Претензии к молитве
«Я не была особенно верующей, но, когда мой близкий человек попал в реанимацию, меня убедили поехать к Матроне Московской. Отстояла очередь в несколько часов, заказала поминовение о здравии моего близкого человека (чтение на 6 месяцев).
Но, несмотря на это, он умер спустя несколько дней. Могу ли я по суду призвать к ответу за некачественную услугу и взыскать моральный вред с религиозной организации?»,- спрашивает Евгения Иванова из Москвы.
Оказываемые церковью услуги предоставляются гражданам на платной основе, прихожане платят деньги, несмотря на желание священнослужителей приравнять эти денежные средства к пожертвованиям (хотя ящики для пожертвований стоят в отдельном месте и так и называются), соответственно, отношения между гражданами и церковью должны регулироваться Законом РФ «О защите прав потребителей».
По смыслу закона РФ о защите прав потребителей: потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В Вашей ситуации возникает первая сложность: кто в данном случае потребитель оказываемой церковью услуги? Умерший? Но он ничего не заказывал. Вы? Но Вы заказывали эту услугу не для себя, а для другого человека.
Второе. Как известно, религиозные организации торгуют без кассовых аппаратов. Эта проблема, впрочем, решается: в отсутствие чека доказательствами могут быть признаны свидетельские показания (согласно Закону РФ о защите прав потребителя).
Обращает на себя внимание оформление записок (о здравии, упокоении). Обычно вверху церковной записки помещают православный крест. Затем указывается вид поминовения, например «О здравии», после этого пишется имя, но если количество имен в записке не имеет значения, то конкретные фамилии в записках указывать не принято. Самое большее, что «дозволено» указывать гражданам, желающим , чтобы молились об их здравии или о здравии их близких людей, это некоторые сведения о возрасте, звании или положении. Например, мл. (младенец, то есть дитя до 7 лет), отр. (отрок или отроковица — до 14 лет), в. (воин), бол. (болящий, болящая), закл. (заключенный, заключенная), пут. (путешествующий, путешествующая)…
И, наконец, последнее. Как адвокат, я не представляю, как доказать, что подобная услуга была оказана некачественно. Если исполнитель по данному делу – храм, чьи монахини «плохо» молились, чем подтверждается, что они молились плохо? Они молились , но их молитвы не были услышаны.
Вы, конечно, знаете наделавшую много шума несколько лет назад историю с участием сенатора американского штата Небраска Эрни Чемберса . Его иск к Богу был отклонен. Как пояснил судья округа Дуглас Марлон Полк, для начала процесса необходимо, чтобы у ответчика был домашний адрес. Учитывая то, что доставить повестку указанному ответчику некуда, в рассмотрении иска было отказано.
Люди так устроены, что им нужны чудеса. Поэтому, оказываясь в трудной ситуации, они тратят деньги, которые священнослужители называют «пожертвованиями», на молебны, на экстрасенсов, колдунов, обещающих исцелить от всех болезней или вернуть в дом мужа. Если есть люди, верящие в чудеса, то почему бы не сыграть на этом?
Оказываемые церковью услуги предоставляются гражданам на платной основе, прихожане платят деньги, несмотря на желание священнослужителей приравнять эти денежные средства к пожертвованиям (хотя ящики для пожертвований стоят в отдельном месте и так и называются), соответственно, отношения между гражданами и церковью должны регулироваться Законом РФ «О защите прав потребителей».
По смыслу закона РФ о защите прав потребителей: потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В Вашей ситуации возникает первая сложность: кто в данном случае потребитель оказываемой церковью услуги? Умерший? Но он ничего не заказывал. Вы? Но Вы заказывали эту услугу не для себя, а для другого человека.
Второе. Как известно, религиозные организации торгуют без кассовых аппаратов. Эта проблема, впрочем, решается: в отсутствие чека доказательствами могут быть признаны свидетельские показания (согласно Закону РФ о защите прав потребителя).
Обращает на себя внимание оформление записок (о здравии, упокоении). Обычно вверху церковной записки помещают православный крест. Затем указывается вид поминовения, например «О здравии», после этого пишется имя, но если количество имен в записке не имеет значения, то конкретные фамилии в записках указывать не принято. Самое большее, что «дозволено» указывать гражданам, желающим , чтобы молились об их здравии или о здравии их близких людей, это некоторые сведения о возрасте, звании или положении. Например, мл. (младенец, то есть дитя до 7 лет), отр. (отрок или отроковица — до 14 лет), в. (воин), бол. (болящий, болящая), закл. (заключенный, заключенная), пут. (путешествующий, путешествующая)…
И, наконец, последнее. Как адвокат, я не представляю, как доказать, что подобная услуга была оказана некачественно. Если исполнитель по данному делу – храм, чьи монахини «плохо» молились, чем подтверждается, что они молились плохо? Они молились , но их молитвы не были услышаны.
Вы, конечно, знаете наделавшую много шума несколько лет назад историю с участием сенатора американского штата Небраска Эрни Чемберса . Его иск к Богу был отклонен. Как пояснил судья округа Дуглас Марлон Полк, для начала процесса необходимо, чтобы у ответчика был домашний адрес. Учитывая то, что доставить повестку указанному ответчику некуда, в рассмотрении иска было отказано.
Люди так устроены, что им нужны чудеса. Поэтому, оказываясь в трудной ситуации, они тратят деньги, которые священнослужители называют «пожертвованиями», на молебны, на экстрасенсов, колдунов, обещающих исцелить от всех болезней или вернуть в дом мужа. Если есть люди, верящие в чудеса, то почему бы не сыграть на этом?