Путин ставит своих
Министром экономического развития РФ назначен Алексей Улюкаев, раньше занимавший пост заместителя главы Центробанка. Андрей Белоусов, который возглавлял Минэкономразвития, стал помощником президента по экономическим вопросам. Соответствующие указы подписал глава государства Владимир Путин.
На посту помощника президента Белоусов сменил Эльвиру Набиуллину, которая возглавила Центробанк РФ.
По словам генерального директора Центра политической информации Алексея Мухина, эта тройная рокировка (Белоусов, Набиуллина, Улюкаев) была ожидаема. «До конца года ожидаю еще перемены в правительстве. Путин давно хотел забрать себе Белоусова», - сообщил эксперт «Веку».
Как заявил «Веку» эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Слатинов, рокировка руководства ЦБ и Минэкономразвития вызвана сочетанием личных и политико-идеологических факторов.
«Ясно, что с приходом в ЦБ Эльвиры Набиуллиной у Алексея Улюкаева было немного шансов остаться там - экспертам давно известно, что эти два представителя системного либерального лагеря не очень хорошо ладят на личностном уровне, - добавил Слатинов. - Касательно Андрея Белоусова, он чувствовал себя в кабинете Дмитрия Медведева некомфортно - привык работать с Владимиром Путиным. Кроме того, идеологически принадлежит к «мягким дирижистам», а медведевский кабинет является, скорее, «либерально-монетаристским»».
«Произошедшая рокировка, как ни странно, укрепила медведевский кабинет в идеологическом смысле, поскольку Улюкаев - либерал-монетарист, концептуально линия правительства станет более органичной - с упором на макроэкономическую стабильность и структурные реформы. Улюкаев уже объявил, что его целью на министерском посту станет улучшение инвестклимата. Понятно, что его министерство теперь сосредоточится не на дирижистских, а институциональных мерах по оживлению экономики.
Но дело в том, что став идеологически однороднее, правительство продолжает терять политический вес, а центр принятия решений в области экономики перемещается в Кремль. Речь Путина на Петербургском экономическом форуме явно написана под влиянием «дирижистов» - для стимулирования экономического роста заявлены меры, большей частью предлагавшиеся как раз Андреем Белоусовым. Понятно, что перемещение последнего в администрацию президента будет означать дальнейший рост влияния Кремля на выработку экономической политики».
По словам Слатинова, Путин продолжает естественную для суперпрезидентской системы стратегию уравновешивания различных групп интересов и идеологических лагерей, которая сохраняет за ним позицию конечного арбитра. При этом влияние медведевского кабинета, который «завис» между техническим и политическим статусом, продолжает ослабевать. По осени можно ожидать новых «рокировок» и отставок в правительстве. А если экономического оживления не случится - в следующем году ответит весь кабинет.
«Стратегия постоянного балансирования между ключевыми группами интересов и идеологическими лагерями внутри властной системы имеет существенные издержки, - говорит политолог. - Позволяя сохранить стабильность системы в целом, она блокирует осуществление консолидированной политики, предлагая вместо этого компромиссные решения. Комплекс мер по экономическому оживлению, презентованный в Петербурге, - классический пример того, что дирижистских мер недостаточно, а их эффективность (осуществление больших инфраструктурных проектов госкомпаниями) сомнительна, при этом полумеры в области институциональных реформ не решат задачу существенного улучшения инвестклимата. Путинская система попала в ловушку «частичных реформ», и перспективы выхода из нее не просматриваются».
По словам генерального директора Центра политической информации Алексея Мухина, эта тройная рокировка (Белоусов, Набиуллина, Улюкаев) была ожидаема. «До конца года ожидаю еще перемены в правительстве. Путин давно хотел забрать себе Белоусова», - сообщил эксперт «Веку».
Как заявил «Веку» эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Слатинов, рокировка руководства ЦБ и Минэкономразвития вызвана сочетанием личных и политико-идеологических факторов.
«Ясно, что с приходом в ЦБ Эльвиры Набиуллиной у Алексея Улюкаева было немного шансов остаться там - экспертам давно известно, что эти два представителя системного либерального лагеря не очень хорошо ладят на личностном уровне, - добавил Слатинов. - Касательно Андрея Белоусова, он чувствовал себя в кабинете Дмитрия Медведева некомфортно - привык работать с Владимиром Путиным. Кроме того, идеологически принадлежит к «мягким дирижистам», а медведевский кабинет является, скорее, «либерально-монетаристским»».
«Произошедшая рокировка, как ни странно, укрепила медведевский кабинет в идеологическом смысле, поскольку Улюкаев - либерал-монетарист, концептуально линия правительства станет более органичной - с упором на макроэкономическую стабильность и структурные реформы. Улюкаев уже объявил, что его целью на министерском посту станет улучшение инвестклимата. Понятно, что его министерство теперь сосредоточится не на дирижистских, а институциональных мерах по оживлению экономики.
Но дело в том, что став идеологически однороднее, правительство продолжает терять политический вес, а центр принятия решений в области экономики перемещается в Кремль. Речь Путина на Петербургском экономическом форуме явно написана под влиянием «дирижистов» - для стимулирования экономического роста заявлены меры, большей частью предлагавшиеся как раз Андреем Белоусовым. Понятно, что перемещение последнего в администрацию президента будет означать дальнейший рост влияния Кремля на выработку экономической политики».
По словам Слатинова, Путин продолжает естественную для суперпрезидентской системы стратегию уравновешивания различных групп интересов и идеологических лагерей, которая сохраняет за ним позицию конечного арбитра. При этом влияние медведевского кабинета, который «завис» между техническим и политическим статусом, продолжает ослабевать. По осени можно ожидать новых «рокировок» и отставок в правительстве. А если экономического оживления не случится - в следующем году ответит весь кабинет.
«Стратегия постоянного балансирования между ключевыми группами интересов и идеологическими лагерями внутри властной системы имеет существенные издержки, - говорит политолог. - Позволяя сохранить стабильность системы в целом, она блокирует осуществление консолидированной политики, предлагая вместо этого компромиссные решения. Комплекс мер по экономическому оживлению, презентованный в Петербурге, - классический пример того, что дирижистских мер недостаточно, а их эффективность (осуществление больших инфраструктурных проектов госкомпаниями) сомнительна, при этом полумеры в области институциональных реформ не решат задачу существенного улучшения инвестклимата. Путинская система попала в ловушку «частичных реформ», и перспективы выхода из нее не просматриваются».