Польша может лишиться права голоса в Евросоюзе
ЕС начал процесс, в результате которого Польша может полностью лишиться права участия в голосовании в Брюсселе. Беспрецедентный шаг предпринимается для того, чтобы заставить правительство правого крыла отказаться от реформ, которые Евросоюз считает опасными для демократии в стране, пишет theguardian.com.
Еврокомиссия проинформировала 27 государств – членов ЕС, что законодательная программа польского правительства, допуская политическое воздействие на суд, подвергает риску основные ценности демократического государства.
«За двухлетний период принято значительное количество законов, всего 13, серьезно угрожающих независимости судебной системы и разделению властей, - сообщил репортерам в Брюсселе вице-президент комиссии Франс Тиммерманс. – Реформы в Польше означают, что судебная система теперь находится под политическим контролем правящего большинства. При отсутствии независимости суда возникают серьезные вопросы об эффективном применении законов ЕС».
Странам - членам ЕС рекомендовано вынести Польше официальное предупреждение по первому пункту статьи 7, до сих пор не применявшейся. «Мы решили инициировать статью 7.1 с тяжелым сердцем. Но обстоятельства не оставляют нам выбора», - заявил Тиммерманс. Для принятия предложения об официальном предупреждении необходимы не менее 22 из 28 голосов стран – членов ЕС, Брюссель уверен, что оно будет принято.
Наиболее серьезные санкции, предусмотренные статьей 7, – приостановка права голосования страны в организациях ЕС и временное прекращение финансовых операций, но для этого потребуется согласованное решение всех стран – членов Евросоюза при последующем голосовании. Правое правительство Венгрии настойчиво утверждает, что не поддержит такие действия.
Тиммерманс заявил, что хотя в этом году не было диалога на эту тему с польским правительством, ЕС открыт для обсуждения выхода из сложившегося противостояния. Новый премьер-министр только в этом месяце вступил в должность, и Варшаве сообщено, что комиссия отменит свое решение, если в течение ближайших трех месяцев она предпримет меры по исправлению ситуации. Тиммерманс утверждает, что не использует на этом этапе «атомный вариант», и что ответ на происходящее остается за Польшей.
Глубоко символическое обращение к статье 7, вне всякого сомнения, обостряет растущее понимание того, что членство Польши в ЕС находится в критическом состоянии.
В выступлении по государственному телевидению в среду министр иностранных дел Витольд Ващиковский говорил о том, что любое решение по инициированию процесса по статье 7 будет «попыткой заклеймить Польшу и отстранить нас от принятия Евросоюзом ключевых решений». Государственное новостное ТВ, которое после принятия спорного закона о СМИ контролируется партией «Право и справедливость», сопровождало его выступление заголовком «Франс Тиммерман хочет отобрать у Польши право реформировать свою собственную страну».
«Имидж Польши и ее влияние в ЕС уже пострадали из-за политики правительства, поэтому международные последствия действий комиссии будут ограничены, но внутренние – более важны. Государственная пропаганда, по-видимому, будет изображать это решение как враждебное со стороны ряда зарубежных государств по отношению к польской демократии и независимости. Эта пропаганда будет разжигать представление о Польше как осажденной крепости и о Западе, предающем Польшу», - заявил директор варшавского офиса ЕС по внешней политике Петр Бураш.
Польское правительство утверждает, что в судебной системе осталось слишком много от структуры тех времен, когда страной правили коммунисты, что ее необходимо очистить и встроить в новые рамки законности.
Спор вокруг реформ польского правительства продолжается уже два года, но, похоже, что до критической точки дело дошло в связи с принятым в прошлую пятницу решением польского сената одобрить законопроект, предоставляющий исполнительной власти больший контроль над Верховным судом и национальным судебным советом, который назначает судей.
По новым законам, которые еще должны быть утверждены президентом Польши, Верховный суд будет иметь возможность «чрезвычайного пересмотра» окончательного решения, вынесенного судом более низкого порядка, включая дела за последние 20 лет.
В рамках Верховного суда будет создана дисциплинарная палата, частично сформированная из членов, избранных верхней палатой парламента. Судьи Верховного суда будут выходить на пенсию в возрасте 65 лет вместо 70, однако президент будет уполномочен продлевать пенсионный возраст в индивидуальном порядке. Судейский совет, определяющий кандидатов на должности судей, в основном будет избираться нижней палатой парламента. До сих пор это право было предоставлено самим судьям.
«За двухлетний период принято значительное количество законов, всего 13, серьезно угрожающих независимости судебной системы и разделению властей, - сообщил репортерам в Брюсселе вице-президент комиссии Франс Тиммерманс. – Реформы в Польше означают, что судебная система теперь находится под политическим контролем правящего большинства. При отсутствии независимости суда возникают серьезные вопросы об эффективном применении законов ЕС».
Странам - членам ЕС рекомендовано вынести Польше официальное предупреждение по первому пункту статьи 7, до сих пор не применявшейся. «Мы решили инициировать статью 7.1 с тяжелым сердцем. Но обстоятельства не оставляют нам выбора», - заявил Тиммерманс. Для принятия предложения об официальном предупреждении необходимы не менее 22 из 28 голосов стран – членов ЕС, Брюссель уверен, что оно будет принято.
Наиболее серьезные санкции, предусмотренные статьей 7, – приостановка права голосования страны в организациях ЕС и временное прекращение финансовых операций, но для этого потребуется согласованное решение всех стран – членов Евросоюза при последующем голосовании. Правое правительство Венгрии настойчиво утверждает, что не поддержит такие действия.
Тиммерманс заявил, что хотя в этом году не было диалога на эту тему с польским правительством, ЕС открыт для обсуждения выхода из сложившегося противостояния. Новый премьер-министр только в этом месяце вступил в должность, и Варшаве сообщено, что комиссия отменит свое решение, если в течение ближайших трех месяцев она предпримет меры по исправлению ситуации. Тиммерманс утверждает, что не использует на этом этапе «атомный вариант», и что ответ на происходящее остается за Польшей.
Глубоко символическое обращение к статье 7, вне всякого сомнения, обостряет растущее понимание того, что членство Польши в ЕС находится в критическом состоянии.
В выступлении по государственному телевидению в среду министр иностранных дел Витольд Ващиковский говорил о том, что любое решение по инициированию процесса по статье 7 будет «попыткой заклеймить Польшу и отстранить нас от принятия Евросоюзом ключевых решений». Государственное новостное ТВ, которое после принятия спорного закона о СМИ контролируется партией «Право и справедливость», сопровождало его выступление заголовком «Франс Тиммерман хочет отобрать у Польши право реформировать свою собственную страну».
«Имидж Польши и ее влияние в ЕС уже пострадали из-за политики правительства, поэтому международные последствия действий комиссии будут ограничены, но внутренние – более важны. Государственная пропаганда, по-видимому, будет изображать это решение как враждебное со стороны ряда зарубежных государств по отношению к польской демократии и независимости. Эта пропаганда будет разжигать представление о Польше как осажденной крепости и о Западе, предающем Польшу», - заявил директор варшавского офиса ЕС по внешней политике Петр Бураш.
Польское правительство утверждает, что в судебной системе осталось слишком много от структуры тех времен, когда страной правили коммунисты, что ее необходимо очистить и встроить в новые рамки законности.
Спор вокруг реформ польского правительства продолжается уже два года, но, похоже, что до критической точки дело дошло в связи с принятым в прошлую пятницу решением польского сената одобрить законопроект, предоставляющий исполнительной власти больший контроль над Верховным судом и национальным судебным советом, который назначает судей.
По новым законам, которые еще должны быть утверждены президентом Польши, Верховный суд будет иметь возможность «чрезвычайного пересмотра» окончательного решения, вынесенного судом более низкого порядка, включая дела за последние 20 лет.
В рамках Верховного суда будет создана дисциплинарная палата, частично сформированная из членов, избранных верхней палатой парламента. Судьи Верховного суда будут выходить на пенсию в возрасте 65 лет вместо 70, однако президент будет уполномочен продлевать пенсионный возраст в индивидуальном порядке. Судейский совет, определяющий кандидатов на должности судей, в основном будет избираться нижней палатой парламента. До сих пор это право было предоставлено самим судьям.