Поезда дальнего следования оставят без господдержки
Федеральная пассажирская компания ОАО РЖД, выполняющая перевозки в дальнем следовании, рискует лишиться субсидий для плацкартных и общих вагонов. ФАС предложила обнулить эти платежи на 2017-2018 годы.
По данным «КоммерсантЪ», в нынешнем году антимонопольное ведомство одобрило получение Федеральной пассажирской компанией субсидий из казны в размере 9,7 млрд рублей, что на 2,9 млрд рублей меньше фактической потребности, указанной в материалах, поданных самой ФПК. Окончательное решение по инициативе ФАС еще не принято. Однако позиция ведомства категорична: пассажирской компании не следует выделять субсидии, компенсирующие разницу между фактической стоимостью поездок в плацкартных и общих вагонах в поездах дальнего следования, и ценой билетов.
Регулирование таких тарифов относится к компетенции правительства, поскольку билеты в общие и плацкартные вагоны являются социально значимыми. По состоянию на апрель прошлого года, плацкартные билеты на маршруты, обслуживаемые ФПК, были на 18,4% дешевле себестоимости, а в общие вагоны – на 61%. Для других перевозчиков разница достигала 600%. На нынешний год цена плацкартных билетов была зафиксирована на 18,3% меньше реальной стоимости, а билетов в общие вагоны – на 32,2% ниже. Но в обновленной редакции приказа ФАС предлагает ликвидировать указанную дельту.
Изначально из федеральной казны на нынешний год предлагалось выделить ФПК 9,7 млрд рублей. Однако сама компания в расчетах показала, что ее выручка составит 97,9 млрд рублей, а затраты с учетом инвестиционных обязательств, - 110,5 млрд рублей. В антимонопольном ведомстве причины нелояльного отношения к программе субсидий не оглашают. А представители ФПК говорят, что уже принципиально разработали механизм повышения стоимости проезда в плацкартных и общих вагонах до экономически обоснованных тарифов. Однако нынешний год этот механизм не затрагивает.
Эксперты отмечают, позиция ФАС может спровоцировать проблемы не только для ФПК. Заместитель гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук говорит, недостающие субсидии могут сорвать планы по приобретению нового вагонного парка. Как результат, без части заказов останется Тверской вагоностроительный завод. Кроме того, компания будет вынуждена повышать стоимость билетов в социальные вагоны, что скажется на росте напряженности в обществе.
Регулирование таких тарифов относится к компетенции правительства, поскольку билеты в общие и плацкартные вагоны являются социально значимыми. По состоянию на апрель прошлого года, плацкартные билеты на маршруты, обслуживаемые ФПК, были на 18,4% дешевле себестоимости, а в общие вагоны – на 61%. Для других перевозчиков разница достигала 600%. На нынешний год цена плацкартных билетов была зафиксирована на 18,3% меньше реальной стоимости, а билетов в общие вагоны – на 32,2% ниже. Но в обновленной редакции приказа ФАС предлагает ликвидировать указанную дельту.
Изначально из федеральной казны на нынешний год предлагалось выделить ФПК 9,7 млрд рублей. Однако сама компания в расчетах показала, что ее выручка составит 97,9 млрд рублей, а затраты с учетом инвестиционных обязательств, - 110,5 млрд рублей. В антимонопольном ведомстве причины нелояльного отношения к программе субсидий не оглашают. А представители ФПК говорят, что уже принципиально разработали механизм повышения стоимости проезда в плацкартных и общих вагонах до экономически обоснованных тарифов. Однако нынешний год этот механизм не затрагивает.
Эксперты отмечают, позиция ФАС может спровоцировать проблемы не только для ФПК. Заместитель гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук говорит, недостающие субсидии могут сорвать планы по приобретению нового вагонного парка. Как результат, без части заказов останется Тверской вагоностроительный завод. Кроме того, компания будет вынуждена повышать стоимость билетов в социальные вагоны, что скажется на росте напряженности в обществе.