«Платон» разделил губернаторов
Регионы оказались не готовы к протестным акциям - проверкой стал автопробег дальнобойщиков, не согласных с началом работы системы «Платон». К такому выводу пришел фонд «Петербургская политика», который поместил протесты дальнобойщиков на первую позицию топовых событий минувшего месяца.
Организация зафиксировала акции протеста дальнобойщиков в нескольких десятках регионов. В рамках ежемесячной оценки социально-политической устойчивости эксперты фонда определили четыре типа реакции в регионах на кризисную ситуацию: идеологизированное противостояние акциям; патернализм, предполагающий акцент на выгодах для простых граждан от внедрения системы; открытый лоббизм; «братание» с дальнобойщиками.
Агрессивно по отношению к водителям повел себя губернатор Архангельской области Игорь Орлов, обвинивший водителей в «безмозглости». На недовольство автомобилистов также резко отреагировал полномочный представитель президента в Уральском федеральном округе Игорь Холманских, заявивший, что дальнобойщики испытывают на прочность политическую систему. В нескольких регионах, как отмечается, на водителей было оказано давление со стороны правоохранительных органов.
Другие главы регионов убеждали граждан в том, что они получат выгоду от «Платона». Например, в Волгоградской области власти увязали строительство моста через реку Ахтуба с работой системы «Платон». О реконструкции мостов за счет средств, вырученных от введения системы, говорили и в ряде других регионов. В Курганской областной думе систему «Платон» назвали реальным способом победить нелегальные перевозки, которые тормозят развитие экономики. Такое мнение высказал спикер Дмитрий Фролов. Он убежден, что сельхозпроизводителям значительно выгоднее самим осуществлять доставку своей продукции потребителям, не прибегая к услугам сторонних перевозчиков.
Главы Калужской и Ленинградской областей решили воспользоваться случаем и выступили с предложением расширить действие системы и на региональные дороги. В Пермском крае и Ярославской области была начата разработка схем, по которым с фур будет взиматься плата за проезд по региональным и муниципальным дорогам.
Еще одной крайностью стало откровенное заигрывание региональных властей с протестующими без попыток донести до них экономические причины введения меры, отмечают эксперты фонда. Такой подход региональных и муниципальных властей, проявивших открытость и наладивших прямой контакт с водителями, позволил снизить накал страстей. Так, глава Екатеринбурга Евгений Ройзман на встрече с протестующими пообещал, что их обращение будет передано в президентскую администрацию. Глава Белгородской области Евгений Савченко написал обращение в Минтранс, в котором попросил предусмотреть переходный период. Губернатор Приморья Владимир Миклушевский предложил ввести льготный тариф для Дальнего Востока. По его мнению, сроком на год тариф следует установить в размере 0,1 руб. (то есть в 15 раз ниже действующего). Кроме того, на срок тестового периода губернатор предложил приостановить действие статьи, которая предусматривает наложение штрафных санкций. По мнению Миклушевского, данные шаги позволят снизить напряженность среди водителей фур и избежать значительного роста цен.
Как отмечает глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов, в сложившейся ситуации регионы были лишены возможности влиять на ситуацию, а потому они просто теряли очки, по сути, не являясь стороной конфликта.
Прямыми сторонами конфликта, отмечает он, являются дальнобойщики, руководство отрасли, а также регуляторы «Платона». При этом, по словам Виноградова, правительство РФ, инициировавшее нововведение, не дало регионам четкого сигнала о том, как им реагировать на протест. Из-за этого действия губернаторов были «спонтанными».
Как отмечает эксперт, снизить накал страстей могла бы оперативная реакция правительства, однако ее не последовало. Возможно, данный провал связан с назначением главой РЖД Олега Белозерова, который, занимая пост первого замминистра транспорта РФ, был одним из тех, кто инициировал разработку «Платона». Напомним, что премьер-министр РФ Дмитрий Медведев не касался ситуации вокруг «Платона» в общественной приемной «Единой России». В партии утверждали, что вопросы по системе и не поступали.
В предвыборный год существуют опасения, что недовольством дальнобойщиков может воспользоваться оппозиция, однако региональные власти пока не очень переживают на этот счет. Как поясняют эксперты, страха у местных властей нет, поскольку такие оппозиционеры, как коммунисты и эсеры, ориентированы на слив протеста. Впрочем, если водители найдут «понятных партнеров», у местных властей появятся поводы для опасений.
Напомним, что система для грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн «Платон» была запущена с 15 ноября. Транспортные компании обязаны зарегистрировать свои автомобили на сайте системы и, пользуясь личным кабинетом, пополнять счет перед выходом в очередной рейс. Для списания средств со счета перевозчику необходимо оформить маршрутную квитанцию либо установить бортовое устройство, фиксирующее маршрут следования с помощью спутника. В настоящее время плата за 1 км пути составляет 1,53 руб., однако уже с марта следующего года планируется повысить ее до 3,06 руб.
Собранные с грузовиков средства направляются в Федеральный дорожный фонд. За первый год работы «Платона» планируется собрать около 40 млрд. рублей. По данным Росавтодора, по состоянию на 26 ноября в фонд поступило более 470 млн. рублей. Ранее руководитель Росавтодора Роман Старовойт сообщил, что часть денег от системы «Платон» пойдет на поддержку региональных государственно-частных проектов.
Запуск системы сбора платежей и штрафов за проезд грузовиков по федеральным трассам вызвал волну протестов среди водителей большегрузов. Причиной акций, начавшихся 11 ноября, дальнобойщики называют неработоспособность «Платона».
Агрессивно по отношению к водителям повел себя губернатор Архангельской области Игорь Орлов, обвинивший водителей в «безмозглости». На недовольство автомобилистов также резко отреагировал полномочный представитель президента в Уральском федеральном округе Игорь Холманских, заявивший, что дальнобойщики испытывают на прочность политическую систему. В нескольких регионах, как отмечается, на водителей было оказано давление со стороны правоохранительных органов.
Другие главы регионов убеждали граждан в том, что они получат выгоду от «Платона». Например, в Волгоградской области власти увязали строительство моста через реку Ахтуба с работой системы «Платон». О реконструкции мостов за счет средств, вырученных от введения системы, говорили и в ряде других регионов. В Курганской областной думе систему «Платон» назвали реальным способом победить нелегальные перевозки, которые тормозят развитие экономики. Такое мнение высказал спикер Дмитрий Фролов. Он убежден, что сельхозпроизводителям значительно выгоднее самим осуществлять доставку своей продукции потребителям, не прибегая к услугам сторонних перевозчиков.
Главы Калужской и Ленинградской областей решили воспользоваться случаем и выступили с предложением расширить действие системы и на региональные дороги. В Пермском крае и Ярославской области была начата разработка схем, по которым с фур будет взиматься плата за проезд по региональным и муниципальным дорогам.
Еще одной крайностью стало откровенное заигрывание региональных властей с протестующими без попыток донести до них экономические причины введения меры, отмечают эксперты фонда. Такой подход региональных и муниципальных властей, проявивших открытость и наладивших прямой контакт с водителями, позволил снизить накал страстей. Так, глава Екатеринбурга Евгений Ройзман на встрече с протестующими пообещал, что их обращение будет передано в президентскую администрацию. Глава Белгородской области Евгений Савченко написал обращение в Минтранс, в котором попросил предусмотреть переходный период. Губернатор Приморья Владимир Миклушевский предложил ввести льготный тариф для Дальнего Востока. По его мнению, сроком на год тариф следует установить в размере 0,1 руб. (то есть в 15 раз ниже действующего). Кроме того, на срок тестового периода губернатор предложил приостановить действие статьи, которая предусматривает наложение штрафных санкций. По мнению Миклушевского, данные шаги позволят снизить напряженность среди водителей фур и избежать значительного роста цен.
Как отмечает глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов, в сложившейся ситуации регионы были лишены возможности влиять на ситуацию, а потому они просто теряли очки, по сути, не являясь стороной конфликта.
Прямыми сторонами конфликта, отмечает он, являются дальнобойщики, руководство отрасли, а также регуляторы «Платона». При этом, по словам Виноградова, правительство РФ, инициировавшее нововведение, не дало регионам четкого сигнала о том, как им реагировать на протест. Из-за этого действия губернаторов были «спонтанными».
Как отмечает эксперт, снизить накал страстей могла бы оперативная реакция правительства, однако ее не последовало. Возможно, данный провал связан с назначением главой РЖД Олега Белозерова, который, занимая пост первого замминистра транспорта РФ, был одним из тех, кто инициировал разработку «Платона». Напомним, что премьер-министр РФ Дмитрий Медведев не касался ситуации вокруг «Платона» в общественной приемной «Единой России». В партии утверждали, что вопросы по системе и не поступали.
В предвыборный год существуют опасения, что недовольством дальнобойщиков может воспользоваться оппозиция, однако региональные власти пока не очень переживают на этот счет. Как поясняют эксперты, страха у местных властей нет, поскольку такие оппозиционеры, как коммунисты и эсеры, ориентированы на слив протеста. Впрочем, если водители найдут «понятных партнеров», у местных властей появятся поводы для опасений.
Напомним, что система для грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн «Платон» была запущена с 15 ноября. Транспортные компании обязаны зарегистрировать свои автомобили на сайте системы и, пользуясь личным кабинетом, пополнять счет перед выходом в очередной рейс. Для списания средств со счета перевозчику необходимо оформить маршрутную квитанцию либо установить бортовое устройство, фиксирующее маршрут следования с помощью спутника. В настоящее время плата за 1 км пути составляет 1,53 руб., однако уже с марта следующего года планируется повысить ее до 3,06 руб.
Собранные с грузовиков средства направляются в Федеральный дорожный фонд. За первый год работы «Платона» планируется собрать около 40 млрд. рублей. По данным Росавтодора, по состоянию на 26 ноября в фонд поступило более 470 млн. рублей. Ранее руководитель Росавтодора Роман Старовойт сообщил, что часть денег от системы «Платон» пойдет на поддержку региональных государственно-частных проектов.
Запуск системы сбора платежей и штрафов за проезд грузовиков по федеральным трассам вызвал волну протестов среди водителей большегрузов. Причиной акций, начавшихся 11 ноября, дальнобойщики называют неработоспособность «Платона».