Пилот случайно нажал на тормоза
В среду Межгосударственный авиационный комитет (МАК) озвучил результаты расследования причин авиакатастрофы Як-42, произошедшей 7 сентября под Ярославлем.
По мнению экспертов, самолет был исправен, а крушение лайнера произошло из-за пилотов, один из которых находился под воздействием фенобарбитала – препарата, который нельзя принимать летчикам.
Краткий вывод из доклада МАК означает, что в процессе подготовки летчиков экипажа самолета Як-42 были допущены серьезные нарушения, кроме того, один из пилотов во время взлета по ошибке жал на тормоз, при этом один из членов экипажа находился под воздействием фенобарбитала. Об этом заявил в среду в ходе брифинга руководитель технической комиссии МАК Алексей Морозов. Выяснилось, что экипаж был подобран неправильно, а в крови второго пилота обнаружены следы медицинского препарата, после применения которого нельзя управлять воздушными судами, передает «Интерфакс».
Результаты расследования МАК показывают, что перед вылетом из аэропорта Ярославля все основные системы Як-42 были в норме. «По результатам проведенных исследований к физико-химическим показателям качества топлива замечаний нет. Взлетная масса и центровка воздушного судна не выходили за пределы, установленные руководством полетной эксплуатации. Характеристики устойчивости и управляемости самолета соответствовали характеристикам самолета-типа», - сообщил Алексей Морозов.
В то же время Морозов заявил, что «после теоретического курса переучивания на Як-42 командиром воздушного судна предусмотренная документами летная программа в требуемом объеме выполнена не была». «Тренажерная подготовка проводилась формально, с большими перерывами, что не способствовало приобретению устойчивых навыков пилотирования и управления типом самолетов Як-42», - добавил он.
По словам Морозова, командно-летный состав авиакомпании «Як-Сервис» не осуществил проверку освоения данного типа лайнеров экипажем, который к тому же был неправильно подобран.
Специалисты МАК выяснили, что авторитет второго пилота был выше – соответственно, это могло создать почву для трений между ним и командиром воздушного судна. Говоря о втором пилоте, Морозов озвучил другую, не менее интересную деталь. Так, в крови второго пилота были обнаружены следы медицинского препарата, который запрещен к употреблению летчиками. Речь идет о фенобарбитале, который оказывает тормозящее воздействие на центральную нервную систему.
Выяснилась и такая деталь: с 2000 года у второго пилота началось снижение рефлексов в ногах, а с 2005 года – в руках. В 2007 году он обратился к частному врачу-неврологу, который прописал ему «Нейромедин» - этот препарат применяется для улучшения работы нервно-мышечной системы.
Морозов подчеркнул, что эти факты косвенно дают основания говорить о развитии у летчика полинейропатического синдрома, пояснив, что он проявляется в том числе в нарушении координации движения ног и контроля их пространственного положения.
Следствие же пришло к выводу, что причиной катастрофы стала ошибка экипажа, выразившаяся как раз в неправильном положении ног на педалях в процессе взлета. Это создало тормозную силу, что привело к сваливанию самолета и его столкновению с землей.
«По заключению технической комиссии, которое подписано всеми членами комиссии, непосредственной причиной катастрофы самолета Як-42 явились ошибочные действия экипажа, выразившиеся в обжатии тормозных педалей перед подъемом носового колеса и неправильном положении ног на педалях в процессе взлета, то есть ноги на тормозных площадках», - сказал Морозов.
Правда, кто из двух пилотов отжимал педаль тормоза, однозначно установить не удалось: по словам главы техкомиссии МАК, это мог сделать любой из них. Определить же это невозможно из-за отсутствия на средствах объективного контроля на самолете Як-42 контроля параметров работы тормозной системы.
Однако перед взлетом экипаж не выполнил расчет параметров взлета. «При ответе на пункт контрольной карты «взлетные данные» командир воздушного судна сказал - рассчитаны, доложены. Однако конкретных значений взлетного веса, центровки, расчетных скоростей на взлете озвучено не было», - сказал глава технической комиссии МАК.
Морозов заявил, что пилоты Як-42 могли по ошибке нажимать на тормозные педали лайнера. «Результатом летного эксперимента опытными летчиками-испытателями установлено, что ошибочное отжатие тормозных педалей экипажем в процессе разбега возможно, только если ноги пилота на педали стоят неправильно и находятся на тормозных площадках. При этом небольшое по величине и усилиям нажатие на педали может быть не замечено пилотом», - добавил он.
Столкновение с мачтой маяка уже не имело никакого значения для трагического полета разбившегося под Ярославлем Як-42. Об этом, как передает ИТАР-ТАСС, сообщил в среду на пресс-конференции летчик-испытатель Василий Севастьянов, принимавший участие в расследовании катастрофы.
Отвечая на вопрос, удалось бы избежать трагедии, если бы Як- 42 не столкнулся с мачтой, он ответил: «На исход полета это уже никак бы не повлияло».
«Разрушения были получены вследствие выхода самолета на закритический угол атаки, и он упал на левое крыло. Все было определено до столкновения лайнера с антенной курсового радиомаяка», - заключил эксперт.
Следствие по делу о крушении Як-42 учтет выводы Межгосударственного авиационного комитета, но окончательные выводы о чей-либо виновности или невиновности будут сделаны с учетом всех материалов следствия. Об этом, как передает ИТАР-ТАСС, сообщил официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин.
Краткий вывод из доклада МАК означает, что в процессе подготовки летчиков экипажа самолета Як-42 были допущены серьезные нарушения, кроме того, один из пилотов во время взлета по ошибке жал на тормоз, при этом один из членов экипажа находился под воздействием фенобарбитала. Об этом заявил в среду в ходе брифинга руководитель технической комиссии МАК Алексей Морозов. Выяснилось, что экипаж был подобран неправильно, а в крови второго пилота обнаружены следы медицинского препарата, после применения которого нельзя управлять воздушными судами, передает «Интерфакс».
Результаты расследования МАК показывают, что перед вылетом из аэропорта Ярославля все основные системы Як-42 были в норме. «По результатам проведенных исследований к физико-химическим показателям качества топлива замечаний нет. Взлетная масса и центровка воздушного судна не выходили за пределы, установленные руководством полетной эксплуатации. Характеристики устойчивости и управляемости самолета соответствовали характеристикам самолета-типа», - сообщил Алексей Морозов.
В то же время Морозов заявил, что «после теоретического курса переучивания на Як-42 командиром воздушного судна предусмотренная документами летная программа в требуемом объеме выполнена не была». «Тренажерная подготовка проводилась формально, с большими перерывами, что не способствовало приобретению устойчивых навыков пилотирования и управления типом самолетов Як-42», - добавил он.
По словам Морозова, командно-летный состав авиакомпании «Як-Сервис» не осуществил проверку освоения данного типа лайнеров экипажем, который к тому же был неправильно подобран.
Специалисты МАК выяснили, что авторитет второго пилота был выше – соответственно, это могло создать почву для трений между ним и командиром воздушного судна. Говоря о втором пилоте, Морозов озвучил другую, не менее интересную деталь. Так, в крови второго пилота были обнаружены следы медицинского препарата, который запрещен к употреблению летчиками. Речь идет о фенобарбитале, который оказывает тормозящее воздействие на центральную нервную систему.
Выяснилась и такая деталь: с 2000 года у второго пилота началось снижение рефлексов в ногах, а с 2005 года – в руках. В 2007 году он обратился к частному врачу-неврологу, который прописал ему «Нейромедин» - этот препарат применяется для улучшения работы нервно-мышечной системы.
Морозов подчеркнул, что эти факты косвенно дают основания говорить о развитии у летчика полинейропатического синдрома, пояснив, что он проявляется в том числе в нарушении координации движения ног и контроля их пространственного положения.
Следствие же пришло к выводу, что причиной катастрофы стала ошибка экипажа, выразившаяся как раз в неправильном положении ног на педалях в процессе взлета. Это создало тормозную силу, что привело к сваливанию самолета и его столкновению с землей.
«По заключению технической комиссии, которое подписано всеми членами комиссии, непосредственной причиной катастрофы самолета Як-42 явились ошибочные действия экипажа, выразившиеся в обжатии тормозных педалей перед подъемом носового колеса и неправильном положении ног на педалях в процессе взлета, то есть ноги на тормозных площадках», - сказал Морозов.
Правда, кто из двух пилотов отжимал педаль тормоза, однозначно установить не удалось: по словам главы техкомиссии МАК, это мог сделать любой из них. Определить же это невозможно из-за отсутствия на средствах объективного контроля на самолете Як-42 контроля параметров работы тормозной системы.
Однако перед взлетом экипаж не выполнил расчет параметров взлета. «При ответе на пункт контрольной карты «взлетные данные» командир воздушного судна сказал - рассчитаны, доложены. Однако конкретных значений взлетного веса, центровки, расчетных скоростей на взлете озвучено не было», - сказал глава технической комиссии МАК.
Морозов заявил, что пилоты Як-42 могли по ошибке нажимать на тормозные педали лайнера. «Результатом летного эксперимента опытными летчиками-испытателями установлено, что ошибочное отжатие тормозных педалей экипажем в процессе разбега возможно, только если ноги пилота на педали стоят неправильно и находятся на тормозных площадках. При этом небольшое по величине и усилиям нажатие на педали может быть не замечено пилотом», - добавил он.
Столкновение с мачтой маяка уже не имело никакого значения для трагического полета разбившегося под Ярославлем Як-42. Об этом, как передает ИТАР-ТАСС, сообщил в среду на пресс-конференции летчик-испытатель Василий Севастьянов, принимавший участие в расследовании катастрофы.
Отвечая на вопрос, удалось бы избежать трагедии, если бы Як- 42 не столкнулся с мачтой, он ответил: «На исход полета это уже никак бы не повлияло».
«Разрушения были получены вследствие выхода самолета на закритический угол атаки, и он упал на левое крыло. Все было определено до столкновения лайнера с антенной курсового радиомаяка», - заключил эксперт.
Следствие по делу о крушении Як-42 учтет выводы Межгосударственного авиационного комитета, но окончательные выводы о чей-либо виновности или невиновности будут сделаны с учетом всех материалов следствия. Об этом, как передает ИТАР-ТАСС, сообщил официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин.