Почему Европа снизила закупки российской нефти?
С начала года отмечено резкое сокращение экспорта в Европу российской нефти марки Urals. За четыре месяца, с января по апрель, Европа снизила закупки нашей нефти на 10%. В Венгрию поставки снизились на 20%, в Словакию – на 8%, в Польшу – на 2,3%.
Официальный представитель нефтепроводной компании «Транснефть» Игорь Демин связал это с ростом содержания серы в нефти, поставляемой на западное направление по нефтепроводу «Дружба». Поставки нефти на северное направление нефтепровода «Дружба» (Польша и Германия) сократились гораздо меньше, чем на южное (Венгрия и Словакия).
Согласно принятым нормативам предельное содержание серы не должно превышать 1,8%, все предыдущие годы оно было на уровне 1,6%, а в этом году, по данным «Транснефти», поднялось до 1,75%, что побудило европейских потребителей, прежде всего Венгрию и Словакию, выразить свое недовольство и снизить закупки российской нефти марки Urals.
Исторически сложилось так, что российская нефть, направляемая по трубопроводу «Дружба» в Европу, образуется путем смешивания легкой малосернистой нефти из Западной Сибири с высокосернистыми сортами из Башкирии и Татарстана. Содержание серы в волжско-уральской нефти достигает 4% и ее невозможно направлять на нефтеперерабатывающие заводы в неразбавленном виде.
Самая очевидная причина повышения уровня серы в поставках в Европу – увеличение поставок в Китай через трубопроводную систему «Восточная Сибирь —Тихий океан» (ВСТО), а также через Казахстан. Суммарно в этом году в Китай будет перенаправлено с западного направления 30 млн. тонн малосернистой западной сибирской нефти. Уже за первые четыре месяца этого года экспорт нефти в Китай вырос на 47%, до 12,4 млн. тонн.
Нужно отметить, что у европейских потребителей существуют четкие стандарты по качеству нефти, между тем, по независимым оценкам, повышение сернистости Urals намного превысило те значения, которые сообщила «Транснефть».
Агентство Reuters провело собственное расследование, опросив ряд европейских трейдеров и познакомившись с их документальными данными. Оказалось, что сернистость Urals в этом году превышает 1,8%, хотя и ненамного.
Поэтому потребители российской нефти вынуждены разбавлять ее легкими малосернистыми сортами, которые приходится закупать дополнительно, причем не у России. В этом плане требование европейцев снизить закупочную цену на российскую нефть марки Urals вполне обосновано. Представитель польской компании PKN Orlen заявил, что концерн будет требовать снижения цены на Urals, если сернистость будет повышаться и далее.
Перенаправляя легкую нефть в Китай, Россия надеялась компенсировать это увеличением добычи нефти на месторождениях западной Сибири. Однако сделать это оказалось невозможно из-за необходимости выполнять пакт ОПЕК+, предполагающий сокращение добычи нефти Россией. До последнего времени европейские потребители сдерживали свое недовольство, не имея альтернативы российской нефти марки Urals.
Однако, в последнее время появилась если не альтернатива в полном смысле этого слова, то, по крайней мере, ее перспективы. Стало известно, что Саудовская Аравия, начиная с июня, снизит цены на все виды нефти, экспортируемые в Южную и Северо-Западную Европу. Наиболее значительно будет снижена цена нефти для стран Северо-Западной Европы - на $1,25-1,65 за баррель. Для стран Средиземноморья саудовская нефть подешевеет на $0,8-1,1 за баррель.
Очевидно, что саудиты, связанные до некоторой степени договоренностями с Россией, пока не спешат вторгаться на рынок Восточной и Центральной Европы, куда идут поставки российской нефти марки Urals. Но, как показывает практика, нефтяная конъюнктура весьма волатильна и критически зависима от политической. Сейчас на фоне подписанного Дональдом Трампом отказа от ядерной сделки с Ираном мировые цены на нефть потянулись вверх и, по большому счету, Россия могла бы пойти навстречу своим европейским покупателям и немного снизить цены на Urals. Именно так ведут себя саудиты, зачастую отдающие приоритет уверенному позиционированию на рынке в ущерб сиюминутной прибыли.
Отметим, что больших проблем сокращение экспорта нефти магистралями «Транснефти» в целом для России не создает, так как падающая добыча в старых месторождениях замещается новыми (месторождения Приразломное, Новопортовское, Требса и Титова), нефть из которых транспортируется вне трубопроводов «Транснефти».
Поэтому приоритетна не столько цена на российскую нефть марки Urals, которую вполне можно немного снизить на фоне повышающегося нефтяного тренда, как это сделали саудиты, сколько доверие потребителей и удержание позиций на рынках Европы.
Однако, в данном случае корпоративные интересы компании «Транснефть» не стыкуются с государственными интересами, что лишний раз доказывает слабость, а зачастую и полное отсутствие отраслевого стратегического планирования.
Согласно принятым нормативам предельное содержание серы не должно превышать 1,8%, все предыдущие годы оно было на уровне 1,6%, а в этом году, по данным «Транснефти», поднялось до 1,75%, что побудило европейских потребителей, прежде всего Венгрию и Словакию, выразить свое недовольство и снизить закупки российской нефти марки Urals.
Исторически сложилось так, что российская нефть, направляемая по трубопроводу «Дружба» в Европу, образуется путем смешивания легкой малосернистой нефти из Западной Сибири с высокосернистыми сортами из Башкирии и Татарстана. Содержание серы в волжско-уральской нефти достигает 4% и ее невозможно направлять на нефтеперерабатывающие заводы в неразбавленном виде.
Самая очевидная причина повышения уровня серы в поставках в Европу – увеличение поставок в Китай через трубопроводную систему «Восточная Сибирь —Тихий океан» (ВСТО), а также через Казахстан. Суммарно в этом году в Китай будет перенаправлено с западного направления 30 млн. тонн малосернистой западной сибирской нефти. Уже за первые четыре месяца этого года экспорт нефти в Китай вырос на 47%, до 12,4 млн. тонн.
Нужно отметить, что у европейских потребителей существуют четкие стандарты по качеству нефти, между тем, по независимым оценкам, повышение сернистости Urals намного превысило те значения, которые сообщила «Транснефть».
Агентство Reuters провело собственное расследование, опросив ряд европейских трейдеров и познакомившись с их документальными данными. Оказалось, что сернистость Urals в этом году превышает 1,8%, хотя и ненамного.
Поэтому потребители российской нефти вынуждены разбавлять ее легкими малосернистыми сортами, которые приходится закупать дополнительно, причем не у России. В этом плане требование европейцев снизить закупочную цену на российскую нефть марки Urals вполне обосновано. Представитель польской компании PKN Orlen заявил, что концерн будет требовать снижения цены на Urals, если сернистость будет повышаться и далее.
Перенаправляя легкую нефть в Китай, Россия надеялась компенсировать это увеличением добычи нефти на месторождениях западной Сибири. Однако сделать это оказалось невозможно из-за необходимости выполнять пакт ОПЕК+, предполагающий сокращение добычи нефти Россией. До последнего времени европейские потребители сдерживали свое недовольство, не имея альтернативы российской нефти марки Urals.
Однако, в последнее время появилась если не альтернатива в полном смысле этого слова, то, по крайней мере, ее перспективы. Стало известно, что Саудовская Аравия, начиная с июня, снизит цены на все виды нефти, экспортируемые в Южную и Северо-Западную Европу. Наиболее значительно будет снижена цена нефти для стран Северо-Западной Европы - на $1,25-1,65 за баррель. Для стран Средиземноморья саудовская нефть подешевеет на $0,8-1,1 за баррель.
Очевидно, что саудиты, связанные до некоторой степени договоренностями с Россией, пока не спешат вторгаться на рынок Восточной и Центральной Европы, куда идут поставки российской нефти марки Urals. Но, как показывает практика, нефтяная конъюнктура весьма волатильна и критически зависима от политической. Сейчас на фоне подписанного Дональдом Трампом отказа от ядерной сделки с Ираном мировые цены на нефть потянулись вверх и, по большому счету, Россия могла бы пойти навстречу своим европейским покупателям и немного снизить цены на Urals. Именно так ведут себя саудиты, зачастую отдающие приоритет уверенному позиционированию на рынке в ущерб сиюминутной прибыли.
Отметим, что больших проблем сокращение экспорта нефти магистралями «Транснефти» в целом для России не создает, так как падающая добыча в старых месторождениях замещается новыми (месторождения Приразломное, Новопортовское, Требса и Титова), нефть из которых транспортируется вне трубопроводов «Транснефти».
Поэтому приоритетна не столько цена на российскую нефть марки Urals, которую вполне можно немного снизить на фоне повышающегося нефтяного тренда, как это сделали саудиты, сколько доверие потребителей и удержание позиций на рынках Европы.
Однако, в данном случае корпоративные интересы компании «Транснефть» не стыкуются с государственными интересами, что лишний раз доказывает слабость, а зачастую и полное отсутствие отраслевого стратегического планирования.