Информационная служба «Века» — 22.11.2006 11:53

Помирать - так с нацпроектом!

Госдума подвела первые итоги реализации национального проекта Здоровье, который стартовал 1 января 2006 года и был назван приоритетным. Похоже, что главным итогом реализации этого проекта сталарест управленческой верхушки Фонда обязательного медицинского страхования.

По всем остальным показателям, впрочем, как и предполагали эксперты еще в 2005 году, когда идея проекта была обнародована, Здоровье сильно хромает, если не сказать больше находится в коме. Основная задача проекта (улучшение ситуации в здравоохранении и создание условий для его последующей модернизации) не выполнена. А проще говоря, провалена. Вся наша громоздкая, неповоротливая и проворовавшаяся вертикаль власти еще раз доказала, что она не способна эффективно управлять государством.

На реализацию мероприятий проекта в 2006 году были выделены 100 млрд. рублей из бюджета. Что же удалось сделать с помощью этих денег? Вывод, к которому пришли депутаты и представители министерств и ведомств на вчерашнем парламентском слушании, неутешителен. Россия по-прежнему находится на 134 месте в мире по продолжительности жизни.

Достижений у нацпроекта оказалось немного. Главное из них - повышение оплаты труда. Более чем у полумиллиона медработников доходы повысились в 2,2-2,8 раза. По словам председателя комитета Госдумы по охране здоровья Татьяны Яковлевой, участковые врачи, врачи-терапевты, педиатры и врачи общей практики теперь получают до 23 тысяч рублей, а работающие с ними медсестры - до 7,5 тысячи. Но повышение оплаты коснулось лишь 28% от общего количества медработников. Еще одно достижение - возобновление массовой диспансеризации. С мая по сентябрь этого года медосмотр прошли более 2 млн. человек. В больницы начали активно поставляться диагностическое оборудование и машины "скорой помощи".

На этом, пожалуй, список достижений и заканчивается. А дальше начинается длинный перечень из разряда Хотели, как лучше.

Оказывается, что даже десятки тысяч рентгенаппаратов и лабораторного оборудования не в состоянии восполнить пробел, образовавшийся еще в 1970-х. Как сказал замминистра здравсоцразвития Владимир Стародубов, около 58,5% материально-технической базы больниц и поликлиник крайне изношено. В основном это касается карет "скорой помощи" и медицинского оборудования. Так что, как бы ни была хороша идея со всеобщей и повальной диспансеризацией, для большинства населения страны она так и не начнется в ближайшее будущее.

Что касается хваленого повышения зарплат, о котором так трогательно на гребне первых выплат вещали на всю страну правительственные телеканалы, то, по словам Татьяны Яковлевой, в большинстве регионов повышение зарплат врачам первичного звена так и осталось нереализованным: В целом ряде малонаселенных местностей не действует положение о доплатах, так как участок их работы признавался малокомплектным, - сказала она.

Еще одна проблема, с которой столкнулись разработчики нацпроекта: график диспансеризации сильно отстает. По данным комитета по охране здоровья, только 40% граждан прошли дополнительный медосмотр. Причина банальна: в региональных поликлиниках отсутствует не только необходимое оборудование (маммографы и рентгенаппараты) - нет и узких специалистов, тех же урологов и эндокринологов. А без них осмотр не может считаться полным.

Да о чем вообще можно говорить, если мы привозим оборудование в регионы, и оказывается, что там им просто не умеют пользоваться. Например, реанимобиль, который мы недавно привезли в Дагестан, так и стоит в гараже. Нет врачей, знающих новые технологии, - сообщила Яковлева.

Удивление депутата можно понять. Из Охотного Ряда в Москве за высокими башнями Кремля России не видать. Конечно, разработчикам проекта было трудно представить, что где-нибудь в Урюпинске не окажется двух-трех врачей с гарвардским (на худой конец, с российским университетским) медицинским образованием. Они и не могли этого вообразить, что в каком-нибудь дагестанском городке не только на английском, но и на русском не смогут прочитать инструкцию, как пользоваться этим самым мобилем. Да, засиделись наши депутаты в Москве в своих депутатских квартирах. Не пора ли на просторы Отчизны пожаловать? И не те, которые потом по телевизору покажут, а там, где по весне или осенью проехать невозможно.

Татьяна Яковлева упомянула еще об одной проблеме, о которой большинство депутатов предпочитают молчать: В результате программ стимулирования рождаемости уже в следующем году родится более 600 тысяч детей. У меня есть сомнения, что наши роддома и детские поликлиники готовы оказать мамам и новорожденным квалифицированную помощь.

Тем более что уровень младенческой смертности в России почти вдвое превышает показатели Евросоюза и США. На тысячу родившихся 10 человек погибают, так и не дожив до года.

Самый серьезный аспект проблемы, по мнению Яковлевой, в том, что качество медицинской помощи не зависит от размера зарплаты: Жалобы пациентов за этот год не уменьшились. Владимир Стародубов предложил решать эту проблему с помощью системы надбавок за качество. Критерии качества, по его мнению, должны быть выработаны уже в 2007 году, а введены в больницах годом позже. Размер надбавок должен составлять 7-12 тысяч рублей.

Какие же можно сделать выводы из вышесказанного? Во-первых, как поет В. Высоцкий: Где деньги, Зин? Из 100 млрд. руб., надо полагать, большую часть наше многострадальное здравоохранение не увидит уже никогда. Как всегда распиленные и поделенные лицами, приближенными к бюджетному корыту, они навсегда уплыли в оффшорные зоны куда-нибудь на Сейшельские острова. Во-вторых, повышение заработной платы (заметим, частичное), на которое почему-то уповали чиновники, не привело к улучшению медицинского обслуживания. В-третьих, нацпроект вернулся к тому, с чего и начинал: что делать?

Разумеется, никто из этих, прямо скажем, вопиющих фактов серьезных выводов не сделает. Медведев, курирующий нацпроекты, также будет мило смотреть на россиян из телевизора, его рейтинги будут также подниматься вопреки здравому смыслу. А население под сытое мычание коров, принаряженных по случаю приезда куратора нацпроектов, будет смиренно загибаться на скрипучих больничных койках в провонявших негодной канализацией больничных коридорах. Такова загадочная наша душа. И с этим, похоже, надо смириться.
Полная версия публикации