Приговор к труду
Группа сенаторов внесла в Госдуму поправки в УК РФ, которые предлагают привлекать осужденных по нетяжким статьям или переведенных в порядке поощрения в колонию-поселение к работе на предприятиях в регионах, где они отбывают наказание.
Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, на сегодняшний момент в колониях-поселениях в стране содержится 26 900 человек, из них работает около 20 500 осужденных. Таким образом, в случае принятия проекта закона потенциально возможно дополнительно привлечь к труду порядка 6 000 заключенных.
Надо заметить, что Минюст еще два года назад разработал поправки в Уголовный кодекс, которые должны были позволить привлекать осужденных к принудительным работам на предприятиях любых организационно правовых форм, в том числе госкорпораций и госкомпаний.
Годом ранее, тогда еще депутат Госдумы Александр Хинштейн также подготовил поправки в Уголовно-исполнительный кодекс (УИК). Они, в свою очередь, позволяли привлекать осужденных колоний-поселений на предприятия, расположенные вдали от исправительных учреждений. Однако законопроекты так и не были приняты.
Сенаторы, в свою очередь, теперь ссылаются на положительный опыт одного из предприятий лесопромышленного комплекса в поселке Жешарт Усть-Вымского района Республики Коми, где уже несколько лет реализуется подобная практика. Комбинат расположен на расстоянии 50 км от колонии, где трудится 300 рабочих из числа поселенцев. На территории предприятия за счет комбината было обустроено место для проживания заключенных - общежитие, полностью соответствующее нормам и стандартам УИС. Общие ежегодные затраты предприятия на обеспечение труда заключенных составляли около 9 млн. рублей. Учитывая то, что коммунальные расходы за проживание осужденных оплачивает комбинат, удалось сэкономить 2,84 млн. рублей бюджетных средств. Предприятию за счет увеличения числа работников удалось повысить производительность труда и перечислить в республиканский и местный бюджеты 1,2 млн. рублей.
Осужденные, в свою очередь, более успешно проходят социализацию на этом предприятии - бесплатно получают профессию, трудовые навыки. Примечательно, что 14 человек, освободившихся из ИК-31, в дальнейшем остались проживать в поселке и работать на комбинате, 9 человек работают на предприятии и в настоящее время.
Кроме того, учитывая то, что средняя заработная плата по уголовно-исполнительной системе составляет 5,2 тыс. рублей, высокая заработная плата (до 45 тыс. рублей) на этом предприятии является для осужденных высокой мотивацией к труду. Кроме того, погашение ущерба, причиненного преступлением (погашено 1,33 млн. рублей), повышает шансы на условно-досрочное освобождение (УДО).
Предлагаемый в проекте закона механизм предполагает заключение договоров (контрактов) между предприятиями вне зависимости формы собственности и учреждениями уголовно-исполнительной системы.
За счет средств предприятий (что оговорено проектом закона) необходимо будет создать условия для организации труда осужденных, их безопасного нахождения на предприятии (в соответствии с требованиями УИС) и проживания в специально созданных общежитиях.
Один из авторов законопроекта, сенатор Валерий Семенов заявил «Веку», что документ дает возможность людям заниматься своим делом, находясь в местах заключения. Они смогут приносить пользу себе и государству, а также адаптироваться к жизни. Сегодня же они зачастую выходят после заключения фактически в никуда, без денег и профессии. По словам сенатора, необходимо, чтобы желание в этом вопросе изъявили бизнес и сам человек. Заключенные могут быть задействованы в разных видах деятельности. «В Красноярском крае продукция, сделанная их руками, будь то мясная или хлебная, очень востребована. Понятно, что ничего совершенного нет и нужен постоянный мониторинг, как наладить эту систему», - считает Семенов.
Между тем, комментируя законопроект, эксперты высказывают немало сомнений. Как пояснил «Веку» председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, отношение к проекту закона двойственное. С одной стороны, нужно решать проблему трудоустройства заключенных, а, с другой, в случае принятия законопроекта есть определенный риск злоупотреблений. «Прежде всего, труд не должен быть рабским. В советское время этим рабским трудом добивались больших успехов, но достигнуты они были на костях заключенных», - заявил Нилов. По мнению депутата, не ясно, на добровольных ли условиях будут работать заключенные, да и на каких работах они должны быть задействованы.
«Идея - здравая», - считает первый заместитель председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов. Депутат пояснил «Веку», что труд заключенных использовался и в советское время. Но работать осужденные непременно должны были на добровольных началах. «Наша страна подписала ряд международных конвенций против принудительного труда. Нарушив их, мы тем самым испортим имидж и России, и компаний, которые решились привлечь заключенных на работу», - полагает Емельянов.
Между тем, директор региональной программы Независимого института социального развития Наталья Зубаревич считает, что этот законопроект можно назвать ГУЛАГ номер 2. По мнению Зубаревич, ФСИН всеми силами пытается выйти на окупаемость, но любой труд заключенных будет подневольным. «Он вносит лепту в динамику развития страны, но она кривая. Надо подойти к этому вопросу очень аккуратно с точки зрения прав человека», - считает Зубаревич.
Надо заметить, что Минюст еще два года назад разработал поправки в Уголовный кодекс, которые должны были позволить привлекать осужденных к принудительным работам на предприятиях любых организационно правовых форм, в том числе госкорпораций и госкомпаний.
Годом ранее, тогда еще депутат Госдумы Александр Хинштейн также подготовил поправки в Уголовно-исполнительный кодекс (УИК). Они, в свою очередь, позволяли привлекать осужденных колоний-поселений на предприятия, расположенные вдали от исправительных учреждений. Однако законопроекты так и не были приняты.
Сенаторы, в свою очередь, теперь ссылаются на положительный опыт одного из предприятий лесопромышленного комплекса в поселке Жешарт Усть-Вымского района Республики Коми, где уже несколько лет реализуется подобная практика. Комбинат расположен на расстоянии 50 км от колонии, где трудится 300 рабочих из числа поселенцев. На территории предприятия за счет комбината было обустроено место для проживания заключенных - общежитие, полностью соответствующее нормам и стандартам УИС. Общие ежегодные затраты предприятия на обеспечение труда заключенных составляли около 9 млн. рублей. Учитывая то, что коммунальные расходы за проживание осужденных оплачивает комбинат, удалось сэкономить 2,84 млн. рублей бюджетных средств. Предприятию за счет увеличения числа работников удалось повысить производительность труда и перечислить в республиканский и местный бюджеты 1,2 млн. рублей.
Осужденные, в свою очередь, более успешно проходят социализацию на этом предприятии - бесплатно получают профессию, трудовые навыки. Примечательно, что 14 человек, освободившихся из ИК-31, в дальнейшем остались проживать в поселке и работать на комбинате, 9 человек работают на предприятии и в настоящее время.
Кроме того, учитывая то, что средняя заработная плата по уголовно-исполнительной системе составляет 5,2 тыс. рублей, высокая заработная плата (до 45 тыс. рублей) на этом предприятии является для осужденных высокой мотивацией к труду. Кроме того, погашение ущерба, причиненного преступлением (погашено 1,33 млн. рублей), повышает шансы на условно-досрочное освобождение (УДО).
Предлагаемый в проекте закона механизм предполагает заключение договоров (контрактов) между предприятиями вне зависимости формы собственности и учреждениями уголовно-исполнительной системы.
За счет средств предприятий (что оговорено проектом закона) необходимо будет создать условия для организации труда осужденных, их безопасного нахождения на предприятии (в соответствии с требованиями УИС) и проживания в специально созданных общежитиях.
Один из авторов законопроекта, сенатор Валерий Семенов заявил «Веку», что документ дает возможность людям заниматься своим делом, находясь в местах заключения. Они смогут приносить пользу себе и государству, а также адаптироваться к жизни. Сегодня же они зачастую выходят после заключения фактически в никуда, без денег и профессии. По словам сенатора, необходимо, чтобы желание в этом вопросе изъявили бизнес и сам человек. Заключенные могут быть задействованы в разных видах деятельности. «В Красноярском крае продукция, сделанная их руками, будь то мясная или хлебная, очень востребована. Понятно, что ничего совершенного нет и нужен постоянный мониторинг, как наладить эту систему», - считает Семенов.
Между тем, комментируя законопроект, эксперты высказывают немало сомнений. Как пояснил «Веку» председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, отношение к проекту закона двойственное. С одной стороны, нужно решать проблему трудоустройства заключенных, а, с другой, в случае принятия законопроекта есть определенный риск злоупотреблений. «Прежде всего, труд не должен быть рабским. В советское время этим рабским трудом добивались больших успехов, но достигнуты они были на костях заключенных», - заявил Нилов. По мнению депутата, не ясно, на добровольных ли условиях будут работать заключенные, да и на каких работах они должны быть задействованы.
«Идея - здравая», - считает первый заместитель председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов. Депутат пояснил «Веку», что труд заключенных использовался и в советское время. Но работать осужденные непременно должны были на добровольных началах. «Наша страна подписала ряд международных конвенций против принудительного труда. Нарушив их, мы тем самым испортим имидж и России, и компаний, которые решились привлечь заключенных на работу», - полагает Емельянов.
Между тем, директор региональной программы Независимого института социального развития Наталья Зубаревич считает, что этот законопроект можно назвать ГУЛАГ номер 2. По мнению Зубаревич, ФСИН всеми силами пытается выйти на окупаемость, но любой труд заключенных будет подневольным. «Он вносит лепту в динамику развития страны, но она кривая. Надо подойти к этому вопросу очень аккуратно с точки зрения прав человека», - считает Зубаревич.