Пенсионная реформа отменяется до 2025 года?
Комиссия СПЧ по экономическим свободам выступила с предложением выйти на главу государства и Кабмин с новой инициативой, которая предполагает запуск повышения возраста выхода на пенсию не с начала следующего, а с начала 2025 года.
Когда в Кремле говорили о планах проведения экспертной оценки правительственной концепции пенсионной реформы, признаться, верилось с трудом. Однако российские власти в этот раз упрекнуть не в чем: сказано – сделано. В общем, когда у президента дойдут руки до более детального обсуждения реформы, дефицита во мнениях или предложениях по доработке документа у него не будет. Не так давно, к примеру, члены Совета по правам человека при президенте России, которые также взялись за оценку правительственных инициатив, огласили собственный вердикт по этому поводу.
В целом, СПЧ поддержал идеи правительства и согласился с тем, что изменения в пенсионную систему стран вносить нужно. При этом эксперты отмечают, что, по их мнению, данный проект закона не позволяет решить целый набор актуальных проблем, а весь его положительный потенциал может полностью нивелироваться из-за нарастающего социального напряжения и целого ряда других негативных факторов.
«Тот факт, что нынешняя пенсионная система нуждается в изменениях, уже ни у кого не вызывает никаких сомнений. В актуальном виде система может гарантировать огромному числу пенсионеров лишь очень скромные выплаты», - рассказал глава Совета Михаил Федотов, добавив, что даже его пенсия при 50 годах стажа, наличии научных степеней и рангов в дипломатии составляет скромные 26 0000 рублей. Впрочем, считают в СПЧ, преследуя благие цели государство решилось на очень радикальный шаг, в буквальном смысле не стоит пытаться «ломать граждан через колено».
«Нельзя пытаться навязать что-либо обществу. Однако варианты замен и компенсаций можно отыскать всегда. Нужно лишь поработать над тем, чтобы россияне сами захотели эту реформу», - уверен Федотов.
Дифференциация и «энтузиасты»
Вторит его прогнозам и омбудсмен Татьяна Москалькова, по словам которой, энтузиасты пенсионной реформы уже появились. В поддержку повышения пенсионного возраста выступают примерно треть авторов обращений, направленных в аппарат уполномоченного по правам человека. При этом Москалькова выразила согласие с утверждением о том, что условия труда российских чиновников существенно отличаются от тех, в которых трудятся другие категории работников, а значит, уравнивать их попросту нельзя. «Следовало бы прислушаться к многочисленным просьбам и, к примеру, сохранить право медицинских работников и педагогов после набора стажа получать пенсии, оставаясь на своих рабочих местах», - считает она.
В пользу дифференцированного подхода в пенсионной системе высказываются и другие члены Совета. Так, во время недавнего заседания СПЧ прозвучали предложения о том, чтобы связать возраст выхода на заслуженный отдых с уровнем дохода. Тех, кто едва зарабатывает на проживание, нельзя заставлять работать за мизерный доход еще несколько лет. А вот граждане с более высоким уровнем заработной платы, могли бы работать ровно столько, сколько хотят или сколько позволяет их здоровье.
Указали в СПЧ и на ряд проблем. Некоторые из них попросту не решатся предлагаемой пенсионной реформой, некоторые, и вовсе, возникнут на ровном месте. К таковым в Совете относят отсутствие гарантированного трудоустройства граждан предпенсионного возраста, отсутствие системы переобучения и переквалификации, что позволило бы им освоить более востребованные на рынке профессии.
Более того, правозащитники считают важным внесение изменений в процедуры решения трудовых споров, чтобы дать работникам старшего возраста дополнительную правовую защиту. Если этого не сделать, люди будут буквально лишаться работы еще за несколько лет до выхода на заслуженный отдых, а значит, останутся вообще без средств к существовании..
По словам Москальковой, реформа должна иметь две главные составляющие. Кроме самого проекта закона, должна быть еще и система государственных гарантий для граждан, которая начала бы работать вместе с законом. Омбудсмен уверена, что Кабинету министров следует оперативно разработать такой пакет предложений и как можно скорее внести его на рассмотрение.
Кабмин не воодушевлен
К слову, даже начавшийся процесс экспертной оценки и дискуссии, кажется, нисколько не смутил министров, которые всем своим видом демонстрируют, что вопрос, по большому счету, решен. Так, со стороны исполнительной власти на заседание Совета явились далеко не самые решающие лица из ведомств. Их круг ограничился главой ПФР Дроздовым и заместителем главы Минтруда Пудовым. Оба повторяли давно заученные правительственные аргументы в пользу реформы: опыт западных стран, неблагоприятная демографическая ситуация, дефицит средств в самом пенсионном фонде.
Пудов, к примеру, поспешил заверить омбудсмена в том, что для работающих в тяжелых условиях или на вредных производствах реформа ничего не изменит, они так и продолжат досрочно выходить на пенсию. Таковых профессий в России, надо сказать, немало – около полутора тысяч. Это же, по словам Пудова, касается медиков с педагогами, которые после принятия реформы будут работать всего до 55 лет, вместо 63, предполагаемых для остальных женщин. Замминистра также отметил, что прежде учителя получали возможность уйти по набору стажа уже в 47-48 лет.
Попытался Пудов внести немного ярких красок в мрачную картину пенсионного будущего заявлением о том, что пакет поправок с гарантиями гражданам на трудоустройство уже разрабатывается и будет внесен на рассмотрение нижней палаты парламента во время осенней сессии.
Дайте время «осознать и смириться»
Хорошая, казалось бы, инициатива от правительства, беда лишь в том, что сам законопроект о пенсионной реформе Дума рассмотрит уже в этом месяце. И не просто рассмотрит, а в каком-то, прямо скажем, оперативном режиме – ведь не затягивать с принятием документа уже призывали и в Совфеде, и в различных министерствах. А поправки к ней, которые могли бы показать россиянам хоть какие-то светлые перспективы, будут внесены лишь осенью. То есть, министры либо заработались, либо отказываются верить, что в этом промежутке в несколько месяцев можно потерять контроль над ситуацией и столкнуться с настоящим русским бунтом – бессмысленным и беспощадным.
Как результат, во время заседания было вынесено лишь одно значимое предложение, которое позволит немного остудить умы россиян, собравшихся на пенсию в обозримом будущем. Комиссия Совета по экономическим свободам выступила с предложением выйти на главу государства и Кабмин с новой инициативой, которая предполагает запуск повышения возраста выхода на пенсию не с начала следующего, а с начала 2025 года. Эти шесть лет, считают члены комиссии, позволят немного снять социальную напряженность и дадут гражданам время на то, чтобы спокойно смириться с неизбежными изменениями и хорошенько обдумать свои планы на будущее. Власти же в этом случае получат больше времени на основательную подготовку к самой реформе, чтобы не допустить неприятных мелких неточностей и ошибок. Такая отсрочка, считают члены комиссии, нужна и в связи с тем, что систему переквалификации и гарантий трудоустройства за полгода настроить точно не выйдет, а значит, первые годы после принятия реформы рискуют принести огромное количество неточностей и проблем.
В целом, СПЧ поддержал идеи правительства и согласился с тем, что изменения в пенсионную систему стран вносить нужно. При этом эксперты отмечают, что, по их мнению, данный проект закона не позволяет решить целый набор актуальных проблем, а весь его положительный потенциал может полностью нивелироваться из-за нарастающего социального напряжения и целого ряда других негативных факторов.
«Тот факт, что нынешняя пенсионная система нуждается в изменениях, уже ни у кого не вызывает никаких сомнений. В актуальном виде система может гарантировать огромному числу пенсионеров лишь очень скромные выплаты», - рассказал глава Совета Михаил Федотов, добавив, что даже его пенсия при 50 годах стажа, наличии научных степеней и рангов в дипломатии составляет скромные 26 0000 рублей. Впрочем, считают в СПЧ, преследуя благие цели государство решилось на очень радикальный шаг, в буквальном смысле не стоит пытаться «ломать граждан через колено».
«Нельзя пытаться навязать что-либо обществу. Однако варианты замен и компенсаций можно отыскать всегда. Нужно лишь поработать над тем, чтобы россияне сами захотели эту реформу», - уверен Федотов.
Дифференциация и «энтузиасты»
Вторит его прогнозам и омбудсмен Татьяна Москалькова, по словам которой, энтузиасты пенсионной реформы уже появились. В поддержку повышения пенсионного возраста выступают примерно треть авторов обращений, направленных в аппарат уполномоченного по правам человека. При этом Москалькова выразила согласие с утверждением о том, что условия труда российских чиновников существенно отличаются от тех, в которых трудятся другие категории работников, а значит, уравнивать их попросту нельзя. «Следовало бы прислушаться к многочисленным просьбам и, к примеру, сохранить право медицинских работников и педагогов после набора стажа получать пенсии, оставаясь на своих рабочих местах», - считает она.
В пользу дифференцированного подхода в пенсионной системе высказываются и другие члены Совета. Так, во время недавнего заседания СПЧ прозвучали предложения о том, чтобы связать возраст выхода на заслуженный отдых с уровнем дохода. Тех, кто едва зарабатывает на проживание, нельзя заставлять работать за мизерный доход еще несколько лет. А вот граждане с более высоким уровнем заработной платы, могли бы работать ровно столько, сколько хотят или сколько позволяет их здоровье.
Указали в СПЧ и на ряд проблем. Некоторые из них попросту не решатся предлагаемой пенсионной реформой, некоторые, и вовсе, возникнут на ровном месте. К таковым в Совете относят отсутствие гарантированного трудоустройства граждан предпенсионного возраста, отсутствие системы переобучения и переквалификации, что позволило бы им освоить более востребованные на рынке профессии.
Более того, правозащитники считают важным внесение изменений в процедуры решения трудовых споров, чтобы дать работникам старшего возраста дополнительную правовую защиту. Если этого не сделать, люди будут буквально лишаться работы еще за несколько лет до выхода на заслуженный отдых, а значит, останутся вообще без средств к существовании..
По словам Москальковой, реформа должна иметь две главные составляющие. Кроме самого проекта закона, должна быть еще и система государственных гарантий для граждан, которая начала бы работать вместе с законом. Омбудсмен уверена, что Кабинету министров следует оперативно разработать такой пакет предложений и как можно скорее внести его на рассмотрение.
Кабмин не воодушевлен
К слову, даже начавшийся процесс экспертной оценки и дискуссии, кажется, нисколько не смутил министров, которые всем своим видом демонстрируют, что вопрос, по большому счету, решен. Так, со стороны исполнительной власти на заседание Совета явились далеко не самые решающие лица из ведомств. Их круг ограничился главой ПФР Дроздовым и заместителем главы Минтруда Пудовым. Оба повторяли давно заученные правительственные аргументы в пользу реформы: опыт западных стран, неблагоприятная демографическая ситуация, дефицит средств в самом пенсионном фонде.
Пудов, к примеру, поспешил заверить омбудсмена в том, что для работающих в тяжелых условиях или на вредных производствах реформа ничего не изменит, они так и продолжат досрочно выходить на пенсию. Таковых профессий в России, надо сказать, немало – около полутора тысяч. Это же, по словам Пудова, касается медиков с педагогами, которые после принятия реформы будут работать всего до 55 лет, вместо 63, предполагаемых для остальных женщин. Замминистра также отметил, что прежде учителя получали возможность уйти по набору стажа уже в 47-48 лет.
Попытался Пудов внести немного ярких красок в мрачную картину пенсионного будущего заявлением о том, что пакет поправок с гарантиями гражданам на трудоустройство уже разрабатывается и будет внесен на рассмотрение нижней палаты парламента во время осенней сессии.
Дайте время «осознать и смириться»
Хорошая, казалось бы, инициатива от правительства, беда лишь в том, что сам законопроект о пенсионной реформе Дума рассмотрит уже в этом месяце. И не просто рассмотрит, а в каком-то, прямо скажем, оперативном режиме – ведь не затягивать с принятием документа уже призывали и в Совфеде, и в различных министерствах. А поправки к ней, которые могли бы показать россиянам хоть какие-то светлые перспективы, будут внесены лишь осенью. То есть, министры либо заработались, либо отказываются верить, что в этом промежутке в несколько месяцев можно потерять контроль над ситуацией и столкнуться с настоящим русским бунтом – бессмысленным и беспощадным.
Как результат, во время заседания было вынесено лишь одно значимое предложение, которое позволит немного остудить умы россиян, собравшихся на пенсию в обозримом будущем. Комиссия Совета по экономическим свободам выступила с предложением выйти на главу государства и Кабмин с новой инициативой, которая предполагает запуск повышения возраста выхода на пенсию не с начала следующего, а с начала 2025 года. Эти шесть лет, считают члены комиссии, позволят немного снять социальную напряженность и дадут гражданам время на то, чтобы спокойно смириться с неизбежными изменениями и хорошенько обдумать свои планы на будущее. Власти же в этом случае получат больше времени на основательную подготовку к самой реформе, чтобы не допустить неприятных мелких неточностей и ошибок. Такая отсрочка, считают члены комиссии, нужна и в связи с тем, что систему переквалификации и гарантий трудоустройства за полгода настроить точно не выйдет, а значит, первые годы после принятия реформы рискуют принести огромное количество неточностей и проблем.