«Генералы» песчаных карьеров. Незаконная добыча сыпучего стройматериала наносит ущерб государству и людям
Проблема использования недр без наличия специального разрешения является достаточно актуальной, поскольку вред от незаконной добычи в России полезных ископаемых заключается не только в утрате государством доходов, но и в причинении значительного ущерба окружающей среде.
Песок - важный ресурс экономики
В 2021 году климатологи ООН заявили о том, что миру грозит дефицит песка — второго по востребованности ресурса в мире после воды. Только для строительства каждый год планете требуется от 40 до 50 млрд. тонн песка, причём темпы его потребления постоянно растут.
Основная проблема заключается не столько в росте потребления как таковом, сколько в том, что по своей скорости спрос серьёзно превышает естественное восполнение песчаных ресурсов. При этом песок продолжает восприниматься обществом как нечто доступное и даже бесконечное — и от того всё чаще и чаще всплывают случаи его незаконной добычи.
Нелегальная добыча сыпучего стройматериала в России
Подобные нарушения в России фиксируют регулярно. Так, в апреле 2020 года в Тверской области сотрудники регионального минприроды обнаружили нелегальную разработку песчаного карьера в районе деревни Савватьево.
В мае с аналогичной «находкой» столкнулись инспекторы Росприроднадзора в границах городского округа Калуга в Калужской области. А около года назад завершилось расследование, начатое ещё в 2018 году. Тогда группа лиц без лицензии осуществляла разработку песчаного карьера в Калужской области.
В процессе нарушители закона уничтожили плодородный слой почвы, а по завершении работ организовали на месте карьера свалку ТБО, чтобы скрыть следы нелегальной добычи. Общий ущерб от размещения отходов, причинённого почве вреда и изъятия полезного ископаемого превысил сумму в 100 млн. рублей.
В Башкирии пользователь, получивший в аренду земельный участок для строительства и эксплуатации водохранилища, реализовывал добытый в процессе работ гравий и песок третьим лицам. Результатом такой деятельности стал штраф в 3,5 млн. рублей.
В сентябре 2021 года закончились судебные разбирательства о незаконной добыче песчано-гравийной смеси в Ставропольском крае. Здесь добычей занималась целая группа лиц, а нанесённый этим процессом ущерб составил более 5 млн. рублей. Ещё на 320 млн. рублей оценили сумму вреда, причинённого почве.
В истории Ставрополья это была не только первая ситуация, когда нарушителям вынесли обвинительный приговор, но и первый случай, когда дело вообще дошло до суда. И это при том, что с нелегальной разработкой здесь сталкиваются часто.
Экологическая катастрофа в Дагестане
Если раньше карьеры располагались за несколько километров от населенных пунктов, то теперь они подобрались к ним вплотную. По разным оценкам, в Кизилюртовском районе находится около 30 карьеров, в основном там идет добыча щебня. Большая часть расположена возле сел Комсомольское и Султан-Янгиюрт, жители которых около 15 лет жалуются во всевозможные инстанции, но безуспешно.
«Наши села - лидеры в республике по уровню заболеваемости туберкулезом. По заключению Роспотребнадзора уровень производственной пыли здесь превышен в 157 раз, а уровень шума - в 75. Летом мы не можем открыть окна, сразу оседает пыль», - говорят сельчане.
Они обратились за помощью в региональное отделение ОНФ. Выехавшая на место комиссия, в которую вошли представители министерства природных ресурсов и экологии РД, а также Росприроднадзора, была шокирована увиденным.
«Разработку щебня ведут без соблюдения санитарных зон, вплотную к дорогам и домам. К примеру, от оси дороги, ведущей к селу Комсомольское до ближайшего карьера, нет и двух метров, практически сразу за дорогой - пропасть.
Укрепительные работы и рекультивация выработок не ведутся. Не используются технологии пылеподавления. Автомобили выезжают с щебнем перегруженными и не покрытыми тентами. Карьеры повсеместно заполнены отходами производства», - говорится в отчете проверяющих.
После разработки карьера на его месте остается выжженная земля, никто не проводит рекультивацию. А ведь согласно законодательству после добычи природного сырья в обязательном порядке через определенный промежуток времени следует завозить новую почву и восстанавливать на ней растительность.
Незаконные карьеры в Ульяновской области
Из 157 карьеров на основе лицензии работают 60 недропользователей, 64 карьера законсервированы, 26 карьеров разрабатываются незаконно.
Большинство недродобытчиков – предприниматели из других регионов России. У большей части из лицензиатов нет полного комплекта документов, что является грубым нарушением законодательства.
Вице-губернатор Ульяновской области Игорь Эдель заявил, что самый крупный налогоплательщик заплатил в казну всего 8 млн. рублей, а по некоторым подсчетам должен до 100 млн. рублей, исходя из добытого. По данным областного правительства, годовая сумма получаемых из этой сферы налогов составляет всего 1,5 млрд. рублей, что не устраивает власть.
«Надо пресечь серые схемы по добыче полезных ископаемых в регионе. Горе-недропользователи попросту обворовывают область. Тихо, нагло, по привычке. Здесь нужно жёстко наводить порядок.
Нам нужны честные схемы работы. Наведение порядка в этой сфере — скрытый резерв для пополнения областного бюджета. Сейчас активно ведём выявление фактов незаконной добычи полезных ископаемых в регионе. Работает специальная комиссия.
Незаконные карьеры будем ставить на кадастровый учёт и привлекать к работе только добросовестный бизнес», — пообещали власти Ульяновской области.
Несмотря на громкие заявления воз с песком и ныне там. Так, в конце июля прошлого года депутат Михайловского сельского поселения Тереньгульского района Ульяновской области Андрей Хренов направил обращение в региональную прокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело по факту «незаконной добычи песка на сотни миллионов рублей» компанией «Светоптторг-Поволжье», которая ведет добычу песка на землях сельхозназначения, при этом уничтожив часть леса.
По информации районной прокуратуры, по факту вырубки деревьев федерального лесного фонда полиция возбуждила уголовное дело, обвинение пока никому не предъявлено, но по незаконной добыче песка уголовное дело не возбуждалось.
В Амурской области иссякают запасы не только обычного песка, но и золотого
Министерство природных ресурсов России проведет ревизию поисковых лицензий на россыпное золото в Амурской области и инициирует их отзыв у нарушителей, а бессовестных недропользователей внесут в черный список.
Ситуация в региональной золотодобыче критическая: рекордная цена на драгметалл привела в тайгу компании, далекие от современных технологий и природоохранного законодательства. Как следствие — массовое загрязнение рек и незаконная добыча.
«Около 950 лицензий в России выдается на поиск и оценку месторождений золота. Но зачастую условия лицензионных соглашений не выполняются: компании под видом поисков ведут добычу золота. Поисковая лицензия выдается на срок до пяти лет на площадь до 100 кв. км.
Представляете, 950 лицензий! Ими перекрыт весь север Амурской области: Зейский, Селемджинский, Тындинский, Сковородинский, Магдагачинский районы. К сожалению, у нас есть такие лицензии на разработку золотого песка даже в окрестностях Благовещенска.
Предприятие просто заявляет о своих намерениях, платит госпошлину 7,5 тыс. рублей за поисковые работы на территории региона. Но мы видим, что у нас последние годы практически нет прироста запасов. И мы прекрасно понимаем почему. Потому что поисков на этих лицензиях нет, а есть нелегальная золотодобыча.
И Росприроднадзор тоже заложник ситуации — он не имеет права проверять такие предприятия в плановом режиме, так как эти объекты не оказывают негативного воздействия. Он имеет право прийти с проверкой только на основании жалоб, обращений, требований и поручений. Этим и пользуются нелегальные недропользователи», - заявил министр природных ресурсов Амурской области Дмитрий Лужнов.
Ведомство, по словам министра, ведет активную работу с 2019 года — начали проверять и штрафовать предприятия. Однако штраф за нарушение условий лицензионной деятельности — 300 тыс. рублей, а по воде — 50 - 150 тыс. рублей.
И хотя нарушения фиксируются, накладываются штрафы, предъявляются многомиллионные иски с суммой ущерба, эффекта пока нет, ведь одно дело доказать нарушение в суде и совсем другая история — взыскать.
Переломить ситуацию сможет изменение в сознании?
За нарушение добычи полезных ископаемых в некоторых ситуациях в дело может вступить не только Административный, но и Уголовный кодекс РФ.
С одной стороны, уголовное наказание звучит довольно внушительно. С другой — цифры административных штрафов в масштабах бизнеса явно невелики, а существующая судебная практика не может похвастаться большими успехами в вопросе наказания виновных. Расследования и разбирательства тянутся годами, в то время как новых случаев незаконной разработки песчаных карьеров становится всё больше и больше.
Для того чтобы это прекратилось, необходимы глобальные изменения в общественном сознании и общественной жизни: забота о планете, на которой мы живём, должна стать важнее сиюминутной наживы. Именно на это держит курс современный мир, однако его успешность зависит от множества обстоятельств, среди которых и политика государства, и позиция каждого человека.
В 2021 году климатологи ООН заявили о том, что миру грозит дефицит песка — второго по востребованности ресурса в мире после воды. Только для строительства каждый год планете требуется от 40 до 50 млрд. тонн песка, причём темпы его потребления постоянно растут.
Основная проблема заключается не столько в росте потребления как таковом, сколько в том, что по своей скорости спрос серьёзно превышает естественное восполнение песчаных ресурсов. При этом песок продолжает восприниматься обществом как нечто доступное и даже бесконечное — и от того всё чаще и чаще всплывают случаи его незаконной добычи.
Нелегальная добыча сыпучего стройматериала в России
Подобные нарушения в России фиксируют регулярно. Так, в апреле 2020 года в Тверской области сотрудники регионального минприроды обнаружили нелегальную разработку песчаного карьера в районе деревни Савватьево.
В мае с аналогичной «находкой» столкнулись инспекторы Росприроднадзора в границах городского округа Калуга в Калужской области. А около года назад завершилось расследование, начатое ещё в 2018 году. Тогда группа лиц без лицензии осуществляла разработку песчаного карьера в Калужской области.
В процессе нарушители закона уничтожили плодородный слой почвы, а по завершении работ организовали на месте карьера свалку ТБО, чтобы скрыть следы нелегальной добычи. Общий ущерб от размещения отходов, причинённого почве вреда и изъятия полезного ископаемого превысил сумму в 100 млн. рублей.
В Башкирии пользователь, получивший в аренду земельный участок для строительства и эксплуатации водохранилища, реализовывал добытый в процессе работ гравий и песок третьим лицам. Результатом такой деятельности стал штраф в 3,5 млн. рублей.
В сентябре 2021 года закончились судебные разбирательства о незаконной добыче песчано-гравийной смеси в Ставропольском крае. Здесь добычей занималась целая группа лиц, а нанесённый этим процессом ущерб составил более 5 млн. рублей. Ещё на 320 млн. рублей оценили сумму вреда, причинённого почве.
В истории Ставрополья это была не только первая ситуация, когда нарушителям вынесли обвинительный приговор, но и первый случай, когда дело вообще дошло до суда. И это при том, что с нелегальной разработкой здесь сталкиваются часто.
Экологическая катастрофа в Дагестане
Если раньше карьеры располагались за несколько километров от населенных пунктов, то теперь они подобрались к ним вплотную. По разным оценкам, в Кизилюртовском районе находится около 30 карьеров, в основном там идет добыча щебня. Большая часть расположена возле сел Комсомольское и Султан-Янгиюрт, жители которых около 15 лет жалуются во всевозможные инстанции, но безуспешно.
«Наши села - лидеры в республике по уровню заболеваемости туберкулезом. По заключению Роспотребнадзора уровень производственной пыли здесь превышен в 157 раз, а уровень шума - в 75. Летом мы не можем открыть окна, сразу оседает пыль», - говорят сельчане.
Они обратились за помощью в региональное отделение ОНФ. Выехавшая на место комиссия, в которую вошли представители министерства природных ресурсов и экологии РД, а также Росприроднадзора, была шокирована увиденным.
«Разработку щебня ведут без соблюдения санитарных зон, вплотную к дорогам и домам. К примеру, от оси дороги, ведущей к селу Комсомольское до ближайшего карьера, нет и двух метров, практически сразу за дорогой - пропасть.
Укрепительные работы и рекультивация выработок не ведутся. Не используются технологии пылеподавления. Автомобили выезжают с щебнем перегруженными и не покрытыми тентами. Карьеры повсеместно заполнены отходами производства», - говорится в отчете проверяющих.
После разработки карьера на его месте остается выжженная земля, никто не проводит рекультивацию. А ведь согласно законодательству после добычи природного сырья в обязательном порядке через определенный промежуток времени следует завозить новую почву и восстанавливать на ней растительность.
Незаконные карьеры в Ульяновской области
Из 157 карьеров на основе лицензии работают 60 недропользователей, 64 карьера законсервированы, 26 карьеров разрабатываются незаконно.
Большинство недродобытчиков – предприниматели из других регионов России. У большей части из лицензиатов нет полного комплекта документов, что является грубым нарушением законодательства.
Вице-губернатор Ульяновской области Игорь Эдель заявил, что самый крупный налогоплательщик заплатил в казну всего 8 млн. рублей, а по некоторым подсчетам должен до 100 млн. рублей, исходя из добытого. По данным областного правительства, годовая сумма получаемых из этой сферы налогов составляет всего 1,5 млрд. рублей, что не устраивает власть.
«Надо пресечь серые схемы по добыче полезных ископаемых в регионе. Горе-недропользователи попросту обворовывают область. Тихо, нагло, по привычке. Здесь нужно жёстко наводить порядок.
Нам нужны честные схемы работы. Наведение порядка в этой сфере — скрытый резерв для пополнения областного бюджета. Сейчас активно ведём выявление фактов незаконной добычи полезных ископаемых в регионе. Работает специальная комиссия.
Незаконные карьеры будем ставить на кадастровый учёт и привлекать к работе только добросовестный бизнес», — пообещали власти Ульяновской области.
Несмотря на громкие заявления воз с песком и ныне там. Так, в конце июля прошлого года депутат Михайловского сельского поселения Тереньгульского района Ульяновской области Андрей Хренов направил обращение в региональную прокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело по факту «незаконной добычи песка на сотни миллионов рублей» компанией «Светоптторг-Поволжье», которая ведет добычу песка на землях сельхозназначения, при этом уничтожив часть леса.
По информации районной прокуратуры, по факту вырубки деревьев федерального лесного фонда полиция возбуждила уголовное дело, обвинение пока никому не предъявлено, но по незаконной добыче песка уголовное дело не возбуждалось.
В Амурской области иссякают запасы не только обычного песка, но и золотого
Министерство природных ресурсов России проведет ревизию поисковых лицензий на россыпное золото в Амурской области и инициирует их отзыв у нарушителей, а бессовестных недропользователей внесут в черный список.
Ситуация в региональной золотодобыче критическая: рекордная цена на драгметалл привела в тайгу компании, далекие от современных технологий и природоохранного законодательства. Как следствие — массовое загрязнение рек и незаконная добыча.
«Около 950 лицензий в России выдается на поиск и оценку месторождений золота. Но зачастую условия лицензионных соглашений не выполняются: компании под видом поисков ведут добычу золота. Поисковая лицензия выдается на срок до пяти лет на площадь до 100 кв. км.
Представляете, 950 лицензий! Ими перекрыт весь север Амурской области: Зейский, Селемджинский, Тындинский, Сковородинский, Магдагачинский районы. К сожалению, у нас есть такие лицензии на разработку золотого песка даже в окрестностях Благовещенска.
Предприятие просто заявляет о своих намерениях, платит госпошлину 7,5 тыс. рублей за поисковые работы на территории региона. Но мы видим, что у нас последние годы практически нет прироста запасов. И мы прекрасно понимаем почему. Потому что поисков на этих лицензиях нет, а есть нелегальная золотодобыча.
И Росприроднадзор тоже заложник ситуации — он не имеет права проверять такие предприятия в плановом режиме, так как эти объекты не оказывают негативного воздействия. Он имеет право прийти с проверкой только на основании жалоб, обращений, требований и поручений. Этим и пользуются нелегальные недропользователи», - заявил министр природных ресурсов Амурской области Дмитрий Лужнов.
Ведомство, по словам министра, ведет активную работу с 2019 года — начали проверять и штрафовать предприятия. Однако штраф за нарушение условий лицензионной деятельности — 300 тыс. рублей, а по воде — 50 - 150 тыс. рублей.
И хотя нарушения фиксируются, накладываются штрафы, предъявляются многомиллионные иски с суммой ущерба, эффекта пока нет, ведь одно дело доказать нарушение в суде и совсем другая история — взыскать.
Переломить ситуацию сможет изменение в сознании?
За нарушение добычи полезных ископаемых в некоторых ситуациях в дело может вступить не только Административный, но и Уголовный кодекс РФ.
С одной стороны, уголовное наказание звучит довольно внушительно. С другой — цифры административных штрафов в масштабах бизнеса явно невелики, а существующая судебная практика не может похвастаться большими успехами в вопросе наказания виновных. Расследования и разбирательства тянутся годами, в то время как новых случаев незаконной разработки песчаных карьеров становится всё больше и больше.
Для того чтобы это прекратилось, необходимы глобальные изменения в общественном сознании и общественной жизни: забота о планете, на которой мы живём, должна стать важнее сиюминутной наживы. Именно на это держит курс современный мир, однако его успешность зависит от множества обстоятельств, среди которых и политика государства, и позиция каждого человека.