Перебравшие кредитов россияне не смогут забрасывать жалобами омбудсмена
Закредитованным гражданам предлагается не предоставлять права решать споры с банками во внесудебном порядке при помощи финансового омбудсмена — к нему смогут обращаться только вкладчики. Это следует из проекта поправок ЦБ к законопроекту о финансовом уполномоченном.
В преддверии второго чтения законопроекта об институте финансового уполномоченного Банк России внес свои поправки. В соответствии с ними, за помощью к уполномоченному не смогут обращаться граждане, которые не могут прийти к консенсусу с банками в процессе выплаты кредита. В первоначальной редакции оговаривалось, что омбудсмен будет в досудебном порядке урегулировать споры между клиентами и финансовыми учреждениями, при условии, что сумма претензий не превышает 500 тыс. рублей. Теперь таким правом предлагается наделить исключительно вкладчиков.
Глава думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков в беседе с «Известиями» отметил, что дискуссия о функционале уполномоченного продолжается. В свою очередь, собеседники в Центробанке говорят, что предоставление права подачи жалоб омбудсмену гражданам, которые не в состоянии рассчитываться по займам, приведет к перегруженности уполномоченных. Как подсчитали в Объединенном кредитном бюро, платежи по кредитам на протяжении 3 месяцев и более не осуществляют 8 млн россиян. Если хотя бы 10% из них пожалуются омбудсмену, работа нового института окажется фактически заблокированной, согласен управляющий Фондом защиты прав вкладчиков и акционеров Марат Сафиулин.
Управляющий активами ИК Global Capital Александр Григоренко добавляет, столкнувшись с потоком обращений от закредитованных россиян, уполномоченные не смогут оказывать помощь вкладчикам, права которых нарушаются. Зампред «Локо-банка» Андрей Люшин говорит, в собственной неплатежеспособности чаще всего виноваты сами получатели кредитов, зато вкладчики, как правило, страдают от самовольных действий банкиров.
Нынешний финансовый уполномоченный Павел Медведев против ограничения круга жалобщиков возражает. Он считает, что закредитованные граждане тоже должны иметь право на защиту. Среди возможностей, которые есть в данном направлении у омбудсмена, - проведение переговоров с кредиторами о реструктуризации долга. Такой путь поиска компромисса однозначно проще, дешевле и короче судебного процесса, поясняет Медведев. Также в процессе переговоров речь может идти об аннуляции невыгодной для должника страховки по кредиту.
Глава думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков в беседе с «Известиями» отметил, что дискуссия о функционале уполномоченного продолжается. В свою очередь, собеседники в Центробанке говорят, что предоставление права подачи жалоб омбудсмену гражданам, которые не в состоянии рассчитываться по займам, приведет к перегруженности уполномоченных. Как подсчитали в Объединенном кредитном бюро, платежи по кредитам на протяжении 3 месяцев и более не осуществляют 8 млн россиян. Если хотя бы 10% из них пожалуются омбудсмену, работа нового института окажется фактически заблокированной, согласен управляющий Фондом защиты прав вкладчиков и акционеров Марат Сафиулин.
Управляющий активами ИК Global Capital Александр Григоренко добавляет, столкнувшись с потоком обращений от закредитованных россиян, уполномоченные не смогут оказывать помощь вкладчикам, права которых нарушаются. Зампред «Локо-банка» Андрей Люшин говорит, в собственной неплатежеспособности чаще всего виноваты сами получатели кредитов, зато вкладчики, как правило, страдают от самовольных действий банкиров.
Нынешний финансовый уполномоченный Павел Медведев против ограничения круга жалобщиков возражает. Он считает, что закредитованные граждане тоже должны иметь право на защиту. Среди возможностей, которые есть в данном направлении у омбудсмена, - проведение переговоров с кредиторами о реструктуризации долга. Такой путь поиска компромисса однозначно проще, дешевле и короче судебного процесса, поясняет Медведев. Также в процессе переговоров речь может идти об аннуляции невыгодной для должника страховки по кредиту.