Процесс оказания госуслуг совершенствуется в Томской области
При получении государственных и муниципальных услуг контакты заявителей (юридических и физических лиц) с чиновниками к 2014 году должны быть сведены к нулю.
По информации председателя комитета программно-целевого управления областного департамента экономики Наталии Кондаковой, таковы требования нового федерального законодательства, передает пресс-служба администрации Томской области.
«Чтобы достичь поставленной задачи, областная власть сейчас работает над совершенствованием процесса оказания госуслуг с применением современных информационно-коммуникационных технологий. У населения будет три способа получения услуг — через многофункциональные центры, Интернет-порталы и универсальную электронную карту. В итоге регистрация ребенка, получение паспорта, назначение пенсии, открытие бизнеса и оформление любой другой услуги должны стать быстрее, доступнее и проще», — отмечает Наталия Кондакова.
Смысл оказания услуг через многофункциональные центры (МФЦ) заключается в том, что заявитель, обращаясь в центр, приносит определенный пакет документов, а дальше уже сами сотрудники этого МФЦ обеспечивают взаимодействие с органами власти для того, чтобы услуга была оказана. Более того, с июля 2011 года органам власти будет запрещено требовать какие-либо справки или документы с человека, если они есть в органах власти любого уровня. Например, сегодня с человека, пришедшего за пособием на оплату ЖКУ, могут попросить справку о доходах из налоговой, за которой придется идти самостоятельно, а с 1 июля следующего года получить данную справку должен будет сам сотрудник МФЦ через соответствующий запрос (примечание: если за это не взимается плата, госпошлина).
Таким образом, в перспективе пакет документов должен состоять из двух: паспорт и заявление на получение услуги. Как сообщает директор Томского областного многофункционального центра Александр Духанин, на сегодняшний день в центре услуги предоставляются по четырем основным направлениям — в сфере социальной защиты и поддержки населения, поддержки предпринимательства, в сфере недвижимости и справочно-консультационные услуги по налогообложению, антимонопольной и миграционной деятельности.
«Таким образом, сегодня на базе МФЦ оказывается порядка 150 муниципальных и государственных услуг, — говорит директор томского МФЦ. — Сейчас активизирована работа с федеральными и региональными структурами по увеличению числа услуг, которые можно было бы получить в МФЦ. Например, уже достигнуты определенные договоренности с Пенсионным фондом, и часть их услуг в следующем году также можно будет получить при обращении в МФЦ».
На базе МФЦ повышают качество оказания госуслуг за счет введения электронной очереди и открытие call-центра, куда поступают тысячи телефонных обращений. Также центр имеет свой интернет-сайт, с различными интерактивными возможностями: здесь можно записаться на прием, получить консультацию в режиме видеоконференции у специалистов. Кроме того, разработана информационно-справочная система МФЦ, которая отображает данные о его работе и оказываемых здесь услугах. Эта система в дальнейшем может быть интегрирована с системой интернет-порталов оказания госуслуг.
«Создание интернет-порталов — это второй способ получения государственных и муниципальных услуг, над которым сейчас ведется работа в стране и нашем регионе», — сообщает Наталия Кондакова. — На портал можно будет заходить с компьютеров либо через инфоматы, которые планируется установить в местах массового пребывания людей, например, на почте, в крупных торговых центрах. Через этот портал будет возможность оформить запрос на определенную услугу и, проделав ряд требуемых действий, также получить эту услугу.
«Технологически это достаточно сложно, — поясняет председатель комитета, — так как нужно будет обеспечить безопасность персональных данных человека, оперативный обмен информацией между электронными базами данных различных ведомств и т.д. Поэтому предварительно называемые сроки выведения работы порталов на требуемый уровень — это 2014-15 годы».
Тем не менее уже с 1 декабря 2010 года на федеральном и региональном порталах размещены сведения об определенных услугах: кто их оказывает, в какое время, кто ответственный исполнитель, какой пакет документов нужно иметь, а также бланки и формы заявлений. В перспективе можно будет направлять заявление на получение услуги в электронном виде, отслеживать, где и на какой стадии рассмотрения она находится, а затем получить услугу тоже в электронном виде. Третий вариант получения услуг населением — это внедрение универсальной электронной карты. В Томской области подобный проект уже реализуется под названием «социальная карта», но ею пользуется лишь определенная часть людей, имеющая право на соцподдержку. Назначение универсальной электронной карты будет значительно шире. Ее сможет получить каждый житель Российской Федерации.
В первую очередь она будет выполнять функцию идентификации личности (паспорт, свидетельство о рождении, водительское удостоверение, ИНН, пенсионное свидетельство, полис медицинского страхования, история работы, учебы, семейное положение и т.д.). Вторая функция универсальной электронной карты — она будет являться платежным документом, как любая банковская карточка. И третья основная функция — это доступ к получению услуг в электронном виде, причем не только социальных. Карточка будет давать доступ к порталу через компьютер или инфомат.
«Уже с 1 января 2012 года граждане могут по желанию получить такую карту, а с 2014 года все должны иметь универсальную электронную карту, кроме тех, кто напишет письменный отказ от нее», - заявили газете «Век» в пресс-службе администрации Томской области.
«В Санкт-Петербурге уже сегодня при рождении ребенка мама получает электронную карту на ребенка, куда сразу включены все выплаты на ребенка, информация о включении в очередь в детский сад, автоматически прикрепляется к поликлинике, начисляются все льготы и пособия», — привела пример Наталия Кондакова.
«Чтобы достичь поставленной задачи, областная власть сейчас работает над совершенствованием процесса оказания госуслуг с применением современных информационно-коммуникационных технологий. У населения будет три способа получения услуг — через многофункциональные центры, Интернет-порталы и универсальную электронную карту. В итоге регистрация ребенка, получение паспорта, назначение пенсии, открытие бизнеса и оформление любой другой услуги должны стать быстрее, доступнее и проще», — отмечает Наталия Кондакова.
Смысл оказания услуг через многофункциональные центры (МФЦ) заключается в том, что заявитель, обращаясь в центр, приносит определенный пакет документов, а дальше уже сами сотрудники этого МФЦ обеспечивают взаимодействие с органами власти для того, чтобы услуга была оказана. Более того, с июля 2011 года органам власти будет запрещено требовать какие-либо справки или документы с человека, если они есть в органах власти любого уровня. Например, сегодня с человека, пришедшего за пособием на оплату ЖКУ, могут попросить справку о доходах из налоговой, за которой придется идти самостоятельно, а с 1 июля следующего года получить данную справку должен будет сам сотрудник МФЦ через соответствующий запрос (примечание: если за это не взимается плата, госпошлина).
Таким образом, в перспективе пакет документов должен состоять из двух: паспорт и заявление на получение услуги. Как сообщает директор Томского областного многофункционального центра Александр Духанин, на сегодняшний день в центре услуги предоставляются по четырем основным направлениям — в сфере социальной защиты и поддержки населения, поддержки предпринимательства, в сфере недвижимости и справочно-консультационные услуги по налогообложению, антимонопольной и миграционной деятельности.
«Таким образом, сегодня на базе МФЦ оказывается порядка 150 муниципальных и государственных услуг, — говорит директор томского МФЦ. — Сейчас активизирована работа с федеральными и региональными структурами по увеличению числа услуг, которые можно было бы получить в МФЦ. Например, уже достигнуты определенные договоренности с Пенсионным фондом, и часть их услуг в следующем году также можно будет получить при обращении в МФЦ».
На базе МФЦ повышают качество оказания госуслуг за счет введения электронной очереди и открытие call-центра, куда поступают тысячи телефонных обращений. Также центр имеет свой интернет-сайт, с различными интерактивными возможностями: здесь можно записаться на прием, получить консультацию в режиме видеоконференции у специалистов. Кроме того, разработана информационно-справочная система МФЦ, которая отображает данные о его работе и оказываемых здесь услугах. Эта система в дальнейшем может быть интегрирована с системой интернет-порталов оказания госуслуг.
«Создание интернет-порталов — это второй способ получения государственных и муниципальных услуг, над которым сейчас ведется работа в стране и нашем регионе», — сообщает Наталия Кондакова. — На портал можно будет заходить с компьютеров либо через инфоматы, которые планируется установить в местах массового пребывания людей, например, на почте, в крупных торговых центрах. Через этот портал будет возможность оформить запрос на определенную услугу и, проделав ряд требуемых действий, также получить эту услугу.
«Технологически это достаточно сложно, — поясняет председатель комитета, — так как нужно будет обеспечить безопасность персональных данных человека, оперативный обмен информацией между электронными базами данных различных ведомств и т.д. Поэтому предварительно называемые сроки выведения работы порталов на требуемый уровень — это 2014-15 годы».
Тем не менее уже с 1 декабря 2010 года на федеральном и региональном порталах размещены сведения об определенных услугах: кто их оказывает, в какое время, кто ответственный исполнитель, какой пакет документов нужно иметь, а также бланки и формы заявлений. В перспективе можно будет направлять заявление на получение услуги в электронном виде, отслеживать, где и на какой стадии рассмотрения она находится, а затем получить услугу тоже в электронном виде. Третий вариант получения услуг населением — это внедрение универсальной электронной карты. В Томской области подобный проект уже реализуется под названием «социальная карта», но ею пользуется лишь определенная часть людей, имеющая право на соцподдержку. Назначение универсальной электронной карты будет значительно шире. Ее сможет получить каждый житель Российской Федерации.
В первую очередь она будет выполнять функцию идентификации личности (паспорт, свидетельство о рождении, водительское удостоверение, ИНН, пенсионное свидетельство, полис медицинского страхования, история работы, учебы, семейное положение и т.д.). Вторая функция универсальной электронной карты — она будет являться платежным документом, как любая банковская карточка. И третья основная функция — это доступ к получению услуг в электронном виде, причем не только социальных. Карточка будет давать доступ к порталу через компьютер или инфомат.
«Уже с 1 января 2012 года граждане могут по желанию получить такую карту, а с 2014 года все должны иметь универсальную электронную карту, кроме тех, кто напишет письменный отказ от нее», - заявили газете «Век» в пресс-службе администрации Томской области.
«В Санкт-Петербурге уже сегодня при рождении ребенка мама получает электронную карту на ребенка, куда сразу включены все выплаты на ребенка, информация о включении в очередь в детский сад, автоматически прикрепляется к поликлинике, начисляются все льготы и пособия», — привела пример Наталия Кондакова.