Программу развития авиапрома не реализовали на 26%
Как выяснил «КоммерсантЪ», правительство признало серьезное отставание в выполнении обширных планов по реанимации авиапрома РФ. Отрасли не удалось достигнуть ключевых показателей: снизились объемы поставок военных и гражданских самолетов и вертолетов, сдвинулись сроки все контрольные точки проекта нового пассажирского МС-21.
В прошлом году реализация мероприятий, запланированных в рамках государственной программы развития авиационной промышленности, была проведена на уровне 74%. Об этом в тематическом докладе заявили специалисты Минэкономразвития. При этом отставание было получено на фоне увеличенного финансирования. Изначально смета мероприятий предусматривала расходование 53 млрд рублей, однако в процессе их выполнения расходы были повышены на 10 млрд рублей. Добиться исполнителям удалось достижения примерно 50% ключевых показателей. В списке проваленных направлений оказалось и ключевое – производство отечественных лайнеров. В минувшем году вместо запланированных 198 самолетов удалось отправить заказчикам всего 136.
Составители документа отмечают, недоработки во многом были обусловлены последствиями антироссийских ограничений Запада, в силу которых отечественные компании частично утратили доступ к иностранным рынкам. Кроме того, внутри России наблюдается уменьшение пакета заказов на авиационные машины. Среди отрицательных факторов эксперты называют падение курса рубля, из-за чего предприятия не смогли закупить запланированное количество импортных компонентов и установок. Заграничные заказчики также сократили заявки на авиамашины. В сегменте импортозамещения наиболее проблематичная ситуация сложилась с подбором аналогов для двигателей и других комплектующих, которые традиционно закупались на авиазаводах Украины.
Еще одной существенной недоработкой стал срыв контрольных этапов разработки лайнера МС-21. Позже запланированного был подготовлен рабочий пакет конструкторских документов. При этом разработка версии МС-21-200 идет без сбоев, а вот в опытном образце МС-21-300 были выявлены существенные технические недостатки. Тем не менее, в компании-разработчике «Иркуте» утверждают, что заказчики на 175 лайнеров уже имеются, и даже авансировали выпуск новинки.
Не в полной мере выполняется и подраздел программы по выпуску вертолетов. Из-за корректировки государственного оборонного заказа выпуск геликоптеров для нужд Минобороны сократили с 390 до 190 машин. Кроме того, отложен серийный выпуск моделей Ка-62 и Ми-38.
Составители документа отмечают, недоработки во многом были обусловлены последствиями антироссийских ограничений Запада, в силу которых отечественные компании частично утратили доступ к иностранным рынкам. Кроме того, внутри России наблюдается уменьшение пакета заказов на авиационные машины. Среди отрицательных факторов эксперты называют падение курса рубля, из-за чего предприятия не смогли закупить запланированное количество импортных компонентов и установок. Заграничные заказчики также сократили заявки на авиамашины. В сегменте импортозамещения наиболее проблематичная ситуация сложилась с подбором аналогов для двигателей и других комплектующих, которые традиционно закупались на авиазаводах Украины.
Еще одной существенной недоработкой стал срыв контрольных этапов разработки лайнера МС-21. Позже запланированного был подготовлен рабочий пакет конструкторских документов. При этом разработка версии МС-21-200 идет без сбоев, а вот в опытном образце МС-21-300 были выявлены существенные технические недостатки. Тем не менее, в компании-разработчике «Иркуте» утверждают, что заказчики на 175 лайнеров уже имеются, и даже авансировали выпуск новинки.
Не в полной мере выполняется и подраздел программы по выпуску вертолетов. Из-за корректировки государственного оборонного заказа выпуск геликоптеров для нужд Минобороны сократили с 390 до 190 машин. Кроме того, отложен серийный выпуск моделей Ка-62 и Ми-38.