Порочные связи зампреда Поздышева
Не прошло и нескольких дней с момента вводе временной администрации в «Промсвязьбанк» братьев Ананьевых, как стало известно о, возможно, главном выгодоприобретателе его перехода под крыло ЦБ. Им считается зампред регулятора Василий Поздышев. И удивляться здесь нечему, если знать биографию чиновника.
Принято считать, что проблемы «Промсвязьбанка» вылезли наружу в августе, когда аналитик компании «Альфа-капитал» Сергей Гаврилов распространил среди своих клиентов письмо, в котором о них и предупредил. Однако до сих пор ни одно подобное послание не приводило к крушению финансовой организации или иного бизнеса. Настоящие трудности начались у Ананьевых, очевидно, чуть позже.
По сообщениям некоторых телеграмм-каналов, примерно в октябре свою игру начал скандально известный зампред ЦБ Василий Поздышев. Тогда он, как сообщает @banksta, «делал остросюжетные заявления про пополнение Фонд банковских санаций и намекал на завал в ФКБС «Промсвязьбанка»». По мнению наблюдателей, «выглядело это так, будто бы он торговался и поддавливал владельцев».
Наконец, 14 декабря по Ананьевым был нанесён решительный залп: «Ведомости» сообщили, что ЦБ потребовал от них доначислить резервы на 100 млрд. рублей. В самом «Промсвязьбанке» опровергли поступление соответствующих документов. Но дело было сделано: на следующее утро в ПСБ уже постучались. «Опять не обошлось без «Ведомостей». То есть снова засветилась схема, которой в ЦБ люди зарабатывают на виллы во Франции», - констатировали тогда телеграмм-каналы. Причём сделали они это с явным намёком на собственно Поздышева – гражданина Пятой республики.
Вернёмся к «Промсвязьбанку». Вопреки установившейся традиции, когда вслед за обвинениями в кредитовании собственников и «некачественном» капитале у банка отзывали лицензию, на сей раз ЦБ ограничился санацией. Ещё показательный момент: появление временной администрации в структуре Ананьевых не сопровождалось введением моратория на выплаты. Такая практика была раньше, когда «оздоровительные» функции брало на себя АСВ, новый же механизм – через Фонд консолидации банковского сектора – этого не предусматривает.
Как итог, в первые часы после известий о начале санации скорость снятия наличных в банкоматах ПСБ достигала десятки миллионов рублей в секунду (!). Накануне же судьбу своих денег в структуре решали профессионалы: на Московской бирже прошло невероятное количество сделок с акциями банка.
Сейчас Поздышев заверяет публику, что эти операции «должны быть рассмотрены в ходе тщательного расследования с точки зрения того, кто был покупателем и кто был продавцом». Но наблюдатели полагают, что «слова зампреда Поздышева о расследовании этих сделок останутся просто словами». Впрочем, рынку не привыкать.
О «договорном» характере всего происходящего вокруг «Промсвязьбанка» говорит и следующее заявление чиновника: для поддержки структуры придётся выделить около 200 млрд рублей. Но примерно те же цифры фигурировали и при объявлениях о материальной поддержке других банков: Внешпромбанку якобы требовалось те де 200 млрд., «Открытию» – 190 млрд. рублей. Впоследствии суммы вырастали, и прежние обещания на их фоне разом блекли.
Похоже, скоро в Следственном комитете, Генпрокуратуре или даже в ФСБ развернётся весьма ожесточённая схватка за «дело Поздышева». Редко какому силовику достаётся столь интересное и увлекательное расследование.