Поедет ли Воронеж на метро?
История воронежского метро за несколько лет обросла неприятными подробностями и судебными тяжбами. Администрация областного центра рассматривала несколько проектов строительства подземки и даже устроила тендер, который выиграла компания ООО «Киносарг». В итоге метро так и нет, но есть судебное разбирательство и новый проект.
Немного фактов из истории планирования воронежского метро
Планирование строительства метро в Воронеже началось еще в 2017 году. Тогда по различным проектам возможность улучшения городского транспортного сообщения была оценена в суммы от 35 млрд. рублей до 1 млрд. евро. Одним из предложений был проект японской компании Nikken Sekkeri Recearch Institute. Позднее строительством воронежского метро заинтересовалась крупная турецкая строительная компания «Ичташ». В начале осени 2018 года глава региона Александр Гусев сообщил представителям СМИ о том, что строительство планируется начать в 2021-2022 годах.
По результатам тендера право на разработку проекта и строительство метрополитена выиграла компания «Киносарг». С предприятием был заключен контракт, по которому компания обязалась построить метро из трех пересекающихся линий общей протяженностью 58,6 км с 54 станциями по обеим берегам реки Воронеж. Стоимость строительства первой линии по смете составляла 48 млрд. рублей. За работу подрядчики получили предоплату в размере более 8 млн. рублей. И тут начались неприятности, приведшие в итоге к судебному разбирательству.
«Компания Игоря Березина освоила 11 млн. рублей и представила нам красивое видео про будущий Воронежский метрополитен. И не беда, что в инфографике допущены простейшие орфографические ошибки, главное - возрождение трамвая категорически невозможно и спасет нас только метро. По мнению профессора Березина, первая очередь, состоящая 19 станций, будет построена уже через 6 лет. Хорошо бы, конечно, вот только если учитывать среднюю скорость строительства метрополитенов Омска, Челябинска и Красноярска, то 19 станций у нас появятся не ранее… 2492 года. Вы готовы подождать? Я вот лично боюсь, что могу не дожить.
Я думаю, что в метро не верят ни Гусев, ни мэр Воронежа Вадим Кстенин, ни сам главный местный метростроевец Березин. Ибо нет в Воронеже никаких 35 млрд. рублей на первую очередь и вряд ли кто-то нам их даст. А вот 800 млн. на проектирование на следующий год выписать себе из бюджета вполне возможно. Деньги растают, руководство города сменится, а проект воронежского метро ляжет на полку рядом с Ё-мобилем, Марусей, президентским лимузином, трамваем R1 и другими. Вы, конечно, можете меня обвинить в том, что я убиваю мечту. Мол, Генри Форду и братьям Райт в свое время тоже не верили современники, но они несмотря на это совершили революцию в своей отрасли. Все так, только есть одно большое НО. Вышеупомянутые личности мечтали о будущем, о новых технологиях. Мечтатели воронежского метро мечтают о технологиях прошлого, не обращая внимания на мировой опыт и новые технологии 21 века», - так прокомментировал тогда презентацию проекта от «Киносарг» общественный активист Виталий Иванищев.
Как выяснилось позднее, копания-подрядчик не получила оценку государственной экспертизы, что привело к срыву сроков. Помимо этого в комплекте технико-экономических обоснований не доставало еще некоторых документов. Фактически «Киносарг» начала строительные работы, однако провалила сроки и план строительства. На этом этапе работа застопорилась, после чего Управление строительной политики администрации Воронежа подало иск в суд на компанию.
В ходе судебного разбирательства иск мэрии был удовлетворен на сумму в 8,2 млн. рублей убытка и 2,28 млн. рублей морального ущерба, которые должны быть взысканы с подрядчика. Между тем, «Киносарг» не признала себя виновной и подала встречный иск на сумму 3,2 млн. рублей за фактически выполненные работы. Однако получила отказ, так как суд посчитал компанию виновной в срыве сроков и нарушении условий контракта.
Пока длились судебные тяжбы мэрия продолжала искать выход из положения. Дополнительный рельсовый городской транспорт городу необходим, чтобы снизить нагрузку и улучшить экологическое состояние атмосферы. Из-за обилия автомобильного транспорта загрязнение городского воздуха за последние годы резко повысилось.
Новый проект, новые планы и новые прогнозы по строительству метро в Воронеже
В декабре 2019 года мэрия Воронежа подвела итоги нового тендера на разработку проекта и строительство системы мультимодальных пассажирских перевозок. Новый аукцион выиграла пермская компания ООО «Агентство дорожной информации Радар». Одним из преимуществ нового проекта является оптимальная стоимость. За свои услуги пермяки запросили самую низкую цену – 33,75 млн. рублей.
В тендере принимали участие 4 компании. Одно из условий аукциона – стоимость контракта должна быть не более 45 млн. рублей. Теперь агентству предстоит серьезная работа – анализ транспортных услуг в городе, изучение маршрутов, разработка путей для рельсового транспорта и оптимизация существующей сети пассажирских перевозок. На все исследования и разработку финансово-экономической модели у компании есть время до конца октября текущего года.
Пока проект существует лишь в плановом предположительном виде. Предусматривается, что общая протяженность рельсовых путей составит 150 км и это будет не совсем метро. Как заявил Гусев, в городе планируется построить легкорельсовое наземное метро с несколькими подземными участками, что по сути означает скоростной трамвай.
Строительства воронежского метро по новому проекту предполагается начать в 2023 году. Первую линию планируется закончить в 2028 году, вторую – в 2031-м, окончание строительства и запуск последней линии – в 2035 году. Рельсовая транспортная линия соединит правый и левый берег по двум мостам – Северному и ВОГРЭС. При этом легкорельсовый путь будет интегрирован с железнодорожными путями ЮВЖД.
До конца 2020 года у нового подрядчика из Перми есть время для разработки проекта и технико-экономического обоснования. Затем проект должен выдержать несколько экспертных проверок и получить одобрение госэкспертизы. И лишь через год начнутся подготовительные работы. Из всего этого следует вывод: метро воронежцам ждать еще долго, минимум 5-8 лет.
Отвечая на вопрос «Века», Иванище отметил: «Нет смысла говорить про метро, пока нет нормального наземного транспорта. К вопросу внеуличных систем можно вернуться только тогда, когда наладим наземный транспорт, и если поймем, что есть участки, где наземный не справляется. Пока говорить об этом рано. Но даже и в этом случае сомневаюсь, что Воронежу нужно именно метро в его классическом «московском» понимании. Скорее всего, с магистральными перевозками справятся БРТ или ЛРТ. В условиях Воронежа они могут быть вполне эффективны и несопоставимо дешевле как в строительстве, так и в обслуживании».
Планирование строительства метро в Воронеже началось еще в 2017 году. Тогда по различным проектам возможность улучшения городского транспортного сообщения была оценена в суммы от 35 млрд. рублей до 1 млрд. евро. Одним из предложений был проект японской компании Nikken Sekkeri Recearch Institute. Позднее строительством воронежского метро заинтересовалась крупная турецкая строительная компания «Ичташ». В начале осени 2018 года глава региона Александр Гусев сообщил представителям СМИ о том, что строительство планируется начать в 2021-2022 годах.
По результатам тендера право на разработку проекта и строительство метрополитена выиграла компания «Киносарг». С предприятием был заключен контракт, по которому компания обязалась построить метро из трех пересекающихся линий общей протяженностью 58,6 км с 54 станциями по обеим берегам реки Воронеж. Стоимость строительства первой линии по смете составляла 48 млрд. рублей. За работу подрядчики получили предоплату в размере более 8 млн. рублей. И тут начались неприятности, приведшие в итоге к судебному разбирательству.
«Компания Игоря Березина освоила 11 млн. рублей и представила нам красивое видео про будущий Воронежский метрополитен. И не беда, что в инфографике допущены простейшие орфографические ошибки, главное - возрождение трамвая категорически невозможно и спасет нас только метро. По мнению профессора Березина, первая очередь, состоящая 19 станций, будет построена уже через 6 лет. Хорошо бы, конечно, вот только если учитывать среднюю скорость строительства метрополитенов Омска, Челябинска и Красноярска, то 19 станций у нас появятся не ранее… 2492 года. Вы готовы подождать? Я вот лично боюсь, что могу не дожить.
Я думаю, что в метро не верят ни Гусев, ни мэр Воронежа Вадим Кстенин, ни сам главный местный метростроевец Березин. Ибо нет в Воронеже никаких 35 млрд. рублей на первую очередь и вряд ли кто-то нам их даст. А вот 800 млн. на проектирование на следующий год выписать себе из бюджета вполне возможно. Деньги растают, руководство города сменится, а проект воронежского метро ляжет на полку рядом с Ё-мобилем, Марусей, президентским лимузином, трамваем R1 и другими. Вы, конечно, можете меня обвинить в том, что я убиваю мечту. Мол, Генри Форду и братьям Райт в свое время тоже не верили современники, но они несмотря на это совершили революцию в своей отрасли. Все так, только есть одно большое НО. Вышеупомянутые личности мечтали о будущем, о новых технологиях. Мечтатели воронежского метро мечтают о технологиях прошлого, не обращая внимания на мировой опыт и новые технологии 21 века», - так прокомментировал тогда презентацию проекта от «Киносарг» общественный активист Виталий Иванищев.
Как выяснилось позднее, копания-подрядчик не получила оценку государственной экспертизы, что привело к срыву сроков. Помимо этого в комплекте технико-экономических обоснований не доставало еще некоторых документов. Фактически «Киносарг» начала строительные работы, однако провалила сроки и план строительства. На этом этапе работа застопорилась, после чего Управление строительной политики администрации Воронежа подало иск в суд на компанию.
В ходе судебного разбирательства иск мэрии был удовлетворен на сумму в 8,2 млн. рублей убытка и 2,28 млн. рублей морального ущерба, которые должны быть взысканы с подрядчика. Между тем, «Киносарг» не признала себя виновной и подала встречный иск на сумму 3,2 млн. рублей за фактически выполненные работы. Однако получила отказ, так как суд посчитал компанию виновной в срыве сроков и нарушении условий контракта.
Пока длились судебные тяжбы мэрия продолжала искать выход из положения. Дополнительный рельсовый городской транспорт городу необходим, чтобы снизить нагрузку и улучшить экологическое состояние атмосферы. Из-за обилия автомобильного транспорта загрязнение городского воздуха за последние годы резко повысилось.
Новый проект, новые планы и новые прогнозы по строительству метро в Воронеже
В декабре 2019 года мэрия Воронежа подвела итоги нового тендера на разработку проекта и строительство системы мультимодальных пассажирских перевозок. Новый аукцион выиграла пермская компания ООО «Агентство дорожной информации Радар». Одним из преимуществ нового проекта является оптимальная стоимость. За свои услуги пермяки запросили самую низкую цену – 33,75 млн. рублей.
В тендере принимали участие 4 компании. Одно из условий аукциона – стоимость контракта должна быть не более 45 млн. рублей. Теперь агентству предстоит серьезная работа – анализ транспортных услуг в городе, изучение маршрутов, разработка путей для рельсового транспорта и оптимизация существующей сети пассажирских перевозок. На все исследования и разработку финансово-экономической модели у компании есть время до конца октября текущего года.
Пока проект существует лишь в плановом предположительном виде. Предусматривается, что общая протяженность рельсовых путей составит 150 км и это будет не совсем метро. Как заявил Гусев, в городе планируется построить легкорельсовое наземное метро с несколькими подземными участками, что по сути означает скоростной трамвай.
Строительства воронежского метро по новому проекту предполагается начать в 2023 году. Первую линию планируется закончить в 2028 году, вторую – в 2031-м, окончание строительства и запуск последней линии – в 2035 году. Рельсовая транспортная линия соединит правый и левый берег по двум мостам – Северному и ВОГРЭС. При этом легкорельсовый путь будет интегрирован с железнодорожными путями ЮВЖД.
До конца 2020 года у нового подрядчика из Перми есть время для разработки проекта и технико-экономического обоснования. Затем проект должен выдержать несколько экспертных проверок и получить одобрение госэкспертизы. И лишь через год начнутся подготовительные работы. Из всего этого следует вывод: метро воронежцам ждать еще долго, минимум 5-8 лет.
Отвечая на вопрос «Века», Иванище отметил: «Нет смысла говорить про метро, пока нет нормального наземного транспорта. К вопросу внеуличных систем можно вернуться только тогда, когда наладим наземный транспорт, и если поймем, что есть участки, где наземный не справляется. Пока говорить об этом рано. Но даже и в этом случае сомневаюсь, что Воронежу нужно именно метро в его классическом «московском» понимании. Скорее всего, с магистральными перевозками справятся БРТ или ЛРТ. В условиях Воронежа они могут быть вполне эффективны и несопоставимо дешевле как в строительстве, так и в обслуживании».