несправедливость
Впрочем, Россия уже не впервые соглашается на обеспечение выплат пенсий жителям некогда союзных республик. Так, еще два года тому назад депутаты Государственной думы одобрили выплату пенсионных доплат жителям Южной Осетии, которые получили гражданство России. Доведение размера пенсий жителей Южной Осетии до среднего по России официально обошлось федеральному бюджету в 40 миллионов рублей в последующие два года. Но слухи ходили и о других суммах. Кроме того, ПФР до сих пор не назвал сумму средств, которая потребуется на обеспечение пенсионными выплатами жителей самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик, которые как раз сейчас имеют возможность получить российские паспорта. Из реально озвученных данных есть лишь «дежурное» заявление Минтруда, где сумму эту назвали «не критичной». Россияне же опасаются, что подобные шаги могут негативно отразиться на бюджете страны.
С одной стороны, в случае ратификации соглашения со странами-членами ЕАЭС Москва устраняет имеющуюся несправедливость, при которой мигранты (разумеется те, которые работают в России легально) продолжают платить отчисления в ПФР, но пенсию могут получить только у себя на Родине. С другой же стороны, этот шаг ведет к созданию новой несправедливости – для того, чтобы рассчитывать на российскую пенсию, вполне достаточно будет проработать в стране всего год, при этом, учитывать будут весь трудовой стаж человека. Иными словами, размер выплат в этом случае точно окажется выше, чем размер взносов. Кроме того, в рамках ЕАЭС Россия выступает исключительно в качестве импортера трудовых ресурсов, а значит, участие в этом соглашении непременно обернется для страны ростом социальных расходов федерального бюджета.
«В России сегодня не только самый большой спрос на рабочую силу, но и наиболее высокий уровень зарплат, поэтому поток трудовых мигрантов в страну значительно выше, чем где-либо еще. Этим и определяется уровень бюджетных расходов на обеспечение социальных выплат. Кроме того, средний размер пенсий в стране также заметно выше, чем в остальных странах-членах ЕАЭС, а это значит, что спрос на получение пенсий в Союзе сместится именно в сторону России. Федеральному бюджету это грозит одними лишь потерями, ведь граждане РФ вряд ли станут претендентами на получение киргизской пенсии, которая сегодня составляет в среднем около 4 000 рублей. Наконец, это решение заметно увеличит поток мигрантов, что станет для них основным мотивом», - считает доцент ФЭСН при РАНХиГС Алисен Алисенов.
К слову, тенденция, о которой говорит эксперт, обозначилась ранее. Так, по данным МВД России, за последние пять лет общая численность трудовых мигрантов из той же Киргизии в России выросла в разы и достигла отметки в 376 000 человек. В два раза увеличилась численность мигрантов из Армении – теперь в РФ работает порядка 232 тысяч армян. Разумеется, этот процесс создает и более благоприятные налоговые условия. Так, ставка налога на доход физических лиц для работников из стран ЕАЭС в России установлена на отметке в 13%, но с увеличением потока трудовых мигрантов, которых принято считать дешевой рабочей силой, никаких выгод экономика страны не получит.
Страдают, как всегда, россияне
Стоит ли говорить, насколько высоко неприятие подобных шагов в российском обществе, которое за последние годы пережило сразу несколько серьезных «пенсионных потрясений», начиная от заморозки накопительной части пенсии в ПФР, заканчивая недавним повышением пенсионного возраста. И все эти нововведения объяснялись федеральными чиновниками как раз тем, что в бюджете Пенсионного фонда образовалась огромная дыра, которая попросту не позволяет действующей солидарной пенсионной системе справляться с ростом численности пенсионеров. Латать эту дыру взялись как раз деньгами простых граждан, но попытка, судя по всему, оказалась неудачной.
К примеру, в апреле этого года участники конференции ВШЭ отметили, что правительство России вполне может инициировать новое повышение возраста выхода на пенсию в ближайшие 10 лет, поскольку эффект от нынешней пенсионной реформы к тому моменту будет полностью исчерпан. То есть, лучше жить пенсионерам не станет, они лишь не станут жить впроголодь в самом прямом смысле этого слова, но ненадолго – всего-то на 10 лет. И ради этого всей стране придется просто потерпеть до пенсии лишних 5 лет или 60 месяцев работы.
Нужно ли говорить, что при появлении дополнительной нагрузки в виде обеспечения пенсиями армии трудовых мигрантов, сроки прогнозируемого экспертами нового повышения пенсионного возраста могут лишь приблизиться – ведь запланированные изменения не позволят бюджету ПФР получить дополнительные средства.
Наконец, в обозримом будущем россиян ожидает введение новой версии накопительной пенсионной системы под видом системы Индивидуального пенсионного капитала, перспективы которой экспертам также видятся туманными. Более того, существует версия, что введение ИПК негативно отразится на уровне жизни наименее обеспеченных граждан страны. Наконец, не стоит забывать, что новую систему ИПК россиянам «придумали» по все той же прозаичной причине – недостаток средств в бюджете ПФР. Новая система, дескать, позволит покрыть дефицит бюджета. Вот только, покрывая дефицит деньгами собственных граждан одной рукой, федеральный центр другой рукой создает новые предпосылки для образования дефицита, соглашаясь раздавать пенсионные деньги тем, кто проработал в стране всего год.