Почему гонка за право проведения мировых спортивных соревнований затормозилась
Борьба за право проведения самого просматриваемого спортивного события в мире закончилась, не успев начаться. Чемпионат мира по футболу среди мужчин пройдет в Эр-Рияде в 2034 году, после того как заявка Саудовской Аравии была принята без сопротивления.
Тенденция назначения принимающей стороны спортивного мероприятия по предварительной договоренности, которую Международный олимпийский комитет принял в качестве политики в 2019 году, становится все более распространенной в мировом спорте.
Так было не всегда: в свое время борьба за право проведения крупнейших спортивных мероприятий была очень острой. Британские короли, американские президенты и французские футбольные звезды разъезжали по всему миру, зазывая чиновников и рассказывая о роскошных храмах физического совершенства, которые будут построены − за огромные деньги налогоплательщиков − в том случае, если их страна получит право проведения соревнований.
Однако по мере того, как стоимость победы резко возросла, некогда шумное лоббистское сборище превратилось во что-то больше похожее на папский конклав, на котором чиновники заключают сделки за закрытыми дверями и представляют результаты в неясном белом дыме.
Эндрю Цимбалист, автор книги «Circus Maximus: Экономическая авантюра, стоящая за проведением Олимпийских игр и Чемпионата мира по футболу», считает, что превращение открытого тендера во внутреннее назначение − это попытка организаторов «сохранить лицо», чтобы скрыть снижение интереса к проведению соревнований. «Рыночные условия смягчились. Они не получают таких заявок, как раньше», − считает Цимбалист.
Чемпионаты мира по футболу и летние Олимпийские игры − дорогостоящие мероприятия, особенно когда требуется капитальный ремонт инфраструктуры. Рио-де-Жанейро потратил более $13 млрд на проведение Олимпиады 2016 года, и для того, чтобы довести его до финиша, потребовалась государственная помощь в размере $895 млн. В 2006 году налогоплательщики Монреаля наконец-то отпраздновали выплату долга, возникшего в результате проведения Игр тремя десятилетиями ранее.
Стоимость проведения футбольных турниров растет, поскольку организаторы стремятся увеличить количество команд, чтобы продать дополнительные матчи телевещательным компаниям. Кроме того, поскольку либеральные демократии не так охотно берут на себя расходы, и в последние годы спортивные руководящие органы обратились к автократическим режимам, таким как Россия, Китай, а также странам Персидского залива − Катару и Саудовской Аравии. Однако, по мнению Цимбалиста, эти решения еще больше сужают круг потенциальных претендентов. «Зачем вам вступать в клуб с Саудовской Аравией? Зачем вам вступать в клуб Россией?», − спрашивает он.
Радикальное решение Цимбалиста заключается в том, чтобы выбирать постоянных стран-хозяек, у которых уже есть все необходимое оборудование для проведения соревнований. В конце концов, кому нужна новая Олимпийская деревня, когда кампус Калифорнийского университета в июле пустует? Зачем тратить миллионы на новый центр каякинга в Калифорнии, если есть прекрасный центр в Оклахоме?
Так было не всегда: в свое время борьба за право проведения крупнейших спортивных мероприятий была очень острой. Британские короли, американские президенты и французские футбольные звезды разъезжали по всему миру, зазывая чиновников и рассказывая о роскошных храмах физического совершенства, которые будут построены − за огромные деньги налогоплательщиков − в том случае, если их страна получит право проведения соревнований.
Однако по мере того, как стоимость победы резко возросла, некогда шумное лоббистское сборище превратилось во что-то больше похожее на папский конклав, на котором чиновники заключают сделки за закрытыми дверями и представляют результаты в неясном белом дыме.
Эндрю Цимбалист, автор книги «Circus Maximus: Экономическая авантюра, стоящая за проведением Олимпийских игр и Чемпионата мира по футболу», считает, что превращение открытого тендера во внутреннее назначение − это попытка организаторов «сохранить лицо», чтобы скрыть снижение интереса к проведению соревнований. «Рыночные условия смягчились. Они не получают таких заявок, как раньше», − считает Цимбалист.
Чемпионаты мира по футболу и летние Олимпийские игры − дорогостоящие мероприятия, особенно когда требуется капитальный ремонт инфраструктуры. Рио-де-Жанейро потратил более $13 млрд на проведение Олимпиады 2016 года, и для того, чтобы довести его до финиша, потребовалась государственная помощь в размере $895 млн. В 2006 году налогоплательщики Монреаля наконец-то отпраздновали выплату долга, возникшего в результате проведения Игр тремя десятилетиями ранее.
Стоимость проведения футбольных турниров растет, поскольку организаторы стремятся увеличить количество команд, чтобы продать дополнительные матчи телевещательным компаниям. Кроме того, поскольку либеральные демократии не так охотно берут на себя расходы, и в последние годы спортивные руководящие органы обратились к автократическим режимам, таким как Россия, Китай, а также странам Персидского залива − Катару и Саудовской Аравии. Однако, по мнению Цимбалиста, эти решения еще больше сужают круг потенциальных претендентов. «Зачем вам вступать в клуб с Саудовской Аравией? Зачем вам вступать в клуб Россией?», − спрашивает он.
Радикальное решение Цимбалиста заключается в том, чтобы выбирать постоянных стран-хозяек, у которых уже есть все необходимое оборудование для проведения соревнований. В конце концов, кому нужна новая Олимпийская деревня, когда кампус Калифорнийского университета в июле пустует? Зачем тратить миллионы на новый центр каякинга в Калифорнии, если есть прекрасный центр в Оклахоме?