Почему выросли цены на бензин?
Глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина в интервью агентству Reuters заявила, что цены на бензин в России, взлетевшие с начала года на 11%, вряд ли когда-нибудь снизятся до прежнего уровня.
По словам Набиуллиной, экстренные меры правительства по снижению акцизов на бензин и дизтопливо, на которые приходится около половины розничной цены топлива, в лучшем случае смогут лишь остановить дальнейший рост цен.
«Если брать расчетный прямой эффект, то такое снижение акцизов на бензин и дизельное топливо должно было бы привести к снижению цен по этим товарам где-то на 4-5%, - заявила глава российского регулятора, отметив, что «скорее всего, этого не произойдет», объяснив это низкой маржой в розничной торговле нефтепродуктами. Снижение налоговой нагрузки, по ее мнению, лишь позволит розничным продавцам бензина и дизельного топлива вернуть упущенную прибыль.
Директор Института энергетической политики Владимир Милов считает, что истинной причиной резкого взлета цен на бензин и дизтопливо является сложившаяся на российском рынке монополия четырех крупнейших нефтяных компаний - 80% розничной торговли моторным топливом контролируют «Роснефть», «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз» и «Лукойл».
Две из этих компаний («Роснефть» и «Газпром нефть») напрямую контролируются государством, еще две, как выразился Милов, «условно частные». Что означает это выражение, Милов не пояснил. Впрочем, по его словам, «сложная структура собственности крупнейших частных нефтяных компаний России вполне может быть предназначена для того, чтобы скрыть имена акционеров из высоких политических кругов, возможно, даже из высших кремлевских эшелонов».
Относительно низкой маржи в розничной торговле моторным топливом на АЗС, принадлежащих четырем российским монополистам, имеются сомнения. Так, в конце апреля этого года совет директоров «Лукойла» рекомендовал своим акционерам увеличить дивиденды по итогам 2017 года на 10%. Всего на выплаты может быть направлено 183 млрд. рублей (44% чистой прибыли по МСФО). Аналитик компании «Атон» Александр Корнилов отмечает, что «Лукойл» подтверждает стремление увеличивать выплаты существенно выше инфляции, что нравится инвесторам». Дивидендная доходность «Лукойла» составит 5,3%. И это, безусловно, нравится инвесторам, но ставит под сомнение утверждение Набиуллиной о низкой маржинальности розничного бизнеса российских нефтяных монополистов.
В ходе Петербургского международного экономического форума глава «Лукойла» Вагит Алекперов, отвечая на вопрос президента РФ Владимира Путина, сказал, что компания на 50% принадлежит иностранным акционерам.
О структуре акций «Сургутнефтегаза» ничего определенного сказать невозможно. «Кто на самом деле владеет «Сургутнефтегазом» — это тайна №1 в российской нефтяной промышленности», - заявил Милов в интервью The Financial Times.
В последний раз руководство «Сургутнефтегаза» публично отвечало на этот вопрос в 2008 году, пишет британское издание, «когда гендиректор компании Владимир Богданов заявил, что и сам не знает, кому принадлежит контрольный пакет акций».
Впрочем, Путин в ходе ПМЭФ отчасти раскрыл тайны российской нефтянки, заявив, что на компании с иностранным участием приходится 25% нефтедобычи в России: «Нет ни одной крупной нашей компании, где не было бы иностранного участия. Я вообще не знаю ни одной такой нашей компании. Даже государственная компания «Роснефть» – и та является акционерным обществом».
Таким образом, в структуре собственников четырех российских нефтедобывающих монополистов, которые к тому же доминируют в розничной торговле моторным топливом, как минимум четверть иностранных акционеров, которые, по всей очевидности, заинтересованы в том, чтобы цены на внутреннем рынке РФ сравнялись с мировыми. Именно к этому и идет дело.
Крупнейшая российская госкомпания «Роснефть» 5 июня предупредила, что «цены на бензин взлетят в 1,5 раза в ближайшие 6 лет и сравняются с мировыми», считая причиной этого «чрезмерное налоговое обременение» нефтяников.
Доля истины в этом утверждении есть, причем, похоже, львиная. Осенью прошлого года глава Минфина Антон Силуанов заявил, что «в следующем году правительство повысит акцизы на бензин дважды - на 50 копеек за литр с 1 января и с 1 июля… Эти средства будут направлены на развитие дорожной сети, в первую очередь в Крыму, Калининграде и в целом в России». Повышение акцизов на топливо должно было дать бюджету, по расчетам Минфина, около 40 млрд. рублей в одном лишь 2018 году.
В Минэнерго тут же подсчитали, что повышение акцизов на 50 копеек повысит стоимость литра топлива на 60 копеек. А при индексации на инфляцию цена топлива перепрыгнет в 2018 году через символический рубеж в 40 рублей, что мы и наблюдаем в текущей реальности.
С 1 января этого года акцизы на бензин и дизтопливо выросли, как и заявлял ранее Силуанов.
Возвращаясь к заявлению госпожи Набиуллиной, что цены на бензин вряд ли снизятся, нельзя не отметить, что никаких сомнений в этом и быть не могло, так как Силуанов четко обозначил цели повышения налогов на нефтяные компании (которые те, понятное дело, переложили на российских автовладельцев): необходимость масштабных строек в Крыму, Калининграде и «в целом по России».
Поскольку эти цели никто не отменял, а монополизм нефтедобытчиков также не устранен, кроме того, иностранных акционеров российской нефтянки совершенно не волнуют проблемы простых россиян, то, похоже, сбудется не только прогноз Набиуллиной, но и «Роснефти», то есть внутренние цены в стране на бензин и дизтопливо не только не снизятся, но через несколько лет сравняются с мировыми. Повышение цен на моторное топливо через мощный мультипликатор приведет к повышению практически всех остальных цен на внутреннем рынке страны, что неизбежно вызовет масштабные проблемы всей российской экономики.
«Если брать расчетный прямой эффект, то такое снижение акцизов на бензин и дизельное топливо должно было бы привести к снижению цен по этим товарам где-то на 4-5%, - заявила глава российского регулятора, отметив, что «скорее всего, этого не произойдет», объяснив это низкой маржой в розничной торговле нефтепродуктами. Снижение налоговой нагрузки, по ее мнению, лишь позволит розничным продавцам бензина и дизельного топлива вернуть упущенную прибыль.
Директор Института энергетической политики Владимир Милов считает, что истинной причиной резкого взлета цен на бензин и дизтопливо является сложившаяся на российском рынке монополия четырех крупнейших нефтяных компаний - 80% розничной торговли моторным топливом контролируют «Роснефть», «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз» и «Лукойл».
Две из этих компаний («Роснефть» и «Газпром нефть») напрямую контролируются государством, еще две, как выразился Милов, «условно частные». Что означает это выражение, Милов не пояснил. Впрочем, по его словам, «сложная структура собственности крупнейших частных нефтяных компаний России вполне может быть предназначена для того, чтобы скрыть имена акционеров из высоких политических кругов, возможно, даже из высших кремлевских эшелонов».
Относительно низкой маржи в розничной торговле моторным топливом на АЗС, принадлежащих четырем российским монополистам, имеются сомнения. Так, в конце апреля этого года совет директоров «Лукойла» рекомендовал своим акционерам увеличить дивиденды по итогам 2017 года на 10%. Всего на выплаты может быть направлено 183 млрд. рублей (44% чистой прибыли по МСФО). Аналитик компании «Атон» Александр Корнилов отмечает, что «Лукойл» подтверждает стремление увеличивать выплаты существенно выше инфляции, что нравится инвесторам». Дивидендная доходность «Лукойла» составит 5,3%. И это, безусловно, нравится инвесторам, но ставит под сомнение утверждение Набиуллиной о низкой маржинальности розничного бизнеса российских нефтяных монополистов.
В ходе Петербургского международного экономического форума глава «Лукойла» Вагит Алекперов, отвечая на вопрос президента РФ Владимира Путина, сказал, что компания на 50% принадлежит иностранным акционерам.
О структуре акций «Сургутнефтегаза» ничего определенного сказать невозможно. «Кто на самом деле владеет «Сургутнефтегазом» — это тайна №1 в российской нефтяной промышленности», - заявил Милов в интервью The Financial Times.
В последний раз руководство «Сургутнефтегаза» публично отвечало на этот вопрос в 2008 году, пишет британское издание, «когда гендиректор компании Владимир Богданов заявил, что и сам не знает, кому принадлежит контрольный пакет акций».
Впрочем, Путин в ходе ПМЭФ отчасти раскрыл тайны российской нефтянки, заявив, что на компании с иностранным участием приходится 25% нефтедобычи в России: «Нет ни одной крупной нашей компании, где не было бы иностранного участия. Я вообще не знаю ни одной такой нашей компании. Даже государственная компания «Роснефть» – и та является акционерным обществом».
Таким образом, в структуре собственников четырех российских нефтедобывающих монополистов, которые к тому же доминируют в розничной торговле моторным топливом, как минимум четверть иностранных акционеров, которые, по всей очевидности, заинтересованы в том, чтобы цены на внутреннем рынке РФ сравнялись с мировыми. Именно к этому и идет дело.
Крупнейшая российская госкомпания «Роснефть» 5 июня предупредила, что «цены на бензин взлетят в 1,5 раза в ближайшие 6 лет и сравняются с мировыми», считая причиной этого «чрезмерное налоговое обременение» нефтяников.
Доля истины в этом утверждении есть, причем, похоже, львиная. Осенью прошлого года глава Минфина Антон Силуанов заявил, что «в следующем году правительство повысит акцизы на бензин дважды - на 50 копеек за литр с 1 января и с 1 июля… Эти средства будут направлены на развитие дорожной сети, в первую очередь в Крыму, Калининграде и в целом в России». Повышение акцизов на топливо должно было дать бюджету, по расчетам Минфина, около 40 млрд. рублей в одном лишь 2018 году.
В Минэнерго тут же подсчитали, что повышение акцизов на 50 копеек повысит стоимость литра топлива на 60 копеек. А при индексации на инфляцию цена топлива перепрыгнет в 2018 году через символический рубеж в 40 рублей, что мы и наблюдаем в текущей реальности.
С 1 января этого года акцизы на бензин и дизтопливо выросли, как и заявлял ранее Силуанов.
Возвращаясь к заявлению госпожи Набиуллиной, что цены на бензин вряд ли снизятся, нельзя не отметить, что никаких сомнений в этом и быть не могло, так как Силуанов четко обозначил цели повышения налогов на нефтяные компании (которые те, понятное дело, переложили на российских автовладельцев): необходимость масштабных строек в Крыму, Калининграде и «в целом по России».
Поскольку эти цели никто не отменял, а монополизм нефтедобытчиков также не устранен, кроме того, иностранных акционеров российской нефтянки совершенно не волнуют проблемы простых россиян, то, похоже, сбудется не только прогноз Набиуллиной, но и «Роснефти», то есть внутренние цены в стране на бензин и дизтопливо не только не снизятся, но через несколько лет сравняются с мировыми. Повышение цен на моторное топливо через мощный мультипликатор приведет к повышению практически всех остальных цен на внутреннем рынке страны, что неизбежно вызовет масштабные проблемы всей российской экономики.